НБА деградирует из-за устройства детского баскетбола. Это признают звезды и тренеры лиги
И это не преувеличение.
– Вы довольно критично высказались касательно системы баскетбольной подготовки AAU...
– Не довольно критично, а экстремально критично. Ненавижу ее. Потому что эта система не учит нашу молодежь, как правильно играть. Я говорю о взаимодействиях, комбинациях, выводе баскетболиста на трехочковую. Считаю, что в основе системы AAU лежит принцип поощрения. Тренеры, работающие в ней, поощряются тем или иным способом. В действительности это просто показуха. И это оказывает абсолютно ужасающий эффект на игру. Думаю, что моему поколению повезло, поскольку система AAU стала превращаться в дерьмо как раз, когда мы перешли на другой уровень.
Мне вообще повезло, поскольку я вырос в Европе и обучался фундаментальным основам игры там. Всю базу я взял оттуда. И мне кажется, сейчас мы оказываем медвежью услугу нашим молодым игрокам. Это то, что должно быть исправлено. И это абсолютно точно одна из тех вещей, на которых я сфокусируюсь, когда закончу, – это предельно ясно сформулированная точка зрения Кобе Брайанта, озвученная им в период последнего сезона в НБА.
И не сказать, чтобы она отличалась оригинальностью.
Систему подготовки баскетбольной молодежи в США критиковали задолго до Кобе и активно после него. Просто начиная с 2019-го – два года спустя после тирады Брайанта – его слова и слова многих других перестали звучать как брюзжание или пророчество, а просто сменились чередой досадных и удручающих фактов.
Дважды Яннис, дважды Йокич, затем кое-как поднатянутый камеруно-франко-американец Эмбиид, после опять Йокич и наконец канадец Шэй Гилджес-Александер. Тактично шаркая ножкой, умолчим о том, что где-то там, совсем неподалеку в очереди на получение звания MVP стоят Лука Дончич и Виктор Вембаньяма. Не станем напоминать о звездах первой величины вроде финна Лаури Маркканена или немца Франца Вагнера. Не будем о том, что в этом сезоне многие ждут основательного прогресса от французов Алекса Сарра, Заккари Рисаше, литовца Матаса Бузелиса, австралийца Дайсона Дэниелса и с азартом следят за адаптацией новичков: испанца Уго Гонсалеса, китайца Ян Хансэня и россиянина Егора Дёмина.
Зато будем о том, как в Америке баскетбол дошел до того, что, говоря о претендентах на MVP, большинство аналитиков, покопавшись в списках доморощенных талантов, более-менее уверенно упоминают лишь имя Энтони Эдвардса.
Что это за магическое слово из трех букв – AAU?
До того как стать ругательством, AAU (Amateur Athletic Union) считалось одним из старейших и благих начинаний.
Организация была основана 21 января в далеком 1888 году как любительское атлетическое объединение, целью которого было продвижение, развитие и регулирование спорта для начинающих путем предоставления спортсменам возможности участия в организованных соревнованиях.
Изначально программа представлялась своеобразным факультативом для тех, кто попросту хотел улучшать свои навыки. Но по мере образования профессиональных лиг и выстраивания теперь уже привычной иерархии школа-колледж-НБА, AAU тоже не теряла времени и затесалась в эту нехитрую схему, заодно расширив свои полномочия.
К середине 1980-х основной постулат AAU претерпел существенные изменения. Программа ушла от развития навыков любителей в сторону предоставления лучшим баскетболистам старших классов возможности выступать вне учебного сезона. Элемент обучения стал чем-то вспомогательным, зато ему на смену пришла возможность проявить себя перед скаутами профессиональных команд, которых AAU приглашал на матчи.
От некогда любительской лиги осталось только слово «Amateur», прячущееся в аббревиатуре. К началу 1990-х AAU стала элитной программой, для участия в которой было необходимо приглашение от организации, игроков отбирали индивидуально, а родители должны были платить строго фиксированные взносы.
Фактор эксклюзивности помогал поддерживать статус соревнований и гарантировал, что приглашенные игроки, впоследствии расфасованные по командам, будут соревноваться с другими такими же элитными спортсменами.
На определенном этапе такой формат действительно принес свои плоды.
Многие игроки НБА, участвовавшие в турнирах AAU, благодаря им получали возможность поступить в более престижный колледж и повысить уровень в рамках турниров NCAA, а некоторые игроки просто получали более щедрые стипендии только из-за участия в турнирах AAU.
И так, и эдак благодаря AAU игроки имели возможность повышать степень мастерства параллельно с ростом уровня соревнований, в которых они участвовали: школа, AAU, затем NCAA и после НБА.
Сами по себе школьные турниры уже не могли стать мерилом таланта игрока. Сказывалось недостаточное количество матчей в сезоне, да и уровень школ в определенных дивизионах просто не соответствовал среднему уровню квалификации. В матчах AAU он был стабильно высоким. К тому же, в отличие от баскетбола в школах, где сезон был ограничен определенными рамками, AAU составил расписание таким образом, чтобы баскетболисты могли соревноваться весной и летом, когда школьные сезоны заканчиваются. Вместо того чтобы месяцами ждать окончания учебного года в старших классах, спортсмены в идеале не только могли оставаться, поддерживать уже имеющуюся форму, но и улучшать ее, соревнуясь с сильными соперниками. Выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, но так было.
Ровно до того момента, пока организация не стала рушиться под грузом ею же самой созданных сводов правил.
Проблема № 1: Ошибочная расстановка приоритетов
Поскольку AAU на протяжении многих лет шла к тому, чтобы стать не просто серией турниров для любителей, а полноценным брендом, то теперь организация вынуждена соответствовать собственным стандартам. То есть быть элитным конкурсом для школьников, на которых косятся скауты.
В таких условиях уже никто не думает о том, чтобы развивать игроков, наоборот, лига стремится показать готовый товар лицом. Даже если он не готов. И лучший способ сделать это – победы с большим количеством набранных очков и хайлайтов, которые потом могут завируситься в сети, тем самым повысив популярность программы и самого игрока.
Четкая задача имеет четкое решение:
• Играть прессинг по всей площадке.
• Использовать зону в защите.
• Форсировать большое количество бросков, причем чаще всего за счет одного-двух игроков, которые способны это делать.
Все это сугубо прикладные методики, которые никак не сказываются на:
• Развитии навыков игры в пас, передачи, чтения игры и принятия решений.
• Прогрессе всех игроков в команде, а не конкретно тех, кто отвечает за набор очков.
• Вариативности комбинаций. Большинство матчей сводятся к челночному бегу в быстрые отрывы и не дают молодежи представления о том, как разыгрывать комбинации в атаке.
В сухом остатке большинство из тех, кто участвует в турнирах AAU, получает максимально странное представление о том, как должна выглядеть полноценная игра в баскетбол.
«Мы терпим настоящее фиаско в том, что касается обучения молодежи игре в баскетбол, – надрывался Стэн Ван Ганди, еще будучи тренером «Майами». – Если вы посмотрите НБА, то увидите колоссальную разницу между нашими игроками и игроками из Европы, когда речь заходит об умении пасовать и бросать. Мы не в состоянии готовить достаточное количество игроков, которые умеют делать самые элементарные вещи. Поэтому мы вынуждены искать их во всем мире. Почему так? Потому что мы предпочитаем развитию победы. И это на самой ранней стадии развития игроков, когда они должны учиться.
Прошлой весной я учил мою 12-летнюю дочь и 9-летнего сына на протяжении двух месяцев в лиге YMCA. Так что у меня было время понаблюдать за процессом. Из 18 команд, может быть, было всего две тренеры, которых действительно хотели чему-то научить ребят. Остальные просто хотели побеждать. У всех был один и тот же план. Оставляй своего лучшего игрока на площадке настолько долго, насколько это возможно. Играй зону в защите. Не давай «большим» использовать дриблинг – ограничивай их обязанности только подборами. Заставляй их сразу же отдавать пас разыгрывающему, который чаще всего – сын тренера. И пусть все носятся как угорелые. А потом мы удивляемся: почему наши высокие игроки не умеют вести и бросать мяч? Да потому что в раннем возрасте мы говорили ему: стой под кольцом и не двигайся.
Поэтому самый важный вопрос, который тренеры должны задавать себе: хочу ли я развить способности ребенка или сделаю все, чтобы потом похвастаться перед коллегами тем, что выиграл молодежный турнир».
И таких, как он, большинство.
Проблема № 2: Значение персональной защиты
Оборона «в одного» важна не только сама по себе, как скилл, как навык, а хотя бы потому, что учит целому ряду необходимых качеств:
• Давление на игрока с мячом
• Готовность и умение меняться при игре через заслоны
• Постоянный диалог с партнерами во время розыгрыша
• Ответственность за того, кого ты опекаешь
Но в системе AAU тренеры по умолчанию используют зону. Потому что:
• Зоне легче обучать. Достаточно просто расставить ребят и дать им минимальный диапазон действий
• Зона маскирует недостаток игры в обороне у игроков, не умеющих защищаться
• На уровне AAU зона более действенна
Проблема в том, что если игроки не усваивают навык персональной защиты в раннем возрасте, то им гораздо сложнее овладеть им позже. Особенно в старших классах или колледже.
«AAU и им подобные – причина того, что сейчас мы смотрим пародию на игру в баскетбол, – печально констатировал Рашид Уоллес. – AAU ограничивает детей, они сводят их умения до одной функции. Одни могут только хорошо вести мяч, другие только бросать, третьи только делать блок-шоты. Неважно, кого я тренирую, пацанов из школы или университета, я говорю им всегда одно и тоже: «Хотите в НБА? Самый легкий способ попасть в лигу – играть в защите. Им не нужно, чтобы ты забивал по 25-30 очков. Они уже платят за это Леброну, Кей Ди и остальным. В каждой команде есть такой человек. Эта ниша забита под завязку. Им нужны те, кто будет подбирать, обороняться, играть в командный баскетбол». Но никто и слушать не хочет. Дай бог, если 10% из тех, кому я это говорил, прислушались. Остальные и знать ничего не хотят. И я без понятия, как повлиять на них».
По этой причине многие из тех игроков, которые пробились в НБА, не способны играть в защите, а в лучшем случае лишь обозначают ее. И это пока чисто игровые нюансы подготовки посредством AAU, а есть еще и организационные.
Проблема № 3: Слишком мало тренировок, слишком много матчей. И еще больше хаоса
Еще одним парадоксальным следствием развития AAU стало преображение программы из помощника школьной спортивной системы в прямого конкурента, а затем в саботирующий элемент.
Если вы спросите любого тренера школьной команды, причем не только баскетбольной, об отношении к AAU, то в ответ с большой долей вероятности получите порцию отборной матерщины.
Дело в том, что многие ученики занимаются несколькими видами спорта: зимой они играют в баскетбол, весной, когда подходит к концу баскетбольный сезон, переключаются на бейсбол, легкую атлетику или лакросс. Такая вариативность способствует разностороннему развитию ребенка, а заодно повышает шансы на то, что уже на ранних стадиях можно зафиксировать, в каком из видов спорта у него наилучшие шансы проявить себя на профессиональном рос уровне.
Расписание AAU, турниры под эгидой которой проводятся чуть ли не круглогодично и накладываются на занятия другими видами спорта, обнуляет эти начинания. Спортсмены вынуждены выбирать между школьными командами и обязательствами перед AAU, что создает целую череду конфликтов.
Причем для всех.
Дети загружены настолько, что зачастую вынуждены проводить по несколько матчей в день, причем иногда это бывают абсолютно разные виды спорта. Те, кто работают с детьми, также оказываются в заложниках у ситуации. Школьные тренеры часто недосчитываются лучших игроков из-за участия тех в турнирах AAU, что негативно сказывается не только на результатах, но и компрометирует ребенка, а заодно его родителей.
Говорить в таких условиях о здоровом микроклимате и отношениях внутри школьных команд практически невозможно. Логично заключить, что выбор в пользу AAU оправдан: более высокий уровень, присутствие специалистов, немалые взносы, заплаченные родителями. Да, если бы не специфика AAU. Ведь нужно понимать, что в турнирах принимают участие команды, укомплектованные детьми из разных городов, штатов, которые часто понятия не имеют, кто будет их партнером по команде. На проведение совместных тренировок времени нет, поскольку приоритет отдается в пользу большего количества матчей: витрину для скаутов никто не отменял.
Все происходит максимально стихийно, дети оказываются в ситуации, когда даже умея играть в командный баскетбол, они не могут этого сделать, поскольку не имеют представления о способностях своих партнеров.
«Даже если сегодняшние игроки невероятно одарены, они растут в баскетбольной среде, которую я могу назвать только одним словом – контрпродуктивной, – Стив Керр становился чемпионом НБА как игрок и тренер в составе трех величайших династий НБА, и кто, как не он, может высказываться на подобные темы. – Система AAU пришла на смену школьным соревнованиям и на сегодня является доминирующей формой развития для подростков. Я тренировал команду AAU своего сына в течение трех лет, и это, мягко выражаясь, очень странная субкультура. Как и везде, есть хорошие и плохие тренеры, сильные и слабые программы, но меня беспокоит то, насколько обесценивается победа в структуре AAU. Команды играют матч за матчем, иногда выигрывая или проигрывая по четыре раза за день. Практически никто не проводит полноценных тренировок. Некоторые команды приглашают лучших игроков из других штатов, чтобы они провели один-два матча, а потом больше никогда не выходили в их составе. Некоторые парни играют за одну команду утром, а днем уже за другую. Если мама и папа недовольны игровым временем сына, они меняют команду, и на следующей неделе он уже бегает с абсолютно незнакомыми ребятами.
Для детей это тоже стресс, многие из них растут в разных условиях, я говорю о социальных и культурных различиях. То, что для одного нормально и естественно, другой воспринимает в штыки, не потому, что ему не нравится парень, а потому что там, где он рос, это не принято, для него это неприемлемо. Все эти особенности познаются только в процессе совместной работы на тренировках, только там ребята раскрываются как личности, учатся взаимодействовать друг с другом. Процесс взросления в качестве игрока баскетбольной команды – это обучение тому, как стать частью единого целого, как вписаться в нечто большее, чем ты сам. Все это полностью теряется в структуре AAU».
7-кратный чемпион НБА Роберт Орри выражается не столь политкорректно, зато куда более доступно.
«Ненавижу, ненавижу, ненавижу. Я ненавижу AAU. Внутри этой системы огромное количество тренеров, которые попросту эксплуатируют детей. И наживаются на этом.
В этой системе есть свои плюсы. Но по большей части тренеры внутри этой системы думают только о себе.
Я знаю, о чем говорю. Мой сын играл в команде AAU, и моя бывшая жена была зла на меня. Все потому, что я не мог сдерживаться, я ругался и проклинал тренера. Причина – он делал все, чтобы его сын самоутверждался за счет других, чтобы он играл. А его сын был буквально худшим игроком команды. Вот почему я ненавижу AAU.
Думаю, было бы гораздо лучше, если бы у этих ребят была возможность заниматься другими видами спорта. Чтобы их организм развивался постепенно. Вот почему современные игроки так легко травмируются. Их тела подвергаются чрезмерным нагрузкам с самого раннего возраста. Я должен остановиться. Извините. Кто-нибудь, заберите у меня микрофон. Я слишком на взводе».
Проблема № 4: Нагрузки пагубно сказываются на здоровье детей
AAU проводит турниры для всех возрастов, включая детей младших классов. Поэтому ситуация, при которой школьники 2-го класса летят через всю страну, чтобы сыграть три-четыре матча за одни выходные, не редкость. Уже сама по себе эта затея звучит как нечто дорогое (для родителей) и утомительное (для детей). Но куда абсурднее сама причина таких вояжей, или, куда справедливее сказать, ее отсутствие.
Для кого выступают эти крохи?
Для тренеров колледжей? Они не рекрутируют детей в столь юном возрасте.
Для скаутов? Пусть даже речь о ребенке, которому 10-12 лет, его игра и физиология еще несколько раз изменятся, прежде чем скаут составит отчет, на основе которого можно будет мало-мальски говорить о его сильных и слабых сторонах игрока.
Показательные турниры с участием детей младшего возраста позиционируются как некая «возможность заявить о себе как можно раньше», в действительности это просто способ «подсадить» родителей и детей на систему, «сотрудничество с которой в дальнейшем принесет успех». Сложно ведь потом просто махнуть рукой на AAU, если ребенок провел в системе турниров 3-4 года. И не просто провел, а в самом прямом смысле положил на это свое здоровье.
«Недавно моим пациентом был ребенок, который играл по четыре или пять дней в неделю. Постоянный бег, упражнения, матчи, и все это время он неправильно приземлялся на ноги. Когда я увидел его на операционном столе, то был шокирован. Его крестообразные связки буквально лопнули. Я не мог поверить, что такие травмы могут случаться в столь юном возрасте», – заключение детского хирурга Нирава Пандьи.
В 2019-м ESPN выпустил обширный материал под названием «Под ножом: изобличая кризис молодежного баскетбола в Америке», в котором Пандья и многие другие доктора, статистики и аналитики приходят к выводу, что агрессивное занятие баскетболом с ранних лет аморально по своей сути и губительно для здоровья.
Имя Зайона Уильямсона фигурирует в статье чаще остальных.
«Поймите, эти дети – как тикающие бомбы. В какой-то момент они просто не могут терпеть и рассыпаются на части. Игроки не должны достигать пика своих физических способностей в 16 или 17 лет. Это ненормально. Я могу обосновать это с помощью статистики. Так не должно быть. Профессиональный атлет должен выходить на пик своей активности постепенно, начиная с 23 лет. Но с большинством из этих детей дело обстоит иначе. Многие из них уже к 14 годам имеют по несколько ортопедических операций, последствия которых не предполагают серьезных нагрузок. Но они не могут просто закончить с баскетболом, который заменил им детство, которому они посвящали все свое свободное время», – говорит основатель и владелец спортивной лаборатории P3 Маркус Эллиот.
Подавляющее преимущество негативных качеств системы AAU над позитивными признают многие, но мало кто способен предложить действительные методы, которые смогли бы изменить ситуацию к лучшему. Да, говорить о том, что молодежь нужно учить командному баскетболу, чаще тренироваться и бережнее относиться к здоровью детей, легко и очевидно, но AAU – сложившаяся система и едва ли заинтересована в нововведениях. Особенно когда она приносит стабильный и немалый доход, а на драфт НБА каждый год попадают игроки, подтверждающие работоспособность такого подхода. В США есть альтернативные системы подготовки, которые работают с учетом упущений AAU, но ни одна из них не обладает такой историей и репутацией, поэтому говорить о кардинальных изменениях не приходится. Тем паче, что крепкий средний уровень баскетболистов НБА по-прежнему составляют американцы, а именно этот уровень и является показательным.
Засилье уникальных выходцев из Европы – это не только замедление конвейера ярких американских звезд, но и следствие политики глобализации, которую НБА весьма успешно презентует как «все лучшие со всего света едут к нам». При этом стоимость минимальной зарплаты игрока НБА по-прежнему остается самой высокой среди остальных лиг. В НФЛ, МЛБ и НХЛ минимальный ценник начинается с 750 тысяч, в НБА – с 1,1 миллиона, а для игроков с опытом выступлений 10+ лет – от 3 миллионов. В раннем детстве все мечтают стать новыми Кобе и Лебронами, но, в конце концов, в какой-то момент приходит осознание, что уже сам факт попадания в лигу и обретения там стабильного заработка – уже немалый успех. А поскольку участие в турнирах AAU является чуть ли не обязательным условием на пути к этой цели, то можно не сомневаться в том, что система подготовки в США еще очень долго будет оставаться прежней. Вне зависимости от того, кто будет становиться MVP НБА.
Фото: Gettyimages/Steph Chambers / Staff, Houston Chronicle/Hearst Newspapers / Contributor, Justin Ford / Stringer, Kelly Defina / Stringer, Ezra Shaw / Staff, Ben Brewer / Stringer