Стоит ли нам больше говорить о Диогу Жоте?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
На 20-й минуте каждого матча «Ливерпуля» в этом сезоне происходит одно и то же.
Независимо от успехов команды на поле, болельщики клуба чествуют покойного Диогу Жоту, чей 20-й номер в футболке «Ливерпуля» теперь выведен из употребления, своей любимой песней «О, его зовут Диогу».
Это похоже на неофициальный акт поминовения футболиста, погибшего вместе со своим братом Андре Сильвой в автокатастрофе на севере Испании 130 дней назад. Песню по-прежнему очень громко распевают, но если раньше она звучала празднично, то теперь в ней чувствуется грусть. Комментаторы напомнят зрителям, что это значит, а затем продолжат, в то время как болельщики снова будут поддерживать команду на поле, что в этом сезоне часто было непросто.
«Ливерпуль» выиграл первые семь официальных матчей своей кампании 2025/26, но теперь проиграл семь из следующих десяти.
Это необычно низкие показатели для обладателей титула чемпиона предыдущего сезона, особенно для клуба, который летом расстался с рекордными деньгами, укрепившись трансферами. Еще ни одному действующему чемпиону в истории Премьер-лиги не приходилось сталкиваться со смертью активного игрока основного состава, который был в их команде в течение пяти лет и помог им добиться последнего трофея в чудесный весенний день чуть более полугода назад.
Что еще почитать: Диогу Жота: Нападающий «Ливерпуля» и его брат Андре Силва погибли в дорожно-транспортном происшествии
Если и существует иерархия страданий, то в первую очередь следует подумать о семье Жоты, и, возможно, они находят утешение, слушая, как поют его песню. Однако для игроков и персонала «Ливерпуля» все может быть иначе.
Было бы понятно, если бы каждый раз, когда они слышали эту песню, особенно на «Энфилде», они хоть как-то контролировали свои действия. Также было бы понятно, если бы каждый раз, когда им нужно было забить гол в игре, они вспоминали случаи, когда Жота выручал их. Было бы понятно, если бы эти некогда, казалось бы, непобедимые обладатели титулов уставились на пространство в раздевалке, где обычно готовился Жота, и почувствовали прилив грусти или начали задумываться о том, насколько на самом деле важен футбол.
И вполне понятно, что все это каким-то образом способствует тому, что «Ливерпуль» на данный момент является футбольной командой.
Нам нравится думать, что мы можем объяснить игру с помощью тактики («Арне Слоту нужно попробовать что-то еще?»), выбора игроков («Где должен играть Флориан Вирц?») и данных («Посмотрите на текущую статистику Доминика Собослаи»), но xG не поддерживает ожидаемое разочарование.
Разговор получается по-настоящему неловким, что помогает объяснить, почему так мало игроков захотели его вести. Существует опасность, что если вы попытаетесь проявить хоть немного понимания, то в конечном итоге только выдадите свои собственные впечатления, особенно учитывая, что лишь немногие игроки — что вполне понятно — говорили о своих чувствах.
Коди Гакпо довольно подробно рассказал о смерти Жоты в интервью нескольким СМИ, но это было до начала сезона, и на тот момент он все еще переживал случившееся. Теперь, в разгар неудачной гонки, его товарищи по команде будут остерегаться говорить о своих чувствах в каком-либо контексте, потому что это может прозвучать как оправдание. Вирджил ван Дейк и Энди Робертсон, капитан и вице-капитан команды соответственно, рассказали о том, что произошло летом, в рамках обычных мероприятий для СМИ.
И еще есть роль любого, кто критикует их результаты. Нужно быть лишенным эмпатии, чтобы сделать вывод, что все это не оказывает существенного влияния, но если посмотреть с человеческой точки зрения, особенно если вы каким-то образом связаны с «Ливерпулем», то может показаться, что вы слишком снисходительны к ним.
Есть множество наблюдателей, которые стремятся проявить себя, пытаясь восполнить пробел. Уэйн Руни вызвал резкую реакцию Ван Дейка, когда тот заявил в своем подкасте на Би-би-си, что у «Ливерпуля» проблемы с лидерством, первоначально предположив, что голландец «потерял все инструменты» после подписания нового контракта в апреле.
Однако в оценке Руни, похоже, не учитывается влияние смерти Жоты на Ван Дейка, которому пришлось не только самому справляться с чувством утраты, но и помогать другим собираться вместе.
Это необычная ситуация для любого капитана. К счастью, Руни не может рассказать о своем личном опыте, как он изменил настроение в травмированной раздевалке. Для Ван Дейка это не так просто, как просто накричать на любого, кто не выполняет свою работу.
Как всегда, именно менеджер или главный тренер больше всего страдает, когда у команды что-то не ладится. Значительная часть обширной базы онлайн-болельщиков «Ливерпуля» очень недовольна тем, что они берут отпуска во время этих международных матчей. Этот вопрос стал предметом обсуждения на фанатских медиа-сайтах и подкастах, но меньше всего обсуждается вопрос о том, как смерть Жоты повлияла на его босса, который обычно мало выражает своих эмоций.
Может быть, Слоту нужны были эти перерывы, чтобы прочистить мозги? Он будет знать, что только он может по-настоящему решить многие текущие проблемы «Ливерпуля», но шансы на это уменьшатся, если он не сможет посвятить немного времени себе среди всего этого.
После «Хиллсборо» тогдашний менеджер «Ливерпуля» Кенни Далглиш посещал похороны погибших болельщиков и делал все возможное, чтобы поддержать всех остальных, пока все это не доконало его, что в конечном итоге привело к его внезапной отставке менее чем через два года.
Просто потому, что Слот находится в отъезде и греется на солнышке, это не значит, что он прекрасно проводит время в своей жизни. Он неустанно работал в течение первой половины лета, предшествовавшей смерти Жоты, и активно занимался привлечением новых игроков в клуб, ограничивая свое свободное время. Как часто упоминал его предшественник Юрген Клопп, на него ложится огромное бремя руководства футбольным клубом «Ливерпуль». И это еще до того, как вы примете во внимание методы антикризисного управления, которым ему пришлось научиться на работе.
В разговоре о кончине Жоты мало места уделяется футболу, и это совершенно справедливо: это человеческая трагедия, которая лишила мать и отца их сыновей, жену — мужа, а троих маленьких детей — отца.
Тем не менее, такое травмирующее событие, несомненно, будет иметь спортивные последствия для оставшихся коллег.
Смерть Жоты произошла как раз в начале предсезонной подготовки «Ливерпуля». Несколько дней спустя его похоронили в Португалии, а остальным игрокам команды было предложено вернуться к тренировкам, когда они почувствуют, что готовы. Через неделю все они вернулись, но были ли они действительно готовы? Только они будут знать ответ, но не будет ничего удивительного, если многие просто не знают, где еще им быть.
Хотя это, очевидно, повлияло на подготовку «Ливерпуля» до такой степени, что они, казалось, были не готовы к сезону во время Комьюнити Шилд 10 августа ни морально, ни физически, это также создало непредвиденные проблемы для множества новых игроков клуба, от которых так многого ожидали.
Виртц, Джереми Фримпонг, Милош Керкез и Георгий Мамардашвили готовились к своей первой тренировке в качестве игроков «Ливерпуля» в Киркби, когда с севера Испании пришли ужасные новости.
Попробуйте поставить себя на их место. Ваш новый клуб — действующий чемпион Премьер-лиги. Вы входите в двери тренировочного зала. Здесь должно быть оживленно, но вместо этого вы ощущаете лишь опустошение. И даже если вы разделяете их страдания, действительно ли вы в состоянии утешить этих людей, которые только что стали вашими товарищами по команде? Вы не знали Жоту. Может возникнуть ощущение, что вы топчетесь на чужой боли.
Трагедия меняет все в первые недели пребывания в Мерсисайде. Первый разогревочный товарищеский матч должен был вызвать волнение, но игра против «Престон Норт Энд» на «Дипдейле» была похожа на поминки. Настроение на «Энфилде» в ночь открытия сезона Премьер-лиги против «Борнмута» колеблется между бодростью, печалью и усталостью.
О том, на каком этапе находится «Ливерпуль», свидетельствует тот факт, что консультант по вопросам тяжелой утраты, который был нанят после смерти Жоты, по-прежнему доступен каждому сотруднику на тренировочной площадке.
После его ухода в начале июля «Ливерпуль» также потерял — в течение месяца — своего популярного бывшего менеджера женской команды Мэтта Бирда в возрасте 47 лет и 44-летнего сотрудника обслуживающего персонала Джонатана Хамбла.
Двигаться дальше не так-то просто.
Жота был футболистом другого типа, его достижения простирались до уровня первой команды, о чем свидетельствует множество разных людей, запечатленных на фотографии, сделанной на скачках в Челтенхэме во время одного из его мальчишниковых выездов. Его память остается свежей, и не требуется много времени, чтобы мысли вернулись в прошлое.
В сентябре «Ливерпуль» сыграл два матча подряд в чемпионате Англии — дома с «Эвертоном» и на выезде с «Кристал Пэлас», с последнего и начались их неудачные выступления. В прошлом сезоне Жота забил победные голы в обоих этих матчах, и, хотя на этот раз они с трудом обыграли «Эвертон», «Пэлас», две недели спустя, оказался на шаг впереди.
После перерыва на международные матчи «Ливерпулю» предстоит провести пять матчей подряд в чемпионате, в которых обычно ожидаются победы. Однако в отдалении маячит 27 декабря и «Вулверхэмптон Уондерерс», за который Жота играл до своего перехода на «Энфилд».
Для «Ливерпуля» этот сезон не похож ни на один другой. И то, что они больше не могут обращаться к нему, не значит, что его нет повсюду.
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!