Проблемы маленьких видов спорта
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
На днях прошел турнир по такому виду спорту, как Кила. Это аналог регби, но имеющий русскую историческую основу. Но что важнее - уникальность спорта или уникальность его истории? Обычно я говорю, что для маркетинга важнее история. Но не в этот раз…
Во что-то подобное я играл, когда ходил в секцию греко-римской борьбы в середине нулевых. Игровой, силовой, но не требующий супер подготовки и глубоких знаний. В него, конечно, интереснее играть, чем смотреть - со стороны это дыр-дыр абсолютный.
Это интересный вид спорта, чтобы им заниматься самому, который точно нужно развивать, но не так, как делают это сейчас. Кила дает возможность проявить себя всем - тем кто только сильный, кто только быстрый, кто только точный. Это командная игра, а значит помогает получать социализацию. Да, я клоню к тому, что это отличная история для детского спорта. Для молодежи в целом. Но его стараются двигать, как «исконно-русский спорт». Названия команд там соответсвующие: Опричники (спорное название), Русские на трибуне, Ватага, Любера (еще более спорное название) и так далее. Ну и конечно навязывание косовороток, соответсвующей музыки, сбитня и так далее. Не хочу вспоминать политику, но по одной соседской стране мы прекрасно видим, чем закончился фетиш с вышиванками. Навязанные фетиши не работают!
Читаю личный блог президента Федерации Килы и там много постов про проблемы финансирования: https://t.me/father_of_kila
Это понятно - крупный спонсор не придёт в мононациональный вид спорта и тот же Матч ТВ его не покажет (и даже Триколор). Ноль шансов. Президент страны недавно объявил 2026 год Годом единства народов России. Организаторы Килы в данный момент выглядят для спонсоров, как партнёры «Русской общины». Но так ли важна национальная особенность? Зачем делать упор именно на национальную принадлежность спорта? В посте Президент Федерации задается таким вопросом - почему мы развиваем чужие виды спорта https://t.me/father_of_kila/260. Но бразильцы лучшие в футболе, который придумали англичане, то же самое произошло и с английским регби - там лучшие австралийцы. Да и американский футбол имеет те же британские корни, только денег приносит в десятки больше. Но американский бейсбол суперпопулярен в Японии и топовые игроки сейчас именно там. В боях без правил так же доминируют давно не представители США, а бразильцы и выходцы с Кавказа. Английский Крикет популярнее в Пакистане и Индии. В абсолютно англо-саксонском снукере впервые в этом году победил китаец. Может всё-таки ничего страшного нет, в том чтобы развивать у себя уже существующий спорт? Просто нужно стать в этом лучшими и побеждать тех, кто этот вид спорта придумал. Легендарная Суперсерия с Канадой явно так бы не отложилась в нашей поп-культуре, если бы хоккей придумали условные финны!
Но новые виды тоже нужны. Проблема в том, что популярность и хоть какие-то деньги приходят в эти виды, когда в них получается легко встроиться обывателям. Какой новый вид спорта стал дико популярен сейчас? Падел. Почему? Тупо модно. Стильные девчонки и парни проводят время, занимаясь спортом. Даже у меня во Владимире строят сейчас две большие площадки для Падела. Этот тот Владимир откуда та команда Опричники. Это два разных мира и угадайте, какой будет более жизнеспособен?
ЗОЖ моден сейчас. Не полезен. А моден! Это правда жизни. Только когда это становится модно - начинают раскупать шоколадки без сахара, беговые кроссовки и путевки в Турцию, но не чтобы загорать на пляже, а чтобы попасть на Босфорский заплыв. Ниже три краткие истории из Сеула, Медельина и Венеции - просто для примера:
NIVELCRACK (Сеул) - это компания, которая специализируется на спортивной одежде, в частности, на джерси и известна своими коллаборациями с другими известными компаниями, такими как PUMA и atmos, для создания коллекций, сочетающих спортивный стиль с городской модой. Они создают кафе по всему миру, организуют футбольные турниры, очень много активности вокруг ретро футбола. Они помогают молодежи одновременно и выделяться и, при этом, хотеть быть частью большого сообщества. В Южной Корее это особенно важно, учитывая все социальные проблемы в стране (общая тенденция на рост бездетных одиночек).
Torneo del Barrio (Медельин) - лига уличного мини-футбола из столицы Колумбии. Куча мелких локальных спонсоров-партнёров, диджеи, фейерверки. Даже Луис Диас пролетел пол мира, чтобы посмотреть летние финальные игры. Другие местные звёзды туда тоже часто заглядывают. Почему популярно? Компания взаимодействует с местным сообществом, устраивает развлечение с музыкой, интересным стритфудом, приходящие селебрити оказываются на расстоянии вытянутой руки для любого обычного пацана или девчонки. Но и голы там топ, учитывая, что играют на асфальте - посмотреть можно у меня в ТГ: https://t.me/footballtopinfo/3015
Associazione Sportiva Sant’Elena (Венеция) - лига любительского футбола. Основная деятельность - не организация футбольных матчей, а выстраивание комьюнити горожан. Организация постоянно рассказывает о успехах и проблемах города, собирает средства на важные акции, организует праздники и собрания, лекции, фестивали. Помогает местным дизайнерам, худажникам, артистам. Местные спонсоры активно участвуют в жизни организации, так как понимают, что её образ повысит и социальную значимость самих компаний.
Вот три примера из разных стран, где спорт идет фоном. Является поводом для встреч, но миссия у каждого примера - дать что-то большее, чем сам спорт. Традиции важны, если они находят отклик у молодежи, без навязывания и косовороток. Почему сложилось комьюнити вокруг этих организаций? Они разговаривают на одном языке с молодежью, понимают что модно, имеют миссию в поддержке местного сообщества, своего города, объединяют разных! людей. А не выстраивают стратегию вокруг фетишей из древнерусских слов, одежды, национальности, как это делает Федерации Килы (скорее всего неосознанно). Туда же смело можно отнести и Городки с Лаптой.
Последние несколько лет развивается такая игра, как Рестбол (смесь борьбы, регби и баскетбола). В неё играют борцы и жители регионов. где популярна борьба в целом.
Так вот в данный момент у этого вида спорта больше шансов выйти на новый уровень за счет популярности ЮФС. В нее играют Хабиб, Махачев и другие. При этом - чтобы в нее играть нужна хорошая подготовка. В Киле это не нужно. Как и не нужно баскетбольное кольцо. Играть в Куилу можно где угодно.
Вообще фраза «исконно-русский вид спорта» принижает масштаб России. Ирландский Хёрлинг и Флорентийское Кальчо никогда не станут популярны за пределами этих мононациональных стран. Это всё шоу для туристов. Зачем нам ставить «исконно-русский вид спорта» в один ряд с медведями на велосипедах?
На месте Федерации Килы я бы делал упор на простоту вхождения в этот вид спорта и на то, что он развивает разные группы мышц: в отличии от футбола (руки не задействованы), баскетбола и волейбола (ноги больше для ходьбы) и т.д. В США самая популярная игра в школах - Лакросс. Это игра, где нужно много бегать, сильно бросать, есть контакт плечо-в-плечо, но не грубый. Кила могла бы стать российским Лакросом, игрой идеально подходящей для общего физического развития (на уроках физкультуры в моей школе футбол нормально играли единицы - а в Киле шансы намного ровнее в зависимости от позиции). Это и будет тогда оптимальным социальным вкладом Федерации Килы. А вот когда в нее станет играть большое количество людей - может и профессиональные турниры станут актуальны. Только уже без участия Опричников, Люберов и подобных…