«Ливерпуль», «Эвертон» и борьба за сохранение чувства общности
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Почти сразу после того, как уходят последние посетители «Энфилда», появляются новые.
На Танкред-роуд, в четырех кварталах от знаменитого футбольного стадиона округа и домашней арены футбольного клуба «Ливерпуль», на прошлой неделе в четверг в трех арендуемых объектах сменились жители. Болельщики «Ливерпуля», приехавшие из других уголков мира, чтобы посмотреть на победу своей команды в Лиге чемпионов над «Атлетико Мадрид» (3:2). Вскоре после этого их заменили те, кто приехал в город на субботнее мерсисайдское дерби Премьер-лиги против «Эвертона». Неподалеку отдельные группы проживали в доме с четырьмя спальнями со вторника по воскресенье, принимая участие в обоих мероприятиях.
Тем не менее, это лишь краткий обзор того, как местное сообщество «Энфилда» становится все более динамичным в эпоху Airbnb. Трудно сказать, сколько домов сдается подобным образом, поскольку Airbnb, как известно, тщательно хранит свои данные и не ответил на наш запрос о предоставлении информации о своих клиентах.
Но поиск на его веб-сайте вариантов аренды жилья в этом районе дает приблизительное представление. Поищите жилье неподалеку от «Энфилда», например, в середине февраля (когда в настоящее время не запланировано ни одной игры, и, следовательно, доступность должна быть на высоте), и вам будет предложен 31 вариант на перекрестке улиц к северо-западу от стадиона, граничащих с Энфилд-роуд, Уолтон-Брек-роуд и Слиперс Холм. Рядом со стадионом доступно еще много десятков объектов, многие из которых напрямую ссылаются на стадион в своих объявлениях на Airbnb.
В этом нет и намека на какие-либо правонарушения. Действительно, для некоторых такой всплеск на рынке краткосрочной аренды жилья является доказательством процветания экономики концертов. На первый взгляд, районы Энфилда — традиционного рабочего района, в котором по счастливой случайности находится всемирно известное футбольное поле, — никогда еще не выглядели так нарядно, а большинство объектов недвижимости, расположенных ближе всего к стадиону, теперь являются, как сказали бы агенты по недвижимости, «аккуратно обустроенными». Определенность способствовала инвестициям, и некоторые жители отреагировали на бум футбольного туризма, сдав комнаты в аренду, а дополнительные деньги помогли оплатить ремонт жилья и ипотеку.
Однако есть и непредвиденные последствия, которые не столь позитивны, поскольку в настоящее время существует множество объектов недвижимости, в которых никто постоянно не проживает, поскольку они были скуплены группами или отдельными лицами, практически не связанными с этим районом.
Таунхаус с 10 спальнями на Энфилд-роуд стоит £938 ($1126 долларов) за тихий февральский вечер понедельника, так что вы можете себе представить, о каких суммах идет речь в более оживленное время. Между тем, на улице на противоположной стороне площадки на Airbnb выставлены восемь из 32 домов, что составляет 25% жилого фонда.
Это привело к тому, что некоторые жители не знают, кто их соседи, и каждую неделю с нетерпением ждут, кто же появится. Районы, которые когда-то были связаны тесными отношениями, даже в трудные времена, теперь кажутся временными и преображенными. И не все это приветствовали.
Не так давно над лабиринтом узких улочек, окружающих «Энфилд», витал запах отчаяния.
Сначала они страдали из-за более масштабных экономических проблем города, затем эти проблемы усугубились неопределенностью, которая окружала будущее футбольного клуба «Ливерпуль» в этом районе.
Клуб подумывал о переезде на новое место неподалеку от Стэнли-парка, но в итоге остался на месте, хотя процесс был далеко не гладким. Жители обвинили как клуб, так и городской совет в том, что они ухудшают условия в этом районе, покупая недвижимость — либо напрямую, либо через третьих лиц, либо с помощью принудительных заказов на покупку — и позволяя им оставаться незанятыми.
В итоге это позволило «Ливерпулю» расширить «Энфилд» за счет строительства новой главной трибуны. Одна из дорог, Лотэр-роуд, была в конечном итоге снесена, а еще один ряд домов на близлежащей Алрой-роуд также исчез. Через восемь лет после завершения строительства новой главной трибуны в 2016 году трибуна «Энфилд Роуд» также была реконструирована, в результате чего вместимость стадиона увеличилась с 45 262 до 61 276 зрителей.
Чем больше мест, тем больше денег, особенно за счет новых зон корпоративного гостеприимства на перестроенных трибунах, а рекордные доходы «Ливерпуля» помогают объяснить, почему с 2019 года он выиграл два чемпионских титула и Лигу чемпионов. Даже в нерабочие дни болельщики прилетают со всего мира, чтобы «познакомиться» с «Энфилдом», чему способствуют партнерские отношения с туристическими компаниями, такими как Expedia.
Все это оказало глубокое влияние на развитие района Энфилд. Согласно переписи населения 2021 года, в округе проживает 14 730 человек, но в настоящее время в четыре раза больше людей приезжает на матчи примерно 30 раз в сезон, а также в течение лета, после того как ФК «Ливерпуль» получил разрешение на проведение концертов, что еще больше пополнило казну клуба.
Из-за реконструкции возникли некоторые сложные логистические проблемы — дорога, которая была закрыта во время строительных работ на стадионе «Энфилд», до сих пор не открыта, хотя и клуб, и городской совет настаивают, что они все еще работают над решением, — но потенциально более важным является влияние на чувство общности в Энфилде.
Иан Бирн, член парламента от лейбористской партии от «Вест Дерби» и обладатель сезонного абонемента «Ливерпуля», прожил в Энфилде большую часть четырех десятилетий.
Пару лет назад была продана недвижимость через дорогу от его дома. Он до сих пор не познакомился с новым владельцем, потому что они так и не переехали. Вместо этого дом был выставлен на Airbnb вместе с семью другими объектами краткосрочной аренды на той же улице.
Он считает, что инвесторы начали осознавать потенциал этого района в 2018 году, когда была подана заявка на превращение «Энфилда» в музыкальную площадку, что означало, что он будет открыт большую часть года, что потенциально увеличит прибыль. Это совпало с улучшением выступлений «Ливерпуля» на поле, что привело к росту интереса к самому клубу.
Бирн говорит, что в течение недели дома, указанные на Airbnb, обычно пустуют, но по выходным они почти всегда полны, «когда в них устраиваются вечеринки». Иногда это приводит к увеличению шума и антиобщественного поведения. В нескольких случаях вызывалась полиция. Это означает, что «каждый раз, когда дом выставляется на продажу, вы думаете: «О нет, только не это»».
В недавнем отчете об экономическом влиянии Airbnb отмечается, что модель совместного использования жилья компании помогает увеличить расходы посетителей в местных сообществах, а также поддерживает рабочие места во многих отраслях и создает налоговые поступления.
Однако, по мнению Бирна, самым тревожным элементом относительно нового явления является его более глубокое влияние на сплоченность сообщества и характер района.
«Общество кажется переменчивым, сейчас времена раздробленности, и многие сообщества чувствуют, что на них нападают, — говорит Бирн. — Когда вы испытываете трудности, наличие знакомых соседей обнадеживает, потому что это позволяет вам чувствовать себя немного спокойнее и защищеннее. Приятно иметь возможность заглянуть к соседям и поболтать. Потенциальные потери от этого неисчислимы. Нам нужны более сильные сообщества, а не более слабые. Нам нужно больше доступного жилья, а не видеть, как оно продается безликим людям».
Бирн считает, что складывающаяся ситуация является симптомом того, что происходило в Энфилде с тех пор, как он впервые приехал сюда, когда экономика района зависела от того, что происходит на стадионе. Сначала пабы, магазины чипсов и букмекерские конторы определяли часы работы в основном во время матчей «Ливерпуля». «Теперь эта культура распространяется и на жилье», — говорит Бирн.
Существует глубокое чувство беспомощности по поводу того, что можно сделать, чтобы остановить очередной «айсберг», потому что простых решений не существует. Все было бы по-другому, если бы речь шла об отелях, но в настоящее время отсутствие регулирования означает, что любой желающий может забронировать жилье с помощью Airbnb. Когда мы обратились по этому поводу к городскому совету Ливерпуля, власти признали проблему «вызывающей беспокойство», предположив, что любое имущество, используемое для этой цели, может быть использовано домохозяйством на единицу меньше, что затем оказывает влияние на рынок жилья и арендную плату.
Распространение Airbnb в Энфилде, а также в других районах города, также снижает эффект от туристического сбора, за который проголосовали отели и который был введен в июне. Это означает, что любой человек, проживающий в гостиничном номере в Ливерпуле, должен заплатить дополнительно £2, причем эти деньги, по словам генерального директора компании Билла Эдди, используются Liverpool Accommodation Business Improvement District (ABID), по сути, для рекламы города, создания круговой поруки и «устойчивой экономики посетителей».
Бирн считает, что успех и рост футбольного клуба «Ливерпуль» со временем были достигнуты за счет местных жителей. Он задается вопросом, могут ли жители отреагировать так же, как в Барселоне, где недовольство местных жителей распространением недвижимости Airbnb сыграло свою роль в том, что испанское правительство в мае сообщило компании, что оно должно удалить 65 000 объявлений о недвижимости в стране за нарушение правил.
Примерно в полутора километров отсюда район, окружающий «Гудисон Парк», сталкивается с проблемами другого рода.
В Уолтоне, пригороде, где расположен бывший стадион «Эвертона», Airbnb представлен не так широко. Не столь заметен он и в районе доков, где на берегу Мерси сверкает новый стадион «Хилл Дикинсон», построенный «Эвертоном».
В конечном счете, «Эвертон» мог остаться только в Уолтоне, где «Гудисон» был окружен с трех сторон домами того же типа, что и «Энфилд». Но для того, чтобы клуб расширился до размеров своей новой арены вместимостью 53 000 человек — на 13 000 больше, чем на «Гудисоне», и с гораздо большим количеством гостиничных номеров, — им потребовалась бы такая же агрессивная политика расширения на прилегающих улицах, какую «Ливерпуль» проводил на «Энфилде».
Что еще почитать: Колонка Алексиса Мак Аллистера: Прекрасное страдание
Гудисон-роуд, Булленс-роуд (которая граничит с начальной школой) и Гвладис-стрит, вероятно, постигла бы та же участь, что и Лотэр-роуд, и они были бы стерты с лица земли. Переезд на три километра западнее этим летом, в конечном счете, имел как практический, так и финансовый смысл.
Уолтон — еще один неблагополучный район, который сталкивается со многими экономическими и социальными проблемами Энфилда. Его главная магистраль, Каунти-роуд, долгое время казалась более оживленной, чем аналогичная улица Энфилда, Уолтон-Брек-роуд, которая проходит мимо трибуны «Большой Коп», главным образом потому, что она используется в качестве альтернативного маршрута для автомобилистов, направляющихся на север от центра Ливерпуля. Но и те, и другие нуждались в источниках жизненной силы, поставляемых местными футбольными клубами, поскольку многие предприятия закрывались только в день матча.
«Эвертон» не покинул этот район полностью. Бесплатная школа клуба по-прежнему находится на Спеллоу-лейн, а благотворительный фонд «Эвертон в сообществе» по-прежнему работает на «Гудисон Парк», который используется женской командой клуба для проведения восьми из 11 домашних матчей в этом сезоне. На данный момент их две игры в женской Суперлиге собрали 6473 и 4313 зрителей.
Это более чем приличная посещаемость WSL, но она значительно ниже 39 000 человек, которые регулярно посещают мужские матчи на «Гудисоне», и Дэйв Бонд, владелец лицензии расположенного неподалеку паба «Уинслоу Отель», слишком хорошо это знает.
«Уинслоу» обычно продавал 3000 пинт пива в дни мужских матчей «Эвертона», причем около 90% продаж приходилось на часы перед началом матча. Теперь Бонд признается, что ему, возможно, придется закрыться в ближайшие пару месяцев, если количество посетителей останется таким же низким, как сейчас.
Бонд знал, что это будет непросто, и постарался опередить проблему, организовав 90-местный автобус для перевозки «Эвертона» в их новый дом, расположенный в трех километрах от отеля, на каждую игру. Он также обеспечивал живую музыку в «Уинслоу», чтобы привлечь болельщиков после матчей, но в настоящее время работает в убыток.
На каждую домашнюю игру «Эвертона» в этом сезоне автобус заполняется только на треть, и он уже подумывает о сокращении штата. «На данный момент все в напряжении, — признает Бонд. — Я буду возить автобусы так долго, как смогу. Я не думал, что все будет так плохо».
В отличие от других популярных мест «Эвертона», таких как «Брик» и «Блэк Хорс», «Уинслоу» находится не на Каунти-роуд, и это создает дополнительную нагрузку, потому что он как никогда скрыт от глаз, спрятан в тени главной трибуны старого стадиона на Гудисон-роуд.
Если он уйдет и не вернется, «Эвертон» потеряет частичку истории, потому что паб связан с клубом не только географически. Величайший бомбардир «Эвертона» Дикси Дин часто выпивал там в то время, когда лицензиатом был Джек Бортвик, бывший защитник «Эвертона». В то время как Норман Гринхалг, завоевавший титул чемпиона в составе «Эвертона» в 1939 году, стал арендодателем в 1950-х годах, отец игрока «Эвертона» Нила Робинсона, выросшего на Спеллоу-лейн, работал главным барменом.
Позже Джо Ройл провозгласил тост за свое назначение на пост главного тренера «Эвертона» в 1994 году, одержав победу над «Ливерпулем» со счетом 2:0 в своей первой игре, а также за пинту пива в заведении, которое вскоре стало домом официального клуба болельщиков «Эвертона». В начале 2000-х годов, в трудный период, центральный нападающий «Эвертона» Кевин Кэмпбелл позвонил, чтобы обсудить с игроками форму команды.
Что еще почитать: Кумовство в «Ливерпуле»
Даже когда «Гудисон парк» работал в полную силу, управление «Уинслоу Отель» было сопряжено со значительными трудностями, о чем свидетельствует тот факт, что в 2012 году его предыдущий владелец закрыл двери на 18 месяцев из-за финансовых трудностей. Бонд, ирландец-эвертонианец, отчаянно пытается избежать такого же исхода, но это произойдет только в том случае, если люди вернутся после того, как привыкнут к новым привычкам.
«Эвертон» хочет помочь в восстановлении Уоксхолла — в значительной степени обветшалого района Докленд в городе, где расположен их новый стадион, — но, учитывая, что рядом с стадионом всего несколько питейных заведений, пабы в деловом районе Ливерпуля больше всего выиграли от переезда. Район, который когда-то был тихим по выходным, оживился благодаря клубу, который теперь находится всего в нескольких минутах ходьбы от отеля.
Впечатление о Ливерпуле как о городе все больше складывается благодаря его процветающему центру, и все меньше внимания уделяется тому, что происходит в таких районах, как Энфилд или Уолтон. В субботу бывший правый защитник «Эвертона» Тони Хибберт выпил после матча пинту пива в «Уинслоу», и в пабе было многолюдно, но Бонд этого и ожидал.
В старые добрые времена самым прибыльным матчем сезона было мерсисайдское дерби на «Гудисон Парк». В этом пабе «Эвертона» самой загруженной субботой сезона, вероятно, будет матч на «Энфилде».
Изменения в Энфилде и Уолтоне не просто ощущаются, но и испытываются на практике.
Недавно правительство Соединенного Королевства выделило средства на оказание услуг населению. Энфилд и Уолтон уже сейчас являются одними из самых неблагополучных районов в стране, и разумно задаться вопросом, что ждет в будущем тех, кто остается и просто пытается выжить.
В конечном счете, ситуацию трудно переломить. «Ливерпуль» — коммерческий гигант, который продолжает расти, даже если «Энфилд», вероятно, находится на пределе своих возможностей. «Эвертон» немного отстает, но надеется сократить отставание благодаря своему новому дому в доках. Их объединенная притягательная сила, несомненно, помогла создать бренд Ливерпуля как города и обеспечить такой коммерческий рост, который способствует созданию рабочих мест, процветанию и, в теории, возрождению.
Но и здесь есть напряженность. В то время как клубы должны заботиться о себе во все более жестоком экономическом мире, они также чувствуют себя в долгу перед сообществами, неотъемлемой частью которых они являются. У них есть свои особенности, которые, по мнению большинства, заслуживают защиты. Футбольный клуб «Ливерпуль», который в 2019 году безуспешно пытался создать торговую марку под названием «Ливерпуль», безусловно, знает ценность того, что его ассоциируют со своим родным городом.
Возможно, в конечном счете не бывает идеального решения, когда такое учреждение, как «Ливерпуль» или, на самом деле, «Эвертон», достигает точки, когда ему необходимо расширяться за пределы своих границ, чтобы конкурировать с рыночными силами.
Автор: Саймон Хьюз (источник)
Фотографии обложки: Getty Images; дизайн: Дэн Голдфарб
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!