Каси-футбол – феномен ЮАР и искусство, вплетенное в человеческую драму

Недавно сеть облетел необычный хайлайт с турнира в ЮАР. Команда две минуты вводила соперника в транс – жонглировала на своей половине, финтила даже головой, ложилась на мяч, будто поспать, танцевала. А потом вдруг убежала в атаку и забила победный гол – на 89-й!

Это надо видеть.

ВИДЕО

Важно – как забили! Ювелирный пас шведой с центра поля – точно в штрафную, где нападающий в касание поразил дальний угол (тайм-код 2:12). Куарежма нервно курит в сторонке.

Знакомьтесь: это eKasi Champ of Champs – десятидневный турнир в Претории по каси-футболу. Так в ЮАР называется неформальный уличный футбол, пользующийся огромной популярностью. В каси играют по выходным рабочие из бедных темнокожих районов – на импровизированных полях, где придется. Главный принцип – каждая команда делает на себя ставку, а победитель забирает все. Ставят овечек, бутылки бренди и, конечно, деньги. Иногда очень много. Призовой фонд турнира eKasi – 250 тысяч местных рандов (больше миллиона рублей).

Загружаю...

Второй принцип – шоу превыше победы. Каждый привлекает внимание фанатов как может: одна из команд eKasi, например, назвалась «Ковид-19», а бывшие чемпионы турнира «ФК Скепе Нкетоле» завели привычку прилетать на игры на вертолетах. Из требования шоу проистекает и стиль игры – переплетение хитрых финтов, танцев и банального выпендрежа.

Каси в ЮАР – это культ. Здесь начинал лучший бомбардир в истории сборной и победитель ЛЧ-2004 в составе «Порту» Бенни Маккарти. На его уличные матчи приходило около 5000 зрителей. Даже обычные воскресные игры рабочих собирают «от 20 до 200 зрителей, мужчин и женщин, старых и молодых», отмечает Тарминдер Каур, исследовательница местного темнокожего спорта.

Каси-футбол неразрывно связан с борьбой за равноправие, которая все еще продолжается в ЮАР. Это заметно в условиях организации, стиле игры и влиянии на профессиональный футбол. Каур называет каси «формой искусства, вплетенной в реальную человеческую драму».

В ЮАР люди чаще выбирают каси, а не профессиональный футбол

Что это вообще такое – «каси»? В Южной Африке так сокращают термин lokasi – с африкаанс на английский он переводится как location (место) или township. Тауншипы – это сельские и городские районы ЮАР, где обычно проживает «небелое» большинство: «черные», «цветные» и азиаты (в основном индийцы). Ближайший родственник тауншипов – фавеллы в Бразилии, да и в целом любые трущобы.

Существуют ли тауншипы в ЮАР до сих пор? К несчастью, да. Они должны были исчезнуть вместе с крахом апартеида в 1994-м. На практике – бедность мертвой хваткой держит темнокожих в пределах тауншипов.

Загружаю...

Простой пример из отчета Human Rights Watch за 2010-2011 годы. Некий Айзек, работник фермы из тауншипа, прожил десять лет с женой и детьми в бывшем свинарнике. Без электричества, воды и возможности укрыться от непогоды. Когда он пожаловался фермеру и управляющему на условия, они сказали, что сначала должны «избавиться» от других людей, живущих на ферме, после чего предоставят ему подходящий дом. Но спустя десять лет ничего так и не изменилось.

Вопрос: как в этих условиях вообще может выживать футбол? Максимум, что можно представить, – вечером, после тяжелого рабочего дня, мужчины выходят попинать мячик – просто чтобы ненадолго позабыть о реальности. Но нет. Каси-футбол – крайне организованное явление. Почти в каждом тауншипе ЮАР есть по несколько команд, они сами покупают форму и экипировку, тратят деньги на судей, договариваются и приезжают на матчи почти каждые выходные.

Почему в таком случае этим командам не попробовать себя в профессионалах? И зарабатывали бы больше, и перспективы простирались дальше пыльных полей тауншипов. Отвечает босс одного из сельских клубов: «Нам говорят, что сначала нужно продвинуться в региональную лигу, потом – в провинциальную, когда-нибудь – в PSL (Премьер-лигу), где мы получим спонсорскую помощь от SAFA (Южноафриканской футбольной ассоциации). Но в неформальный футбол вкладывается куда больше денег».

Загружаю...

Речь, конечно, не о деньгах ассоциации. А о тех, что вкладывают сами игроки и тренеры. На локальном уровне каси-футбол действительно кажется прибыльнее, чем профессиональный, – благодаря ставкам. Да, помощь от ассоциации – это куда круче, но, чтобы ее получить, нужно сначала добраться до Премьер-лиги, преодолев четыре ступени. А до этого, будьте добры, платите членские взносы.

Еще один минус – место проведения матчей. В ЮАР крайне мало именно футбольных полей – больше регбийных. И те и те принадлежат белому меньшинству, которое с неохотой делится. В результате командам приходится преодолевать большие расстояния до редких доступных стадионов, и траты на дорогу ложатся на собственные плечи. А за отказ приезжать предусмотрен штраф.

Для темнокожих рабочих, чьи зарплаты едва позволяют выживать, такие условия – грабеж. Каси в их глазах куда лучше и проще: игры можно проводить на любом пустыре тауншипа с покрышками вместо ворот; свои «взносы» игроки надеются тут же выиграть в честной схватке; матчи можно планировать впритык, а не за месяц или год; к опозданиям соперники относятся с пониманием, не будет никаких штрафов; болельщикам не нужно платить за билеты.

Отдельные разновидности каси и вовсе сулят солидный куш. Помимо уже упомянутого турнира eKasi Champ of Champs, с 2001 года в стране проводятся MAP Games. Их основатель – бывший профессиональный футболист Майман Альфред Фири. Одна из его целей – массово возродить игровой стиль каси: «Южноафриканские болельщики скучают по каси-футболу в Премьер-лиге и Первом дивизионе. Мы не видим игроков с выдающимися навыками. Все сводится к финансам – никто не хочет вылететь, и игра становится слишком осторожной. Но на MAP Games игра свободная». Фири платит победителям по 100-200 тысяч рандов (400-800 тысяч рублей).

Загружаю...

Еще один пример – гангстерские лиги Кейптауна из восьмидесятых-девяностых. Главы «цветных» банд и наркобароны создавали команды и ставили на победы по 30-50 тысяч рандов (470-630 тысяч рублей на сегодняшние деньги). Банды были распределены по кварталам, которые назывались производным от немецкого слова «федерация» – Bundes. Соответственно, соревнование между ними – «Бундеслига». Бенни Маккарти начинал именно здесь и рассказывал, что подростком зарабатывал за игры по 280 фунтов в месяц (почти 30 тысяч рублей).

Погружаешься в детали и понимаешь: каси-футбол для местных – не меньше, чем необходимость, этакая подработка. Поэтому все правила человечны и адаптированы под жестокие условия бесправия.

Каси влияет на профессиональный футбол

Хотя, как мы уже отметили, большой футбол в ЮАР играется строго на профессиональных стадионах, а не в тауншипах, – даже там без влияния каси никуда.

Одна из старейших и самых успешных южноафриканских команд – «Орландо Пайрэтс». Она была основана в 1937 году группой детей рабочих-мигрантов, которые переехали из сельской местности, чтобы работать на золотых приисках в Гаутенге. Первые годы подростки играли в однодневных каси-турнирах – босиком и без формы – и везде побеждали. Только в 1940-м их заметил общественный деятель Бетуэль Могкосиньян – и поддержал при восхождении по профессиональным лигам, купив первую форму.

Загружаю...

В 1970-м от «Пайрэтс» отделился один из лучших игроков – Кайзер Мотаунг. Он создал собственную команду «Кайзер Чифс» и положил начало Соуэтскому дерби (Соуэто – тауншип Йоханнесбурга, где базируются оба клуба). До сих пор оно является самым посещаемым спортивным событием в ЮАР и собирает по 70 тысяч болельщиков. Даже если параллельно играет национальная сборная ЮАР по регби «Спрингбокс» с новозеландской сборной «Олл Блэкс» (одна из главных игр в мировом регби) – зрители выберут Соуэтское дерби. Которое уже утратило былой статус – обе команды давно не борются за титул.

Почему Соуэтское дерби так популярно? Два момента.

Первый: белые в ЮАР десятилетиями строили медийный образ регби как национального спорта, но футбол так и остался главным для темнокожих, которые составляют большинство населения.

Второй: Соуэтское дерби – самое яркое воплощение темнокожего спорта в ЮАР, поскольку оно берет истоки в каси-футболе. Соуэто – точка притяжения рабочих-мигрантов со всей страны, самый густонаселенный тауншип. По словам Каур, многие из здешних каси-футболистов прежде отмечали близкие связи с игроками «Пайрэтс» и «Чифс». Сейчас «народность» команд – уже скорее иллюзия, хотя и искусно поддерживаемая.

Загружаю...

Участие в каси-турнирах позволяет выживать локальным профессиональным и около-профессиональным клубам. Пример из винного городка Росонвилл: Каур зафиксировала там 20 клубов, регулярно организующих неформальные матчи, – из них пять были аффилированы с LFA (Локальной футбольной ассоциацией). Бывший тренер одного из клубов, «ФК Росонвилл Ганнерс», Тандуксоло «Колли» Мкобозо рассказывает: «Это был еще один способ заработать деньги для поддержания клуба. Чем мы сильнее, тем больше у нас шансов выиграть игру. Тогда мы сможем купить футбольные комплекты. А пока мы просто наслаждались игрой в футбол».

Но это работает только на уровне LFA. Как только команда поднимается в региональную лигу и очевидно вырастает в классе, зарабатывать на каси у нее уже не получается. Это логично: кто же поставит против вас деньги, если вы почти наверняка выиграете? Этим объясняется небольшой процент каси-команд, которые действительно поднимаются высоко. Историю «Пайрэтс» повторяют единицы.

Другое дело – отдельные игроки. Каси-команды – поставщики молодых талантов в профессиональные клубы. Самый яркий пример – уже не раз упомянутый Бенни Маккарти, пожалуй, лучший южноафриканский игрок в истории.

Маккарти рос в районе Кейптауна под названием Ганновер Парк. Его квартал относился к банде «Американцев», главарем которой был наркобарон Эдди «Бок Американ» Аддамс. Однажды он заметил, как Маккарти – тогда еще подросток – с легкостью обыгрывает троих товарищей на пустыре неподалеку. Аддамс знал отца Маккарти, который в то время сидел в тюрьме, и с его согласия заполучил молодую звезду в свою каси-команду «Крусейдерс».

Загружаю...

Обстановка для молодежи в Кейптауне была ужасной: подростки умирали или от наркотиков, или от шальных пуль. Но ровно на один день разборки прекращались – это было воскресенье, время каси-футбола. Маккарти считает, что футбол и Аддамс спасли его от участи сверстников: «Думаю, что и я, и все мои друзья, кто играл в футбол, так и не попали на темную сторону именно потому, что Бок Американ запугивал нас. Он говорил, что сделает с нами худшее из возможного, если поймает за сигаретами или выпивкой. Он продавал наркотики, но нашим делом был футбол, и он хотел, чтобы так и оставалось».

В кейптаунской «Бундеслиге» 12-летний Маккарти часто выходил против 20-летних парней, это помогло быстро окрепнуть. В финале кубка U17 Бенни забил за «Крусейдерс» четыре гола за 15 минут на глазах у тренера «Семи звезд» – местного профессионального клуба из второго дивизиона. Тренер провел без сна три ночи, после чего отыскал старшего брата Бенни и договорился о переходе.

Спустя два года Маккарти уехал в «Аякс».

Благодаря каси темнокожие обретают чувство свободы и контроля над жизнью

Загружаю...

Футбол в ЮАР привезли британские солдаты и миссионеры еще в конце XIX века. Распространение он получил с открытием алмазов и золота и последующей индустриализацией в 1890-х. Темнокожая рабочая сила циркулировала по стране и всюду разносила новый спорт. Появлялись первые ассоциации и клубы, разделенные по расовому и классовому признакам.

Белые рассматривали спорт как инструмент «повышения дисциплины, улучшения здоровья и снижения социальной напряженности» у темнокожих, отмечает историк Мичиганского университета Питер Аледжи. Все это – в рамках миссионерского дискурса «развития дикарей». Но рабочие видели в футболе удовлетворение страсти. И свободу.

Белые запрещали темнокожим собираться где-либо вместе, кроме церквей и футбольных полей. Так футбол становился прикрытием для политических встреч. Один из главных борцов с апартеидом Альберт Лутули оценил политическую ценность футбола. В 1946 году он создал Межрасовый футбольный совет Наталя – первый шаг в борьбе с сегрегацией в спорте. Вплоть до падения апартеида в 1994-м футбол оставался одним из главных инструментов международного давления на режим.

При этом дискурс футбола как инструмента «развития» все еще используется в ЮАР. Организаторы проектов с общим названием SDP (Sports for Development and Peace) выступают связующими между бедными футболистами тауншипов и академиями профессиональных клубов. Но это далеко не всегда работает так, как им хотелось бы.

Загружаю...

Каур рассказывает историю темнокожего подростка по прозвищу «Марадона». Некий белый мужчина Вилли заметил блестящую игру Марадоны в тауншипе и договорился, чтобы его взяли в академию университетской команды Стелленбоса – «ФК Матьес». Загвоздка: в рамках программы SDP Марадона должен был не только играть, но и «развиваться» – учиться, работать. Но у него были слишком низкие баллы, чтобы поступить в университет. Вилли и тренеры «Матьес» не хотели отпускать сильного игрока из команды и устроили его в местный колледж и на работу. Через полгода он везде провалился, но они восстановили его место и нашли работу в спа-салоне. А через неделю Марадона просто ушел сам – молча вернулся в хибарку в своем тауншипе. Там же умер через год.

Ключ к истории Марадоны – темнокожие не хотят быть «развитыми». Это унизительно и напоминает логику колониализма. Все лавры в этих историях достаются тем, кто «развивает», это нужно им. Темнокожие просто хотят играть в футбол, они любят его. Они не обязаны «развиваться», чтобы получить право играть профессионально.

Каси предоставляет эту альтернативу. Игры на импровизированных полях – символический акт поиска темнокожими свободного пространства для досуга, которое власти им не дали. Они не скованы правилами: Каур рассказывает, как в матче на выбывание юноши до 15 лет дважды меняли судью из-за очевидно глупых решений, а потом и вовсе согласились на ничью. Другая история – как команда увеличила призовой фонд, чтобы остаться в турнире, несмотря на поражение.

Загружаю...

Каси также дает темнокожим иллюзию контроля над своими жизнями – при помощи ставок. Историк Альберт Грундлингх описывает феномен: «Маленький и нестабильный доход не способствовал экономии и долгосрочному планированию. Сбережения в лучшем случае означали лишь отложенное удовольствие и смутные надежды на светлое будущее. Игры на деньги же давали хотя бы иллюзию быстрого улучшения финансового положения».

Стиль игры – свободный, изворотливый, почти без тактики, с танцами и другими элементами местного колорита – продолжение этого стремления к свободе. Маккарти рассказывал, что в детстве часто воровал яблоки с соседних ферм, но почти никогда не попадался: «Я был слишком быстр!» Эту же изворотливость он демонстрировал на футбольном поле. И это имеет в виду Каур, когда говорит, что каси-футбол – искусство, вплетенное в реальную человеческую драму.

Фото: East News/AP Photo/Themba Hadebe, Tyrone Bradley / Red Bull Content Pool via AP Images; Kasi Football Tournaments; instagram.com/phillys_games; Gettyimages.ru/Allsport, Lefty Shivambu/Gallo Images

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Бундесторм
Популярные комментарии
Тиджани Бабангида
Африканский вариант медиа-футбола…
Michael Yashkin-Daszkiewicz
Залипательный материал, читается на одном дыхании! Спасибо.
Алексей Агеев
Прочел два раза текст. Так и не понял одного - чем этот каси отличается от уличного футбола, который есть на всех континентах. Что в Бразилии, что в Индии, что в Италии. В чем его "феномен"? Кроме того, что в процессе игроки еще и начинают танцевать... То, что черные в ЮАР дословно "не хотят быть «развитыми». Это унизительно и напоминает логику колониализма", это мы все в курсе. Причем тут этот дворовый футбол? )
Еще 17 комментариев
20 комментариев Написать комментарий