Nike выпускал кроссовки для Шумахера, но вместо успеха как у Джордана – провал

В начале 80-х Nike был далеко не самым успешным спортивным брендом. Они занимали место в нише беговой обуви, но глобально уступали Reebok, adidas и Converse. 

Один из поворотных моментов для американского бренда – решение зайти в баскетбол и делать кроссовки для Майкла Джордана, которые стали легендой и мощно продаются до сих пор. Nike с тех пор заработал тонну денег, да и Джордана сделал миллиардером.

Казалось бы, формула простая: найти икону спорта, вместе создать кроссовки и купаться в деньгах. Вот только все не так просто!

Nike делал для Шумахера удобную гоночную обувь. Коллекционная пара сейчас стоит $25 тысяч

В первой половине 90-х Nike уже держал солидную долю рынка спортивной обуви. И стал культурным символом эпохи. Люди знали про Nike. А компания не жалела денег на рекламу. Помогали и слоган Just Do It, и дерзкие промо-сюжеты.

В таких условиях Nike осваивал новые направления – зашел в футбол. И даже в автоспорт. С 1996-го по 2002-й американский бренд делал гоночную обувь для Михаэля Шумахера. 

Загружаю...

Перенесемся в то время. Молодой Шумахер после двух подряд чемпионских титулов с «Бенеттоном» пришел в «Феррари» – команду с великим прошлым, но без титулов с 1979 года. Машина «Феррари» была новой, сырой и ненадежной, а сам переход считался огромным риском. Но в итоге этот шаг начал золотую эру «Феррари» нулевых.

Получается, Nike опять вписался в дело в нужный момент, застал ренессанс команды и зарождение легенды Шумахера. Американцы делали для немца стильную обувь, которая очень нравилась Михаэлю – тот хвалил ее за комфорт, легкость и чувствительность.

В 2002-м сотрудничество закончилось, «Феррари» подписалась с Fila, а Nike ушел из автоспорта.

Недавно раритетные гоночные кроссовки с автографом Шумахера на аукционе «Сотбис» купили за 25 200 долларов. Высокая, но не рекордная цена.

Выпускали еще и повседневные кроссы, которые не стали хитом

Nike пришел в статусный спорт, обувает одного из лучших спортсменов. Следующий шаг? По аналогии с баскетом и Джорданом выпустить именные кроссовки Шумахера в лайфстайл-стиле.

Так появилась лимитированная модель Air Zoom Schu, которая сочетала элементы гоночной обуви и кроссовочных технологий Nike (амортизация Zoom, пластина в подошве для стабильности).

Загружаю...

Модель вышла ограниченно. А массового выпуска так и не случилось – возможно, в Nike увидели небольшой ажиотаж.

Через время выпустили еще одни именные кроссы – Air Zoom Turf. Пара красного-черного цвета с серебристыми вставками. Ее выделяли комбинация замши и нубука, красная синтетическая часть, серебристые детали, толстая подошва с шипами. Чуть выше шнурков разместили ремень-застежку с автографом гонщика.

Увы, со временем про кроссовки Шумахера почти все забыли, и миллионов они никому не принесли. Разве что среди коллекционеров есть спрос на ту обувь. Но это явно не то, на что рассчитывали в Nike.

Экс-менеджер Шумахера злился, что Nike не знал, как продвигать Михаэля

О контракте Шумахера с Nike договаривался менеджер гонщика Вилли Вебер. Детали он расписал в автобиографии «Моя кровь – бензин».

Вебер не скрывает, что Nike привлекал его как «концерн с мировым именем». Менеджер сам вышел на американский бренд, связавшись с шефом немецкого подразделения. Тот пообещал организовать встречу с представителями главного офиса. Все собрались в переговорной комнате 206 отеля Sheraton в аэропорту Франкфурта.

«Я постучал и вошел. Мне понадобилось несколько секунд, чтобы найти на картинке ошибку. В комнате за длинным столом в ряд сидели четверо в костюмах. Оставалось немножко места для меня. Можно было подумать, что я пришел на судебное слушание, а не на деловую встречу. Я развернулся на каблуках, успев при этом бросить: «Пардон, я, наверное, ошибся дверью!» – вспоминал Вилли.

Загружаю...

Вышедшего из переговорной Вебера догнал босс немецкого подразделения. И вежливо попросил вернуться, извинившись за американских коллег. Менеджер, по его же воспоминаниям, занял в переговорах жесткую позицию и просил общаться на равных.

«Почему вы хотите работать с Nike? – спросил меня американец с целью вывести меня на чистую воду, когда все расселись по местам. – Чего вы ожидаете?» «Excuse me, сэр! – резко перебил я его. – Ваш вопрос некорректен. Не я вас пригласил, а вы — меня. Вы хотите обсудить со мной возможное сотрудничество с Шумахером». 

И снова никто не понимал, как реагировать на мою жесткую манеру разговаривать. Эти бизнесмены считают себя Кинг Конгами, но, если на них крепко наехать, они переворачиваются на спину, словно божьи коровки, и начинают беспомощно сучить ножками.

Я воспользовался общим молчанием, чтобы поставить на стол дипломат и выложить тщательно подготовленные документы. «Итак, вот моя идея. Я бы хотел то-то и то-то. Так и так...» – перечислил я.

И смотри-ка, все взялись за ручки и стали аккуратно записывать за мной, пока я называл условия. Как в школе. Не успел я закончить короткий доклад о том, как вижу будущую кооперацию, представители Nike стали переглядываться. И согласно кивать. И все было урегулировано. Вот так просто», – рассказывал Вебер.

Однако ничего толкового все равно не вышло.

Загружаю...

«Работа с Nike переросла в поучительную пьесу о дилетантизме. У них не было никакого плана, как рекламировать мировую звезду ранга Михаэля. И это международный концерн! Единственное, что было сделано за долгие месяцы, – 45-секундный ролик для ТВ.

В нем Эрих фон Дэникен (швейцарский писатель и приверженец теории палеоконтакта – Спортс’‘), считавший себя специалистом по «чужим», говорит об инопланетянах: «2000 лет назад майя предсказали, что на Землю придет высшее существо».

Далее звучала резкая музыка сфер. В кадре было фото Михаэля в шлеме на голове. «Михаэль Шумахер – сверхчеловек или сверхсущество?» – спрашивает голос. Испанский стыд какой-то. В этом месте снова вступает Дэникен: «Решайте сами. Выдумка это или Михаэль слишком хорош, чтобы быть человеком?»

Что за дурацкая мешанина? Внеземное существо? Тогда уж подземное. Спустя всего 8 недель Михаэль отказался от ролика. И мы не стали просить снять что-то другое», – злился Вебер.

И все же, почему у Nike не получилось с автоспортом?

Nike, на первый взгляд, попал в точку с Шумахером – мегапопулярная легенда на пике успеха. Но причина неудачи сделки во многом в самом автоспорте, из которого Nike ушел вскоре после расставания с Михаэлем. 

«Все в бизнесе знали, что основной потребитель спортивной обуви – 16-летние мальчики», – говорил бывший менеджер по маркетингу в Nike Джули Диксон. Поэтому компания заходила в баскетбол. У «Формулы-1» немного специфическая аудитория. 

В начале нулевых аудитория была старше (средний возраст – около 40 лет), консервативнее и гораздо менее массово вовлеченной. Многие включали трансляцию, а не следили за каждой гонкой или пилотом.

Загружаю...

Плюс «Формула-1» ассоциировалась с престижем, скоростью, богатством и элитарностью. Реклама костюмов Armani и часов Rolex вызывала куда больше откликов. Nike же строил имидж на массовом успехе и молодежной энергии – Джордан, Роналдо, Тайгер Вудс.

«Формула-1» была высокотехнологичной, но холодной – не тем местом, где рождаются герои для улицы. Даже Шумахер, несмотря на легендарность, выглядел скорее как символ дисциплины и эффективности, а не как поп-икона.

Напряжно для Nike и само присутствие в «Формуле-1». Спонсорские контракты дорогие (при не самом высоком отклике аудитории). Гоночная обувь специфическая с массой требований: должна быть легкая, ультратонкая, гибкая и термостойкая. 

Уход из автоспорта – стратегический. Nike сосредоточился на более массовом и рентабельном для них спорте.

***

Шумахер получал 3,5 млн долларов в год по контракту с Nike, писал портал Grandprix.com. Дополнительно Вебер выторговал пункт, по которому Михаэль мог отовариваться в магазинах Nike по всему миру почти бесплатно. 

«Во флагманском магазине Nike в Мельбурне, который вот-вот должен был открыться, почти все новые, прикольные, роскошные и дорогие модели оказались в тележке Михаэля, – писал Вилли в книге. – В какой-то момент на полках не осталось ничего, что могло обратить на себя внимание репортеров или клиентов, таким образом, боюсь, открытие пришлось перенести».

Загружаю...

Фото: Gettyimages/Clive Mason / Staff, Alexander Hassenstein / Staff

Популярные комментарии
The Stig
При этом Puma Speedcat - вполне себе успешный пример работы с автоспортом! Много лет покупал эту модель. Air Zoom Schu - уродство, на мой вкус, и даже имя Шумми их не спасло, что логично!
solevator
Скорее, это история про ловкость Вилли Вебера, который выбил своему клиенту отличный рекламный контракт, причём, провал кооперации никак на Михаэле не сказался. Собственно, именно этим и должен заниматься менеджер...
2 комментария Написать комментарий