Махачев станет двойным чемпионом UFC, если победит Маддалену? Все сложнее, чем кажется
Бой за наследие.
Ислам Махачев идет за историческим событием: если 16 ноября на UFC 322 (следить за главными событиями можно в нашем онлайне) он победит Джека Делла Маддалену и заберет пояс в полусреднем весе, то станет первым российским бойцом, который покорит сразу два дивизиона в сильнейшей лиге мира.
Будет ли Махачев в случае победы считаться двойным чемпионом и почему его лишили пояса?
Как в UFC появились двойные чемпионы? Они были всегда, но Конор сделал их культом
Формально в истории UFC было 10 двойных чемпионов. Первый – Рэнди Кутюр: в 2000-м он стал чемпионом в тяжелом весе, но потерял пояс, а в 2003-м – забрал уже в полутяжах.
После Кутюра достижение повторил Би Джей Пенн (2004-й – титул в полусреднем весе, 2008-й – в легком). Между двумя чемпионствами Пенн умудрился залететь в полутяжелый вес, а еще – дважды проиграть титульник в полусреднем.
Новый смысл двойному чемпионству придал Конор, ставший первым бойцом UFC, который владел поясами в двух весовых одновременно. В декабре-2015 он взял пояс в полулегком весе, победив Жозе Альдо, в ноябре-2016 – в легком, победив Эдди Альвареса.
Между этими боями Конор проиграл в полусреднем весе Нейту Диазу и взял реванш. Поэтому его двойное чемпионство – спорное, а продлилось ровно две недели: 12 ноября Конор взял пояс в легком весе, а 26 ноября его лишили пояса в полулегком.
Почему UFC не сделал этого раньше? Чтобы Конор стал не просто двойным, а эксклюзивным чемпионом, владеющим обоими поясами. А еще – получил вот такие вирусные фото:
Альдо взял временный пояс в полулегком весе еще 9 июля, но лишь в ноябре, через две недели после победы Конора, его признали полноценным чемпионом. UFC выделил две недели, чтобы Конор похайпил как двойной чемпион, а затем восстановил справедливость.
Ни один пояс Конор не защитил, хотя Дана Уайт заявлял, что тот будет драться по четыре раза в год. Именно поэтому позволил ему стать двойным чемпионом, не лишив пояса в полулегком весе:
«Конор сказал, что хотел бы завоевать пояс в легком весе, драться четыре раза в год и защищать оба пояса. Если кто-то и может это сделать, то только он. Этот парень сделал почти все, что обещал. Мне это интересно.
Обычно я говорю, что если ты собираешься перейти в другую весовую категорию, то должен отказаться от пояса. Но Конор сделал все, что обещал. Он любит драться. И очень любит деньги, так что если кто-то и мог это сделать, то, скорее всего, это он».
После Конора двойных чемпионов в UFC стало больше. Это превратилось в тренд, но не все с ним справились
Формально Конор ничем не отличался от прежних двойных чемпионов – ни в одном из дивизионов он не защитил титул. Но из-за него владение одновременно двумя поясами стало мечтой многих бойцов.
После Конора в UFC было еще семь двойных чемпионов: трое владели поясами одновременно (Кормье, Сехудо, Нуньес), еще трое – с перерывом (Сен-Пьер, Джонс, Перейра, Топурия). Как и до этого, разница между ними лишь в одном: у первых есть фото с двумя поясами на плечах, у остальных – нет.
В этом больше маркетинга, чем спорта – чемпиона, который бы одновременно хозяйничал в двух мужских дивизионах, не было. Кормье в январе-2018 защитил титул UFC в полутяжелом весе, в июле – стал чемпионом в тяжах. Больше в полутяжелый вес не спускался и титул не защищал. Как и Сехудо: в январе-2019 защитил титул в наилегчайшем весе, а уже в июне забрал вакантный титул в легчайшем весе, который больше не покидал.
Сехудо и Кормье отказались от поясов в один месяц (в декабре, но с разницей в год). Казалось, после Конора UFC проводит пиар-компанию: каждый год создает двойного чемпиона, а в декабре – лишает пояса (в 2017-м им стал Сен-Пьер, вернувшийся в ММА ради второго пояса). Но фактически в UFC не было полноценного двойного чемпиона. Конор, Сехудо и Кормье не только не защищали титул в прежнем весе, но и вообще никогда в него не возвращались.
Исключение – Аманда Нуньес, которая становилась чемпионкой в легчайшем и полулегком весах. Она доминировала в двух весовых одновременно: в легчайшем оформила в совокупности шесть защит, в полулегком – две. Но достижением Нуньес не восхищаются, ведь полулегкий дивизион был крайне слабым: в защитах она победила низкоранговых Меган Андерсон и Фелицию Спенсер. Но формально Нуньес – единственная, кто может по-настоящему называть себя двойной чемпионкой.
Зачем тогда бойцы вообще рискуют ради второго титула? Причины разные: кто-то устает от весогонок, кто-то ищет денежный вызов, кто-то грезит о наследии. Но переход в новую весовую – всегда огромный риск.
Если чемпион опускается в весе, то проходит через жесткую весогонку, доводя себя до изнеможения. С ней в 2019-м не справился Ти Джей Диллашоу, спустившийся за поясом в наилегчайший дивизион. Перед боем с Сехудо он напоминал скелет: в итоге проиграл за 32 секунды, а после боя попался на допинге.
Подъем в весе – тоже риск: Исраэль Адесанья, считавшийся королем среднего веса (шел с рекордом 6-0), в полутяжелом – потерялся. В 2021-м его заборол андердог Ян Блахович, который воспользовался габаритами – в партере они играют большую роль.
Против Маддалены Махачев может стать двойным чемпионом. Но UFC убедил его отказаться от пояса в легком весе
Когда Илия Топурия объявил о желании подняться за титулом в легкий вес, многие ждали повторения истории Конора. Но Топурия отказался от пояса в полулегком весе, который стал вакантным. Он давно говорил, что устал от тяжелых весогонок. Важно, что перед титульником за вакантный пояс против Алекса Волкановски претендент Диего Лопес озвучил двусмысленный инсайд:
«Они [руководство UFC] были предельно ясны с нами. Нет такого, что чемпиону не дадут шанса попробовать себя в другом дивизионе, нет. Если ты хочешь перейти в другой дивизион, то должен освобождать титул. Именно это сообщили всем чемпионам, которые планируют перейти в другой вес».
После этого появились новости: в UFC упразднили двойное чемпионство. Но Дана Уайт все опровергал: объяснил, что боец может владеть двумя поясами одновременно, но для этого ему нужно быть очень активным. Если проще – лига никому не позволит тормозить дивизион, как это делал Конор:
«Если есть парень, который думает, что он может это сделать, и хочет защищать оба пояса, пройдя весь путь до всего этого, то у меня не будет проблем с этим. Но этот боец должен быть занят куда больше обычного. Я определенно не против этого. Например, та же Вэйли Чжан, про которую спросили меня. Она добилась практически всего, чего можно достичь в своей весовой категории, и нет проблем увидеть ее в другом дивизионе. Наша философия не изменилась, это зависит только от конкретного случая».
В 2024-м о переходе в новую весовую заявил Ислам Махачев, а в мае-2025 – отказался от пояса в легком весе. До этого Махачев говорил, что не хочет этого делать, но понял: без него легкий дивион будет простаивать. Топурии пришлось бы драться за временный титул, хотя он публично отказывался.
Тренер Махачева Хавьер Мендес объяснял, что Махачев не хотел оставлять пояс, но его вынудил UFC: «В лиге устали от того, что дивизионы задерживаются бойцами, которые хотят быть чемпионами в двух весовых категориях».
Махачев подтвердил, что в UFC ему представили два варианта. Первый – освободить пояс, второй – защищать оба пояса и быть очень активным. Махачев понял, что не сможет так часто драться:
«Я хотел удержать пояс в легком весе, но это невозможно: если я буду драться с Маддаленой в октябре или ноябре, а в феврале начнется Рамадан, то удерживать титул больше года без защиты – не то, чего я хочу. Это неуважение к другим бойцам».
Конор стал тем, кто превратил двойное чемпионство в маркетинговый ход. Хотя формально большой разницы между тем, владеешь ли ты двумя поясами одновременно или с перерывом – нет. В истории мужских дивизионов UFC ни один двойной чемпион, владеющий сразу обоими поясами, по-настоящему не хозяйничал в дивизионах. Если Махачев победит Маддалену, то станет 11-м чемпионом UFC в двух дивизионах и войдет в историю.
Махачев – главный российский мем в UFC
Фото: Louis Grasse/Keystone Press Agency/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Minas Panagiotakis, Michael Reaves, Steven Ryan, Harry How, Jeff Bottari/UFC; East News/AP Photo/Frank Franklin II, Darryl Dyck/The Canadian Press via AP