Новые правила выбора на Матч звезд НБА: позиций нет, квоты для иностранцев, нужна помощь комиссионера
Пройдет в формате «США vs Мир».
На этой неделе НБА подтвердила то, что все знали еще летом, а обсуждали – вообще с осени: Матч всех звезд пройдет в формате «США против Остального мира». Все говорило в пользу этого «международного» формата:
● новейшая арена в лиге – Inuit Dome;
● Лос-Анджелес, которому скоро принимать Олимпийские игры;
● возвращение трансляции Матча на телеканал NBC, который показывал игру в 1991-2002.
Ведь даже аудитория NBC переключится на Матч звезд как раз с трансляций зимней Олимпиады-2026. И, по задумке НБА, продолжит болеть за «своих» против «мигрантов». Ну или наоборот.
В этом сезоне в НБА вновь обновили рекорд – 135 иностранцев из 43 стран, почти 30% всего кадрового состава. Тем не менее, даже такая интернациональная лига пока не готова к прямому противостоянию «США vs Мир». Самые топовые американцы уступают MVP-кандидатам из Европы (и Канады), но выбор звезд из США все равно намного шире, как и средний уровень.
Выход? Заменить один матч на мини-турнир. Если иностранцев в лиге примерно треть, значит, и на Матче звезд их должна быть такая же доля. Все это протестировали уже в прошлом году: на Матч звезд-2025 выбрали 7 игроков не из США, они (вместе с примкнувшим Донованом Митчеллом) по итогам «импровизированного» драфта составили одну из команд.
Сейчас будет почти то же самое, только уже с обязательным разделением на Америку (две команды) и Остальной мир (одна команда).
Выбирать игроков будут все: болельщики, журналисты, тренеры, сами игроки и даже комиссионер НБА
Второй год подряд Матч Турнир звезд пройдет в Калифорнии, и все же МВЗ-2026 в Лос-Анджелесе будет отличаться от МВЗ-2025 в Сан-Франциско и по формату. В турнире не будет четвертой мини-команды, которой год назад была сборная-победителя Турнира молодых звезд. Соответственно, вместо двух полуфиналов и финала будет круговая система между тремя сборными – в первые три четверти – а затем финальная четвертая четверть между двумя лучшими из трех.
Но возникает вопрос: что делать, если, как и год назад, иностранных игроков на Матче будет только 7? Кого-то из американцев вновь делегируют в сборную Мира?
Напомним правила, по которым отбирают игроков на Матч звезд:
Сначала общее голосование определяет стартовые пятерки Восточной и Западной конференции. Только теперь это «почетные» стартовые пятерки, потому что сборных Запада и Востока больше нет, а есть команды A, B, C, и в старте в них не 10, а 15 человек. Но определят, как и по старинке, по пять от Востока и Запада. Выбирают болельщики (вес их голосов – 50%), игроки (25%) и избранные представители медиа (25%).
Новинка этого сезона – больше никакого разделения по позициям в голосовании.
«Скамейку» – то есть еще по 7 человек с Востока и Запада – выберут тренеры каждой конференции. И вновь без учета игровых позиций, давно превратившихся в баскетболе в условность.
Наконец, новая роль комиссионера Адама Сильвера – выравнивание составов. Велика вероятность, что по итогам выбора 24 лучших они не будут четко делиться на 8 иностранцев и 16 американцев. Тогда комиссионер добавит необходимых участников – точно так же, как бывает с заменой травмированных. Обычно Сильвер смотрит в голосование тренеров и берет следующего по списку оттуда, но это традиция, а не официальное правило.
Кстати, в объявлении НБА о новом формате есть интересная сноска: «в случае необходимости сборная Мира может включать американских игроков со связями с другими странами». Можно назвать это «Правило Эмбиида», натурализованного американца, который еще недавно считался камерунцем (и недолго – французом). Или «Правило Ирвинга» – ненатурализованного американца, родившегося и несколько лет жившего в Австралии, где играл его отец.
Ничего не сказано про обратный вариант, когда иностранец сможет попасть в одну из двух микро-сборных США – как, например, родившийся в Портленде Сабонис.
Кого Сильверу придется добавлять – еще вопрос. В лиге сейчас действительно много сильных иностранцев. Гилджес-Александер, Йокич, Яннис, Вембаньяма, Таунс, Шенгюн и Сиакам были на МВЗ-2025, Дончич, Сабонис, Эмбиид его пропустили, но вызывались в 2024-м, а еще есть Лаури Маркканен, Джамал Мюррэй, Руди Гобер, Франц Вагнер. В прошлом сезоне Самым прогрессирующим игроком НБА был назван австралиец Дайсон Дэниелс. В этом сезоне достижение может повторить его земляк Джош Гидди или израильтянин Дени Авдия, а гонку за звание Новичка года открывал багамец Ви Джей Эджкомб. Наконец, есть Банкеро, Ирвинг, Адебайо, Остин Ривз с немецкой бабушкой и еще несколько человек, кого можно безболезненно перекинуть в «сборную Мира», ведь она составляется не по регламенту ФИБА.
А вот у американцев – огромные пробелы в комплектации звездного состава в этом году: Тейтум, Халибертон, Лиллард пропускают сезон, Леброн, Хирро, Джордж, Джейлен Уильямс до сих пор не дебютировали, Дэвис, Кавай, Зайон, Янг вновь на больничном – так и правда не наберется 16 американских звезд!
Как игроки отбирались на Матч звезд раньше?
Текущее обновление формата – далеко не первое и явно не последнее изменение в том, кто, с кем и как играет на Матче звезд НБА.
Окунемся в историю лиги.
До 1951-го
Матч всех звезд в баскетболе появился позже, чем в других видах спорта. НБА была основана без идеи выставочных встреч – хотя в лиге-предшественнице НБЛ в годы Второй мировой были неофициальные матчи звезд в межсезонье, обычно между действующим чемпионом и сборной остальных клубов. Эти матчи проводились не под эгидой лиги, а по инициативе отдельной команды.
Примерно так зародился и Матч всех звезд НБА в 1951-м – руководство лиги противилось идее, которую предложил PR-менеджер Хаскелл Коэн. Но тому удалось убедить владельца «Селтикс» Уолтера Брауна спонсировать всю затею и организовать матч в бостонском «Гардене». Формат решили перенять из бейсбола – Матч звезд в середине сезона между сборными Востока и Запада.
1951-1955
Журналисты из городов, где базировались клубы НБА, определяли по 8 человек в сборные Запада и Востока, не имея права голосовать за игроков «своей» команды. Затем составы дополняли тренерским голосованием. Игровые позиции баскетболистов не учитывались, но было условие: каждый клуб НБА (их было всего 10, к концу периода осталось даже 8) должен быть представлен.
Стартовый состав определял тренер сборной непосредственно перед игрой. Баскетболист мог получить 100% возможных голосов от журналистов, но выйти со скамейки запасных.
1956-1963
Игроков стали выбирать по позициям – журналисты определяли двух центровых, трех форвардов и трех защитников в каждой команде. Тренеры добавляли еще пару-тройку человек, чтобы соблюсти условие «минимум один человек от каждого клуба».
1964-1973
В середине 60-х тренеры перестали определять стартовые пятерки сами перед игрой – в них теперь выходили лидеры по отданным голосам журналистов. В 1967-м и Чемберлен из «Филадельфии», и Расселл из «Бостона» и получили все 100% возможных голосов – тренер команды Востока Ред Ауэрбах бросал монетку, чтобы решить, кто станет стартовым центровым (редкая победа Уилта над Биллом).
1974
На Матч звезд-1973 пришлось брать кого-то из кошмарной «Филадельфии» (к перерыву на МВЗ шли с результатом 4-47, закончили сезон с антирекордом всех времен: 73 поражения). НБА уже разрослась до 17 команд, вскоре планировала добавить еще одну в Новом Орлеане и позже объединиться с АБА. Поэтому в 1974-м правило вызывать по человеку от каждой команды было упразднено.
1975-2009
Журналистов отстранили от выбора. Теперь стартовые пятерки определялись голосованием болельщиков: в бумажных (а с появлением сайта NBA.com – и в цифровых) бюллетенях нужно было отметить по одному центровому из предложенных 10 и по два форварда и защитника из 20 в каждой конференции. Или вписать свою кандидатуру в пустое поле.
Скамейки теперь целиком определяли тренерским голосованием.
С 1984-го в программе также появляются конкурсы – сначала слэмданков, потом трехочковых, мастерства и другие. Участников отбирает лига.
2010-2012
НБА подарила болельщикам возможность ежедневного спам-голосования за отдельного игрока. Сначала – смсками на короткий номер 69622. Затем – хэштегами в соцсетях. Вероятно, это была реакция на массовое голосование китайских болельщиков за И Цзяньляня в 2008-м и особенно в 2009-м на официальном сайте НБА. SMS и соцсети – попытка дать преимущество в этом флэшмобе местным, американским фанатам.
2013-2016
НБА убрала позицию центрового из бюллетеней, теперь форварды и центровые шли вместе как «фронткорт». Уже в 2014-м в стартовых пятерках на МВЗ не вышло ни одного центрового, как и в 2016-м.
Хотя в 2016-м Зазе Пачулии не хватило всего пары тысяч голосов от преданных грузинских болельщиков, чтобы обогнать Кавая Ленарда и попасть на Матч звезд. Кажется, в Европе тоже обнаружили доступ к хэштегам в соцсетях.
2017
НБА отреагировала, изменив правила отбора: теперь это взвешенное голосование с участием игроков и журналистов. В 2017-м Пачулия по голосам болельщиков обогнал всех западных игроков фронткорта, кроме одноклубника Дюрэнта, но флэшмоб не сильно поддержали коллеги (у Зазы все равно довольно высокое 12-е место, выше Йокича, Дирка, Блэйка Гриффина) и вообще не поддержали журналисты (0 голосов). Тренеры тоже не выбрали Зазу на скамейку.
2018
Теперь Матч звезд – это не Восток против Запада, а Леброн против Стефена/Дюрэнта/Янниса.
После всенародного голосования игроки попадают в общий пул, капитаны команд (лидеры голосования фанатов от Востока и Запада) собирают себе команды, как во дворе. Церемония «драфта» транслируется как отдельное медиасобытие.
2019
Комиссионер НБА личным решением добавили в составы команд двух легенд – Дирк Новицки и Дуэйн Уэйд проводят прощальный сезон. Но идея «почетных олл-старов» не прижилась.
2020-2023
На Матче всех звезд НБА вводится «концовка Элама» вместо четвертой четверти – побеждает та команда, которая первой доберется до «целевого счета».
2024
Возвращение к традициям: формат Запад/Восток и отказ от «концовки Элама».
2025
И снова разворот на 180: телеведущие (Шак, Чак и Кенни из Inside the NBA) разбирают 24 игрока на три команды, к ним добавляется сборная-победитель турнира Восходящих звезд, вместо Матча – мини-турнир из полуфиналов и финала, играют до 40 очков.
Теперь прошлогодняя идея переупаковывается в очередной новый формат.
И зачем все это надо?
Телерейтинги Матча всех звезд уже много лет падают. В прошлом сезоне игру посмотрели 4,7 млн зрителей. Это много, если считать, что к тому моменту сезона только три рождественские игры собрали больше, и что у аудитории моложе 35 лет Матч звезд стал самым рейтинговым шоу на всем ТВ в тот вечер.
Но это мало, если сравнивать с предыдущими Матчами звезд. Хуже рейтинги были только в 2023-м. Некоторый рост в 2024-м (в том году как раз был традиционный формат, совпадение ли?) – исключение из правил, аудитория стабильно падает уже много лет. В 90-е нормой считалось 15 млн зрителей. Но даже если не сравнивать с золотым веком телевидения, картина вырисовывается печальная: за последние 10 лет падение рейтингов – почти в два раза.
Проблема в том, что интерес к Матчу всех звезд теряют не только зрители, а в первую очередь – сами участники.
«Пытаюсь донести, особенно до молодежи, что Матч всех звезд – это важно. С ним связаны значимые традиции, воспоминания публики. Это часть структуры лиги, способ поднять уровень интереса аудитории за счет взаимодействия с игроками», – жалуется комиссионер Адам Сильвер.
«Ты приезжаешь на арену в три часа и в течение пяти часов должен фотографироваться и все остальное. Кто захочет после этого играть? Игрокам трудно бороться, когда сама игра – это не главное. Главное – это спонсоры, партнеры, но не сама игра. […]. Когда я случайно сломал нос Кобе Брайанту на Матче всех звезд в 2012 году, это положило конец борьбе. Я испортил Матч всех звезд. Это моя вина», – считает Дуэйн Уэйд.
«Когда я был маленьким, отец учил меня уважать болельщиков и то, что в тебя верят. Люди платят много денег, чтобы посмотреть, как играют баскетболисты. Когда меня выбирали на Матч звезд, отдавали свои голоса, я понимал, что хочу выйти и устроить для людей шоу, особенно для детишек. Они ходят в майках игроков, все ходят в майках. И тот факт, что мы постоянно меняем формат и все такое, говорит о том, что нынешние игроки просто не ценят то, что было для них сделано», – вторит экс-одноклубнику Шакил О’Нил.
«Парни стараются изо всех сил, чтобы попасть на Матч всех всех, но когда попадают на него, расслабляются и не хотят играть», – емко подытоживает Уэйд.
Вот лига и экспериментирует – причем в диаметрально противоположных направлениях. То НБА ищет, как бы повысить мотивацию игроков, то пытается превратить баскетбольный матч в гала-концерт.
С какой из двух задач должен справиться формат «США против Мира» – открытый вопрос.
Фото: Gettyimages