Русского «Генерала» чествовали в Канаде. Марков – легенда даже без Кубка Стэнли
Бонсуа, Монреаль!
«Номер 79, Андрей Марков!» – слова диктора перед игрой «Монреаля» с «Джетс» подняли на ноги весь Bell Centre, который ждал этого момента с 2018 года. Им очень хотелось отблагодарить защитника за все, что он сделал для клуба.
«Бонсуа, Монреаль», – произнес Марков после двухминутных оваций, и трибуны взорвались еще громче. Андрей – не фанат публичных выступлений, и в разговорах с журналистами обычно скуп на эмоции. Но сегодня он говорил от всего сердца, до блеска от слез в глазах.
«Монреаль Канадиенс» – старейший и самый титулованный клуб НХЛ. За 108 лет «Хабс» одержали более 3600 побед и выиграли 23 Кубка Стэнли. Это все рекорды лиги, и ничего, что от их последнего чемпионства тянет нафталином. Кажется, в его истории, уже случалось все, что только можно представить – от доминирования в 70-х до домашних 1:11 от «Русской пятерки» «Детройта», которые привели в бешенство Патрика Руа. Болельщики «Монреаля» видели блистательного Ги Лафлера, 50 голов в 50 матчах Мориса Ришара, возвращение Саку Койву после онкологии, космические сэйвы Кена Драйдена и Кэри Прайса.
Но такой церемонии, посвященной русскому хоккеисту у «Хабс», прежде не было.
Андрей Марков не выиграл с «Монреалем» Кубок Стэнли, у него нет индивидуальных наград или рекордов результативности, и все же в истории «Хабс» он занял особое место. Как отметил его бывший напарник Пи Кэй Суббан, так просто «Генералом» игрока не назовут. Обороной «Монреаля» Андрей управлял 16 лет и 1000 с лишним матчей, если не забывать о плей-офф.
Из всех защитников «Канадиенс» только у Ларри Робинсона больше матчей и очков за клуб. А если бы не травмы, которые отняли у праймового Маркова почти два с половиной сезона, хотя бы один рекорд он точно побил бы. А, возможно, поборолся бы и за Кубок. В 2010-м «Монреаль» добрался до финала Востока, потеряв «Генерала» после серии первого раунда с «Вашингтоном». В матчах с «Филадельфией» той весной тонких пасов и умной игры Андрея команде очень не хватало.
Именно благодаря интеллекту и пониманию хоккея Марков так полюбился в Монреале. Он не хитовал все, что движется, как Майк Комисарек. Не летел в атаку, позабыв обо всем на свете, как Пи Кэй Суббан, не щелкал с такой силой, как Шелдон Сурэй, и не катался, как Лэйн Хатсон.
«Марков всегда знал, где именно окажется шайба, и где ему нужно быть, чтобы получить ее. Его голова работала иначе, на другом уровне в сравнении с остальными хоккеистами. И даже когда скорости в лиге выросли, он оставался эффективным и полезным для команды», – рассказал о нем нападающий Брендан Галлахер в интервью Sportsnet.
Александр Хаванов как-то назвал его Дацюком среди защитников – Марков всегда был на шаг впереди и спиной видел то, что другие не могли разглядеть под микроскопом. Александр Овечкин вспоминает Андрея всякий раз, когда его просят собрать символическую пятерку игроков. Это многое значит.
«Я смотрю на сегодняшний «Монреаль» и вижу огромное будущее», – сказал Марков в завершении своей речи. Через пару часов «Канадиенс» дожали «Виннипег» в серии буллитов, а одним из лучших у них был Иван Демидов.
Может, ему удастся сделать то, что не смог ни Марков, ни другие игроки «Хабс» с 1993 года. Таланта для победы в Кубке Стэнли этой команде точно хватает.
Фото: East News/Christopher Katsarov/The Canadian Press via AP; Gettyimages/Dave Sandford / Stringer