«Совершенно новая игра». Как одна реклама изменила английский футбол навсегда
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Лето 1992 года. 22 футболиста. Один склад в Лондоне. Начало новой эпохи.
В разгар лета 1992 года в одном неприметном складе в западном Лондоне собрались 22 футболиста — по одному от каждого клуба нового турнира, получившего название Английская Премьер-лига. Им предстояло сняться в рекламном ролике и фотосессии, которая должна была объявить о рождении новой эры английского футбола.
Тогда никто из них не подозревал, что это — начало революции, которая навсегда изменит лицо спорта в Англии. А то, что игроки восприняли как весёлую «разрядку» на фоне тяжёлых предсезонных сборов, позже стало культурной вехой: телеролик, музыкальный клип, реклама, икона 90-х — всё в одном.
Спустя 30 лет некоторые из участников событий встретились, чтобы вспомнить тот день, предаться ностальгии и повторить легендарное фото, пусть и не в полном составе.
Главной темой рекламной кампании стал слоган Sky Sports — «A Whole New Ball Game» («Совершенно новая игра»), а саундтреком — композиция Alive and Kicking группы Simple Minds. На экране игроки качаются в зале, принимают душ перед камерами, смотрят в объектив как звёзды кино, а не просто футболисты.
Сегодня, спустя три десятилетия, это может выглядеть слегка по-детски — будто пародия на клипы с MTV, — но в 1992-м это было нечто радикально новое.
«Мы просто приехали, повеселились и получили гонорар в тысячу фунтов», — вспоминает Дэвид Хиллер из «Арсенала».
«Никто не думал, что это будет что-то большое. Просто день в Лондоне и фотки на память».
В съёмках участвовали как звёзды того времени — Винни Джонс, Ли Шарп, Тим Шервуд, Питер Бирдсли, Гордон Стракан, так и футболисты, которых жизнь после спорта забросила в совершенно другие сферы.
Дэвид Хиллер стал пожарным, Тони Дейли из «Астон Виллы» — фитнес-инструктором, Ли Хёрст из «Ковентри» — маляром.
Тренеры сами выбирали, кого отправить на съёмку. Кто-то — по спортивному принципу, кто-то — по принципу надёжности.
«Джо Ройл позвал меня в кабинет в «Олдхэме» и сказал, что я должен ехать, потому что я самый вменяемый!» — смеётся Энди Ритчи.
Ли Шарп из «Манчестер Юнайтед» вспоминает, что Сэр Алекс Фергюсон отправил его туда «в наказание».
«Но день был классным», — добавляет он.
За фасадом «глянца» скрывалась довольно суровая реальность. Настоящей тяжести в тренажёрах не было — игроки просто делали вид, что качают железо. Вода в душе поступала от пожарной машины с улицы и была ледяной. Тем не менее, результат на экране превзошёл все ожидания.
В кадре был даже силуэт футболиста, взлетающего на батуте и бьющего мяч головой на фоне заката. Многие пытались угадать, кто это — но на деле это оказался Тео Кипри, который впоследствии стал одним из лучших каскадёров Голливуда.
«Когда реклама вышла, парни в клубе начали прикалываться надо мной. А потом моя четырёхлетняя дочь начала петь «Alive and Kicking» в машине — и я понял, что это реально стало событием», — говорит Иэн Баттерворт, капитан «Норвича».
Начало новой эры.
Впервые матч английского чемпионата поставили на вечер понедельника. Это была игра между «Манчестер Сити» и «КПР». Огни прожекторов, чирлидерши, фейерверки — всё это было в новинку.
«Мы вышли на поле — и поняли: футбол больше не будет прежним», — вспоминает Энди Синтон из «КПР», который забил гол в этой игре.
Английский футбол превращался в шоу. Sky платил 304 миллиона фунтов за права на трансляции. Спустя 30 лет — это уже 5,1 миллиарда фунтов. Зарплаты игроков выросли с тысяч в неделю до сотен тысяч.
Игроки «выпуска 92-го» (как их в шутку прозвали, сравнивая со знаменитым «Классом 92» Алекса Фергюсона) не завидуют богатствам современных звёзд, но с грустью вспоминают утраченную сплочённость и настоящую страсть.
«Сейчас игроки более эгоистичны», — говорит Джон Салако.
«Они получают большие деньги слишком рано и теряют мотивацию. В 90-х были настоящие бойцы. Сегодня не увидишь споров, криков, взаимных претензий. Но и командного духа — тоже нет».
«Мы играли ради любви к футболу», — добавляет Хиллер.
«Теперь всё спланировано, просчитано. Тогда — просто мяч и ты».
Ритчи убеждён: такую рекламу сегодня невозможно снять.
«Современные игроки слишком изнежены. Представляешь, они бы стояли под ледяной водой? Мне ещё дали в руки огромный мобильник, выглядело очень нелепо»
Тренировки, питание, медицина — всё стало лучше. Но стал ли сам футбол лучше?
«Игроки стали выносливее, но эмоции — нет», — говорит Ритчи.
«Брайан Робсон, например, не стал бы сильнее от спортивных аналитиков. У него была внутренняя энергия, которой сейчас не хватает».
Джон Уорк, который выступал за «Ливерпуль» и «Ипсвич»:
«Я бы не променял свою эпоху ни на что. Мы были настоящими командами. Мы жили вместе, побеждали вместе. Это было по-настоящему».
Реклама 1992 года с простым слоганом «A Whole New Ball Game» стала точкой отсчёта. Того дня, когда футбол стал не просто игрой, а продуктом, стилем жизни, глобальным брендом.
«Мы тогда не поняли, что это был исторический момент», — вспоминает Салако.
«Просто приехали, повеселились. А потом вышла реклама — и всё изменилось».