Женщины, литература, хейт. Денис Казанский о профессии комментатора
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Спортивный маркетолог сделал большое интервью с Денисом Казанским о профессии комментатора. Полезно, если хотите стать комментатором. Любопытно, если профессия интересна со стороны.
Хороший комментатор – это хороший экскурсовод
– Денис, сразу оговорюсь. Я не журналист, а спортивный маркетолог. Интервью с вами делаю потому, что многие молодые ребята рассматривают профессию комментатора как потенциальную. Поэтому мои вопросы порой могут звучать слишком банально, а местами – стыдно.
Среди лидеров разных профессий иногда модно говорить, что они никому не советуют свое дело. Как у вас?
– Эту фразу я услышал от Юрия Альбертовича Розанова, а он от — Евгения Александровича Майорова. Она такая: «Совет нужен тем, кто просит совета». Я думаю, это касается не только профессии, но и жизни вообще. Лезть к кому-то со своими советами точно нет необходимости. А хорошего совета тебе не простят никогда, как говорил Оскар Уальд.
Мне самому было очень важно и интересно построить свой стиль. Найти его через истории неудач. Потому что они гораздо значимее историй успеха. Успех не повторишь, у каждого он чужой. А на неудачах можно учиться. Вот в этом направлении я и двигался.
Сейчас есть ребята, которые у меня что-то спрашивают. Я с большим удовольствием их просто слушаю и подсказываю, в каком направлении идти. Но я не могу сказать, что созрел до большой комментаторской школы. Какой, например, занимался Вася Уткин когда-то или чему сейчас учат в академии мои коллеги. Честно говоря, я бы именно туда не пошел. При том, что я по образованию педагог. Помогать людям делать качественные сюжеты – пожалуй. Преподавать «комментаторство» – рано.
Но какие-то вещи из своей практики и наблюдений, конечно, могу посоветовать. И если это будет полезно или как-то использовано – это уже не мое дело.
– Некоторые люди смущаются, когда их представляют по профессии, кто-то гордится. Что чувствуете вы, когда вас называют комментатором?
– Это моя основная профессия. Она меня сформировала, мое мировоззрение и все прочее. Я, в первую очередь, комментатор. Все остальное – сопутствующее.
Мне, конечно, дико нравится телевидение. Всем этим я занимаюсь давно, лет с 18. И, надеюсь, что у меня еще хватит сил продолжать. Но, прежде всего, я — спортивный комментатор. Мне кажется, это довольно высокая ступень развития в разговорном жанре. Ты остаешься один на один с микрофоном, многомиллионной аудиторией и самой игрой. И ты должен это рассказать. Вот такое вот ощущение.
Когда-то, на заре карьеры, я мечтал работать на НТВ в большой журналистской редакции. Как раз была на пике команда Леонида Парфенова и его «Намедни» вместе с Николаем Картозией. Они делали абсолютно выдающиеся проекты, и мне очень хотелось туда попасть. Но не получилось.А через какое-то время я комментировал матч на большом канале НТВ. И тогда подумал: «Надо же, как сложилось». Я хотел быть репортером и делать сюжеты на 3-7 минут. А тут я один комментирую футбол на 90 минут. Это, конечно, меня тогда очень впечатлило.
– Валерий Карпин довольно резко высказался про роль комментатора. Как бы ответили вы: кто такой комментатор и в чем его задача?
– На мой взгляд, задача комментатора – качественное сопровождение игры. Людям, которые впервые попадают на стадион, поначалу бывает некомфортно. Они ведь привыкли, что кто-то рассказывает им, что происходит. Их уши и голова уже настроены на такое восприятие игры. И это действительно важно.
Комментатор – это человек, который дополняет картинку. Придает ей чуть больше цвета, как мне кажется. Это, конечно, очень грубое сравнение, и тут важно не быть неправильно понятым. Но мне кажется, что хороший официант – это такое же связующее звено между кухней и твоим желудком. Подача блюда, то, как оно попадает к тебе на стол и как выстраивается общение. Вот что-то такое. Или экскурсовод. Который не меняет твое общее впечатления от шедевра, но дает иной угол зрения на него.
От этого зависит, как футбол или хоккей останутся в твоей памяти. Одно дело – стадион, где ты все видел своими глазами. Другое дело – дом, где ты смотришь телевизор, а твое настроение формируется и игрой на поле, и тем, как говорит человек.
Поэтому для меня задача комментатора – не развлекать. Нет. Скорее, помогать человеку смотреть футбол. Возможно, узнавать что-то новое. При этом супер важно комментировать именно игру, а не свое представление о ней. Это достаточно тонкая материя. И эту границу легко нарушить.
– Пожалуй, самый глупый вопрос: комментатор и спортивный журналист – одно и то же?
– Нет, конечно. Уже второй или третий год веду спецкурс в Высшей школе экономики. Там ребята на четвертом курсе выбирают специализацию «Спортивная журналистика». Там про сюжеты, статьи и колонки, эфиры в телевизоре и на платформах. Мне кажется, что спортивная – лишь оттенок обычной журналистики. Приемы, навыки, наработки – все то же, что работает при создании материалов о коммунальных проблемах, решениях госдумы, погоде или моде. Эти же приемы работают и в спорте. Меняются только голы, очки, секунды. А построение телевизионного сюжета, сам подход – все остается тем же.
А вот комментатор – это совсем другая история. Это уже артистическое... стендапом это не назовешь. Но наличие артистизма в словах, жестах комментатора – это невероятно важно. Там в сюжетах факты. А здесь их интерпретация.
Даже не думал стать комментатором
– Вы уже в детстве знали, кем хотите стать?
– Действительно, у нас в стране проблема специализации всегда была. Так устроено образование. Уже в одиннадцатом классе, а это был 1996-й год, я не очень представлял, что будет дальше и куда я пойду. Мне нравилось многое. Я пробовал, пытался как-то найти себя и понять, какое образование мне нужно.
Я рассматривал МГИМО, присматривался к журфаку МГУ, к истфаку и инязу, ГИТИСу и ВГИКу, к Академии ФСБ. Туда был на пороге поступления. В итоге… вернулся в Липецк и остановился на профессии учителя русского языка, литературы и английского. Не без помощи родителей – папа и мама принимали в этом самое активное участие. В выборе именно этого направления. И оно, как совпало, действительно было связано с журналистикой.
А потом на первом курсе как-то так случилось, что я узнал о конкурсе, который проводила Липецкая телекомпания ТВК. В 1997-м. Мне стало интересно, и так сложилось, что я успел в последний день подать документы, выиграть этот конкурс и вместе с еще двумя коллегами попасть в штат.
А региональное телевидение в конце 90-х – это очень сильная и интересная школа. Работал там с 1997-го практически по 2005-й. Там много чего происходило. Целая книга набралась бы про липецкое телевидение и область того периода. Абсолютный расцвет региональных медиа.
Но в какой-то момент я понял, что надо расти дальше. Что я упираюсь в потолок профессии, а мне очень важно сделать следующий шаг. Я пытался, но у меня ничего не получалось. Года два, наверное, я искал что-то свое, что поможет уехать из Липецка и продолжить путь в профессии. Но, как я говорю, не получалось. Я всегда куда-то упирался.
И искал-то я не спорт. Я хотел быть либо ведущим новостей, либо репортером – вот что-то такое. Я в эту сторону смотрел. Чуть не уехал в Томск. Но опять же несколько случайных встреч и момент, когда я узнал, что «НТВ-Плюс» проводит конкурс.
– Дальше ваш путь был более спланированный?
– На том этапе я не планировал быть спортивным комментатором, даже не думал об этом. В итоге вот как получилось: в 2005-м я подал заявление на этот конкурс. Мне снова повезло. Я выиграл его вместе с Олегом Пирожковым и Мишей Поленовым. Вот мы втроем и попали на работу на «НТВ-Плюс». Ну все, а дальше пошла уже трудовая биография здесь.
Примечательно, что это было ровно 20 лет назад. Как раз в ноябре – в конце ноября 2005 года. А сейчас мы беседуем в конце ноября 2025-го. И как раз хотим с ребятами вспомнить, как все это было. Так что да – какая у нас тут еще получается круглая дата.
– Вы редкий пример комментатора, который работает и на хоккее, и на футболе. Сейчас это норма или, скорее, исключение?
– Это исторически сложилось. Еще на липецком телевидении я комментировал хоккей. Мы были одними из первых, а, может, и последних, кто показывал хоккей в прямом эфире в конце 90-х. Так все и пошло. Возможность была, Липецк тогда играл в Суперлиге.
Плюс хоккей – это вид спорта, которым я в детстве серьезно занимался. Футбол же я просто любил, как все. Игроки вообще часто взаимозаменяемы: многие хоккеисты хорошо играют в футбол, а футболисты – в хоккей.Эти виды спорта очень похожи по своей структуре. Но главное сходство, наверное, в мышлении игроков и влиянии тренеров. Я бы сравнил их между собой. Исторически так сложилось, что в послевоенное время спортсмены летом играли в футбол, а зимой – в хоккей. Комментаторы также работали на обеих кафедрах: футбола и хоккея. Тренеры одинаково изучали эти дисциплины, и только потом началась специализация.
Розанов, конечно, тот самый человек. Миша Мельников – тоже комментатор обоих видов спорта. Я не могу советовать что-то выбирать. Да и сейчас много ребят совмещает. Если понимаешь и там, и там – почему бы не попробовать?
Это абсолютно индивидуальная ситуация. Но мне кажется, такое совмещение влияет на комментатора положительно. Разные скорости, динамика репортажа, приемы – все по-разному. И тебе не надоедает один вид спорта. Если долго работать только на футболе, в какой-то момент приходит пресыщение. А переключаясь на хоккей после футбола, ты не теряешь тот голод, который должен быть перед каждым репортажем. Я немного отдыхаю от одного спорта, просто переключаясь на другой. Такой отдых, смена деятельности.
– Ваше участие во многих других неспортивных проектах – это способ заработать или интерес к новому?
– Участие в других проектах никогда не было целью заработать и не будет. Как я говорил, моя профессия – спортивный комментатор. Когда я попадаю, например, в жюри музыкального конкурса или оказываюсь в кресле знатока или в жюри КВН – это возможность приобрести новый опыт, почувствовать другие эмоции, как это бывает. Что-то подсмотреть, что пригодится в репортаже. Эмоцию, слова, жесты, просто наблюдения.
Главное качество и репортера, и комментатора – это любопытство. Если теряешь вкус к этому и интерес, перестаешь развиваться. Меня никогда не интересовало, сколько заплатят. Если есть возможность что-то попробовать, что выводит за рамки комментаторской работы, я с большим удовольствием это делаю.
Конечно, когда есть возможность попасть на «Угадай мелодию», КВН или, как недавно, пригласили на серию подкастов «Союзмультфильма» – это очень интересно. Это расширяет горизонты сознания, познания и наблюдений за жизнью.
Это часть личностного развития, приобретение новых знаний, которые дают иные ценности и возможности. Начать смотреть на происходящее под другим углом, больше знать, больше чувствовать – это гораздо интереснее. Собственно, это как путешествие. Ты сам платишь за то, чтобы почувствовать и узнать что-то новое. И это помогает в основной профессии.
Кнопка mute – самое суровое наказание для комментатора
– Мне часто в личку пишут молодые ребята с вопросом: «Хочу стать комментатором. Что делать?». Ваш универсальный ответ на такой вопрос.
– Есть один универсальный совет, который касается, наверное, всех. Как можно больше читать.
Художественная литература не только расширяет воображение. Она сильно влияет на твой способ выражать эмоции и мысли. Формирует твой язык, твой словарный запас, твою интонацию. Ничто другое так не работает. Даже просмотр фильмов, хотя это, конечно, тоже важно. Комментатор должен нести в себе культурные ценности: через чтение и развитие собственного словаря.
Дальше, конечно, идет техника речи. Ее нужно бесконечно изучать и тренировать. И насмотренность в футболе, знание игры – это все понятно. Но первое, что действительно важно – это формирование собственного языка, своей языковой личности. А это возможно только через большой объем прочитанной литературы. Неважно, как ты это делаешь. Главное, читать.
– Где сейчас учиться на комментатора?
– «Матч-Академия» есть. Там, говорят, ребят обучают на комментаторов. Где еще, честно говоря, не очень в курсе. Вася Уткин делал свои курсы. У Розанова была идея просто галактического масштаба обучения и он только-только начал ее реализовывать, как болезнь забрала его.
Можно ли выучиться на комментатора? Можно. Можно пройти какие-то практики, тебя можно огранить, придать блеск всему тому, что есть. Но мне кажется, это такая профессия… все-таки штучная. При том, что в последнее время действительно появилось огромное количество трансляций на разных платформах.
Но все же, насколько стране нужно такое промышленное производство комментаторов в каком-нибудь отдельном институте? У меня на этот счет большие сомнения. Если есть вариант каких-то спецкурсов – наверное, это более реалистично.
– Женщины-комментаторы – это норма?
– Женщины-комментаторы, конечно, это нормально. Тут важно, какой вид спорта они комментируют. Я сам в паре с Еленой Гришиной отработал несколько Олимпиад, мы вместе делали фехтование. Для меня это была огромная награда и привилегия – работать с ней в паре, говорить об этом виде спорта, делать его ярче.
Теннис блестяще комментировала Анна Владимировна Дмитриева. Абсолютный чемпион своего дела. Лиза Кожевникова, Иоланда Чен, Яна Батыршина, Мария Киселева, Татьяна Анатольевна Тарасова, Оля Богословская. Большой список.
– Вопрос, скорее, касается футбола и хоккея.
– Вот здесь довольно сложная территория. Мне кажется, исторически так сложилось, что воспринимать девушку-комментатора в футболе крайне сложно. Мы видим, когда девушка появляется со свистком на большом футбольном матче – это до сих пор вызывает умиление, удивление. То же самое, наверное, касается и комментаторов. Хотя в последнее время пошли эксперименты: в хоккее девчонки стали садиться к микрофону. В футболе я не думаю, что это станет большой практикой. Скорее, всегда будет исключением. Но это есть.
И опять же, может быть, для футбола и хоккея это не совсем «мое» в этом плане. Но я знаю огромное количество людей, которым женский взгляд на этот вид спорта нравится. И женщины-комментаторы должны быть.
– Давайте зафиксируем скиллы, без которых нельзя стать комментатором.
– Грамотный и интересный русский язык. Можно смотреть много-много-много футбола, но не уметь выражать свои эмоции, чувства и наблюдения. Или делать это плохим языком. Это краеугольный камень.
Я сейчас обратил внимание, что появилось огромное количество насмотренных комментаторов. Они ежеминутно следят за футболом, хоккеем, знают запредельные детали, но их неинтересно слушать. Потому что у них, наверное, не хватает той самой языковой культуры, которая делает тебя особенным. Она подменяется цифрой и энциклопедическими знаниями. А это не то.
Поэтому, во-первых, язык. Во-вторых, артистизм. Это очень важно. Воспринимать комментатора просто как человека, который словами передвигает мяч по полю – одно. А прожить с ним эти 90 минут, ради которых ты включил телевизор – совсем другое. Всегда хочется, чтобы у тебя на это время был надежный партнер, с которым комфортно смотреть матч. А для этого нужен артистизм, безусловно.
Я думаю, это в некоторой степени еще и театральная профессия. Большие актеры часто становятся хорошими комментаторами. Наоборот, кстати, не работает. По крайней мере, такие случаи неизвестны. Тот же Елагин. Александр Викторович сначала был в театре, а потом сел к микрофону.
Ну и, конечно, тембр голоса. Над ним можно работать с помощью техники речи, постепенно влиять на свой голос. Но основа – это то, что дано от природы, от мамы с папой. Тут уж ничего не поделаешь. Если у тебя есть запоминающийся тембр, который нравится людям, то это огромная доля успеха. Но это от тебя вообще никак не зависит.
– Импровизация – обязательный скилл?
– Весь репортаж, по сути, строится на ней. Но подготовка – основа. Есть правило: 80% и больше из того, что приготовил, оказывается в мусорной корзине. Потому что матч складывается совсем по-другому, а не по тем поворотам, которые ты себе представлял.
Вот ты готовишь рассказ про конкретного игрока, а он либо вообще не появляется в игре, либо играет плохо. И начинать насильно вставлять эту информацию бессмысленно. Поэтому весь механизм репортажа – это целиком импровизация. Ты никогда не знаешь, что произойдет в следующую секунду.В этом отличие футбола и хоккея от всех всего. Потому что история развивается прямо на твоих глазах и мгновенно превращается в исторический факт. Сюжет ты не знаешь. И ты живешь вместе с этим моментом. Это дико круто.
Все остальное можно отрежиссировать, а футбол и хоккей – никогда. Научиться этому, наверное, нельзя. Хотя какие-то приемы существуют. Они помогают легче реагировать на то, что происходит на поле или на льду. Но это зависит от индивидуальных способностей человека, его вкуса к словам и скорости реакции.
– Стрессоустойчивость комментатора к хейту – это скилл?
– Что касается стрессоустойчивости и хейта – этому невозможно научиться. Это можно только пережить. Ты понимаешь, как на все это реагировать, лишь когда проходишь через это сам. Кто бы тебя ни готовил к тому, что может случиться, пока не испытаешь на себе – не поймешь.
Здесь как раз тот случай, где выражение учиться на чужих ошибках не работает. Ты учишься только на своих. Миллионы примеров того, как другие справлялись с хейтом, тебе не помогут. Это сугубо личный опыт.
Это не должна быть какая-то особая стрессоустойчивость. Когда ты понимаешь, что тебя слушают тысячи людей и несешь ответственность за каждое слово, ты не должен цепенеть. Это важно. Но что касается именно хейта, с ним действительно можно справиться, только пережив волну негатива в свой адрес. Легко сказать: будь готов к этому. На деле это очень сложно.
В начале карьеры, если все складывается хорошо, ты нравишься всем. Это «эффект новичка»: новый голос, свежая манера. А через какое-то время к этому привыкают, начинают оценивать по другой шкале. Вот тут и начинается настоящая проверка. Способен ли ты выдержать такое давление или нет. Когда это перестает быть просто забавой, превращается в ремесло. Стрессоустойчивость... пожалуй, да, она необходима. Но именно в том виде, что это нужно только прожить.
– Как вы реагируете на злую критику?
– Критика будет всегда. Очень важно понимать, что ты не можешь нравиться абсолютно всем. Оценка твоей работы, оценка твоего таланта рассказчика – она абсолютно индивидуальна.
Поэтому нужно найти тех людей, мнению которых ты доверяешь. Которые не будут тебя постоянно хвалить, а будут предлагать другие ракурсы для твоей работы. С самим собой ты всегда договоришься.
Но в любой критике всегда есть что-то интересное. Важно научиться отключать эмоции, когда тебе пишут что-то негативное. И в этом потоке найти то правильное, что поможет тебе стать лучше.
– Давайте конкретно. Ты видишь гневные комментарии после эфира. Как справиться?
– Ты просто принимаешь это как факт. Что ты можешь сделать с дождем? Ничего, кроме как взять зонт. Его не остановить. Так же и с теми, кто тебя не любит, просто потому что не переносит звук твоего голоса. В каждом репортаже сталкиваешься с болельщиками, которые знают о своей команде все, потому что живут этим. Комментатор же живет многими, он не работает на клубное телевидение.
Болельщикам, конечно, приятнее, когда их команду хвалят и она выигрывает. Ты становишься обожаемым человеком. Но если команда проигрывает, а комментатор позволяет себе резкие оценки, он сразу становится объектом внимания.
Клубы тоже добавляют давления. Совсем недавно московский «Спартак» перед дерби проанализировал, сколько коллег комментировали их матчи и как эти матчи заканчивались, в чью пользу. К этому можно относиться только с улыбкой, но воспринимать правильно.
– Вам часто болельщики пишут?
– Бывает. И хорошее, и плохое. Конечно, цель не в том, чтобы снизить хейт, и уж тем более, понравиться всем в своей работе. Ни в коем случае. Цель: быть объективным и постараться скрасить футбол для зрителя. И если позитив перевешивает и люди получают удовольствие не только от игры – это замечательно.
– Еще про хейт. Как относитесь к англицизмам в репортаже?
– По-разному. Есть вещи, которые абсолютно не вызывают отторжения. Слова, без которых можно совершенно спокойно обходиться. Но есть и термины, без которых футбол или хоккей уже невозможно представить. Если же английские слова используют просто ради «понта» – это, конечно, слышно и видно. Это бесит.
В футбольных и хоккейных репортажах полно слов, которые, как кажется коллегам, должны «приподнять» комментатора над толпой. Их много, И это очень зря. Такое поведение точно не красит и отталкивает. Одно дело – помочь человеку, отправить его читать хорошую книгу или смотреть качественное кино. Совсем другое – говорить на непонятном для него языке и заставлять лезть в словарь. А кто захочет это делать? Люди скорее подумают: «Чего он несет? О чем речь?».
Когда ты отвлекаешь зрителей словами, которые сам, возможно, не до конца понимаешь, А уж аудитория точно не разгадает, что ты хотел сказать. Это абсолютно негативно. К сожалению, такое сейчас встречается часто.
– Некоторые слова и фразы от Василия Уткина приходилось гуглить…
– Вася, во-первых, сам изобретал новые слова, которые никакого отношения к словарям Даля или Ожегова не имели. Это был новояз. И он сам объяснял, что это такое. Например, «обезмячить» – это его изобретение, которое потом получило продолжение. Но оно выглядит уже неуклюже, когда говорят, например, «обесшайбить». Плюс каламбур, который он использовал. Он довольно вольно обращался с языком. Но в рамках приличия, потому что хорошо его знал.
А я говорю, скорее, о другом. Не зная языка и не используя все его преимущества, некоторые коллеги пытаются казаться умнее, чем есть на самом деле. Не изобретая слова, а как раз используя их, не совсем понимая их значения. И часто, как я уже сказал, используют их для того, чтобы приукрасить себя. Вот о чем я.
Вася – гений. Но для него была характерна именно эта игра словами, исходя из того, что он прекрасно знал наш язык и мог себе многое позволить.
– В фильме «Король говорит!» есть показательная сцена, где диктор готовится к выступлению: полоскает горло, распевается, приподнимается на носках. Есть ли необычные ритуалы в вашей подготовке?
– Конечно. Если говорить о подготовке к репортажу, каждое утро я делаю дыхательную гимнастику по Стрельниковой. Все, кто занимается техникой речи, ее прекрасно знают.
Я занимаюсь с педагогом по речи Ириной Автушенко, которая преподает в ГИТИСе. Мы с ней работали достаточно давно, брал частные уроки. Сейчас снова вернулся к этому. Потому что до совершенства далеко.
Важно правильно настроить голос, чтобы он был крепким и не подвел в сложной ситуации. Это так же, как в футболе или хоккее: перед игрой обязательно разминаешься. Здесь то же самое. Речевой аппарат тоже нуждается в тщательной разминке перед каждым репортажем.
Этих упражнений масса. И, поверьте, пробка во рту – это, наверное, самая распространенная история. Или скороговорки. Но это лишь минимальная часть подготовки к любому репортажу.
– Актеры, комики часто смотрят на зарубежных коллег, чтобы что-то у них перенять. Работает ли такая история с комментаторами?
– Конечно, заимствование приемов и наблюдение за коллегами действительно работает. Безусловно, важно следить и за русскоязычными, и за иностранными комментаторами, что-то у них подсматривать.
Понятно, что копировать чужой стиль целиком невозможно. На начальном этапе развития такая имитация допустима, когда хочешь быть на кого-то похожим. Но постепенно формируется уже твоя собственная манера, твоя культура.
Здесь уместна параллель со стендаперами или актерами: они следят за работами коллег, пробуют перенять какие-то приемы, «примерить» чужие находки. Другое дело, подойдет ли это тебе? Но такие инструменты должны быть в твоем арсенале.
Это абсолютно применимо и к комментаторам. Мы подсматриваем друг у друга удачные приемы, отмечаем интересные находки, анализируем успешные ходы. Такое наблюдение – обязательная часть профессионального роста.
– Если комментатор намеренно создает себе образ (интеллектуал, свой парень, юморист) – это норма?
– На мой взгляд, нет. Человек, который включает телевизор и считывает комментатора, прекрасно понимает: перед ним либо настоящий, либо человек-маска, который надел образ на время репортажа, а потом его снял. Мне кажется, экран никогда не обманывает. И кнопка mute в этом случае становится самым суровым наказанием.
Создавать искусственный образ не нужно. Важнее работать над своей репутацией. А образ уже сложится естественным образом. Из твоего речевого поведения, привычек, манеры. Тогда у зрителя и появится четкое понимание, кто ты есть.
Поэтому целенаправленное создание образа – это, как говорят, too much. Вот здесь наша позиция может расходиться с актерами. Ты должен быть абсолютно таким, какой ты есть. Именно в этом будет твоя прелесть и индивидуальность – а не в придуманном образе.
– Нельзя не заметить вашу имиджевую трансформацию. В последние годы Денис Казанский и стиль – синонимы. Должен ли комментатор следить за своим внешним видом? Даже за кадром.
– Мне очень близка и понятна сентенция гениального авиаконструктора Андрея Туполева о том, что только красивые самолеты могут хорошо летать. И в этом плане, конечно, следить за внешностью обязательно. Тем более, что мы работаем в публичном пространстве, нас узнают. Ты не можешь себе позволить выйти в свет неряшливым.
Знаете, есть такой трюк, его часто используют. Когда ты на ответственный репортаж приходишь в костюме и галстуке, это действительно дисциплинирует. По ходу игры ты можешь чуть ослабить узел – и это тоже сказывается. Это как-то инстинктивно чувствуется.
Но насильно мил не будешь. Конечно, если ты привык ходить в том, в чем удобно... Но для меня это все равно имеет важное значение. И «фартовая» одежда, безусловно, потому что ты запоминаешь, в чем пришел на удавшийся репортаж. И красивая одежда, ведь ты выходишь в свет, видишь коллег по работе, идешь на стадион, чтобы действительно было видно, какому человеку доверяют микрофон. Это тоже максимально важно. Я этому уделяю внимание. Хотя, опять же, многие считают, что можно спокойно прийти в тапочках и прокомментировать. А что такого, тебя же не видно? Тут каждый устроен сам по себе.
ИИ не заменит комментатора. Или заменит?
– Где сейчас больше смотрят трансляции матчей: на ТВ или в интернете?
– Сейчас онлайн-платформы показывают футбол и хоккей в огромном количестве. Их действительно больше, чем в телевизоре. Это факт. И это хорошо, потому что можно смотреть разные турниры.
К сожалению, многое ушло в пиратскую плоскость. Но, по крайней мере, есть выбор. Если брать крупные платформы, например, Okko, Кинопоиск, Start, они предлагают широкий спектр матчей и чемпионатов. Их действительно больше, чем в традиционном телеэфире.
А в телевизоре, в древнем понимании этого слова, на эфирных каналах, спортивных трансляций сейчас минимальное количество. Особенно международных соревнований. На Первом канале их тоже мало. Надеюсь, что скоро все вернется.
– Есть ли разница: комментировать на ТВ или в онлайн-сервисе?
– Конечно, нет. Вообще странно и недопустимо думать: вот для телевизора я буду работать лучше, а для онлайн-платформы – хуже.
Конечно, когда комментируешь условный полуфинал Лиги чемпионов или очередной матч из низших лиг, ощущения немного разные. Настрой может отличаться. Но подготовка и ответственность – точно нет.
Не должно быть разницы, слушает тебя полторы тысячи человек или несколько миллионов. Как только позволяешь себе такую выборочность в работе, типа «сегодня отхалтурю», это тебе обязательно вернется. Кармически всегда возвращается.
– Я, скорее, про разницу аудитории. Предполагаю, сервисами чаще пользуется более молодая аудитория, а за телевизором сидят люди постарше.
– В этом случае различия есть. Когда работаешь на специализированный канал (хоккейный или футбольный), аудитория, купившая подписку, уже глубоко погружена в тему. Они прекрасно понимают все нюансы.
Совсем другое дело – большой эфирный канал. Тебя слушает огромная разнородная аудитория, включая тех, кто не так хорошо разбирается в спорте. Здесь уже нужно давать чуть больше пояснений и общих наблюдений. Вот в этом, пожалуй, и состоит основное различие при работе на платформе.
– Все меньше молодых людей смотрят телевизор. Это факт. Есть вероятность, что классическое ТВ изменится и больше будет адаптировано, например, под мобильные устройства?
– У меня нет ощущения, что телевизор окончательно теряет позиции. По крайней мере, в нашей стране точно. Такая ситуация, может, и складывается в больших городах, но за пределами МКАДа. Да и внутри местами тоже. Огромное количество людей продолжает смотреть телевизор. Ведь этот принцип «если что-то сказали по телевизору, значит, правда» – никуда не делся.
Поэтому и телевизор никуда не денется. Появление платформ – это хорошо и замечательно. Это не то чтобы способствует развитию конкуренции. Хотя, в какой-то мере, может быть. Но, главное, это дает тебе выбор. Выбор соревнований, которые ты смотришь, а иногда и выбор комментатора, который работает именно для тебя и доставляет удовольствие.
– Опять же, предполагаю, сейчас люди больше скроллят ленту, чем переключают кнопки на пульте. Разве это не топит традиционный ТВ-формат?
– Что касается смены форматов и всеобщего перехода к скроллингу и вертикальному контенту – у меня нет готовых прогнозов. Я не отслеживаю так пристально эти тенденции, просто констатирую их наличие.
Теория двойного экрана, когда человек смотрит футбол или хоккей с телефоном в руках – это безусловная данность. С этим уже ничего не поделаешь, приходится мириться. Все платформы теперь заигрывают с этой реальностью, предлагая выбрать лучшего игрока или другие интерактивные элементы. Такой диалог с человеком, у которого в руке телефон.
Конечно, это все отмечают. Но бороться с этим бессмысленно. Это абсолютно естественное развитие событий. Наоборот, надо найти гармонию. Много говорят, что новому поколению действительно сложно смотреть 90 минут, не отрываясь. Но, с другой стороны, сколько молодых людей приходит на стадионы, и ничего: смотрят футбол, смотрят хоккей. Когда случаются большие матчи, все как прежде: люди включают телевизоры, болеют за своих.
Так что все развивается параллельно. Прогресс идет своим чередом. И традиционные форматы никуда не исчезают.
– Про ИИ. Используете ли вы его, чтобы подготовиться к репортажу, например?
– Иногда. Не могу сказать, что часто его использую. Я все-таки работаю по старым шаблонам. Читаю местную прессу, наблюдаю за коллегами, которые специализируются на конкретных командах, смотрю клубные каналы – вот мой подход к подготовке. Если говорить о суммировании наблюдений за отдельным игроком, да, в этом плане ИИ действительно может помочь. И это здорово.
– Есть мнение, что скоро нейросети убьют многие профессии. Как думаете, комментаторов тоже?
– Слушайте, время всегда движется вперед. Вечно возникали вопросы: «кино убьет театр», «газета убьет книгу». Но как-то же все продолжает существовать вместе. Нет мочилова.
Думаю, полной замены не произойдет. Имею в виду появление искусственного интеллекта вместо комментатора. ИИ-комментатор появится через год-два. Но чтобы все окончательно перешло в эту плоскость, потребуется огромное количество времени. Возможно, это просто даст людям выбор.
Для начала это будет настоящий фан. Здорово же посмотреть и послушать, что получится. А дальше, мне кажется, люди все равно будут выбирать людей. Всегда.
Контракты, реклама, премий нет. Как зарабатывают комментаторы?
– У комментатора фиксированная зарплата или оплата за репортаж?
– Здесь есть разные модели. Одни работают в штате, получают фиксированную сумму. Другие привлекаются на матчи по договорам, их доход зависит от количества проведенных репортажей.
Оба варианта существуют. Если ты штатный сотрудник, ты, наверное, больше связан обязательствами и согласуешь свои действия с работодателем – это нормально. Если же работаешь на внешних контрактах, у тебя больше свободы. Монетизация в нашей профессии устроена по-разному.
– У игроков есть премиальные за победы. Есть ли у вас премиальные за хороший репортаж?
– Нет, премиальных за хороший репортаж нет. Главной наградой в этом случае становятся оценка зрителей и уважение коллег – звучит жутко банально, но это факт. Вот это и есть та самая «монетизация». А бонусов за удачный репортаж в моей карьере не было никогда. Она может в том, что ты растешь. Все начинали с небольших чемпионатов и скромных матчей. В какой-то момент тебе доверяют следующий уровень. И вперед.
– Современный комментатор = инфлюенсер. У него свои раскачанные соцсети, есть рекламные контракты. Это уже обязательная опция или кто-то еще готов аскетично сидеть на одной зарплате?
– Да, такие возможности действительно есть. Раскрученные соцсети, сотрудничество с букмекерскими компаниями – все это доступно комментаторам. Назвать их инфлюенсерами? В какой-то степени, да. Тем более, что и спорт все больше похож на один из факультетов шоу-бизнеса.
Но касается ли это всех? Однозначно нет. Есть люди, которые сознательно выбирают аскезу. Им комфортнее как можно реже появляться в публичном пространстве. Это их нормальный выбор.
Кто-то, наоборот, не может без всеобщего внимания и буквально зависит от него, как от наркотика. Так что это личный выбор человека. И тот, и другой путь имеют право на существование.
– Доход комментатора сейчас больше от основной работы или от рекламы?
– Во-первых, у каждого свой контракт, каждый получает свои деньги. Коллеги могут строить предположения, но кто сколько на самом деле зарабатывает – этого никто не знает.
Раньше, бывало, придешь в бухгалтерию, поставишь подпись и случайно увидишь зарплату коллеги. Сейчас, к счастью, все иначе устроено. Бывает рекламный контракт прилетает на большую сумму, а иногда ты работаешь по знакомству или дружбе вообще без оплаты. Свои же. У всех все по-разному.
– Если комментатор развивает и монетизирует свой личный бренд: запускает курсы, пишет книги, продает мерч. Как относитесь к этому?
– Это тонкий вопрос. Я не вижу в этом ничего плохого. Если ты становишься популярным, если тебе есть чем поделиться с аудиторией, если она тебя любит. Почему бы и нет?
Тот же Вася Уткин занимался подобным. Привлеченные средства шли и на содержание его футбольной команды, и на личные нужды, и на помощь коллегам. Я хорошо помню, как он сильно помогал нам финансово в начале нашего пути, когда денег катастрофически не хватало. Зарплата уходила на аренду квартиры, транспорт. Ноль излишеств.
Развивать собственный бренд как комментатора – в этом нет ничего предосудительного. Весь вопрос в том, как ты этим распоряжаешься и насколько серьезно ко всему этому относишься.
Самое главное, понимать, что талант тебе дан свыше. Ты лишь несешь его в себе, и его можно потерять в любой момент, особенно если начать думать, что ты им «владеешь». Это чреватое заблуждение. Поэтому действительно важно чувствовать эту тонкую грань: где заканчиваешься ты и начинается эксплуатация того, что тебе не принадлежит. Это ключевой момент.
НОРМ ИЛИ СТРЕМ
– Мечтать стать комментатором.
– Норм.
– Выйти в эфир без подготовки с установкой: «И так затащу».
– Не стрем, а кошмар.
– Проговорить присланный рекламный текст в эфире.
– Норм.
– Употребить в репортаже слова «кринж» или «вайб».
– Норм. Смотря, насколько это уместно.
– Переписываться с кем-то во время репортажа.
– Норм, если это для репортажа. Если по личным делам – стрем.
– Читать комментарии во время репортажа.
– Стрем. Это может тебя сбить.
– Болеть за команду и комментировать ее матч.
– Норм. Мы все люди.
Подписывайтесь на канал Спортивного маркетолога в Telegram: говорим про маркетинг в спорте каждый день.
Фото: youtube.com/@КомментШоу; instagram.com/kazzzansky; 1tv.ru; кадры трансляции «Матч ТВ»; кадры передач «НТВ-Плюс»; photo.khl.ru/Беззубов Владимир