«Общежитие брежневской эпохи». Итальянцы в шоке от олимпийской деревни-2026
До Олимпиады в Милане – 100 дней, объекты уже принимают тестовые соревнования, а деревня на финальном этапе строительства.
Но не все идет гладко – итальянцы в ярости от того, как выглядят корпуса, и ищут аналогии с Советским Союзом.
Что не так?
После Игр деревню отдадут студентам, но цены на жилье пугают
За строительство взялась американская компания Skidmore, Owings & Merrill – план представили еще в 2021-м.
По задумке олимпийская деревня должна органично вписаться в обновленный вид миланского района Скало Романа, который сейчас проходит через масштабную перестройку – там восстанавливают бывшую железнодорожную станцию, реставрируют исторические дома и разбивают новые парки.
Деревня должна стать центром оживленного района.
Стоимость проекта – 330 миллионов евро, а еще 200 млн планируют вложить после Олимпиады на преобразование деревни в студенческое и социальное жилье.
Дома возводят из материалов с низким уровнем воздействия на окружающую среду, обещают «передовые системы теплоизоляции и интеграцию с городской растительностью».
Мебель, установленную для спортсменов, оставят – ей будут пользоваться студенты, когда здания переоборудуют.
Проект предусматривает создание около 1000 мест для студентов – это ответ на растущий спрос на доступное жилье среди молодежи.
Но все радужно только на бумаге. Цена за самый дешевый номер – 420 евро в месяц, не считая расходов на коммунальные услуги. По меркам Милана – совсем не дешево и доступно, примерно в том же диапазоне, как и другое жилье.
Остальные квартиры планируют продавать как социальное жилье для семей с финансовыми трудностями. Цены еще не называли, но итальянцы заранее в сомнениях.
Плюс проект уже вышел на 40 млн евро дороже, чем задумывалось – власти говорят, что это из-за ситуации на Украине и подорожания строительных материалов.
Но президент региона Ломбардия Аттилио Фонтана оптимистичен: «Это станет великим наследием Олимпийских игр и принесет пользу всему сообществу. Все это принесет пользу студентам, в том числе и субсидируемому жилью. Я думаю, это наглядный пример того, как правильно организовать крупное мероприятие».
Что не так с архитектурой?
Но проблема не только в ценах – итальянцам не нравится внешний вид.
В соцсетях олимпийскую деревню сравнивают с многоквартирными домами СССР, называют ее «вторым Чернобылем», тюрьмой, Сталинградом и советским бункером.
Серые однообразные здания кажутся чужими для Милана.
Итальянская журналистка и телеведущая Сельваггия Лукарелли возмущена: «Эта деревня похожа на Чернобыль. Район, построенный архитектором-мизантропом, который хочет, чтобы спортсмены мечтали побыстрее проиграть на Олимпиаде и уехать домой. Безнравственное уродство».
Лидер демократической партии Ломбардии Пьерфранческо Майорино согласен с журналисткой: «То, что мы видим сейчас, далеко от того, что нам показывали раньше на различных встречах. Не могу поверить, что эта социалистическая архитектура – конечный результат».
Пост итальянского архитектурного агентства Rivolta и вовсе стал вирусным:
«По всему миру используют Олимпиаду как возможность оставить после себя престижное архитектурное наследие. А есть еще Милан – самопровозглашенная столица дизайна – который ради этого события решил построить олимпийскую деревню, словно сошедшую со страниц советского руководства по социальному жилью.
Набор бездушных параллелепипедов, единственное достоинство которых – напоминать нам, что уродство – это осознанный выбор, выбор человеческого обнищания и административной мелочности. Милан, место, где стоит жить – город, который больше не проектирует сам себя, а лишь собирается. Безликие кварталы, окна, расставленные с тюремной регулярностью – практически корпоративное общежитие брежневской эпохи.
То, что наши архитектурные факультеты страдают неизлечимой болезнью с послевоенных времен, очевидно по ужасающему строительству, захлестнувшему Италию. Но действительно ли это лучшее, что может предложить миру итальянская столица дизайна?»
А откуда появились «панельки»? В Припяти они тоже есть
6 зданий в деревне Милана на самом деле напоминают знакомые нам серые «панельки» – без подобных домов сложно представить почти любой российский город.
Панельное домостроение – не советское изобретение. Первые дома, при строительстве которых использовались крупные панели из армированного бетона, появились еще в начале XX века в Нью-Йорке, чуть позже – в Германии и во Франции.
У нас первую «панельку» построили при Сталине – в 1945-м в Свердловской области. Но бум случился в 50-е, когда на свет появились легендарные «хрущевки».
В послевоенные годы страна нуждалась в массовом и дешевом жилье, которое к тому же можно быстро строить. «Панельки» отвечали таким запросам, а потому множились на территории СССР с дикой скоростью. Благодаря «хрущевкам», жилищный фонд страны вырос вдвое за 7 лет.
На смену «хрущевкам» пришли «брежневки» – 9 этажей вместо стандартных пяти, улучшенная планировка. Пожалуй, именно на них больше всего похожа деревня в Милане.
Сейчас в России «панельки» стали культурным феноменом – можно относиться к ним по-разному, но сложно отрицать, что типовая «серая» застройка въелась в наш культурный код.
На фоне «панелек» снимают клипы, проводят фотосессии, им посвящают игры: для одних это символ уюта, для других – знак депрессии.
В Припяти, с которой итальянцы сравнивают миланскую деревню, конечно, тоже есть «панельки» – типовая застройка практиковалась по всему Союзу. Конкретно в Припяти использовались пять основных типов зданий. Вот они:
Тип II-60 (16 этажей, разработан в 1964-м).
Тип БПС-6 (16 этажей, разработан в 1971-м).
Тип 121-60-25 (9 этажей, разработан в 1970-м). Кстати, в Припяти таких домов больше, чем в других городах. В основном такими зданиями застраивались города близ крупных энергетических объектов (ГЭС, АЭС и т.д.)
Тип 111-121 (9 этажей, но на фото вариант пятиэтажки, разработан в 1968-м).
Тип 111-84 (9 этажей, разработан в 1970-м).
Как считаете, и правда похоже?
Фото: East News/Stefano RELLANDINI / AFP; duilio piaggesi/Keystone Press Agency/Global Look Press; Gettyimages.ru/Vittorio Zunino Celotto, Claudio Villa; РИА Новости/Павел Бедняков, И.Фролов; youtube.com/ПроВокруг; commons.wikimedia.org/Yaropolk, Artemka, Dmitry G, Stanislav Nepochatov