Толстой: война и мир шахмат
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Начинающий шахматист, впервые расставляя фигуры, редко задумывается о том, как сильно шахматы могут изменить его жизнь, его образ мыслей, его круг общения, его творчество. И речь идет не о профессиональных спортсменах, чьи судьбы определяют выигранные и еще чаще проигранные партии. Напротив, в игре любителей нередко гораздо больше свободы, риска, наслаждения игрой, ведь по-настоящему прочувствовать всю магию шахмат гораздо проще, когда ценность игры определяет не результат, а ее процесс. И тогда игра становится настоящим творчеством, дарит возможность выражать себя, узнавать себя, наблюдать ход своих мыслей и. конечно же, менять их.
Возможно, это и является одной из причин, почему так много великих людей, ставших неотъемлемой частью мировой культуры, играли в шахматы всю свою жизнь. Лев Николаевич Толстой – один из ярких этому примеров.
«Шахматы поставлены, игра начнется завтра», – Наполеон.
Замечали, что в романе Толстого персонажи садились за шахматный столик при каждом удобно случае?
Лев Николаевич Толстой был страстным шахматистом! Даже во время службы на Кавказе, он не оставлял своего увлечения.
Одним из его соперников был другой офицер — Сергей Семенович Урусов, ставший позднее известным шахматным мастером. Даже после ухода в отставку с военной службы Толстой и Урусов продолжали свое соперничество, играя по переписке. Увлечение шахматами сыграло свою роль и в творчестве Льва Николаевича.
В великом романе-эпопее Льва Толстого нет ни одной случайной детали. Каждый образ, каждая метафора служат раскрытию его главных идей. И шахматы неожиданно становятся одним из ключей к пониманию всего произведения. Через них Толстой мастерски раскрывает сюжет в трех планах: бытовом, психологическом и военно-историческом. Шахматы здесь не просто штрих к портрету русской интеллигенции XIX века, а метафора, через которую противопоставляются два кардинально разных взгляда на войну и жизнь.
Сравнивая войну с шахматами, князь Андрей Болконский показывает глубокое отличие одного от другого, которое находится в самой сути этих понятий. Война для него лишена каких-либо правил, это хаос и смерть, преступление, влекущее за собой страдания и гибель множества людей.«Война не любезность, – говорит он, – а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну».
Совершенно иную позицию занимает Наполеон. Для него, привыкшего повелевать судьбами народов, война – это именно игра, грандиозная партия, а люди – лишь расходный материал, пешки на его доске. Его знаменитая фраза перед Бородинским сражением: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра» хорошо раскрывает суть не только его взглядов, но и его личности: холодный расчет, гигантское самомнение и полное пренебрежение к человеческой жизни. Он видит не людей, а фигуры; не трагедию, а гамбит.
«Хороший игрок, – пишет Толстой, – проигравший в шахматы, искренно убежден, что его проигрыш произошел от его ошибки, и он отыскивает эту ошибку в начале своей игры, но забывает, что в каждом его шаге, в продолжение всей игры, были такие же ошибки, что ни один его ход не был совершенен. Ошибка, на которую он обращает внимание, заметна ему только потому, что противник воспользовался ею. Насколько же сложнее этого игра войны, происходящая в известных условиях времени, где не одна воля руководит безжизненными машинами, а где все вытекает из бесчисленного столкновения различных произволов?»
Лев Николаевич менял свое отношение к шахматам по мере взросления. Если в юности он видел в них возможность совершенствовать свой разум, усмирять волю, тренировать память, то позже его гораздо больше привлекало само искусство игры.
Увлекшись теорией ненасилия, Толстой нередко критиковал шахматы: «нельзя бить другого человека. А ведь выигрывая у него в шахматы, мы бьем его по голове…» Но прекратить играть Лев Николаевич не смог, шахматы снова одержали победу.
«Я не могу представить себе эту жизнь без шахмат, книг и охоты», – писал Лев Николаевич. И если отношение к охоте спустя почти 150 лет в обществе поменялось, то шахматы и книги приносят удовольствие миллиардам людей по всей планете.
И если вам тоже интересно узнавать новое про себя и других, если вы видите красоту в неожиданных решениях, если вам нестрашно ошибаться и меняться, то самое время расставить фигуры на шахматной доске.