Как сделать подиумную коллекцию из футбольной формы
«Мечта – поменять спортивную индустрию».
В ноябре женская WINLINE Суперлига выпустила подиумную коллекцию «Отражение». Для нее джерси 13 клубов превратили в актуальные женские наряды – сделали из них топы, пиджаки, платья и рубашки. А потом устроили модный показ, на котором в роли моделей по подиуму прошли футболистки.
Курировала проект автор канала «Стилек в спорте» и СММ Суперлиги Маша Строганова.
Из ее монолога вы узнаете:
● Почему в хоккейном «Динамо» не получилось сделать форму в духе коллабы «Торонто» с брендом Джастина Бибера?
● Сколько должен стоить мерч и почему в России его производить в целом трудно?
● Как в коллекции Суперлиги на лого РЖД оказались стразы, а на футболке «Чертаново» – строчки рэпера Lovv66?
Что мешает делать крутой мерч в России?
Для меня одежда всегда была не просто оберткой. Я обращала внимание на хорошо одетых людей. Мама с детства прививала мне вкус. Она сама всегда прикольно, интересно одевается и предугадывает тренды. Это повлияло на меня.
Для меня одежда – способ отразить внутренний мир, ощущение, состояние. Классный инструмент, чтобы преподнести себя, не говоря ни слова. В подростковом возрасте заметила, что девочки из младших классов повторяют, как я одеваюсь: кеды Vans, узкие джинсы, прикольные футболки с толстовками.
Повзрослев, я увлеклась рынком мерча. Смотрела, что делают за рубежом и понимала – России до этого очень далеко. Мне всегда хотелось влиять на индустрию. Поэтому я создала телеграм-канал, где рассказываю о классных штуках из мира спортивного стиля и объясняю, почему это клево.
В отрасли мерча Россия двигается вперед, но у нас недостаточно опыта. Плюс у нас много бюрократии, нельзя просто выбрать бренд и начать с ним работать.
Если мы возьмем Америку, там коллаборации летят как из автомата. У большинства клубов есть понимание, почему это важно. Одежда – неотъемлемая часть жизни, хороший способ, чтобы рассказать людям о своем существовании и нативно интегрироваться.
Можно сделать прикольный принт, и человек захочет это купить, даже если он не твой болельщик – ему просто нравится дизайн. Потом его увидят на улице, заметят логотип твоей команды.
Моя любимая коллаборация – «Торонто Мэйпл Лифс» с брендом Джастина Бибера Drew. Коллекция она нацелена на молодежь. Главное, что они сделали – это двусторонняя форма. Лицевая сторона была цвета клуба, а другая – в цветах бренда. Команда могла выйти на раскатку в одной стороне, а на матч уже вывернув традиционными цветами.
Задумка – суперкайф. Когда я работала в хоккейном «Динамо», очень хотела сделать подобное. Но у «Торонто» контур-логотип с любой стороны выглядит одинаково. Если взять эмблему «Динамо» и вывернуть другой стороной, буква «Д» будет смотреть в другую сторону. Нужно специальную нашивку делать – это усложняет процесс изготовления.
Классную тематическую ретро-форму делала «Каролина Харрикейнз». Там были прикольные цвета и шорты с лампасами. «Вашингтон Кэпиталз» вместе с одной художницей уже три сезона делают цветочную форму в честь цветения сакуры.
Если сравнивать Россию и Америку, у нас с тематическими формами сильно хуже.
Клубы будто боятся экспериментов. Плюс по ощущениям есть проблема производства – вместо вышивки будет дефолтное нанесение. Это смотрится дешевле и не производит вау-эффекта.
Хоккейный «Авангард» делал тематическую предсезонную форму. У женского футбольного «Спартака» в прошлом году был красивый цветочный принт на джерси и съемка. Но это не повсеместная история. В течение сезона клубы стремятся выпускать что-то тематическое, но не хватает ресурсов и времени. Все делается в сжатые сроки, не всегда получается качественно.
Еще затык в том, что коренные болельщики не воспринимают радикальные решения. Например, если клубные цвета – синий и белый, то зеленую форму не поймут. Если добавить серый элемент – тоже. Из-за этого многие клубы отказываются от экспериментов, боясь негатива. Но кому-то это точно понравится. Я бы не равнялась только на тех, кто предпочитает истинные клубные цвета и не согласны ни с чем новым.
«Смотришь на вещи и думаешь: «Ну куда вы столько ломите?» Мерч должен закрывать все сегменты
Если клуб хочет интегрироваться в жизнь за пределами спорта, чтобы их эмблема была везде, нужно, чтобы мерч хотели носить не только на стадионе. В России болельщики редко надевают клубную атрибутику в обычной жизни. Потому что логотип просто бьет по лицу своим видом и размером, нет прикольных деталей.
Я за то, что нужно делать разный мерч и адаптировать его под все сегменты аудитории. Например, делать сдержанную базовую коллекцию и современную, молодежную. Чтобы олды нашли что-то в привычных цветах, а молодежь и модная прослойка – повседневную одежду.
У меня есть мерч «Шарлотт Хорнетс» в ретро-стилистике. Когда я была маленькая, у мамы был адидасовский костюм со шмелем с эмблемы этого клуба. Я не болельщица «Хорнетс», но для меня это ностальгия. Плюс мне нравится принт и цвет.
Если брать наш рынок, вещи, которые я бы смогла носить повседневно, делает футбольное «Динамо». Это самые крутые ребята в российском спорте. Клуб сотрудничал с Ömankö, Outlaw, Perque. Получается много, круто и качественно. Не все их дропы суперхорошо продаются, но здорово, что они идут на эксперименты. Несмотря на то, что везде интегрируется логотип с буквой «Д», у каждого бренда есть ДНК и дизайн получается разный.
Мне сильно нравится бренд Kith из Нью-Йорка. Он активно коллабится со спортом, преимущественно с командами из своего города – «Нью-Йорк Рейнджерс», «Нью-Йорк Никс». Плюс они делали коллекцию для Олимпийских игр и НФЛ.
В России есть бренд Atributika & Club – качественный базовый мерч для хоккея, футбола. Когда я работала в СММ хоккейного «Динамо», покупала их футболки, чтобы ходить на работу. К качеству не придраться. Но из года в год одни и те же лекала, принты – хочется чего-то свежего. Их аналог в Америке – Mitchell & Ness. Они тоже работают с кучей спортивных организаций и лиг. У них тоже есть болванки, но помимо этого они делают специальные капсулы.
Еще мерч должен делиться на ценовые сегменты. Это не значит, что недорогой мерч будет плохого качества. Так быть не должно. Но если мы хотим хорошее качество, в нынешних реалиях мерч не может стоить 3000 рублей. Это часто только его себестоимость. Но бывает, смотришь на вещи и думаешь: «Ну куда вы столько ломите?» Можно сделать люксовую коллекцию, для тех, кто готов тратиться. Но нужны и менее дорогие – чтобы все могли их себе позволить.
Как создавалась коллекция для женской Суперлиги? 12 часов обклеивала лого РЖД стразами, цитата Lovv66 на джерси «Чертаново»
Болельщики и сами могут сделать крутые вещи, взяв за основу джерси клуба. Просто нужно немного творчества. В прошлом сезоне Суперлиги мне очень понравилась форма «Краснодара». На закрытии сезона пресс-атташе женской команды мне ее подарила. Я не болельщица «Краснодара», надевать футболку некуда – повесила в шкаф.
Потом листала инстаграм и увидела прикольную джерси «ПСЖ» с драпировкой. Думаю: «Как классно выглядит. Может попробовать так сделать с футболкой «Краснодара»?» Отдала джерси подружке бабушки и попросила добавить драпировку. Я собрала образ с брюками и кроссовками, сфоткалась и это разошлось по телеграм-каналам о спорте и моде. Моя бывшая руководительница из Суперлиги тоже заценила: «Классно вышло! Может сделать такое для всех клубов?». Но тогда еще не родилась концепция, поэтому мы отложили эту историю.
Озарение пришло в конце июня, когда мы думали о закрытии нынешнего сезона. Хотелось перформанс. Я вспомнила про джерси «Краснодара», и мы придумали проект, где уделили внимание каждой команде, доработали каждую джерси и все презентовали модным показом.
Это актуально. Стиль blockcore (сочетание спортивной формы с повседневной модной одеждой – Спортс’’) не уходит уже несколько лет. Люди продолжают носить джерси, по-своему их апгрейдить. Посмотришь пинтерест – очень много вариаций.
Нашей коллекцией мы показали, в какие вещи можно превратить джерси. У нас там топы, майки, рубашки, пиджаки и платья. Мы учитывали характеры и типажи футболисток при создании эскизов. Хотелось сделать что-то близкое к клубу и человеку. Чтобы все выглядело органично.
Создавать коллекцию помогал дизайнер Артур TAVI. Он креативный парень. Как-то написал мне: «Привет! Читаю твой канал и делаю прикольный кастом. Можешь меня поддержать?» И прислал лоферы, скрещенные с бутсами Nike Tiempo. Уже тогда я подумала: «Какой интересный. Надо его запомнить». Когда родилась идея с показом, сразу пришла к нему.
Изначально мы выбрали джерси, потом придумывали под них эскизы. Было важно, чтобы футболки были с разными узорами и отличались цветом. Например, у ЦСКА взяли выездную форму цвета сливочного масла, потому что там прикольный паттерн.
Я очень люблю платье «Локомотива». Мне очень хотелось платье. Изначально думала, что мы сделаем его из футболки «Краснодара» и продолжим линии. Но Артур предложил «Локомотив». Сказал, что будет лучше смотреться из-за ярких цветов. Многие думают, что это просто подобранная юбка. Но нет – это платье. Я потратила немало сил, чтобы обклеить стразами логотип РЖД – 12 часов непрерывной работы.
Люблю джерси «Чертаново», потому что на ней прикольный патч с текстом песни Lovv66. В прошлом году, когда девчонки в Кубке России сенсационно обыграли «Зенит», они включили в раздевалке его трек. Потом видео залили в соцсети и тегнули рэпера – он репостнул. Песня стала негласным гимном команды. Мы хотели отобразить эту историю в нашей коллекции. Долго крутили варианты, и тут я говорю: «Давай сделаем патч с этими строчками?»
Когда началось дефиле, у меня глаза были на мокром месте. Я чувствовала радость и гордость. У нас получилось сделать то, что я хотела. Это один из немногих моментов в жизни, когда я смогла себе сказать, что я молодец!
Были моменты, когда все могло сорваться. Долго шла разработка и этап согласования. Должны были начать работу еще летом – в итоге делали все за месяц с небольшим. Был миг, когда я сидела, плакала и думала: «Неужели мы это не сделаем?»
Момент, когда я видела горящие глаза девочек на подиуме – бесценен. Им сильно понравилось то, во что мы их ввязали.
В будущем хочется сделать несколько кастомных джерси для себя. А глобальная мечта – поменять спортивную индустрию в России. Добавить в нее стиля. Хочется вдохновлять на классные проекты. Чтобы люди не боялись выходить за рамки, пробовать новое, привлекать творцов и художников. Это обязательно даст плоды. Мы ничем не хуже западных коллег. Просто нужно быть чуточку смелее.
Фото: личный архив Маши Строгановой, телеграм-канал «Стилек в спорте»; t.me/russiansuperleague; shop.fcdynamo.ru; instagram.com/capitals; instagram.com/mapleleafs