Как ФИФА обманула тех, кто покупал NFT-токен в надежде на билет

Только дорогие места. 

Билеты на матчи ЧМ-2026 продаются так активно, что даже высокие цены не отпугивают людей.

Но есть те, чьи претензии к ФИФА не очень заметны: это пользователи цифровой платформы FIFA Collect. Еще за год до начала продаж им предложили купить специальный токен с первоочередным «правом на покупку».

Естественно, в итоге все оказалось не так просто. 

У FIFA Collect только дорогие билеты. Нет, никого не предупредили

Начнем с простого: что вообще такое платформа FIFA Collect? 

В 2024-м ФИФА c криптокомпанией Modex основали цифровую площадку, там продавали токены со слотом для покупки билетов на старте продаж. Речь шла о том, что владельцы токена вставали в очередь первыми – с возможностью купить один или два билета на турнир. Стоил токен около ста долларов. По информации The Athletic, в итоге распродали токенов аж на 35 млн долларов. 

Загружаю...

В итоге ФИФА сдержала слово, но есть нюанс. Здесь нужен еще один шаг в сторону. Билеты стандартно делятся на четыре категории.

● Первая – самая дорогая. Это места около поля, с хорошим обзором.

● Вторая – места на верхних ярусах преимущественно центральных трибун.

● Третья – верхний ярус за воротами.

● Четвертая – самая дешевая и самая дефицитная. Чаще всего это самый верхний ярус угловых трибун. Плюс всегда есть социальные билеты для людей с ограниченной мобильностью.

ФИФА осознала: ажиотаж вокруг более доступных мест и так слишком высок, продавать их владельцам токенам невыгодно, потом можно выручить больше за счет спроса. В итоге пользователям платформы предлагают места первой и второй категории: например, на матч открытия за $1940 или $2735. Билеты четвертой категории – мимо, но потом добавят около тысячи мест из третьей.

Болельщиков, конечно, не предупредили о том, что продавать самые дешевые билеты никто им не планировал. При этом FIFA Collect выдает не сам билет, а NFT-версию – в реальный билета она превратится в мае или июне, за несколько недель или даже дней до старта чемпионата мира. Дата до сих пор неизвестна.

Загружаю...

До последнего ФИФА молчала, даже когда открыли первый этап продаж. В итоге администратор платформы ответил вместо чиновников: «Билеты продает ФИФА. К сожалению, мы просто продаем то, что нам предоставили. Билеты мы получили со стороны организатора. Уверен, что в будущем все пользователи останутся довольны».

The Athletic связался с представителем ФИФА – там ответили текстом: «В соответствии со стандартной практикой мы не раскрываем финансовые или коммерческие стратегии. Тем не менее, компания постоянно анализирует и оценивает эти стратегии. И они работают в интересах фанатов. Распределение категорий варьируется в зависимости от этапов продаж и мест проведения. ФИФА пытается балансировать спрос, вместимость стадиона и главное – доступ для болельщиков».

По версии The Athletic, криптокомпания Modex почти никак не замешана: там покрывают расходы и зарабатывают на комиссии с операций. Именно несколько отделов ФИФА отвечают за платформу, но раскрывать планы они отказываются. В итоге пользовали распродали несколько тысяч токенов. Сейчас их можно приобрести дешевле, чем на старте продаж год назад, но ФИФА не отчаивается: «FIFA Collect предоставляет возможности, меняющие жизнь для фанатов, новые цифровые экосистемы, а также дополнительные доходы для развития игры во всем мире».

Билеты разлетаются. ФИФА легализовала перепродажу

Загружаю...

Несмотря на космические цены, билеты на ЧМ-2026 расходятся очень быстро. Уже было три окна покупок для трех групп победителей лотереи ФИФА: 1 октября, 3-го и 6-го. И те, кто покупал позже, заметили, что цены на отдельные матчи за этот короткий промежуток уже выросли.

Очевидно, что основные изменения цен начнутся в декабре, когда пройдет жеребьевка. Тогда станут известны главные афиши, спрос на них увеличится. Но даже сейчас стоимость билетов на девять встреч ЧМ-2026 выросла – после первого же полного дня продаж. Например, подорожали билеты на второй тур группового этапа с участием сборной США: категория 1 вместо $535 теперь стоит $565, а категория 3 подросла со $185 до $205.

И тут ФИФА даже сложно упрекнуть, потому что спрос решает. The Athletic подсчитал, что ФИФА уже продала около миллиона билетов. И это лишь первая порция – примерно 15% от общего количества. За три дня продаж раскупили все доступное четвертой категории, к вечеру понедельника остались редкие места третьей. С 1/8 финала на решающие стадии выкуплены все поступившие в продажу билеты.

Вероятно, ФИФА действительно при ценообразовании ориентировалась на финал Кубка Америка-2024, когда билеты реализовывали через платформы Ticketmaster и SeatGeek. Тогда на игру Аргентины и Колумбии в Майами цена начиналась от тысячи долларов – все из-за динамического ценообразования на этих платформах и последующих перепродаж. Теперь ФИФА решила оседлать тренд.

Загружаю...

В четверг, 2 октября, ФИФА запустила платформу для перепродажи билетов на чемпионат мира – и при этом из-за законодательства США не ограничила потолок цен для выставляемых туда билетов (потому что их все равно можно было бы перепродать на других агрегаторах в США, где нет потолка цен – том же SeatGeek). Цены на некоторые билеты на платформе уже улетели за десятки тысяч долларов, в разы перекрыли первоначальную стоимость.

Причем при перепродаже берут 15-процентный налог и с продавца билета, и с покупателя. То есть человек может выставить билет за $1000, но получит после продажи только 850 – остальное заберет ФИФА. А покупатель заплатит $1150 – надбавка, конечно, тоже идет в карман ФИФА. Но SeatGeek и StubHub – сайты, занимающиеся перепродажами билетов в США – заряжают такой же процент. Это распространенный метод регулирования рынка. 

Вторая волна предпродажи билетов стартует 27 октября, жеребьевка ЧМ-2026 – 5 декабря.

ФИФА начала продажу билетов на ЧМ-2026. Цены – 🤯🤯🤯

👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Включиться можно в любом туре!

Фото: Gettyimages/Chris Tanouye – FIFA / Contributor, David Ramos / Staff, Megan Briggs / Stringer, Michael M. Santiago / Staff

Загружаю...
Популярные комментарии
Дмитрий Осипов
в целом тех, кто покупает NFT, не сильно жалко. Если есть деньги на такое, значит явно не голодают.
Егор Антипов
Два рассуждения на эту тему. Во-первых, справедливость системы с лотереей билетов. Её нет)) Дают людям шанс поднять денег на перепродаже и сами получают 15% в карман сверх уже вырученной стоимости билеты. Если бы хотели всем дать равные шансы, то перепродажу надо запускать строго по изначальной цене и в порядке очереди лотереи. Но это ж не прибыльно. Второе вытекает из первого: соревнования уровня ЧМ по футболу, Олимпиады (я офигел с цен в Милане), Ф1 (не менее офигел с цен на европейские этапы), главные марафоны для любителей -- это золотая антилопа для хозяев бизнеса, и посещение такого мероприятия искусственно переоценивают. В абсолютном большинстве это не "раз-в-жизни" опыт, не считая ценника и хайповых фоток в соц сети (ради чего, кстати?). Вокруг существует много спортивных мероприятий поскромнее, на которые куда проще и дешевле попасть или поучаствовать, но тем не менее впечатления останутся хорошие.
Антуан
Как человек побывавший на двух Евро, согласен на 100. Х.з. за что такие ценники ломить, не сказал бы чтобы у меня какие то прям офигенные воспоминания именно о матчах. Зарабатывают на людском тщеславии, истинные фанаты на таких матчах в меньшистве. Остальные посещают стадион как клуб - лицом поторговать, в надежде что тебя камера выхватит.
Ответ на комментарий Егор Антипов
Два рассуждения на эту тему. Во-первых, справедливость системы с лотереей билетов. Её нет)) Дают людям шанс поднять денег на перепродаже и сами получают 15% в карман сверх уже вырученной стоимости билеты. Если бы хотели всем дать равные шансы, то перепродажу надо запускать строго по изначальной цене и в порядке очереди лотереи. Но это ж не прибыльно. Второе вытекает из первого: соревнования уровня ЧМ по футболу, Олимпиады (я офигел с цен в Милане), Ф1 (не менее офигел с цен на европейские этапы), главные марафоны для любителей -- это золотая антилопа для хозяев бизнеса, и посещение такого мероприятия искусственно переоценивают. В абсолютном большинстве это не "раз-в-жизни" опыт, не считая ценника и хайповых фоток в соц сети (ради чего, кстати?). Вокруг существует много спортивных мероприятий поскромнее, на которые куда проще и дешевле попасть или поучаствовать, но тем не менее впечатления останутся хорошие.
Еще 12 комментариев
15 комментариев Написать комментарий