Главный бриллиант «Ф-1» в США близок к краху? $600 млн инвестиций не окупаются!

Кризис Гран-при Вегаса.

О Гран-при Лас-Вегаса слышали даже за пределами «Формулы-1», ведь серия активно пиарила главный бриллиант в гоночной короне: в создание этапа вложили $835 млн, $80 млн ушло только на церемонию открытия в стиле «Голодных игр» с концертом звезд вроде 30 Seconds To Mars, ВИП-гостей ждала красная ковровая дорожка, а здание паддока отстроили за $500 млн в виде полноценного казино и планировали использовать как американскую штаб-квартиру весь год.

Этап считался поворотным для «Формулы-1»: серия сама организовала, инвестировала и продвигала гонку. Эксперимент заключался в отходе от традиционной модели с локальными промоутерами: они обычно платят лицензионный взнос за Гран-при (30-70 млн долларов в год) и занимаются сами вопросами обустройства трассы, привлечения зрителей и продажи билетов. А в Вегасе местные бизнесы выступили только в качестве партнеров по размещению и билетным программам: основную часть самых дорогих и прибыльных предложений разобрали отельеры, рестораны, владельцы казино и клубов. «Ф-1» достался серьезный процент от самых дорогих предложений партнеров, а еще выручка от возможных спонсоров, партнеров и билетов. Предполагалась революция: если бы новая система организации сработала, чемпионат мог бы постепенно переходить на самоорганизацию всех Гран-при.

Загружаю...

И что же вышло? Бриллиант воссиял?

Кажется, нет. Проблемы стартовали с первого же года, когда «Феррари» Сайнса высосала люк из дорожного покрытия. Задержка с ремонтом привела к переносу тренировки на очень позднее время – по местному распорядку подготовки к открытию городского движения трибуны требовалось освободить. В итоге покупателей дорогущих билетов спроваживали при помощи полиции и охраны, а в качестве извинений предоставили чеки на мерч. Недовольные зрители даже пытались судиться с серией, и много месяцев подряд процесс нес в медиа негативный флер для серии и Гран-при.

Подготовку к 2024-му подпортили споры с рестораторами без партнерских программ с «Ф-1»: их загородили барьерами и запретили открывать окна и террасы с видом на трассу под угрозой исков на миллионы долларов. Бизнесмены пострадали из-за снижения потока посетителей и подали ответные иски с требованием многомиллионных компенсаций – с ними пришлось тоже договариваться через местного партнера Las Vegas Convention and Visitors Authority (The Las Vegas Convention and Visitors Authority). Это объединение местных главных отелей, казино и прочих заведений с миноритарным представительством городской администрации, работающей над привлечением посетителей. Предполагается, что муниципальных и налоговых денег в ней нет – только взносы участников, но местные жители через исследования распределения арендных отчислений с городских зданий постоянно ставят под вопрос этот тезис.

Загружаю...

На второй год снизился и интерес публики, а перекрытия дорог и обзора трека вызвали колоссальное негодование местных жителей.

Вопросы вызывали и отношения с местной властью: оказывается, со стороны города в сделке (со взносом в $6,5 млн каждый год до 2025-го включительно) участвовала только LVCVA. При этом «Формула-1» после проведения первого этапа решила именно городу выставить счет в 40 миллионов долларов – половину стоимости переоборудования и обновления подъездной инфраструктуры к зоне трека и трибун и возведения временных построек, в нагрузку к уже оплаченным городом затрат на перекладку асфальта и реконструкцию нескольких улиц (правда, их амортизация частично распределяется и на перестройку Лас-Вегаса к Супербоулу, и реновацию в принципе).

Запрос на дополнительную компенсацию вызвал недовольство городской администрации и углубленные изучения контрактов. Оказалось, формально Вегас не обязан был пускать «Ф-1» на свои улицы даже на второй год – и мэрия отменяла заседания по продлению контракта, создавала давление на промоутера. В итоге стороны договорились: министерство туризма получило больше полномочий в LVCVA, само объединение превратилось в полноценного со-промоутера, но компенсации «Ф-1» не досталось. А новые условия соглашения вызвали и дополнительные траты на проведение и организацию.

Загружаю...

Выводы последних отчетов перед инвесторами: падение интереса и продаж, $600 млн инвестиций без адекватной окупаемости, контракта на 2026-й нет

«Выручка от гонки упала из-за снижения дохода от продажи билетов на Гран-при Лас-Вегаса, – признала «Либерти Медиа» при презентации финансового отчета за 2024-й. – Рост выручки в сфере гостеприимства на большинстве этапов и более высокая выручка за лицензирование и перевозку грузов скомпенсировались снижением поступлений от сферы гостеприимства, сгенерированных Гран-при».

То есть пострадали сразу два основных канала заработков – продажа билетов широкой публике и привлечение богатых и VIP-клиентов по самым дорогим и люксовым программам паддок-клуба и прочим партнерским опциям.

«Экономика Лас-Вегаса не выполнила внутренние ожидания по выручке и операционном доходе до вычета амортизации (OIBDA)», – признавал в марте новый шеф «Либерти Медиа» Дерек Чанг. Прежде всего из-за огромных затрат на лизинг зданий боксов и всего комплекса Grand Prix Plaza – суммарные стоимости за 2024-й составили еще $240 млн.

Но еще больше поражает внезапный инсайдерский факт, вскрывшийся редакции PlanetF1 после запроса об уточнении данных по Вегасу: оказывается, «Ф-1» так пока не и подписала с городом контракт на проведение гонок после 2025-го. Объявленное ранее официальное «продление» на 2026-й и 2027-й – по сути публичное выражение намерения задействовать опцион, прописанный в первом же договоре с локацией (всего он насчитывает 10 лет).

Загружаю...

Ведь тогда — во время анонса продления в дни Гран-при Канады — президент этапа в Вегасе Эмили Прэйзер выбрала очень аккуратные формулировки: «Мы совместно согласились, что пойдем на двухлетнее продление — 2026-й и 2027-й. И хотим убедиться, что продолжим развивать то, что делаем. Намерение — намного более долгосрочные отношения».

Еще тогда ожидалось дополнительное заявление о подписании нового контракта, но уже ноябрь, а новостей так и не поступило. Хотя округ Кларк (в котором формально и проходит Гран-при) проголосовал «за» продление до 2032-го с резюме: «Ожидаем партнерства на всю жизнь».

Интерес и согласие к продолжению есть со всех сторон: и от округа, и от со-промоутера LVCVA, и от самой «Либерти Медиа», которой все еще нужно как-то отбить непокрытые 600 млн долларов инвестиций. LVCVA, например, вносит до 10 млн долларов в ежегодную организацию, а все стороны прямо сейчас ведут-таки переговоры о новом контракте минимум на 5 лет – для обоюдной уверенности в окупаемости всех вложений. 

Можно ли спасти этап в Лас-Вегасе? Организаторы радикально снизили цены

В 2025-м «Ф-1» плотнее взялась за организацию аншлага. Выход – радикальное снижение цен вплоть до 50 долларов за один день практик: дешевле, чем на многих европейских этапах. Добавление дополнительной трибуны под продажу трехдневных билетов по дисконтным $400. Для экономии на расходах – исключение безлимита еды и напитков для всех посетителей главных трибун.

Загружаю...

Цель – мотивировать посетителей к ранним покупкам: синхронизировать хотя бы часть бизнеса Гран-при Вегаса с подходом к продажам на других этапах. Теперь здесь тоже сперва предлагают самые дешевые билеты как можно раньше и повышают стоимость ближе к событию. Подход к привлечению случайных и сторонних посетителей города уже в день уик-энда в последний момент все равно остается, но теперь теперь в фокусе баланс между местной традицией «вечеринки последнего решения» и общий подход всей «Формулы-1».

«Мы готовим новый фурор, – заявила Прэйзер за месяц до Гран-при. – В этом году мы изменили подход к билетной программе. Все идет к аншлагу.

Особенность Вегаса в том, что здесь решения принимаются в последний момент – речь о покупке билетов. Люди сюда прилетают и интересуются: а что происходит в городе сейчас?

Мы получили подтверждение: действуем правильно, снижая стоимость цен за билеты и делая их как можно доступнее.

В этот уик-энд у нас будет полный набор событий: сперва игра «Рэйдерс», потом в среду новый розыгрыш нашего кубка по гольфу [игроков-профи против гонщиков] The Grid в отеле Wynn. Затем в четверг у нас «День инвестора «Либерти Медиа», за которым последует «Бизнес Саммит», а сразу за ним – первая тренировка. Мы запартнерились с amfAR Gala, чтобы все их ВИП-гости в пятницу вечером пришли в паддок. Так что cоздадим ощущение движа 24/7.

Загружаю...

С учетом более раннего старта и гонки «Академии «Ф-1», расписание покажется более нагруженным, но зато развлечение будет со всех сторон – с первых минут пробуждения до послегоночных вечеринок.

Так что у нас появилось ощущение, будто мы прибавили в уверенности в программировании событий вокруг события – и гарантируем, что посетители получат реальную ценность за свои деньги».

К тому же, эффект от Гран-при Лас-Вегаса не совсем справедливо оценивать только по билетной выручке – ведь этап неспроста задумывался как поворотный и рекламный. И коммерческий успех «Формулы-1» зависит не только от визитов на трассу. Доходы от живой публики  – лишь треть от выручки всей серии, остальное – ТВ-сделки и спонсорские контракты.

Может, сам Вегас как отдельное событие действительно не выходит на полную окупаемость и еще не соответствует смелым надеждам, но нужно оценивать и косвенные эффекты.

«Гонки по улицам главного тусовочного города США» – отличная вывеска и для ТВ-события, и для потенциальных партнеров. Быстрейшие болиды планеты на самых ярких бульварах страны в ночных огнях на фоне самых известных достопримечательностей столицы грехов – звучит как неплохая вывеска для шоу на уровне Супербоула. Но на завоевание аудитории и расширение ТВ-рейтингов требуется время – и здесь может помочь Apple благодаря новому контракту на показ «Ф-1». Кстати, сделка с «яблочными» повысила стоимость телеправ с $90 млн до $150 млн – с учетом пятилетнего срока чистый прирост уже можно оценить в $300 млн. И эффект блестящего Вегаса тут точно есть.

Загружаю...

А с ростом ТВ-аудитории пойдут вверх и цены на контракты со спонсорами, партнерами и лицензиатами. «Ф-1» как раз проводит активно гребет всех крупные потребительские мегаконгломераты для интеграций, выпуска продукции и мерча – от Disney до Kitkat и Pepsico. Чем больше публики на трибунах, в соцсетях, у экранов и в подписчиках – тем дороже каждый новый контракт. Больше фанов с запросом на мерч вроде памятной модельки Hot Wheels – больше отчислений самой «Ф-1». Паддок Гран-при Лас-Вегаса может не окупаться за несколько лет как штаб-квартира этапа, но приносить косвенную выручку как условная «фигурка для конструктора Lego» – только выплаты по этому потоку сливаются в другой табели доходов.

Еще часто недооценивается и нематериальная часть. Лас-Вегас уже переформатировал подход к проведению гонки и влияет на всю манеру ведения дел в «Ф-1». Коммерческий отдел серии использует его как стенд для тестов всех возможных идей: а сработает ли гала-концерт перед трибунами в отдельный день? А нужно ли устраивать музыкальное шоу перед стартом, как на Супербоуле? Сколько денег нужно просить за проход в паддок-клуб и что давать взамен для роста посещаемости, выручки – и дополнительного спроса от знаменитостей и обеспеченных людей? Стоит ли превращать послефинишную подиумную церемонию в вечеринку? Эти идеи обкатали в предыдущих гонках в Неваде и перенесли в повседневность «Ф-1».

Загружаю...

«Одна из вещей, которыми мы гордимся – как мы превращаем Вегас в тестовый полигон для широкого бизнеса и как эффективно выносим уроки, – рассказала Прэйзер. – Наш подход и идеи рисковые, зато они потом трансформируют весь наш глобальный бизнес.

Идеальный пример – уверенность, с которой мы организовали общий запуск сезона F1 75 Live. Он же полностью основан на опыте продюсирования этапа в Вегасе. Он так сложен в организации, что научил за год решать такие вот гигантские задачи – мы чувствуем, что готовы к ним. С нашей точки зрения очевидно: в смысле внутренней эффективности Вегас меняет наш подход ко всему бизнесу «Ф-1» и постепенно интегрируется».

Помимо шоу F1 Live, серия запустила концерты перед стартом Grid Gigs, создала с помощью знаменитого шеф-повара Гордона Рэмси целую сеть ресторанов в боксах на половине этапов календаря (да, прямо рядом с гаражами) и добавила диджей-сеты для трибун. И все это – только в 2025-м. Каждая инициатива – наследие этапа в Лас-Вегасе, и самостоятельная организация такого яркого Гран-при научила и подсказала пути расширений и увеличения активности. Такой вклад не оценить голой динамикой прироста выручки – зато можно сказать, что Вегас теперь поглощает «Ф-1».

Но и списывать 600 млн серия не торопится.

«Наша цель – определенно заработать так, чтобы вернуть вложения, – подтвердил Чанг. – Мы все меньше работаем над экономикой этапа в Вегасе как отдельного события, поскольку он продолжит расти и матереть. Мы продолжим работу с партнерами на этом рынке, и увидите положительный эффект на всей экосистеме. Некоторый – нематериальный, но многие эффекты будут очень материальными. И в общем смысле да, мы определенно стремимся вернуть вложения».

Загружаю...

Колоссальные инвестиции в Гран-при Лас-Вегаса могут не окупаться прямо сейчас напрямую, но и называть их провальными тоже нельзя. Этап реально расширил популярность чемпионата и набор инструментов для заработков на других гонках и прочих событиях – этот эффект нельзя подбить в одну сумму, ведь он еще и долгосрочный. Положительное влияние на бизнес зафиксировано – ведь этап используют не в роли банкомата, а как лабораторию экспериментов со вниманием американской публики.

Но «Ф-1» точно останется в Лас-Вегасе – пока не отобьет все 600 млн и через формальную прибыль. Просто с новыми условиями процесс пойдет сложнее и дольше. И такой Гран-при нужен серии – чтобы опыты ставили именно на нем, а не на всеми любимых монументах вроде «Монцы» или «Сильверстоуна».

Подписывайтесь на телеграм-канал автора – там я как раз описывал, почему «Ф-1» теперь – самый желаемый и горячий партнер для любого бренда. Вегас тут точно поспособствовал!

Фото: East News/Jeff Speer/Icon Sportswire via AP Images, Jeff Speer; Gettyimages.ru/Clive Mason, Rudy Carezzevoli

Популярные комментарии
felipe89
И Формула-1 официально продлила Гран-при Лас-Вегаса до 2027 года Опубликованные в этом году данные свидетельствуют о том, что только мероприятие 2024 года принесло доход в размере 934 млн долларов США, а также 45 млн долларов США в виде налогов. https://www.espn.com/f1/story/_/id/45512467/f1-formally-extends-las-vegas-gp-2027 Формула-1 сосредоточилась на грандиозной сделке, которая закрепит проведение Гран-при Лас-Вегаса на долгие годы вперед https://www.profootballnetwork.com/f1/las-vegas-grand-prix-long-term-deal-lvcva/
felipe89
Так всё плохо, что организаторы Гран-при Лас-Вегаса, рассматривает возможность заключения нового 5-10-летнего контракта (https://www.reviewjournal.com/sports/motor-sports/formula-1/las-vegas-grand-prix-lvcva-eye-new-5-10-year-deal-3537232/ )
2 комментария Написать комментарий