Смс-истерия в Серии А. Кейс Калайо

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

8 июня 2018 года, через десять дней после рекордного возвращения в Серию А, многие сотрудники «Пармы» наконец-то ушли в отпуск после бесконечно долгого сезона. Но сначала нужно было объявить место летних сборов: выбрали Прато-алло-Стельвио.

Эмануэле Калайо празднует возвращение Пармы в Серию А

Выезд был намечен на 7 июля – впереди оставался месяц, чтобы совместить отдых с подготовкой к новой кампании, продажей абонементов и другими организационными делами.

Однако около 22:00 раздался тревожный звонок: «Включите телевизор и настройтесь на Sportitalia, там обещают сенсацию, связанную с “Пармой”».

На следующий день новость появилась во всех ведущих газетах: «Федеральная прокуратура начала расследование матча Специя – Парма. Есть подозрение в обвинительных смс до игры».

Фабио Чераволо забивает мяч в ворота Специи

Как писали издания, двое футболистов «Специи» получили сообщения от Калайо и Чераволо за несколько дней до матча 18 мая, а затем сразу сообщили об этом руководству. Руководители в свою очередь передали дело в Федеральную прокуратуру, которая начала расследование. Так развернулся новый скандал.

Загружаю...

В то самое лето, когда весь мир следил за матчами Чемпионата Мира без участия сборной Италии, которая впервые за 60 лет сенсационно не смогла пробиться на чемпионат мира в России.

Главной темой для обсуждения на несколько недель стали сообщения SMS от футболистов джаллоблу. Клуб оказался на первых полосах газет из-за клеветнических обвинений. «Парма», только что вернувшая себе место в Серии А, рисковала вновь его потерять из-за переписки в WhatsApp, хотя эти сообщения не содержали ничего действительно компрометирующего и стали достоянием публики лишь спустя две-три недели.

Суть переписки сводилась к шутливому обмену репликами. Фабио Чераволо, который всегда увлекался живописью, выложил в Instagram сторис с изображением своей картины. На это защитник «Специи» Альберто Мази ответил с иронией: «Не узнал тебя, Пикассо!»

Чераволо отреагировал так: «😂😂😂😂😂 ок, сделаю одну для Лудо, обещаю» – вероятно имея в виду Людовику, дочь Мази. Тот подхватил: «Да, а в воскресенье можем куда-нибудь сходить на обед».

В завершение Чераволо написал:  «Альбе, не подведи меня в субботу, ладно?» – подразумевая, по-видимому, игру, хотя матч на самом деле состоялся в пятницу.

Скрин переписки Калайо и Де Коля

Калайо же переписывался с Филиппо Де Колем, который ранее поздравлял форварда «Пармы» с его успехами. На деле именно Де Коль первым написал пармезанцу еще в марте, после того как Эмануэле забил свой сотый гол в Серии B: «Эй, Лучник, поздравляю!».

То же самое произошло 2 апреля, после хет-трика Калайо против «Палермо»: «Отличный выстрел!!! Ты слишком крут!!». На оба сообщения форвард ответил: «Спасибо, мой друг».

В начале недели перед матчем «Специя – Парма» именно игрок «Пармы» первым начал переписку: «Эй, Пиппо, не подведите меня в пятницу, я рассчитываю на тебя, мой друг 😘😘😘». Добавление: «Скажи это и Клаудио». Затем Калайо уточнил: «Особенно с учетом ваших отношений со мной».

Не получив ответа, Эмануэле через несколько часов написал снова: «В любом случае, Пиппейн, не волнуйся, я просто шучу, мне-то без разницы, скоро все равно перестану писать 😂😂😂😘😘😘».

Эти сообщения и попали в руки Федеральной прокуратуры, переданные клубом «Специя». Сначала казалось, что дело быстро закроют из-за очевидной несостоятельности обвинений. Но это было заблуждением. Дни шли, неуверенность росла, а газеты продолжали выливать тонны чернил на эту историю, не предоставляя новых фактов, но выдвигая все новые предположения.

Загружаю...

Ситуация вызвала большое беспокойство и у спортивного директора «Пармы» Даниле Фаджано, которому нужно было строить команду для выступления в Серии A, не имея уверенности, что потом удастся принять участие в турнире. Это стало огромным тормозом для некоторых переговоров, и именно поэтому «Парма» надеялась как можно скорее завершить расследование.

20 июня 2018 года сайтGazzetta dello Sport опубликовал важное обновление: «Федеральная прокуратура обвинила «Парму» в объективной ответственности, а ее игрока Калайо – в попытке спортивного мошенничества. Обвинения Чераволо, который изначально также фигурировал в числе подозреваемых, было снято».

Лучник – фирменное празднование Калайо

«Если попытка мошенничества будет доказана, – писала Gazzetta, – «Парме» грозит снятие очков, которое должно быть учтено в текущем сезоне и может изменить окончательную турнирную таблицу Серии B».

Иными словами, «Парма» рисковала потерять собственное повышение в классе.

Клуб выпустил крайне жесткое заявление: 

«Мы считаем, что обвинение в попытке спортивного мошенничества, если оно будет подтверждено (на 13:55 среды 20 июня клуб все еще не получил никакой официальной информации), выглядит по-настоящему озадачивающим. Мы не можем понять, как содержание этих сообщений может образовывать столь серьезное правонарушение. Мы уверены, что те, кто будет выносить решение, сделают это с уважением к закону, справедливости и здравому смыслу».

Загружаю...

В конце содержался и прозрачный намек всем, кто пытался воспользоваться ситуацией в корыстных целях. Например, на «Палермо» Маурицио Дзампарини, который к тому времени проиграл финал плей-офф «Фрозиноне» и оставался в Серии B:

«В последние недели мы становимся свидетелями нарастающего потока агрессивных и намекающих заявлений со стороны игроков и руководителей других клубов, на которые никто никогда не пытался повлиять или их осудить. «Парма» никогда не участвовала в этом цирке и продолжит держаться в стороне. Но клуб также не собирается участвовать в медийном процессе, когда день за днем появляются противоречивые новости, а обществу остается лишь узнавать из газет о ходе расследования. Прежде всего мы хотим ясности, справедливости и уважения к закону».

«Мы требуем уважения к клубу, который начинал путь заново с Серии D. Мы требуем уважения к городу, который спортивно возродился благодаря инвестициям крупных итальянских и зарубежных предпринимателей и всегда отличался стилем и спортивным духом. «Парма» на поле совершила небывалый подвиг, и никто никогда не сможет отнять у нас Серию А».

После того как стало известно, что обвинения не будут предъявлены и он более не находится под следствием, Фабио Чераволо нарушил молчание:

«Я получил оскорбления всех видов от болельщиков других команд, мне пришлось терпеть злые нападки, меня даже называли подозреваемым после сообщений в СМИ, хотя на самом деле это было неправдой. Общественное мнение осудило меня, хотя ни клуб (как уже установлено), ни мой товарищ по команде Эмануэле Калайо (и я уверен, что это будет окончательно подтверждено) не сделали абсолютно ничего, чтобы заслужить это. Я всегда считал, что необходимо сообщать факты прежде, чем их выставят на всеобщее обозрение с подобными обвинениями, и поэтому, даже если это, возможно, лишь иллюзия, надеюсь получить извинения. Но больше всего я хочу выразить полную поддержку команде и моему товарищу Эмануэле Калайо: я уверен, что все разрешится и будет доказано, что этот клуб и его болельщики не могут потерять Серию А из-за какой-то ерунды».

Дата слушания была назначена на 17 июля.

Загружаю...

«Калайо был первым, кто явился, – сообщил сайт SportParma, – в сопровождении адвоката Паоло Роделла. Клуб, в свою очередь, представлял адвокат Эдуардо Кьяккьо; в зале присутствовали генеральный директор Лука Карра и миноритарный совладелец Джакомо Мальмези, вместе с руководителем пресс-службы Николо Фабрисом».

Первым выступил федеральный прокурор Джоаккино Торнаторе, который представил запрос прокуратуры:

либо 2 очка штрафа для «Пармы» с отбыванием в чемпионате Серии B 2017/18 (что означало бы аннулирование выхода в Серию А),

либо 6 очков штрафа в следующем чемпионате Серии A 2018/19;

для Калайо – 4 года дисквалификации и 50 тысяч евро штрафа.

Адвокат Калайо ответил чрезвычайно резко: «Это клеветническое и абсурдное требование. Прокуратура должна извиниться перед моим подзащитным».

Адвокат клуба не отставал: «Я потрясен: как может существовать объективная ответственность со стороны “Пармы”?»

Приговор был вынесен 23 июля, неделей позже, и стал ударом:

Калайо дисквалифицирован на два года и получил штраф 20 000 €, а «Парма» – 5 штрафных очков, которые следовало отнять в чемпионате Серии A 2018/19. Повышение в классе осталось в силе.

Клуб воспринял удар с величайшим изумлением, ограничившись коротким заявлением:

«Parma Calcio 1913 с огромной горечью принимает к сведению решение, вынесенное сегодня федеральным национальным трибуналом. Мы считаем чудовищным приговор нашему игроку Эмануэле Калайо относительно фактов, ставших основанием для обвинения: он несправедлив, нелогичен и противоречит недавней спортивно-юридической практике. Мы уверены, что полная непричастность Parma Calcio 1913 к каким-либо противоправным действиям будет признана уже в апелляционной федеральной коллегии, куда мы незамедлительно подадим апелляцию в надежде на торжество правосудия».

Чтобы дождаться рассмотрения апелляции, пармезанца пришлось ждать еще 17 томительных дней – до 9 августа. В жаркий римский полдень, с опозданием на 40 минут относительно назначенного времени, началось слушание. Первым выступил адвокат клуба «Палермо». Да, именно «Палермо», которому удалось добиться допуска к процессу как заинтересованной стороне. Попытку предпринимала и «Венеция», но безуспешно.

Загружаю...

Сицилийцы заявили, что, по их мнению, штраф в 5 очков должен быть зачтен уже в том чемпионате, где он был вынесен, то есть в Серии B, а не в последующем сезоне Серии А. Не сумев добиться выхода в высший дивизион на поле, клуб Дзампарини пытался таким образом переписать турнирную таблицу.

Затем выступил адвокат Калайо Паоло Роделла:

«Четыре сообщения, отправленные с безобидными смайликами, не могут служить основанием для подобного обвинения. Человек, который посылает сообщение с такими смайликами, не передает ничего серьезного. Представляете ли вы себе, что Калайо, лежа на кушетке в раздевалке «Пармы», отправляет «преступное» сообщение? Можно обсуждать уместность этих сообщений, можно осуждать «шутовство», но это никак не может считаться спортивным преступлением».

Адвокат Роделла (на переднем плане) и Эмануэле Калайо

Сам Калайо выступил на слушании:

«Я не отправлял сообщения с какой-то скрытой целью – клянусь жизнью своих детей. Если бы я действительно хотел повлиять на исход матча, я не стал бы писать через WhatsApp, а поехал бы лично в Специю, ведь это всего несколько километров. Я так не поступаю: я человек честный, что доказывал за двадцать лет карьеры».

Загружаю...

Коротко добавил и адвокат «Пармы»:

«Невозможно всерьез говорить о спортивном преступлении. Клуб «Парма» должен остаться полностью вне любой санкции».

Последней выступила прокуратура FIGC (Итальянской федерации футбола), но ее перебил член Федерального апелляционного суда:

«Вы получили информацию о сообщениях Калайо еще до матча, направили своих представителей на игру, а расследование открыли только через двадцать один день. Почему? Нужно было действовать раньше!»

Прокурор неловко ответил: «Мы не обсуждаем, был ли матч сфальсифицирован или нет, а говорим о возможной попытке нарушения. И, в любом случае, мы соблюли сроки, установленные кодексом для расследования».

На этом заседание завершилось, и напряжение начало расти. Делегация «Пармы» направилась на вокзал Термини, чтобы сесть на поезд домой. Всем же казалось, что апелляция в Федеральный суд завершится положительно и что «Парма» получит оправдание, которого заслуживала. Но спортивная юстиция всегда оставалась непредсказуемой.

На этот раз приговор пришел с молниеносной скоростью: всего через несколько часов после заседания. В вагоне скоростного поезда, на определенном участке пути, ни одного звонка. Затем – сообщение:

Для «Пармы» ни штрафа в 20 тысяч евро, ни наказания в виде минус 5 очков, ни дисквалификации игроков. Лишь дисквалификация на шесть месяцев для Калайо и штраф игрока размером в 30 тысяч евро.

Это была настоящая разрядка. Уже не было места ни крикам, ни бурным празднованиям: только безмолвная радость и взгляды, полные облегчения, возможность наконец-то отпустить напряжение, которое мучило всех неделями.

Загружаю...

«Я так ценю то время, – вспоминает Марко Феррари, – что готов был, почти обезумев, вцепиться зубами кому-нибудь в глотку, лишь бы с «Пармой» ничего не случилось».

«Калайо так переживал, что готов был завершить карьеру, лишь бы не подвести команду, – добавляет Малмези. – Эти шесть месяцев дисквалификации, которые его лично касались, для него ничего не значили по сравнению с радостью от выхода в Серию А. Он был безмерно счастлив и готов был на все ради команды».

«Для меня эти два месяца стали временем полной самоотдачи, – сказал после приговора Пьетро Пиццаротти. – Ничто не имело значения, лишь бы «Парму» никто не тронул». Мы читали, слушали и молча терпели руководителей других клубов, которые хотели использовать эту историю в собственных целях, очерняя клуб, построенный благодаря труду, честности и жертвенности последних лет. Теперь мы довольны: восторжествовала настоящая справедливость».

Пьетро Пиццаротти успокаивает Калайо после суда

Похожие слова произнес и Лука Карра:

«В эти месяцы мы чувствовали, что болельщики всегда рядом с нами. Мы гордимся тем, что смогли показать всему миру, что шум и полемика могут причинить вред, но не могут ничего отнять у нас, у клуба, который поднялся из пепла и, главное, сумел достичь цели, которой прежде никто не добивался».

Через несколько лет случился похожий случай с игроком «Кремонезе» Джанлукой Гаэтано, который отправил сообщение футболисту «Комо» Париджини: «Поделитесь тремя очками в пятницу?».

Это сообщение всплыло только через несколько месяцев, после публикации приговора, в котором игрока дисквалифицировали на две игры и оштрафовали на 4500 евро, а «Кремонезе» обязали выплатить штраф.

Все это произошло потому, что Калайо стал прецедентом в футбольной юриспруденции. Но в отличие от предыдущего случая с нападающим «Пармы», который за два месяца превратился в громкий скандал, история с «Кремонезе» прошла почти незамеченной: игрок и клуб отделались относительно легко.

Загружаю...

После апелляционного приговора история окончательно завершилась. В конце – прощальная речь Эмануэле Калайо:

«Парма – мой второй дом, потому что я прожил здесь прекрасные годы. Для меня было честью и удовольствием носить эту славную историческую майку. То, что мы вместе сделали – пройти путь от банкротства до Серии А всего за три года – это невероятно. Помню слезы в глазах после финала против «Алессандрии»: мы пережили тяжелый год, но большие победы всегда рождаются из страданий.

Потом пришла неожиданная радость – путь из Серии С в Серию B, а затем в Серию А. У нас был план достичь Серии А за два года, но мы справились быстрее. «Фоджа» сделал нам подарок, сыграв вничью с «Фрозиноне», и крик радости после гола Флориано я не забуду никогда. В раздевалке «Специи» вместе с Лукарелли и Мунари мы были старшими, старались передать опыт молодым. Победы достигаются командой, а у нас была настоящая команда под руководством прекрасного тренера Д’Аверса.

Отдельно хочу сказать о владельцах клуба: все акционеры Nuovo Inizio дали нам возможность быть частью здорового клуба, который поддержал меня в трудный момент. За это я очень благодарен. Я могу с гордостью сказать, что защищал честь «Пармы» и стал частью истории этого клуба. А больше всего я горжусь тем, что моя футболка с матча против «Порденоне» теперь хранится в клубном музее».

(c) Переведено и опубликовано в телеграм-канале «Пармская Обитель» – первом официальном фан-клубе Пармы в России и СНГ.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На родине Верди
Популярные комментарии
1 комментарий Написать комментарий