Georgia Aesthetic: Грузия делает красиво

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Глава Федерации фигурного катания Грузии Мариам Гиоргобиани не раз говорила, что её мечта – увидеть грузинский флаг над олимпийским пьедесталом. И кажется, никогда раньше эта мечта не была так близка к реальности. Впрочем, пространные анализы, прогнозы и оценивание шансов на такой исход – не цель данной заметки. Вспомним классическое «Никто никогда ничего не знает наверняка» и просто будем терпеливо наблюдать, как разворачивается эта история.

Фигурное катание Грузии переживает очевидный расцвет. Но речь сейчас пойдет не о результатах, а о том, как красиво грузинское фигурное катание входит в свою прайм-эру – буквально и метафорически.

Фото Мариам из Instagram фанаккаунта @mgiorgobianim_fan

Эстетика как визитная карточка

Болельщики нередко отмечают не только спортивные успехи грузинской Федерации фигурного катания и её руководителя, но и то, что Мариам Гиоргобиани – сама по себе являет образ яркой, успешной женщины, чье появление на соревнованиях всегда приятно для взгляда.

Скриншот из трансляции Skate to Milano

Кажется, эта персональная эстетика нашла продолжение во всём, что касается грузинского фигурного катания: и в программах, и в образах спортсменов и в турнирах, которые организовывает Грузия. Причём эстетика эта – не только про визуал, она наполнена глубоким смыслом. 

Загружаю...

Trialeti Trophy-2025 – красивый молодой турнир с древней историей

Первый крупный турнир Грузии, Trialeti Trophy-2025, стал ярким спортивным открытием. Спортсмены и болельщики отмечали, что организация оказалась на высочайшем уровне. Но главное – турнир выгодно выделялся визуальной концепцией. Все оформление турнира объединено темой Триалетского хребта, расположенного к Западу от Тбилиси. Очертания горного массива украшали как пьедестал, так и зону КиК, а также нашли повторение в оформлении призовых медалей.

Фото из официального аккаунта Грузинской федерации ФК @geoskating
Фото из официального аккаунта грузинской Федерациии ФК @geoskating

Однако центральный элемент оформления - чемпионский трофей, созданный по образу уникальной археологической находки Бронзового века: Триалетского кубка. Оригинал - тончайшая работа по золоту, выполненная передовым для своего времени методом: выдавливанием из тонкого листа червонного золота. Такая работа позволила обеспечить удивительную легкость кубка и сэкономить при этом драгоценный металл.

Случайный символизм очевиден: как древние мастера добивались совершенства, используя минимум материала, так и немногочисленная грузинская команда пытается проявить упорство и выжать максимум из своих ресурсов.

Золотой кубок триалетской культуры, 2200—1600 гг. до н.э., Грузинский национальный музей

Современный спортивный кубок Триалети установлен на основании из натурального камня и выглядит как произведение искусства.

Фото из официального аккаунта грузинской Федерации ФК, @geoskating

И если кому-то такое внимание к деталям кажется избыточным, достаточно вспомнить критические комментарии в адрес “уродливых” медалей Skate America, подтвердившие, что зрителям важна и эта сторона соревнований.

Спортивные программы: гармония эстетики и глубины

Грузинская сборная в этом сезоне радует не только катанием, но и цельными, продуманными образами.

Ника Эгадзе: вальс души и морской путь

Короткая программа Ники – самая красивая и эмоционально сильная постановка в арсенале сборной Грузии.

Загружаю...

Программа поставлена на музыку «Waltz» грузинской группы «Mgzavrebi». Эта композиция о процессе горевания по умершим. О духовной связи с ними, не прекращающейся даже после их смерти, и выражающейся в символическом вальсе с их душами.

Клип на эту композицию снят Ладо Кватанией и, в сущности, является короткометражным фильмом, создание которого заняло целый год. В центре сюжета молодая пара, которая ожидает рождения дочери. В это же время главный герой – будущий отец - глубоко переживает недавнюю смерть собственной матери.

Настоятельно рекомендую посмотреть этот клип, он очень красив и пронзителен.

Сам Ника в своих соцсетях пишет об этой программе так: «Для меня это больше, чем музыка – это эмоции, которые трудно передать словами. Грузия - в моем сердце, и каждый элемент на льду – маленькое посвящение ее красоте, культуре и духу. Я надеюсь, мою любовь к Родине я смогу передать через движение и музыку» (авт.: переведено с английского).

Нередко встречаются критические комментарии болельщиков относительно костюма Ники к этой программе. Однако после просмотра клипа все вопросы отпадают. Видеоряд даже в его цветной части словно прикрыт бежевой дымкой. Будто главный герой видит окружающий мир через пелену глубокой тоски. Хотя это и не тотальная сепия, все-таки цвет костюма Ники отражает атмосферу достаточно точно.

Пожалуй, максимально полно настроение клипа отразил бы не гипюровый бомбер, а простой объемный свитер, напоминающий об ушедшей матери главного героя клипа – ее теплых объятиях и заботе, - но фигурное катание – не театр, костюмы здесь лишь вдохновляются деталями произведений, и не призваны передавать точность образа.

Произвольная программа Ники также поставлена Бенуа Ришо под композиции «Sailing» и «Sail».

Краткое описание программы от самого постановщика позволяет заключить, что она – о тоске лирического героя по приключениям и далеким морским путешествиям. О том, как он в это путешествие в итоге отправляется. Впрочем, образ Ники откровенно намекает на этот сюжет своими деталями. Очень понравилось сочетание цветов в костюме, да и в целом хорошо соблюден баланс между легкостью и очерченностью, что позволяет не допускать намеков на феминность образа, и в тоже время подчеркнуть романтичность и юность лирического героя программы.

Загружаю...

Метелкина - Берулава: огонь, металл и вода

Короткая программа под «Болеро» Равеля кажется рискованным выбором, но уже с первой позы ясно: постановщики решили переосмыслить классику.  

Пара отмечает, что стремится уйти от мягкости в демонстрации своих образов и показать острый, хищный танец, с драмой и страстями. Этому, несомненно, помогают костюмы, подчёркивающие линию движения спортсменов.

Красно-чёрная палитра – классика визуального отражения испанских страстей. Но костюм Анастасии заставляет вспомнить и о другой трактовке музыки: по легенде на создание «Болеро» Равеля вдохновило посещение им литейного цеха, где он увидел медленно вытекающую раскаленную сталь. И Анастасия в поддержках действительно напоминает опасный жидкий металл.

Произвольная программа Метелкиной и Берулавы под треки «Keeping Me Alive» и «Le discours d'Arthur» – более лирическая, но также построена на контрастах и наполнена драматизмом.

К сожалению, либретто программы не было представлено публике. О замысле остается только догадываться по скупому описанию, скорее напоминающему вербальный мудборд, от Бенуа Ришо.

Настроение программе задают звуки-триггеры, вроде телефонного звонка, набата и сирены машины Скорой помощи. По всей видимости, эта программа о некоем шоковом событии, которое провоцирует личный кризис, заставляет задуматься о хрупкости и ценности жизни, и в конечном итоге заканчивается спасением – реальным или метафорическим.

Загружаю...

И если в короткой программе костюмы спортсменов олицетворяют огонь и страсть, в произвольной они скорее похожи на воплощенные в ткани потоки воды и воздуха. Аквамарин, бирюза и мята – ведущие цвета в костюме партнерши. Рубашка партнера поддерживает эту цветовую гамму, но нижняя часть костюма остается темной и однотонной, словно обозначает опору и стабильность. Это подчеркивает контраст с легкостью и текучестью роли партнерши в этом танце.

Отдельного внимания заслуживают прическа и макияж Анастасии в обеих программах: стразы, корона, яркие акценты - всё делает образ запоминающимся.

Анастасия Губанова: Болливуд и призраки

Анастасия в своей короткой программе снова обращается к индийским мотивам, на этот раз под саундтрек к фильму «Ашока» «San Sanana» – тот самый, что стал популярным, благодаря тренду в соцсетях с макияжем в индийском стиле. В программе Анастасия смотрится максимально ярко и привлекательно, но хочется видеть чуть больше дерзости. В активных частях под «Jogi» от Panjabi MC она всё ещё кажется чрезмерно сдержанной.

Кстати, мало, кто знает, что в этом веселом треке довольно грустный текст, отсылающий к древним индийским легендам о трагической судьбе двух влюбленных. Впрочем, это же Болливуд, чего от него еще ожидать?

Костюм к короткой программе у Насти – роскошный, пожалуй, лучший в ее карьере и не уступает по яркости костюму Анастасии Метелкиной в «Болеро» – тоже красный, украшен крупными цветными камнями и максимально соответствует теме программы, вызывая в памяти иллюстрации к древним индийским сказкам.

В произвольной Губанова катается под музыку мюзикла «Привидение». В целом программа смотрится приятно и легко, в комфортном для Анастасии нежном образе.

Платье Анастасии для программы на первый взгляд кажется опасно простым: белая ткань и лишь легкие черные линии на ней, как бы очерчивающие силуэт – велик риск потеряться на льду. Замысел дизайнера становится максимально понятным, когда мы видим спину Анастасии – два профиля словно застыли в мгновении до поцелуя – точная цитата постера мюзикла. Платье, визуально сливающееся со льдом также превращает Анастасию в некое призрачное создание, заставляя зрителя акцентировать внимание на лице и изящных движениях рук спортсменки - эффектно и очень тонко.

Загружаю...

Диана Дэвис – Глеб Смолкин: панк-рок и элегантность

Говоря о Диане и Глебе, в первую очередь, хочется отметить тот прогресс, который случился у ребят после перехода в новый тренерский штаб. Не нужно быть большим специалистом в танцах на льду, чтобы заметить, как изменилась эта пара – в их танце появилось больше изящества, легкости и грации. Диана, кажется, чувствует себя гораздо более уверенной на льду и, наконец, позволяет себе наслаждаться танцем, который демонстрирует.

В этом сезоне ISU задали опасную тему для ритм-танца, выбрав «Музыку, танцевальные стили и настроение 1990-х годов». С одной стороны, в музыкальном мире 1990-е годы – время свободы экспериментов. Появляется большое количество разных музыкальных стилей, в том числе и эклектичных. Однако такая свобода нередко граничит с риском провалиться в безвкусие, что, к слову, уже успело отразиться и на танцевальном льду в текущем сезоне.

Танцы на льду – возрастной вид фигурного катания, и это накладывает вполне естественные ограничения на выбор образов и костюмов. Попытки некоторых опытных спортсменов изобразить старшеклассников оказались, мягко говоря, странными.

Грузинская пара – по меркам данного спорта весьма молода и в этом смысле имеет больше пространства для демонстрации смелых образов.

Ритм-танец Смолкина и Дэвис поставлен под дерзкий трек «Pretty fly» The Offspring в основе которого лежит ироничная история о белом парне, неуклюже пытающемся втиснуться в образ крутой хип-хоп звезды.

Загружаю...

Выбор панк-рок-музыки – довольно смелое решение для танцев на льду. Но на фоне других программ (преимущественно под попсовые треки) ритм-танец грузинской пары действительно выделяется. Вероятно, это и было целью постановщиков.

Костюмы к танцу также сложно назвать заурядными. Их дизайн разработала Мэдисон Чок. Некоторым болельщикам такие образы кажутся излишне дерзкими или даже неопрятными. Но. Такова эстетика панк-рока 1990-х.

Произвольный танец грузинской пары поставлен под «Sonata for Cello & Piano No. 1 in D Major» и «A Taste of Elegance».  

В отличии от ритм-танца, произвольный у ребят – максимально классический, и действительно получился со вкусом элегантности. Даже некоторой богемности и благородства. Здесь ребятам удается показать свое умение двигаться грациозно, пожалуй, впервые мы можем увидеть в Диане проявление настоящей женственности, а не девичей хрупкости и нежности.

Дизайн костюмов к произвольному танцу также разработала Мэдисон Чок, они получились классическими и вместе с тем, оригинальными. Платье Дианы, будто намекает, что говорить в этой программе предстоит не ему, а телу танцорши. И это получается довольно откровенный разговор: глубокие вырезы, прозрачные вставки подчеркивают манкость Дианы.

Эскиз платья для Дианы от Мэдисон Чок

Пожалуй, один из самых красивых мужских образов сезона – образ Глеба в произвольном танце. В меру артистичный, в меру элегантный, увидев его впервые, словила себя на мысли, что в таком костюме было бы здорово катать под Рахманинова. Впрочем, и в существующей программе ребята смотрятся органично.

Вместо заключения:

Я сознательно обходила тему антропометрических достоинств спортсменов – обсуждать это, кажется, не слишком уместным. Но всё же стоит признать: сборная Грузии невероятно гармонична визуально. На этих ребят приятно смотреть в принципе – не только в катании, и в образах.

Загружаю...

Хочется верить, что ставка на смысл, эстетику, дерзость и продуманность станет визитной карточкой грузинской команды не только в этом сезоне, но и в последующие годы.

Материал подготовлен участниками фангруппы Мариам Гиоргобиани @mgiorgobianim_fan

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты автора
Skate and beauty
Популярные комментарии
Мария Огородник
А платит за их подготовку кто? Обеспечивает их присутствие на соревнованиях кто? Медведева у Орсера тренировалась почти два сезона и не жила в России, откажемся от её бронзы ЧМ? А фамилии фигуристов, которые от нас едут на ОИ вам реально кажутся максимально русскими?
Ответ на комментарий tull
а с ними работают грузинские тренера? они в грузии живут?
tull
Так и наши клубы то же платят иностранным Баскетболистам, но это не совсем наш баскетбол. Это баскетбол США, Сербии и прочих стран. Медведева подготовлена в России, в ее становлении заслуга Орсера 1%. Не наблюдается Грузинских фигуристов, которых воспитали в Грузии и отправили тренироваться за рубеж. Причем здесь фамилии. Если условная Иванова будет подготовлена Грузией, она будет представительницей Грузинского фигурного катания. Все эти фигуристы, это Российское ФК, которое в силу ряда обстоятельств сменило цвет рубашки.
Ответ на комментарий Мария Огородник
А платит за их подготовку кто? Обеспечивает их присутствие на соревнованиях кто? Медведева у Орсера тренировалась почти два сезона и не жила в России, откажемся от её бронзы ЧМ? А фамилии фигуристов, которые от нас едут на ОИ вам реально кажутся максимально русскими?
tull
Это не особо великая заслуга найти финансирование на готовых спортсменов. Да и информации нет о том, какой процент оплачивает Грузия. За ДС точно есть процент от спортсменов ибо жить в Канаде не дешево до и тренера крутые. Заслуга это набрать сотни детей пяти лет и за полтора два десятка лет кропотливой работы воспитать поколение сильных спортсменов. А выиграет медаль крупного старта Самоделкина, то что мы скажем, Казахское ФК крутое, нашли финансирование. Многие страны не финансируют спортсменов напрямую, но лучше развита система. Заслуга - это в провинциальной Перми молодым тренерам создать школу мирового уровня, где нет вообще большого спорта.
Ответ на комментарий Мария Огородник
Погодите. Вы путаете понятия. Вы говорите о школе фигурного катания: тренерах, методиках, базах. Тут да, все только в зачаточном состоянии в Грузии. Но для всего нужно время. А в статье говорится о грузинском ФК в принципе как о явлении: о его развитии, результатах, соревнованиях, которые в Грузии проходят. И все это происходит на деньги именно Грузии, как государства: тренировки, костюмы, программы, доступ к соревнованиям, строительство катков. Во многих странах спортсмен сам это себе обеспечивает. При этом небольшую Грузию трудно назвать богатым государством, но Федерации удалось добиться такого финансирования, и это тоже результат её грамотной работы. Чтобы Грузия начала готовить своих фигуристов с нуля, нужно время и нужны результаты уже сейчас. Чтобы дети пошли на катки, им нужно видеть других спортсменов с флагом Грузии на пьедестале. Сама Мариам говорит, что её цель - искать максимально грузинских спортсменов, но пока их ищут, готовят и тп, нужно уже побеждать. И тут прекрасный симбиоз целей: российским спортсменам нужно выступать, но они не могут, а Грузии нужно побеждать, но ей пока не кем. И вот они встретились.
Еще 21 комментарий
24 комментария Написать комментарий