Спортивные агенты в гандболе России: нарушения законов при аккредитации и прав работников как (не-)норма
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Что случилось
На днях достаточно известный гандбольный агент Сергей Назарко ответил на вопросы «Быстрого центра» (которых принято сокращать как «БЦ»).
Тема малоизученная, а некоторые вопросы единственного профильного гандбольного СМИ и ответы Сергея, мягко скажем, вызвали неоднозначные эмоции. Но эмоции – это прекрасно, но важно сохранять холодную юридическую голову.
Поэтому самое время рассказать про то, как Федерация гандбола России (все еще ФГР) регулирует деятельность спортивных агентов, а заодно ответить на вопросы, которые не сможет задать не задал журналист БЦ.
И, последнее перед тем как начнем. Если Вы – гандболист, тренер или иной актор из сферы гандбола и у Вас есть вопросы из правовой сферы (в том числе и особенной трудовой), то можете обращаться ко мне. Я гарантирую конфиденциальность и готовность помочь как специалист с тремя высшими юридическими образованиями и как человек, которому не все равно. Даже если вопрос не по моему профилю, то я точно смогу подсказать одних из лучших специалистов России как по трудовому праву, так и по другим сферам.
Итак, погнали.
Почему аккредитация в ФГР для спортивных агентов обязательна?
Спортивные агенты подлежат обязательной аккредитации. Агенты, которые хотят вести деятельность по содействию в трудоустройстве (запомните, это важное слово) спортсменов и тренеров в профессиональные спортивные клубы, должны быть аккредитованы соответствующей общероссийской спортивной федерацией (ч. 4 ст. 19.3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Агенты помимо общих обязанностей по типу соблюдения этических норм в спорте (нестандартный случай правового закрепления необходимости соблюдать нормы морали в законе) и законодательства России должны соблюдать и нормы той федерации, которая их аккредитовывает (ч. 3 ст. 19.3 того же закона) .
Таким образом, если спортивный агент хочет помогать гандболистам и их тренерам в заключении контрактов с клубами, то им требуется пройти обязательную аккредитацию в ФГР.
В свою очередь, ФГР как общероссийская спортивная федерация осуществляет аккредитацию спортивных агентов (п. 12.5) ч. 1 ст. 16 все того же закона).
Вроде бы все логично, двигаемся дальше.
Положение ФГР об аккредитации спортивных агентов противоречит законам России?
В развитие этих норм ФГР утвердило еще в 2022 Положение об аккредитации спортивных агентов (далее – Положение).
И вот здесь «веселье» начинается уже с этапа терминологии:
А вот ниже классический пример юридической неграмотности:
Last but not least: ФГР снова допускает одну и ту же ошибку, включая согласие на распространение в одно общее, хотя я уже писал, что так делать нельзя:
Как переделать такое согласие я описывал здесь.
Качество подготовки Положения ФГР оценили, теперь давайте к главным героям этой статьи.
Сколько агентов аккредитовано ФГР и какие несостыковки в данных?
Агенты платят ежегодные взносы в размере 100 000 рублей, а аккредитация предоставляется на срок не более 5-ти лет.
Последний реестр спортивных агентов ФГР публиковало осенью 2024, сейчас он выглядит так:
Интересные факты про ЕСМ Менеджмент:
1) т.к. они ООО, то можно увидеть их показатели по выручке и расходам. Признаю, результаты неплохие и это только официальные данные:
2) среднесписочная численность компании на конец 2024 была 1 человек и вот тут резонный вопрос, как же так, когда ФГР пишет, что у них аж 6 агентов не считая директора Сергея Назарко. Предполагаю, что все агенты работают по гражданско-правовым договорам. Чаще всего так делают, чтобы избежать трудовых отношений и дополнительных обязательств в этой связи, но я не готов это утверждать в отношении ЕСМ Менеджмент, т.к. для квалификации отношений трудовыми важно иметь целый скоуп критериев + презумпция добросовестности все-таки никто не отменял, а я так точно. Но отмечаем некоторую странность данных ФГР и сервиса ФНС.
3) Единственным участником компании является Александр Красный, которого БЦ как-то назвал «топовым», но при этом в 2024 Александр не был аккредитован ФГР в качестве спортивного агента. Но, возможно, он не стал заморачиваться с процедурой, ведь у него и так достаточно ресурсов влияния в этой сфере в России.
Почему агенты платят ФГР 500 000 рублей каждые 5 лет? Неужели за то, чтобы быть в табличке ФГР?
Открытый вопрос, который никогда не задаст БЦ – почему ФГР установило сбор для агентов в размере 100 000 рублей / год независимо от правового статуса агента (ИП или ООО). Я не уверен, что эта сумма в текущих реалиях оптимальна.
Просто мне даже не удалось найти данных о том, чтобы ФГР что-то давало взамен агентом кроме абстрактного разрешения вести агентскую деятельность в гандболе и распространения данных агентов через табличку на своем сайте на основе незаконного согласия на обработку данных. Ни про юридические аспекты гандбола (хотя здесь зоны роста и у самого ФГР), ни про бесплатные курсы чисто про агентскую деятельность. Например, агенты из-за специфики своей работы (к слову, Назарко подтверждает это в интервью) имеют доступ к большому числу данных внутри клубов, что объективно создает платформу для влияния на спортивные результаты. Поэтому обучение их тому, что так нельзя, напрашивается само по себе.
И, да, я не утверждаю, что спортивные агенты – серые кардиналы гандбола. Я исхожу из того, что аккредитованные агенты ФГР – профессионалы, которые не позволяют себе подобных историй (хотя по некоторым ответам Сергея Назарко есть большие вопросы, об этом далее), тем более что волею судьбы с одним из агентов довелось познакомиться лично и я бесконечно уважаю этого человека.
Другой вопрос в том, что такие взносы без внятного экономического обоснования могут создавать заградительный барьер и уводят многих фактических агентов в «серую» зону, где они могут вести деятельность кулуарно без какой-либо аккредитации и последствий от ФГР, и необходимости платить 100 000 рублей / год за попадание в табличку того же ФГР.
Юридические триггеры из последнего интервью Сергея Назарко БЦ
В завершение вернемся к тому, с чего начали, то есть с интервью Сергея Назарко БЦ.
Мне не потягаться с БЦ в плане объемов и скорости генерации контента, но им также не потягаться со мной в уровне независимости при публикации контента 😊
К тому же, в комментариях к материалам БЦ и ФГР мне становится тесно, поэтому попробую выразить свое мнение здесь, тем более что некоторые ответы прямо противоречат трудовому законодательству и почему профессиональный спортивный агент говорит об этом как о чем-то нормальном несколько удивляет.
Все эти вопросы и ответы подталкивают меня на еще парочку: а где, собственно, зоны ответственности самих спортивных агентов в российском гандболе? Насколько профессиональной должна быть их агентская помощь когда у некоторых из них нет хотя бы высшего юридического образования?
Честно, у меня нет четких ответов на эти вопросы сейчас. Но я точно знаю, что транслировать месседжи по типу «Штрафы в клубах для игроков, включение оговорки про расторжение договора с беременной гандболисткой – это нормальная практика» совершенно не нормально. И это проблема не только Сергея как интервьюируемого, но и прежде всего тех, кто так провел интервью и опубликовал это в таком виде.
Я действительно признаю и благодарен (без шуток) БЦ за то, что из-за их команды редакторов и журналистов гандбол становится популярнее и все чаще упоминается в медиа.
Но подобного рода публикации не считаю правильными, ведь за «12 простыми вопросами агенту» скрывается идея того, что нарушать права главных акторов гандбола в лице игроков – это норма. Но это не так, это не норма, и в таких материалах подобные подходы должны подвергаться конструктивной критике, а не приниматься как данность.
Традиционные вопросы читателям
1) как Вы считаете, оправданы ли действующие взносы за аккредитацию спортивных агентов?
2) нужен ли понятный гайд по аккредитации спортивных агентов по аналогии с тем, что делали ранее для тренеров совместно с Гандбольной жизнью?
Пишите мнение в комментариях даже если вопрос не попал в традиционный. Я действительно мониторю их и стараюсь отвечать на каждый, особенно когда комментарий предполагает ответ, так как считаю непозволительным игнорировать комментарии читателей блога как это частенько любит делать все тот же БЦ (как здесь, например).
Ну, а я пока пошел дописывать материал про судебный спор Никиты Ежова и гандбольного ЦСКА (а там прям и хантинг, и дискриминация, и вообще жарко)!
_______________________
Фото в анонсе к статье: Jay Holstine. How Young Companies Can Sign Major Clients By Jay Holstine. URL: https://ru.pinterest.com/pin/1137721924593158287/