Конфликт в российском дартсе – это не борьба за власть. Проблема гораздо глубже
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Российский дартс внезапно вышел за пределы своего уютного мирка. На прошлой неделе информационное поле взорвала новость о дисквалификации Наиля Аксянова и Бориса Кольцова — вице-президента Федерации дартса России (ФДР) и лучшего игрока страны соответственно. В конфликте отлично разобрался штатный автор Спортса Владимир Иванов, собрав объемные комментарии сторон — обязательно почитайте.
Не стану скрывать: именно я приложил руку к тому, чтобы эта история получила резонанс. Увы, российский дартс десятилетиями живет в вакууме, и даже лютая дичь редко попадает в новостные ленты. Это позволяет отдельным персоналиям чувствовать себя безнаказанными. Подсветка конфликта — наподобие той, которая была неделей ранее — должна привести их в чувство. По крайней мере, я на это очень надеюсь.
И да. Не сочтите меня слоупоком за столь позднее включение. Во-первых, нужно было время на обдумывание текста и какой-никакой анализ. Во-вторых, отпуск и домашний ремонт тоже вносят свои коррективы :)
***
Итак, что произошло? Если прям вкратце, то людей дисквалифицировали за длинный, острый и не всегда культурный язык. Такое встречается, да.
Но дело не только в выражениях а-ля «вы че, петухи?!». Эти слова — квинтэссенция конфликта. Его самая верхушка. Выдержка, если хотите.
На первый взгляд кажется парадоксальным, что руководитель ФДР отстранил от работы вице-президента — по сути, своего же заместителя, правую руку и первого помощника во всех делах. Но стоит погрузиться чуть глубже, и ситуация становится более ясной.
***
Президент ФДР Александр Белов сидит в руководителях уже 16 лет. «Сидит в руководителях» — именно так. Не руководит, а имитирует работу. Иначе не сказать.
Белов устраивает многих тем, что взял на себя всю бюрократию, на которой завязано управление российским спортом. Кому хочется строчить кучи документов, постоянно отчитываться перед сотней структур и согласовывать каждую букву в министерстве спорта? Люди хотят играть в дартс, а не заниматься бумажной волокитой. А Белов великодушно взял ее на себя. Благородно?
Отчасти. Бюрократ из Белова, надо признать, отменный. Но руководитель должен быть не только бюрократом, но и стратегом, мыслителем и, если угодно, развивателем своего детища. И вот в этом плане Александр Владимирович, увы, провалился. При нем дартс обрел стабильность — только эта стабильность на уровне плинтуса. И так 16 лет.
Будем честны: российское дартс-сообщество весьма инертно и живет по принципу «как бы чего не вышло». Белов, конечно, нехороший человек, но кто, если не он? Можно залезть на его место, но зачем? В итоге все на своих местах: руководитель — в кресле президента, дартс — в яме.
Но в этом темном царстве внезапно появился луч надежды.
***
Много говорилось про Наиля Аксянова и Бориса Кольцова, но я хотел бы упомянуть еще одну персону. В тени конфликта остался Игорь Дзасохов. Для хронологии лучше начать с него.
Дзасохов — первый чемпион России по дартсу, но известен он еще и как успешный организатор. В 2010-х годах Игорь Соломонович создал Евразийскую дартс-корпорацию (EADC), договорился с PDC и, по сути, проложил российским игрокам дорогу в элитный дартс. Вплоть до 2021 года на чемпионат мира можно было попасть из Москвы — такой путь был у Бориса Кольцова, Александра Орешкина и Дмитрия Горбунова.
Февральские события 2022-го, казалось, поставили EADC на грань закрытия. Но контора внезапно получила новый виток развития. К проекту присоединился Наиль Аксянов, который руководил отечественным дартсом еще в советское время, но затем почти на 30 лет ушел в тень. Вместе с ним Дзасохов предложил идею развивать собственную профессиональную лигу в России — и она понравилась Белову.
В начале 2023 года на базе EADC появилась Международная дартс-лига (IDL). Ее под свое крыло взяла ФДР. Параллельным курсом двигался Борис Кольцов — к тому моменту он потерял место в PDC и не мог играть в турнирах ФДР из-за дисквалификации (его отстранили за драку на чемпионате России). Дартсмен вместе с единомышленниками проводил турниры под эгидой Hard Rock Darts (HRD).
В конце 2023 года IDL и HRD объединили усилия. Спустя полгода Аксянов стал вице-президентом ФДР, значительно расширив свои полномочия. Тогда же началось золотое время российского дартса: его регулярно крутили по телевидению, а уровень топ-игроков стремился к мировому. Шутка ли: если раньше с набором 80-82 очка можно было на одной ноге выиграть любой турнир в России, то в 2024-м люди с такими цифрами вылетали задолго до финала! IDL стала мощным брендом в российском спорте, а ее лидеры получили узнаваемость.
Казалось, что так будет всегда. Но...
***
Трудно однозначно сказать, что произошло. У каждой стороны есть свое мнение, которое кардинально отличается от оппонентского. Но факт остается фактом: в конце 2024 года Белов и Аксянов серьезно поссорились.
По версии IDL, Белов урезал финансирование и поставил под угрозу выполнение календаря турниров. В ФДР же обвинили Аксянова в махинациях с финансовой отчетностью. В итоге федерация отказалась от поддержки лиги, поставив ее на грань краха.
Тут-то и начались все передряги.
***
Нынешняя дисквалификация Аксянова — не первая в этом году. В январе его уже отстраняли за публичную критику Белова в соцсетях. Но это решение было отменено прокуратурой как необоснованное.
Кольцов же получил дисквал за свой легендарный спич про петухов и крысят. Почему эти слова — вершина айсберга? Дело в том, что Борис уже давно ведет медийную борьбу с Беловым и всячески пытается его уколоть. Где-то получается на грани фола, где-то — за гранью.
На стороне Кольцова и Аксянова стоит активная часть дартс-сообщества — она, по сути, объявила крестовый поход против руководства ФДР. Но ресурсов для полноценной борьбы у нее немного. Все, что пока получается — поносить Белова и его приспешников в чатах и писать жалобы в вышестоящие органы.
В ФДР же решили занять нишу IDL и запустить серию собственных турниров на ТВ. У них есть свои звезды и определенная регулярность, но былой яркости явно не хватает. Наборы 90+ из обыденности снова превратились в роскошь, доступную немногим.
***
Итак, основные моменты раскрыты. Теперь главный вопрос: зачем нужен весь этот конфликт?
Конечно, на Александра Белова оказывается сильнейшее давление. Может показаться, что Наиль Аксянов и Борис Кольцов специально хотят занять его место, чтобы получить власть и все сопутствующее. Парадоксально, но это не совсем так.
2024 год стал лучшим в истории российского дартса, и многие хотели бы вернуть это время. Белов же своими действиями поставил под угрозу все достижения. Зачем он это сделал — вопрос. Есть мнение, что руководитель ФДР испугался возросшей популярности Аксянова и решил избавиться от конкурента, зарубив успешный проект. Тем более инертности в дартс-обществе поубавилось: многие, ощутив свежий ветер перемен, встали на сторону IDL.
Только вот нужно ли президентское кресло Аксянову? Он и так в нем сидел семь лет — с 1989-го по 1996-й годы. За 30 лет бюрократии в спорте стало гораздо больше. Проще развивать коммерческие проекты, где не надо трястись над тысячей бумажек. Этим и занимался Наиль Баязитович, подарив России феноменальный дартс-год.
По сути, Аксянов борется не за власть, а за возможность делать любимое дело без препон и с поддержкой. Практика показала, что для этого достаточно быть вторым человеком в федерации. Но Белов увидел в нем угрозу своему президентству. Итог печальный: топ-лига — в руинах, а все отношения окончательно испорчены.
***
В будущем мы, скорее всего, увидим раскол российского дартса по мировому сценарию. Если вдруг кто не знал: в начале 1990-х годов топовые игроки планеты были недовольны работой Британской дартс-организации (BDO) и после неудачных переговоров создали свою контору — сейчас она известна как Профессиональная дартс-корпорация (PDC). За годы работы PDC стала ведущей в мире дартс-структурой, а BDO скатилась в небытие. Ее лавры подхватила Всемирная дартс-федерация (WDF), но на фоне PDC она, мягко говоря, не котируется.
Вполне вероятен вариант, при котором IDL станет самостоятельной коммерческой организацией, существующей на спонсорские деньги и взносы. Претендовать на господдержку она не сможет, но компенсирует это маркетинговой работой и новыми форматами. К ней потянутся сильные игроки, желающие заработать на любимом деле. Постепенно IDL превратится в российский аналог PDC.
В таком формате ФДР уготована роль регулятора, проводника государственной политики в спорте и организатора любительских соревнований. Глобально ничего не поменяется — федерация и так этим занимается. Но ее влияние, и без того сильно пошатнувшееся, рухнет. Если сейчас Белов может считать себя главным в российском дартсе, то при усилении IDL он рискует стать простым бюрократом без реальной власти.
Понятно, что такой вариант его вряд ли устроит. Но все ведет именно к этому сценарию.
Фото: Вадим Дорофеев, PDC
«Холодные дротики» в телеграме (t.me/colddarts) и ВКонтакте (vk.com/colddarts). Подписывайтесь!
Авторский телеграм-канал Дмитрия Панова — о дартсе и не только: t.me/panov_talk
«Три в булл» — совместный дартс-проект Дмитрия Панова и Спортс": t.me/sportsdarts