«Надеюсь, будем играть так, что Майкл Джордан придет на наш матч». Внутри университета Северной Каролины
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Елизавета Астахова, экс-форвард МБА-МГУСиТ, игрок национальной сборной России – о переезде в Чапел-Хилл и поступлении в университет, за который выступал Майкл Джордан.
– Как ты оценивала свои шансы уехать в США после клубного сезона-2024/25?
– Пятьдесят на пятьдесят. До конца не понимала: хочу остаться в МБА-МГУСиТ, в известной структуре с понятными перспективами, или рискнуть и уехать в Америку.
Большое спасибо клубу МБА, который поддерживал меня на протяжении всех трех лет, проведенных в его системе, где я прошла через все команды.
В конце сезона я уже знала, что есть предложение из США. Мы общались с представителями университета Бригама Янга (BYU), за который выступал Егор Дёмин. Изначально мы рассматривали только BYU. Потом появились и другие варианты.
– Чем тебя подкупил университет Северной Каролины?
– Мы разговаривали с представителями многих университетов, но в каждом университете был свой минус: где-то меня рассматривали только как «четверку» или даже «пятерку», а я вижу себя легким форвардом; куда-то было сложно попасть, требовалась «виза достижений», которую сложно получить…
У нас даже таблица была, где мы записывали плюсы и минусы. А в случае с университетом Северной Каролины мы смотрим на строку минусов – и нет ничего, все выглядит идеально. У родителей осталось приятное впечатление после разговора с представителями университета, поэтому, думаю, это и стало главным фактором, почему мы выбрали Северную Каролину.
– Многие ли тебе написали, когда информация о твоем отъезде в NCAA появилась в прессе?
– На самом деле, да, получила много сообщений. Все желали мне удачи, говорили, что я молодец. Спасибо всем, кто написал. Это очень приятно! И это действительно мотивирует меня продолжать и дальше усердно работать.
– С какими сложностями столкнулись при переходе?
– Сбор документов занял у нас немного больше времени, чем мы планировали, потому что я училась в разных школах в Москве, а для поступления в университет нужно прислать не только документы из школ, но и оценки за последние четыре года. Еще нужно пройти тест на знание английского языка. Слава богу, у нас получилось пройти тест Duolingo, а не TOEFL, потому что его в России сдать нельзя, а онлайн – очень сложно. Но мы понимали, что если не будет каких-то экстраординарных ситуаций, то у нас все получится. И у нас получилось.
– Из-за языка ты особо не переживала?
– Я немножко переживала, потому что это новый опыт для меня – приехать в страну, где я никого не знаю, и разговаривать на другом языке. Считаю, что у меня был неплохой уровень английского, но я продолжаю его повышать, учиться новому. Конечно, язык кардинально отличается от того, что написано у нас в учебниках: много сленга, сокращенных слов, акцент… Все это добавляет трудностей, но при этом все это очень интересно, так что не могу сказать, что испытываю стресс.
– Как прошел твой первый месяц в США?
– У меня была цель – влиться в команду. Познакомиться поближе с тренером, с девочками. Я сначала даже немного переживала: «А вдруг они меня не поймут? Вдруг не захотят со мной общаться?» Но нет, все добрые, приняли меня с любовью. Со всеми общаюсь, со всеми хорошие отношения. Да, конечно, я пока не чувствую себя полноценно своей, в том числе и из-за языкового барьера, но все это – вопрос времени. Думаю, что к официальным матчам стану полноправной частью команды.
Сейчас, спустя месяц в США, у меня не пропали те же приятные эмоции, которые я испытала, когда только прилетела сюда. Мне здесь комфортно и мне все нравится.
– Главный тренер вашей команды – Кортни Бангхарт. Какая она?
– Первый раз мы поговорили с ней по Zoom. Тогда она особо ничего не спрашивала, наоборот, я задавала вопросы – она рассказывала про университет, про команду. И мне она сразу понравилась. Понравилось, что она относится ко всему с холодной головой, может оценить ситуацию без лишних эмоций. Я считаю, что она прекрасный человек. В чем я убедилась недавно, когда мы побывали у нее в гостях, где все прошло замечательно и в приятной атмосфере.
– Расскажи о команде и баскетболе, в который вы будете играть.
– Команда у нас хорошо сбалансирована. У нас очень интересная модель игры, потому что есть разыгрывающий, центровой и взаимозаменяемые второй, третий и четвертый номера. И я могу играть как на позиции третьего номера, так и на позиции четвертого или даже второго. Мне очень нравится эта вариативность.
Хороший ростер. Все девчонки сильные, с желанием тренироваться. Причем на тренировках все играют в полную силу, но осторожно. В команде, помимо меня и американок, есть девочки из Бразилии и Финляндии. Разные культуры, разные страны, но со всеми интересно общаться.
Мне кажется, что в этом сезоне мы можем чего-то добиться. Будем работать.
– У тебя спрашивают что-то о России партнеры по команде?
– Конечно, меня спрашивают о том, как жить в России, даже спрашивают какие-то отдельные слова. Например, мне теперь тренеры говорят «привет», «пока» и «давай». Это очень забавно.
После тренировок мы восстанавливаемся в холодных и горячих ваннах. Там всегда кто-то есть, сидим вместе по 10-15 минут и просто разговариваем друг с другом. Позитивно все реагируют, когда узнают, что я из России. Да у меня и не было никаких опасений на этот счет.
– Как будет проходить твоя учеба?
– Мое направление – это бизнес-менеджмент, business management and administration.
Первый год обучения больше ознакомительный. Всего у меня пять уроков: бизнес, английский язык (но это английский не для иностранцев, а для тех, кто здесь живет), математика, география и драма.
Первый курс – втягивающий. Нет каких-то сложных экзаменов, сложных работ. Ты просто привыкаешь ко всему, а вот со второго курса учеба уже будет посерьезнее.
– В своем телеграм-канале ты рассказала, что с понедельника (разговор состоялся в воскресенье, 21 сентября – прим.) у вашей команды начнется полноценная подготовка к сезону. Как будет выглядеть твое расписание на неделю?
– Нам скинули расписание. Мы знаем время начала тренировки, но не знаем, когда она закончится. Нет такого, как в России, что, например, тренировка с 14:00 до 16:00.
С понедельника по пятницу, с восьми или девяти утра и до двенадцати у нас идут уроки, потом обед, после которого мы смотрим нарезку с наших тренировок, разбираем ошибки. Раньше это занимало 10-15 минут, сейчас, возможно, будет 20-30 минут.
Далее – работа в качалке, которая занимает примерно час. Это разминка и основная работа. После – баскетбол, полтора-два часа.
Получается, что до 16:30-17:00 мы тренируемся, потом – восстановительные процедуры, а в 18:00 я уже дома, где делаю уроки и готовлю ужин.
Кстати, сейчас у нас было несколько интересных выходных, к нам приезжали девочки, которые, возможно, в следующем году перейдут в нашу команду. Их называют здесь рекрутами. Мы должны провести с ними один или два дня и все показать, скажем так, в лучшем свете.
– Много ли тренеров и персонала работает с вашей командой?
– Да. Здесь людей больше, чем в России, и я, честно говоря, еще даже не всех выучила.
В России некоторые тренеры берут на себя сразу несколько задач. Например, разбирают видео и участвуют в тренировочном процессе, дают какие-то упражнения. А здесь все разделено, у каждого своя зона ответственности.
– Где ты живешь?
– Кампус здесь огромный, большая территория. Чапел-Хилл – это, по сути, и есть университет, который занимает большую часть города. И есть еще несколько улиц, где живут обычные люди.
Я живу в специальном корпусе, где у нас квартира с кухней и холлом. По разным сторонам расположены две комнаты, в каждой из которых живет по одному человеку. На две комнаты – один санузел.
Раньше, чтобы дойти от дома до класса, у меня уходило много времени, минут до тридцати, но потом девчонки подарили мне велосипед. Одна из девчонок купила себе машину, а мне отдала свой электробайк. Теперь все стало намного быстрее и проще.
– Кстати, а в Москве ты пользовалась услугами велопроката?
– Никогда. (Смеется.)
– Где вы тренируетесь?
– Carmichael Arena – наша домашняя арена. Там у нашей команды есть своя раздевалка и свой зал, причем как тренажерный, так и баскетбольный. Зал только для нас, он доступен 24 часа в сутки. Если я захочу в три часа ночи побросать в зале, то без проблем это сделаю.
В раздевалке есть зона, где мы отдыхаем и смотрим видео, там же расположено много еды. Можно перекусить, сделать себе протеиновый коктейль или еще что-нибудь. Все на высочайшем уровне, очень комфортно, приятно и удобно.
– Carmichael Arena похожа на какую-нибудь российскую арену?
– Арена прекрасная, я была на ней на волейбольной игре, уже видела ее с болельщиками на трибунах. Наверное, она похожа на Дворец игровых видов спорта в Екатеринбурге.
– Чапел-Хилл живет университетским спортом?
– Это на каждом шагу. Все ходят в экипировке университета Северной Каролины – и в кампусе, и в самом городе. Здесь главная улица, Franklin Street, на которой находятся многочисленные кафешки. Заходишь в любое заведение: «О, женская баскетбольная команда, привет! Как дела? Когда начало сезона?» То есть меня еще персонально не знают, но люди понимают, что я буду выступать за команду. Нам постоянно желают удачи, говорят, что будут ходить на наши матчи.
– Каково жить в 60-тысячном городе после многомиллионной Москвы?
– Думала об этом еще до приезда в Чапел-Хилл, думала, что здесь мне будет очень скучно.
Но я приехала сюда и поняла, что и здесь мне нравится. Город по-своему прекрасен, здесь хорошо и уютно, все друг друга знают, никаких проблем нет.
– А в бытовом плане есть какие-то сложности?
– Не хватает каких-то материальных вещей, которые были у меня в Москве. Здесь, как я поняла, девочки не очень часто готовят, поэтому у них нет каких-то досок и ножей. Это вроде бы мелочи, но они так влияют на жизнь. Конечно, я все заказала, купила… В остальном – никаких проблем, просто нужно кое-что докупить.
– Что тебя приятно удивило в США?
– Во-первых, общество. Незнакомые люди в кампусе или где-то на улице могут сказать, что я красиво одета, могут сделать какой-то комплимент. Просто так. Такие мелочи заряжают позитивом на весь день.
Во-вторых, то, как здесь все устроено. Здесь действительно созданы все условия для спортсменов.
В-третьих, еда. У нас есть специальная столовая для спортсменов, где нас с понедельника по пятницу кормят завтраками и обедами. Ягоды, фрукты, много мяса… Все что хочешь!
– Часто ли тебе пишут твои подруги из России?
– Мои близкие подруги постоянно спрашивают про жизнь в США, а я в этой учебной и тренировочной суматохе забываю что-то делать, но все равно стараюсь вести свой телеграм-канал, что-то рассказывать.
Планирую хорошо играть. Не думаю, что меня кто-то забудет. Я еще такой человек, который месяц может с кем-то не общаться, но у нас все равно будут прекрасные отношения с этим человеком, а потом мы проговорим три часа напролет, а наша дружба станет только крепче.
– Когда у вас начнется сезон?
– 30 октября в гостях сыграем с South Carolina Gamecocks.
– Видел в твоем телеграм-канале, что ты уже успела сходить на американской футбол. Откуда ты знаешь правила?
– Мой отец показал как-то фильм, который называется «Any Given Sunday». Если не ошибаюсь, «Каждое воскресенье» в российском переводе. Часть правил узнала оттуда, еще несколько раз видела что-то по телевизору. Знала самые базовые вещи, а нюансы объяснили девчонки.
– Как впечатления от просмотра матча с трибуны?
– Атмосфера великолепная! Никакое видео это не передаст.
Накануне у меня спрашивали: «А ты когда-нибудь ходила на американский футбол?» И когда узнавали, что нет, то говорили: «Поздравляем! Первая игра!» Я еще удивлялась, почему меня поздравляют, это же просто игра, за которой я буду следить с трибуны.
И потом я поняла, что это целое шоу с большой предматчевой программой, концертом… Еще и Майкла Джордана увидели!
(Джордан выступал за университет Северной Каролины с 1982 по 1984 год – прим.)
– Видел, что ваш тренер общался с Джорданом. Не знаешь, часто ли Майкл приезжает в Чапел-Хилл?
– Нечасто, поэтому когда он приезжает – это становится настоящим праздником в университете. Надеюсь, что мы будем так хорошо работать и играть в этом сезоне, что выйдем в финал. И тогда Майкл Джордан придет и на наш матч!
– Многое ли в университете говорит о том, что в нем учился Майкл Джордан?
– Да, конечно, но самое главное – это экипировка. У нас вся экипировка бренда Air Jordan. Носки, кроссовки… Все под его брендом.
– А ты знаешь историю про то, что Джордан носил шорты университета Северной Каролины под формой «Чикаго Буллз»?
– Да-да, знаю.
– Шорты МБА не взяла с собой в США?
– Взяла. Есть и шорты, и майка. (Смеется.)
Разный фасон. Это будет слишком заметно. С красной экипировкой можно было бы попробовать, но ее у нас точно не будет.
– Следишь за WNBA и особенно за выступлениями Марии Клюндиковой и Олаири Косу?
– Живя в России, я следила только за результатами. Здесь же я уже смотрю некоторые матчи.
Очень болею за наших девчонок, они большие молодцы. Уверена, у них хорошее будущее.
И вообще женский баскетбол становится все популярнее и популярнее, что является дополнительной мотивацией для нас, игроков.
– Кто выйдет в финал WNBA?
– В финале, думаю, встретятся «Индиана» и «Миннесота», две очень хорошие команды.
– А персонально тебе кто-то нравится в WNBA?
– «Даллас» не вышел в плей-офф, но мне нравится Пейдж Бекерс, первый номер драфта WNBA-2025, чемпионка NCAA.
Мне кажется, что мы с ней чем-то похожи. У нее тоже высокий бросок, она любит броски со средней дистанции, часто использует их.
– Как ты считаешь, способна ли ваша команда замахнуться в этом сезоне на выход в «Финал четырех»?
– Я думаю, что у нас действительно хорошая команда. И мы действительно можем побороться за чемпионство. Верю, что мы сможем показать что-то стоящее. Все условия для этого у нас есть.
– Понятно, что еще рано об этом говорить, но уже заметила, чем американский баскетбол отличается от российского?
– Физической силой каждого спортсмена и большей ролью, чем у нас, игры 1x1. При этом нельзя сказать, что здесь каждый тянет одеяло на себя.
А в качалке девочки работают с весами намного больше тех, с которыми работаю я, хотя в России я была далеко не самой слабой в этом компоненте. И тут девчонки подтягиваются по 10-15 раз, когда у нас не все могут просто хотя бы раз подтянуться.
– У тебя есть какая-то личная цель на предстоящий сезон в NCAA?
– Освоиться, закрепиться в составе как игрок, который приносит результат. Наверное, это моя главная цель на первый сезон.
– Следующим летом, если тебя вновь вызовут в национальную сборную России, ты приедешь?
– Да, конечно. Я хочу закрепиться и в национальной команде.
В сборную я готова приехать всегда, даже если у нас не будет никаких официальных матчей.
Беседовал Антон Виноградов
Фотографии: МБА-МГУСиТ, телеграм-канал Елизаветы Астаховой