«Локомотив» проиграл впервые в сезоне. «Зенит» был лучше за счет подвижной атаки
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Разбор Вовы Прасолова.
«Зенит» дома обыграл «Локомотив» (2:0). Для команда Галактионова это первое поражение в этом чемпионате. Теперь в РПЛ не осталось тех, кто еще не проигрывал. Разбираемся в деталях.
Как работал план «Локомотива» без мяча?
Команда Галактионова не стремится владеть инициативой в матчах: 9-е в РПЛ по владению мячом (48.7%). При этом «Локомотив» – первый в лиге по забитым мячам (30). Ставку делают не на контроль, а на быстрые вертикальные атаки.
Поэтому неудивительно, что на выезде против второй команды чемпионата по владению (59.8%) «Локомотив» отдал инициативу и больше действовал без мяча.
Ситуативно команда шла в высокий прессинг. После матча Галактионов отмечал, что именно в этой стадии удавалось добиваться максимальной пользы: «Когда начали прессинговать, появились моменты. Надо было выжимать больше из подобных эпизодов».
В плане прессинга гости сыграли намного активнее своего обычного режима. Средний по сезону PPDA (показатель интенсивности прессинга) – 10.32. Против «Зенита» – 6.3 (чем меньше цифра, тем интенсивнее давление).
В давлении «Локомотив» выстраивался по схеме 4-1-3-2: пара самых высоко расположенных футболистов начинала прессинг и выдвигалась на центральных защитников и параллельно перекрывали направление передачи на опорных полузащитников.
Когда гости отходили глубже, также прослеживалось стремление не допустить продвижение соперника через центральную зону.
Когда шли в давление, зачастую прессинговали до вратаря (здесь самым активным был Батраков). Подобный подход вынуждал вратаря «Зенита» чаще использовать длинные передачи, так как ближние варианты перекрывались. Следствие – очень низкая точность передач у Адамова (50%).
Если мяч переходил на фланг, то гости пытались создать максимальную плотность в зоне мяча: зачастую футболистов «Зенита» разбирали персонально. Здесь даже центральный защитник Ньямси до конца пошел за своим оппонентом.
Если хозяевам удавалось добираться до атакующей трети, то в обороне игроки «Локомотив» также доигрывали за футболистами соперника – зачастую в таких эпизодах сзади образовывалась пятерка защитников.
Как «Зенит» выходил в свои атаки?
Здесь можно выделить два направления. Первое – через короткий пас: в таких ситуациях в начальную стадию атаки опускался Вендел (мог уходить в любую зону). Расчет был на то, что дополнительный игрок поможет защитникам выйти от своих ворот.
Второе направление – через длинный пас. Теперь в центре атаки действует Луис Энрике (на фоне слабости конкурентов). Бразилец был главным адресатом подобных передач.
Энрике мог либо уходить в глубину и открываться под передачу, либо бороться в верховой дуэли в надежде, что на подборе окажется свой игрок.
Как это работало? Например, здесь бразилец выигрывает верховую борьбу и переводит мяч на противоположный фланг, где Педро получает много свободы.
Смена фланга сработала и в эпизоде с первым забитым мячом. Схема «Локомотива» с четверкой не позволяла закрывать всю ширину.
Если «Зениту» удавалось выйти из-под давления на одном фланге и перевести мяч на противоположный край, то хозяева получали возможность развивать атаку на свободном пространстве.
Отсутствие фиксированных нападающих добавляло динамики и непредсказуемости атаке «Зенита»: Педро, Жерсон, Энрике и Глушенков регулярно менялись местами в атаке.
Первый забитый мяч – отличный пример: Педро после комбинации оказывается завершителем эпизода.
Глушенков мог открываться между линиями, мог оказаться в центре штрафной и завершать момент.
Подобный подход сложен для обороны соперника, так как намного труднее опекать футболистов, которые меняются позициями и могут оказываться на разных участках поля.
Почему «Локомотив» практически ничего не создал в атаке?
Команда Галактионова не смогла создать практически ничего у чужих ворот: 0.52 ожидаемых гола против 1.58 у «Зенита» и 0 – 3 по явным голевым моментам.
Команда Семака ситуативно шла в давление и затрудняла процесс начала атаки. Из-за этого «Локомотив» испытывал серьезные проблемы с продвижением от своих ворот.
Во втором тайме хозяева стали намного пассивнее (счет позволял). Процент владения мячом и контроль территории (наклон поля) у «Локомотива» заметно вырос после перерыва.
В концовке хозяева регулярно имели даже шестерку игроков в оборонительной линии. Например, здесь к четверке защитников по флангам опустились Глушенков и Мостовой, также ниже сел Барриос.
Против такой обороны «Зенита» гостям мало что получилось создать. Какая-то опасность больше приходила по алгоритму: насыщаем штрафную своими игроками и подаем с фланга.
После матча Семак отмечал, что именно этот подход доставил больше трудностей: «С быстрыми атаками «Локомотива» мы справились. Больше опасности было от фланговых передач на Комличенко».
Но и это мало к чему привело.
***
«Локомотив» не смог ничего создать в атаке. Итог – практически полное отсутствие моментов. «Зенит» сыграл с динамичной атакой за счет выхода Луиса Энрике в центре нападения.
Это позволило хозяевам быть опасней у чужих ворот и на более стабильной основе создавать моменты.
«Локомотив» не так плохо действовал без мяча, но отсутствие работающих механизмов в атаке не позволило добиться положительного результата.