Помните Марию Комиссарову, которая сломала позвоночник в Сочи? Она развелась и вернулась в Россию
История фристайлистки Марии Комиссаровой – шок-контент в развитии.
Сломала позвоночник на Олимпиаде в Сочи, встречалась в больнице с Владимиром Путиным, судилась с врачом, который обещал поставить на ноги, вышла замуж и уехала в Испанию, а потом встала – пусть не в буквальном, но в переносном смысле.
У Марии двое детей – Матео и Милитина, она популярный блогер (больше миллиона подписчиков).
В блоге Комиссарова рассказывает о жизни на коляске: как путешествовать (и даже в одиночку с детьми!), заниматься бытом и ухаживать за собой. Бьюти-советы в сочетании с тематикой родительства и создания доступной среды – контент, который позволил Марии чувствовать себя уверенно с финансовой точки зрения.
В этом году Комиссарова развелась – они с бывшим горнолыжником Алексеем Чаадаевым были вместе больше 10 лет, он сделал Марии предложение еще в больнице и ради нее оставил спортивную карьеру.
Комиссарова снова живет в Санкт-Петербурге, воспитывает детей и развивает бизнес.
Как ей это удается? Мы поговорили.
Почему Мария вернулась в Питер? «Каждый день то одна чаша весов перевешивала, то другая»
– Как ты поняла, что хочешь вернуться в Россию?
– Желание крепло постепенно. Мы каждый год приезжали в Санкт-Петербург летом, и это было прекрасно. Мне здесь было тепло, приятно, как-то по-домашнему.
Но разум говорил, что это лето, нет снега, у детей каникулы, то есть проблем по-любому меньше. А вот зимой, когда я столкнусь с недоступной средой, все будет совсем иначе.
Но в прошлом году я приехала на неделю зимой с подружкой, и в целом тоже было нормально. Мы перемещались на такси, я не чувствовала себя некомфортно. Тогда стала думать о переезде уже серьезно.
С одной стороны, мне жаль: дети родились и начали учиться в Испании, лишать их европейского образования не хотелось.
С другой, в России школьное образование тоже неплохое. Недвижимость есть и тут, и там, по документам никаких проблем. У меня было как на весах: каждый день то одна чаша перевешивала, то другая.
И тут так случилась, что я в домовом чате нашего ЖК в Питере попросила посоветовать строительную бригаду. Заобщались с соседом, слово за слово, и он рассказал, что у нас рядом с домом крутой бесплатный детский сад, куда вообще не попасть. Но так как у меня льгота по инвалидности, Милитину сразу взяли. И я решила, что значит – судьба, надо пробовать. В конце концов, если не понравится, всегда можем вернуться в Испанию.
– Решение о переезде связано и с разводом?
– Я подала заявление в ноябре, развели нас с Лешей в марте. В принципе, я сразу ему сказала, что вряд ли смогу одна с детьми жить в Испании. Плата за квартиру, еда, детские кружки – все это сильно дороже, чем в России. Мы бы, конечно, смогли выжить, но не на таком уровне, как привыкли.
Ну, и эмоционально, конечно, тоже хотелось что-то поменять. Даже подписчики пишут, что у меня сейчас глаза горят, стала гораздо счастливей выглядеть, чем в последние годы. Реально ощущение, словно огромная ноша с плеч упала. Пусть мы прожили в Испании много лет, я свободно говорю по-испански, но когда ты дома – совсем иначе себя чувствуешь. Даже зима не пугает. Может, когда на улице станет минус 20, я захочу сбежать, но пока так.
– Леша тоже вернулся в Россию, но живет в Москве. Вы вместе так решили?
– Нет, он сам. С детьми он общается, но в основном по телефону и не так часто.
– Тебя узнают на улицах?
– Да, бывает, что подходят. Очень приятно.
«Мои дети никогда не видели снега»
– Ты на коляске, двое детей в школе и садике – как справляешься? Кто-то помогает?
– Все спрашивают, но постоянной помощи у меня нет.
Мой папа переехал вместе с нами из Испании, я ему сняла квартиру рядышком. Но дети не особо хотят проводить с ним время. Он помогает в каких-то бытовых вопросах, ну например, зимнюю резину поставить на автомобиль. Ну и домработница приходит раз в неделю на три часа. А в остальном я сама.
Старший сын уже один ездит в школу на автобусе, ему очень нравится. Дочку отвожу и забираю из садика на машине. Тут очень удобно, что садик на целый день, а не как в Испании, до обеда. Только отвез, вернулся домой, минимально что-то поделал, и уже пора ехать обратно, забирать.
– А если тебе нужно вечером куда-то уйти из дома? Или уехать на несколько дней?
– Путешествовала я летом, когда дети были у бабушки с дедушкой на Камчатке. А сейчас даже не вспомню, чтобы я надолго уходила.
У нас в ЖК закрытый двор, дети очень любят там гулять, домой не загнать. Если мне нужно отлучиться, прошу соседей – они у нас очень дружные – чтобы приглядели.
– Матео (или Матвею) 8 лет, Милитине – 6, они родились в Испании, не жили в России. Как у них с языком?
– Помимо того, что мы дома всегда говорили по-русски, дети в Испании еще занимались русским с учительницей. Не так много, всего по часу в неделю, но лучше, чем ничего. У Матео, получается, сразу три языка: испанский, русский и английский. И на удивление он легко адаптировался во втором классе.
Поразилась, когда в отпуске сказал: «Мам, я устал отдыхать, хочу в школу!» Я такой не была, в детстве школу не особенно любила. А он нормально справляется, хорошо говорит и пишет, учится на 4-5. Хотя нагрузка немаленькая, домашки задают много. Бывают и двойки, конечно, но я не ругаю. Понимаю, что это не то, за что надо ругать ребенка.
Милитине чуть проще, все-таки в садике меньше требований. Но она вот месяц бунтовала, потому что там нужно спать днем. А она у меня в Испании уже с трех лет не спала. Ну ничего, сейчас в итоге начала спать.
– Как дети восприняли новость о переезде в Россию? Все-таки у них в Испании тоже были друзья, привычная жизнь?
– Это же дети, они быстро адаптируются. У них и тут уже появились друзья, своя компания во дворе и в школе/садике. Иногда спрашивают: «Мам, а когда мы поедем в Испанию к тем нашим друзьям?» – «Ну, когда-нибудь на каникулы поедем».
– Они знают, что такое русская зима?
– Нет! Мы однажды приезжали зимой с Матео, но он был совсем маленький и не помнит. Теперь меня каждый день спрашивают: «Мам, когда снег? Когда снег?!» Прикольно, что они его так ждут. Как по мне – лучше бы его вообще не было. На коляске по снегу и гололеду – так себе удовольствие.
– Как ты будешь с этим справляться?
– Я почти всегда на машине. В нашем дворе меня все знают, помогут, если что. А на улице – посмотрим, как-то буду выкручиваться.
Как Мария отстаивает свои права. Пробилась в салон тайского массажа и хочет перемен в аэропортах
– Ты 10 лет прожила в Испании. Отношение к людям с ограниченными возможностями там и в России различается?
– Честно говоря, не замечала. Наверное, потому что я уже привыкла и не обращаю внимания. Ну, если только по детям очень заметно: в Испании всем все равно, они привыкли видеть на улицах людей в колясках. А у нас постоянно слышу: «Мам, что это такое, на чем тетя едет?» или «Мам, смотри, а это инвалид?»
Если спрашивают, почему на коляске, спокойно отвечаю, что упала на лыжах. Понимаю, что общество не подготовлено – немногие колясочники ведут активную жизнь, поэтому совершенно обычные вещи людям кажутся удивительными.
– Как тебе Питер в плане доступности среды?
– Становится лучше, но пока далеко от идеала. В Испании с этим никаких проблем, пандусы есть абсолютно везде. А у нас все-таки много старых, исторических зданий, их сложно переделать. У меня есть мечта попасть в какой-нибудь совет по правам людей с инвалидностью, может, Общественную палату, не знаю...
У меня хорошо получается отстаивать свою позицию и добиваться. Плюс часто законы и правила пишут здоровые люди, которые не до конца понимают, что именно нам необходимо.
– Приведи пример, когда ты добилась своего?
– Записалась в салон тайского массажа. Заранее спросила, есть ли пандус, предупредила, что я на коляске. И вдруг они мне перед самым приемом звонят и говорят: «Мы вас не возьмем!» – «Почему?» – «У вас противопоказания».
А у меня нет никаких медицинских противопоказаний. Потом начали говорить, что нет пандуса, нет поручней в туалете. Но я завелась, потому что мне все это было не нужно и не важно, я хотела только массаж. В итоге потратила день, написала здоровенную претензию, и они извинились! Еще сертификат мне подарили. А когда я пришла на массаж, обнаружила, что там и пандус появился.
– Что за история у тебя была с «Аэрофлотом»?
– У них было шоу «Полет со вкусом», меня пригласили, и я там познакомилась с заместителем генерального директора компании. Поблагодарила, так как у «Аэрофлота» есть, например, инвалидная коляска на борту. Не у всех авиакомпаний встречается такая услуга.
Моя проблема относилась скорее к некомпетентности сотрудников аэропортов. Я использую электрическую приставку для коляски, а они не знают, как ее регистрировать. И пытаются забрать коляску вместе с приставкой уже на стойке регистрации и пересадить меня в ту коляску, какие дают в аэропортах.
– Почему это плохо?
– Моя коляска сделана индивидуально под меня. В ней я чувствую себя комфортно и могу свободно перемещаться. А тут – неудобная общественная коляска, где сразу начинает болеть спина, а я просто сижу и могу только ждать, пока меня куда-то отвезут. С нее даже на туалет пересесть невозможно.
Детские коляски же забирают прямо перед входом в самолет. Вот я попросила, чтобы со всеми было точно так же.
«Я сама себе рилсмейкер, продюсер и все остальное»
– В твоем блоге больше миллиона подписчиков. Сколько человек тебе помогают его вести?
– У меня есть менеджер, остальное сама. Вот сейчас параллельно с интервью пытаюсь выставить рекламу в две соцсети. Сама себе рилсмейкер, сторисмейкер, продюсер и все остальное.
Раньше было попроще – снял, выложил и все. Сейчас всем нужны согласования, это съедает кучу времени.
– Блокировка инстаграма сильно осложнила твою жизнь?
– Конечно, охваты упали почти вдвое. Ну ничего, продолжаем снимать. Сейчас приходится делать контент одновременно для трех площадок, причем я стараюсь, чтобы он все-таки отличался. В один день реклама идет в VK, другой – Telegram, и так далее. Иногда путаюсь, думаю: «Господи, как все-таки раньше было хорошо!»
– Сколько времени у тебя занимают соцсети?
– Сложно сказать, я почти весь день в телефоне. Но параллельно вписываюсь еще в кучу активностей, такой характер. Мне даже астролог посоветовал замедлиться, потому что иначе могу быстро выгореть.
– Астролог?
– Ну, я не то чтобы совсем серьезно это воспринимаю. Но иногда консультируюсь, мне интересно.
Развод. «Я благодарна за все, но не хочу терпеть только ради детей»
– Многие твои подписчики не поддержали решение о разводе. Вы с Алексеем были вместе много лет, он ради тебя оставил спортивную карьеру, переехал в Испанию, сделал предложение, когда у тебя был самый сложный момент...
– Наверное, всегда будут те, кто за и против. Я никому ничего не собираюсь объяснять и доказывать. Леша очень многое для меня сделал, я ему благодарна.
Но когда меня спрашивают, почему мы расстались, я даже не могу четко ответить. Говорю какие-то общие слова вроде «не сошлись характерами».
– А на самом деле?
– Я почувствовала, что больше не люблю. У меня словно был третий ребенок. Зачем продолжать жить вместе, когда все бесит? Когда постоянные ссоры, крики, нервы, дети все это видят...
– Насколько для тебя работал аргумент «он же столько для меня сделал»?
– Я очень много думала и сомневалась, прежде чем подать на развод. Это не было на эмоциях, сгоряча.
Я действительно благодарна за годы вместе, за детей. Мне очень жаль, я не думала, что так случится. Всегда хотела одного мужа на всю жизнь, полную семью, чтобы дети росли с мамой и папой. Но и терпеть только ради детей, как многие живут, я тоже не готова. Мне кажется, это неправильно.
Помните Марию Комиссарову, которая сломала позвоночник на Олимпиаде в Сочи? Она... снова на лыжах!
Фото: РИА Новости/Михаил Климентьев; instagram.com/chaadaeva_maria