Думаете легко собрать олимпийскую сборную Канады?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Давненько не появлялась запись в блоге. Сегодня увидел новую статью от Пьера ЛеБрюна в The Athletic, и, думаю, она будет вполне интересна. Оригинал лежит здесь. Все дальнейшее повествование идет от имени Пьера:)

До первого вбрасывания шайбы в Милане четыре месяца. И все оставшееся время до старта Олимпиады помешанная на хоккее нация будет обсуждать и разбирать состав из 25 человек, словно это конец света. Потому что мир для них рухнет, если в итоге Канада не победит. В случае чемпионства все будет хорошо.

Сборная США и сборная Канады будут фаворитами мужского олимпийского хоккейного турнира, и американцы здесь абсолютно заслуженно. Но давайте будем честны: давление на обе команды разное.

Безусловно, генеральный менеджер сборной США Билл Герин и тренер Майк Салливан отчаянно хотят завоевать олимпийское золото. Это станет определяющим моментом для хоккея в США — невероятное достижение, ожидавшееся годами. И влияние этого триумфа может ощущаться на протяжении поколений. Но если США проиграют, обычные американцы продолжат жить своей жизнью. Есть другие виды спорта, другие развлечения. Хоккей в Америке популярен как никогда, но он не является кислородом для нации. И никогда им не станет.

Загружаю...

Другое дело для их соседей: как футбол в Бразилии, хоккей остается абсолютной страстью на Великом Белом Севере. И если сборная Канады не выиграет золото в Милане, здесь разразится настоящий ад, особенно после поражений в четвертьфиналах двух последних МЧМ по хоккею. В Милане не вопрос победы или поражения. Вопрос победы или чего-то еще.

Какое давление идет на генменеджера сборной Канады Дага Армстронга, который должен собрать состав и победить в Милане? Про это никто не расскажет лучше чем два человека, которые занимали этот пост до Армстронга, в Олимпиадах с участием игроков НХЛ.

«Вас ждет два напряженных момента: это когда объявляешь состав команды и когда начинается турнир», — заявил в начале прошлой недели член Зала славы, генменеджер «Детройта» и создатель олимпийских составов Канады 2010 и 2014 годов Стив Айзерман. «Как и должно быть для Канады, все, что ниже золота, не является успешным турниром. Вы смотрите все эти молодежные чемпионаты мира, и в одном матче может случиться все что угодно. Мы это чувствовали на Олимпиаде в Нагано-1998, когда я играл. Мы смотрелись очень хорошо и проиграли в серии буллитов. Любая команда, которую выберут — вы выбираете состав, я выбираю состав, Армстронг выбирает состав— это будет хорошая команда, потому что в Канаде много сильных игроков. Этот выбор с надеждой что будет победа, а если она не случится — решение по составу было неправильным». Айзерман, улыбнулся, произнося последнюю фразу. Ведь даже когда побеждаешь, тебя могут критиковать. Даже после победы на Олимпиаде-2010 Айзермана критиковали за то, что он не включил в состав Мартина Сент-Луи.

Загружаю...

Уэйн Гретцки переживал похожее. Я прекрасно помню, как освещал чемпионат мира 2001 года в Ганновере, когда талантливая канадская сборная потерпела сокрушительное поражение от аутсайдеров – американцев – в четвертьфинале. Состав сборной США был не слишком сильным. Гретцки был там, потому что его уже назначили генеральным менеджером сборной Канады в Солт-Лейк-Сити 2002 года. Сразу после этого поражения несколько представителей СМИ пригласили взять у Гретцки интервью, и я никогда не забуду выражение его лица. На нем было написано: «Во что, черт возьми, я ввязался?»

Канада не выигрывала олимпийское золото в мужском хоккее 50 лет перед Олимпиадой 2002 года. Поражение в полуфинале от чехов в Нагано в сочетании с разочаровывающим результатом на МЧМ стали причиной экстренного национального хоккейного саммита Molson Open Ice Summit в августе 1999 года. Тогда лучшие хоккейные умы страны приехали в Торонто, чтобы обсудить, что пошло не так с нашей игрой. Помню, как я освещал и это событие, и витавшую в воздухе тревогу. Были озвучены и приняты хорошие идеи, например, как развивать навыки игроков на всех уровнях.

Итак, если вернуться в 2002й, кто-то хочет быть ГМ-ом сборной Канады на Олимпиаде 2002?

«Позвольте мне рассказать вам пару вещей», — усмехнувшись, сказал Гретцки в интервью на прошлой неделе по телефону. «Во-первых, поскольку мы так давно не побеждали, давление было колоссальным. Во-вторых, Боб Николсон (на тот момент президент Федерации хоккея Канады) действительно выложился по полной, ведь они наняли меня руководить командой, а я только что завершил карьеру игрока. Так что на всех нас лежало огромное давление. И, в довершение всего, мы не начали ту Олимпиаду как хотелось бы».

Загружаю...

Талантливая шведская команда под руководством Никласа Лидстрема и Матса Сундина разгромила сборную Канады в первом матче в Солт-Лейк-Сити.

«Нас победили со счетом 5:2, и это было даже близко не к победе», — сказал Гретцки.

Но в конце концов сборная Канады нашла свой ритм. Реванша со Швецией не было благодаря тому, что сборная Беларуси неожиданно обыграла шведов, и состоялась одна из самых громких хоккейных сенсаций в истории Олимпиады.


«Не хочется этого говорить, но я был в своей квартире, когда этот парень (Владимир Копать) забил гол в ворота шведов», — сказал Гретцки. «Кажется, я чуть с балкона не выпрыгнул, настолько я был рад, что нам не придется играть со Швецией в том полуфинале».

Канада уверенно обыграла Беларусь и вышла в финал, соперник по решающему матчу определился чуть позже — сборная США. Гретцки перед этим матчем чувствовал себя спокойно и уверенно.

«Очень, очень комфортно было», — сказал он. «Мы не подбирали состав для игры против какой-то конкретной сборной, у нас были такие крупные игроки, как Симон Ганье, Джером Игинла, Эрик Линдрос; у нас была сильна атака, поэтому я чувствовал себя очень спокойно в финале. И команда тоже это чувствовала. У нас были лидеры, такие как Марио Лемье, Стиви Айзерман и Джо Сакик. Все эти игроки значительно упростили работу в каждом звене, в итоге все получилось наилучшим образом».

Эта победа превратилась в настоящий праздник на улицах Канады. 50-летняя засуха закончилась. Канада была на вершине среди лучших.

Перенесемся в Ванкувер 2010 года. Айзерман был у руля. Ванкувер был потрясающим местом проведения этих Игр. Ажиотаж был невероятным, но давление нарастало по мере приближения финального матча за золото.

«В Ванкувере вся канадская олимпийская сборная (по всем видам спорта) провела исторически успешную Олимпиаду, завоевав столько золотых медалей», — с теплотой вспоминал Айзерман. «И все говорили: „Ладно, теперь вы, ребята, вносите свой вклад, и давайте праздновать“». А я думал: „Боже мой, нам лучше выиграть этот хоккейный матч“.

Загружаю...

Я помню, как брал интервью у Айзермана накануне финального матча. Я слышал напряжение в его голосе. Ему, как генеральному менеджеру, больше нечего было делать. Это был один из величайших хоккеистов всех времен. Он выиграл все за свою игровую карьеру. Но вот такая ответственность за нацию— это совсем другое дело.

Сидни Кросби забивает ту самую шайбу в овертайме и… Какой праздник царил на улицах Ванкувера! Чистый хаос.


«Это была кульминация великой Олимпиады в целом, мы просто обязаны были внести свой вклад, и наши игроки это сделали», — сказал Айзерман.

Айзерман как ГМ добился двух побед из двух на Олимпиадах, собрав в Сочи-2014 еще одну команду, которая уверенно шла к золотым медалям, по-видимому, не чувствуя никакой угрозы. Возможно, из-за давления и уровня напряжения, которое влечет за собой эта работа, Айзерман сразу после золота Сочи объявил о своей отставке с поста генменеджера сборной Канады. Так это и делается, мой друг, выигрываешь два из двух, и уходишь в закат.

Айзерман до сих пор в шутку винит меня в этом: «Ну, ты задал мне вопрос: „Ты сделаешь это в следующий раз?“ — вспоминал Стив со смехом. — И я тебе ответил. Просто ты задал мне вопрос, и, наверное, пора было уступить кому-то другому».

Появляется Армстронг, который стал генменеджером сборной Канады на Кубке Мира-2016. Там была еще одна победа, где канадцы выиграли титул против сильнейших составов (подразумеваются НХЛ-овцы). Он должен был стать генеральным менеджером на Играх в Пекине в 2022 году, но НХЛ не отпустила игроков из-за опасений по поводу COVID-19.

Поработав в команде Айзермана на Олимпийских играх 2010 и 2014 годов, Армстронг прекрасно понимает, какие ожидания связаны с его работой.

Загружаю...

«Работа в сборной Канады — величайшая привилегия», — заявил на днях многолетний ГМ «Сент-Луиса». «Олимпиада и Кубок четырех наций показали, что хоккей значит для нашей страны, и мы надеемся подарить каждому из нас воспоминания, которыми мы сможем поделиться друг с другом на долгие годы».

У Армстронга многочисленный штат, включая Дона Суини, Джима Нила, Жюльена Бризбуа, Кайла Дубаса, Райана Гецлафа и Скотта Салмонда. Не говоря уже о тренере Джоне Купере, который оказывает влияние на процесс формирования состава. Айзерману достаточно просто позвонить, если Армстронг захочет посоветоваться.

«Я много говорю с ним о хоккее в целом. У них опытный и знающий персонал. Им не нужна моя помощь», — сказал Айзерман.

В 2010 и 2014 годах Даг Армстронг своими глазами наблюдал, как Айзерман принимал решения по выбору состава. Именно в этом и заключается основная и кропотливая работа, которая продлится до срока подачи заявок 31 декабря.

«Нужно действительно полагаться на свой штаб», — сказал Гретцки. «Они должны быть на одной волне с вами. К счастью для меня, у меня были Кевин Лоу, Стив Тамбеллини и Лэнни Макдональд, а также, конечно же, Пэт Куинн и тренерский штаб. Мы были практически единодушны в отношении тех кто нам нужен в команде. Один человек не может собрать состав такого уровня. Нужно полагаться на своих ребят. И, к счастью для меня, у меня была отличная команда.

«На встречах мы много говорили о разных игроках, о том, что они могут привнести в команду, и кто будет чувствовать себя комфортно в третьем или четвертом звене. Знаете, игроки, которых вы выбираете, привыкли быть первыми. Это особенность сборной Канады. Очевидно, что вам нужны ваши лучшие игроки, чтобы играть хорошо, и мы получили это от Сакика, Айзермана и Лемье. Но игрокам третьего и четвертого звеньев, важно, чтобы они чувствовали себя комфортно и частью команды даже играя меньше. Как и в 1987 году (Кубок Канады), когда у нас были Пропп, Дейл Хаверчук и Рик Токкет. Эти ребята сыграли важную роль в успехе команды. Они не играли по 20 минут за игру, но были прекрасными партнерами и командными игроками. Мы были удачливы в том, что в Солт-Лейк-Сити собрали отличную команду.

Загружаю...

По словам Айзермана, одна из самых сложных задач в этом отношении — это оценка всей карьеры игрока в сравнении с его текущей формой и тем что он может показать за эти 2 месяца после 31-го декабря..

«Честно говоря, раньше мы ориентировались на результативность, а другие решения принимались на основе их прошлых достижений», — сказал Айзерман. «Некоторые ребята остаются в ростере независимо от того, как они начинают сезон. Они в команде по разным причинам. А в отношении других, в которых мы сомневались, можем потратить много времени, вплоть до последнего дня. Не знаю, есть ли правильный или неправильный путь, учитывая историю игрока или игровую эффективность. Думаю, нужно учитывать все».

Взять 20-летнего Дрю Даути на Олимпиаду-2010 было своего рода рискованным шагом, особенно по меркам сборной Канады. Он окупился. Даути был настоящей звездой на Олимпиаде 2010 года.

«В то время мы считали, что он отлично выступил на ЧМ, у него были отличные навыки владения шайбой, катания и атакующего таланта, которые, я думаю, наша команда могла бы использовать», — сказал Айзерман. «Постоянно наблюдали за ним, он был лучшим защитником на льду, и мы подумали: „Необходимо взять его в команду“».

Важным фактором является и то, как игроки воспримут новость о своих будущих ролях.

«Когда мы формировали команду, мы были практически единодушны в отношении каждого игрока», — сказал Гретцки про 2002 год. «Помню, у нас был третий вратарь, Эдди Белфур (член Зала хоккейной славы). Я решил тогда что нужно ему позвонить. Набрал ему и сказал: „Эд, никто не знает, что я тебе сейчас звоню, но ты третий, и, скорее всего, не выйдешь на лед. Так что, если ты не захочешь приехать, никто никогда про это не узнает“. А он ответил: „Ты шутишь? Я уже затачиваю коньки“. Таким он был человеком, и именно такой настрой был у всей команды. Схожие мелочи очень важны для того, чтобы сборная Канады сплотилась. Именно они задают тон всем Играм».

Загружаю...

Итак, мы на пороге 2026-го. Пройдет 12 лет после Сочи, и на Олимпийских играх мы увидим игру лучших из лучших.

«Я в восторге, как, думаю, и все остальные», — сказал Айзерман. «Судя по реакции на Кубок четырех наций, я считаю, что международный хоккей — это здорово не только для спорта, но и для нашей лиги. Я рад, что мы вернулись на Олимпиаду, и с нетерпением жду ее».

Айзерман не сказал, что с нетерпением ждет возможности смотреть матчи не чувствуя того груза ответственности за сборную, как было 12 лет назад. Ну что ж, он свое отпереживал. Теперь дело за Армстронгом и Купером. Никакого давления, ребята!

P.S. подписывайтесь на группу в ВК, мне будет приятно.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Hockey GO
Популярные комментарии
Михаил Плотников
Ганье, конечно, не Саймон, а Симон) спасибо за перевод!
SGK21
Благодарю, поправил!
Ответ на комментарий Михаил Плотников
Ганье, конечно, не Саймон, а Симон) спасибо за перевод!
2 комментария Написать комментарий