Я мечтал попасть в РПЛ, но получил бан на 10 лет за ставки

Монолог Александра Циберкина. 

Александр Циберкин – 25-летний полузащитник казанского «Сокола», ранее выступавший за брянское «Динамо», «Рубин-2» и «Биолог» из Новокубанска. 29 мая он получил от РФС 10-летнее отстранение от любой футбольной деятельности.

30 мая в телеграм-канале Sport Baza появилось видео, в котором Циберкин признается в получении денег на договорной матч. Важный контекст: запись велась в машине, Циберкин явно чувствовал себя некомфортно, а неизвестный закадровый голос иногда подсказывал, что говорить.

Загружаю...

«Я, Циберкин Александр, добровольно записываю это видеообращение. В ноябре 2021 года взял у своего знакомого Антона 800 тысяч рублей под договорной матч, но он не состоялся, потому что информацию слили.

Свои обязательства я не выполнил и потратил деньги на личные нужды – передал их другому человеку, которому я должен был за ставки.

Чувствую себя нормально, нахожусь в адекватном состоянии», – говорит футболист на видео.

После последнего предложения человек за кадром спросил: «Угрозы какой-нибудь жизни, опасности, #####, нет ничего такого? Ну слава Богу. Когда отдашь деньги? Уже прошло семь месяцев». 

Видео записано в 2022-м, когда Циберкину было 22 года.

Артем Терентьев связался с футболистом и записал его историю. От детства и до бана.

Как пробиться в лучшую академию России, поработать со Слуцким, но выпасть во Вторую лигу

Я из Бугульмы. Это небольшой город в Татарстане. 

На футбол пошел с четырех лет (в команду на год старше) – попал к тренеру, который тренировал еще моего отца. Он тоже хотел стать футболистом, поиграл до 18 за сборную Республики, потом служил в армии. Звали в «Ротор», но бабушка была против [карьеры в футболе]. 

Одна его растила, очень переживала. Хотела для него лучшего будущего. 

Отец с малых лет брал с собой на футбол – ветеранские матчи. Так и загорелся. Наша детская команда из Бугульмы ездила по России – в Нижнекамск, Казань, Крымск. В 11 меня заметили Академия имени Коноплева и «Рубин». Тянуло в Казань, там играли ребята, которых знал. Но перевесило то, что академия Коноплева тогда была высшим уровнем, номером один в России. 

Загружаю...

Фонд Абрамовича, голландские тренеры, классные условия, победы разных возрастов в чемпионате России, поездки на турниры в Европу. Мой самый запоминающийся – в Голландию: обыграли «Ливерпуль» и «Сити», заняли третье место. Спустя время в Академии Коноплева начались сложности с финансированием, поменялось руководство. 

Все пошло на спад.

В 14 лет перешел в «Рубин» – выиграл чемпионат России по своему возрасту. Потом тренировался с основой – при Бердыеве, Шаронове и Слуцком. При Леониде Викторовиче были шансы пробиться, он хорошо с молодыми работает, но пришлось уйти – из-за агентских дел. 

Тогда в Казани не было «Рубина-2», где обкатывали молодых. Ребят просто отдавали в аренду. Агент сказал: «Подписываешь новое соглашение со мной, автоматически продлевается договор с клубом». Но мы поссорились: меня хотели отправить в Смоленск, это Вторая лига, а я знал, что есть вариант из Брянска в ФНЛ. 

Отказался от договора [с агентом] – и, как следствие, с «Рубином» тоже не продлился. Поэтому стал сотрудничать с другим агентом и уехал в «Динамо» Брянск. 

В Первой лиге понял, что засиделся на молодежном уровне – это был 2020-й, мне уже 20. Чувствовал, ментально готов ко взрослому футболу. Плюс в Брянске любят команду, классная атмосфера. Да и вообще: куда мы бы ни приезжали, народ собирался, особенно – в Воронеже. Играть на полном стадионе – то, к чему тянешься с детства.

Загружаю...

Брянск стал отличным опытом, несмотря на все трудности. Иногда зарплату три месяца не платили, ребята брали кредитные карты, чтоб было на что жить. Я тоже ужимался. Ты понимаешь: на жизнь 10 тысяч рублей. Лишний раз в магазин не ходишь, пьешь не сок, а воду.

Но главное для меня было не это – я впервые прочувствовал футбол, где играют не просто на развитие, а ради семьи. Чтобы заработать. Такая психологическая перестройка произошла. Для себя понял: футболисты, которые доходят до РПЛ, заслуживают больших денег. Люди отдают здоровье, а пробиваются единицы. 

В 2021-м – в зимнее трансферное окно – я уехал в новокубанский «Биолог», где все и случилось.

Вторая лига изнутри: агенты, деньги, судейство 

Вторая лига – очень разная с точки зрения условий. Например, в дивизионе Б есть клуб КДВ из Томска – там зарплаты от 100 тысяч до полумиллиона. Плюс премии – насколько знаю, 50 тысяч за победу. А средние цифры по Второй лиге – от 50 тысяч рублей у молодых футболистов до 200 тысяч у лидеров. Премии – 20-25 тысяч. 

Нам, футболистам, не на что жаловаться. Люди могут на заводе 100 тысяч зарабатывать, трудясь 10-12 часов в день. А то и больше. Крепкий футболист будет получать 150 тысяч, уделяя любимому делу 3-4 часа в день. 

Самое сложное, к чему привыкал во Второй лиге, – судейство. Оно прям удивляло. В остальном тот же футбол. Понимал, что открытых дорог не будет, но пытался зацепиться. Плюс я же играл на юге, где натуральные газоны. С кочками, но после детства на гарьке и асфальте – грех ворчать. 

Загружаю...

Воспринимал Вторую лигу как трамплин – понимал, нужно окрепнуть. Мыслями там не задерживался. Все знают примеры, когда футболисты и в 30 пробивались в РПЛ. Тот же Роман Шаронов, который поздно раскрылся, но дошел до сборной России.

Говорил себе: «Никогда не поздно. Главное делать работу с усердием и в удовольствие». 

Конечно, очень важен агент. Чтоб найти не просто команду с последнего места, а под задачу. Так тебя будут оценивать клубы с амбициями, подходишь ты им или нет. Но важно, чтобы в тебя верили не только в хорошие периоды. Мне повезло: второй мой агент Ринат Мавлетдинов сильно помогал. Всегда интересовался, как здоровье, звонил после игр, помогал деньгами, когда в Брянске перестали платить. 

Сейчас мы не сотрудничаем: закончился контракт. Но расстались хорошо. Благодарен ему. 

Темная сторона нашего футбола: ставки предлагают даже игрокам молодежек, 800 тысяч рублей в пакете, угрозы оружием в машине

История, из-за которой дали бан на 10 лет, началась еще в молодежке «Рубина». Мне и многим товарищам по команде неоднократно писали в телеграм с предложениями повлиять на результат матча. Например, получить желтую или удаление. Или вообще проиграть. 

То есть это происходит даже на уровне молодежек. Такая проблема нашего футбола. 

Эти люди никак не представлялись – просто говорили сумму: «Хочешь заработать?» Могли предлагать 100 тысяч рублей или даже больше. Так мотивировали молодых, у которых маленькие зарплаты. 

Я никак не реагировал до 2021-го, когда захотел их проучить. Это был конец ноября. Не думал, что могут быть какие-то последствия. Обсудил идею с братом, решили попробовать. 

Загружаю...

Сам написал им с другого аккаунта – где не было фото, имени, а в настройках конфиденциальности был скрыт номер телефона. Только никнейм. Сказал, что я агент, курирую молодежные команды и могу помочь. Нужно только время – когда закончится межсезонье и у игроков появится определенность по командам. 

Договорились о встрече в Москве – пришел человек с пакетом денег. 800 тысяч рублей, как оказалось. Отдал их мне, и все. Думаю, это просто был курьер, который ничего не знал.

Самое интересное: меня даже не спрашивали, как зовут, что за команда. Подумал: если они могут вот так отдать 800 тысяч, сколько же тогда ставят?

Недели две мы списывались в телеграме, я не давал никакой конкретики – что за команда, когда будет матч. Просто говорил: «Скоро все будет. Я сразу скажу». Позже заблокировал аккаунт того, с кем переписывался.

Долгое время от них ни слуху ни духу. 

Спустя несколько месяцев два человека южной внешности – один очень внушительных размеров, второй просто плотненький – приехали на базу «Биолога». Это такое ветхое здание без охраны, я там жил, чтобы не снимать квартиру.

Мне сказали: «Пойдем пообщаемся в машине». Угрожали пистолетом. 

На базе жил еще один футболист «Биолога», он забеспокоился. Пошел за нами, но, конечно, ничего сделать не мог. Его предупредили: «Мы его не тронем». Он стоял около машины и ждал, когда меня отпустят. 

Загружаю...

В машине эти двое сказали, что надо вернуть деньги. Но к тому моменту у меня их уже не было – потратил на свадьбу. Тогда они сняли видео, которое попало в РФС. Угрожая, заставили сказать то, что я сказал.

После предупредили: «Если денег не будет, выложим видео».

После сезона я вернулся в Казань, рассказал все брату. Он решил поговорить с этими людьми. Вызвал на встречу в Казань, они отказались. С этого момента не было вообще ничего – ни сообщений, ни звонков.

Подумал, что вопросов ко мне никаких. Спустя три года появляется то самое видео. 

Не знаю, как эти люди нашли меня. Повторюсь, не представлялся в переписке, не давал фото, не говорил, за какую команду играю. Потому что не собирался участвовать в их схемах. Долго думал об этом: возможно, у них свои источники в разных командах, которые как-то вычислили меня. Но это только догадки. 

Вопрос остается открытым. 

Как комитет по этике РФС выносил бан на 10 лет

 

 

 

В РФС Циберкина вызвали еще 20 января, и вот как он описывал те события в интервью «Татар-информ»: «Попросили описать вылившееся видео, которое выставил человек от агентства Сафонова с моим участием, которое вы видели. Попросили объяснить, я сделал это под запись и подпись. С того времени эта тема пошла. Не знаю, в чем интерес был у этого человека. Он работает с детьми, как я понял, зовут его Павел Лапин, 20 января вышло видео на его странице. Мы хотели с ним связаться, но он трубки не берет, на связь не выходит. В РФС его фамилия тоже упоминалась, но о санкциях в его сторону – не знаю. Раньше никогда с Сафоновым не контактировал, с этим Павлом тем более. Не знаю, как это видео попало к нему. Но оно было записано под угрозой людей, которые приехали, чтобы получить результат матча, который они хотели».

Загружаю...

«Позже казанские корреспонденты связались с Сафоновым, чтобы понять, как так получилось. Алексей Николаевич сказал, что не работает с этим агентом и о ситуации ничего не знает. Сам Павел Лапин на звонки так и не ответил, – продолжает Циберкин для Спортс’’. – Меня удивило, что в РФС эту деталь будто пропустили мимо ушей. Никаких показаний Лапина в деле я не видел. Просто вызвали меня на заседание РФС – я приехал, рассказал, как все было, поставил подпись. Спустя время в клуб [казанский «Сокол»] пришло письмо: в такой-то день будет заседание. Но из-за работы я не смог выйти на связь по зуму – таксовал. 

Плюс считал, что все мои слова, моя история и так у них записаны. Личное присутствие не требуется. Потому что все, что нужно по данному делу, есть в документах: показания, выписки с букмекерских контор. С моей подписью. Честно, не думаю, что в таких делах что-то решает личное присутствие. 

Спустя время мне прислали вердикт: ты забанен на 10 лет, на апелляцию три дня. 

Шок, конечно. Потому что в тот же день была аналогичная ситуация у футболиста из «Волны» (речь про Романа Баранова – Спортс”) – те же самые статьи, 18-я и 21-я [регламента комитета РФС по этике]. Но ему дали пять лет, четыре из которых условно. Мне 10 реальных и три дня на апелляцию. 

Загружаю...

Тогда понял, что нет смысла даже пытаться [оспаривать решение]. Родственники убеждали, что надо. Но то, как все было обставлено, показалось очень странным. Просто не понимаю, почему так. Попытка [повлиять на результат матча] бывает удачная или неудачная, а если ее вообще не было – почему именно 10 лет? 

Да, до 2022 года я делал ставки – чемпионат Испании, Лига чемпионов. Думаю, любой, кто связан со спортом, это делал. Хотя в контрактах от РФС и прописано, что ставки запрещены на любые чемпионаты. 

В 2022-м [после случившегося на базе «Биолога»] я продал аккаунт у букмекеров. И больше никогда не связывался со ставками. Более того, потом мы сделали выписку с Фонбет – мой аккаунт с того времени ни разу не использовался. РФС же будто на все, кроме того записанного под угрозами видео, было все равно. 

Не знаю, пытались ли вообще они разобраться с людьми, которые пишут футболистам в молодежки клубов и предлагают повлиять на результат. Мне кажется, все закончилось на мне. Посмотрели видео, провели по двум статьям, вынесли решение – и готово.

Ну у меня такое ощущение. 

Циберкин не жалеет о поступке

Конечно, я много думал: ошибка ли была взять те деньги в 2021-м? Изменил бы я это, будь еще один шанс? 

Скажу так: моя команда – казанский «Сокол» – последние месяцы переживала тяжелые времена. Но меня не бросили. Большое спасибо за поддержку ребятам и тренерам из «Сокола». И Ильясу Маратовичу [Минневалиеву, спортивному директору], который проделал большой труд, чтобы помочь.

Загружаю...

Пока происходило разбирательство, у меня было время осознать, увидеть, как эти классные люди, которые помогают мне (несмотря на свои сложности), мучаются [во Второй лиге], играют без зарплат, как футбол высасывает из них все. Ну именно такой футбол – не знаю, может, такой он только в России.

И тогда подумал: возможно, надо посмотреть в другую сторону. Раз уж здесь все так. Поэтому и не жалею, что не подавал апелляцию, не жалею о своем поступке. Наверное, все случилось так, как должно.

Благодарен Богу, что через эту историю он преподал мне урок, увел кого-то из моей жизни, а кого-то привел. Так вышло, что на фоне всех нервов и проблем [после угроз в 2022-м] отношения с супругой сильно ухудшились. Тогда, в 2022-м, я рассказал ей, что произошло. Я не просил решать мои проблемы, спасать, просто хотелось ощутить хотя бы мимолетного понимания. Но пошли скандалы, которые привели к расставанию.

– Ты понимаешь ее чувства? Она ведь могла просто испугаться, что ваша семья попала в историю с людьми, у которых есть оружие.

– Всегда стараюсь воспринимать человека и его чувства с разных сторон. Как он поступил, почему так сделал, что им двигало в этот момент. 

Конечно, ее можно понять. Но, думаю, и меня можно было понять. Я никого не осуждаю, но не хотел бы, чтобы меня осуждали.

– Она боялась за вашу безопасность? 

– Наверное. 

Может, в голове что-то перещелкнуло – и она увидела во мне другого человека. Не берусь судить, как было на самом деле. 

Получилось так, как получилось. Жизнь. 

Это был трудный этап, но в нем спустя время я встретился с любимым человеком. Теперь мы вместе. И я искренне счастлив. Она и ее семья ни на секунду не оставляли меня одного в этой истории.

Загружаю...

Может быть, поступи я иначе, мы бы не встретились.

– Допускаешь, что последствия могли быть хуже, чем угрозы в машине?

– На тот момент, конечно, мне было страшно.

Но если смотреть на ситуацию сейчас – с нынешнего возраста, то не думаю, что за эти деньги человек может убить, чтобы угробить свою жизнь и сесть в тюрьму.

Такие люди ведь тоже чего-то боятся. Так бы, может, они приехали в Казань, когда мы звали их на встречу. 

– Ты в итоге не вернул те деньги? 

– Нет. После 2022 года они больше не выходили на связь. 

– Что будешь делать дальше? Бан распространяется на все страны, если РФС подал запрос в ФИФА. Тогда путь только в Медиалигу или в неофициальные чемпионаты вроде Северного Кипра, Абхазии.

– Можно и в Медиалиге попробовать. Вообще, мне уже писали клубы из Армении и Белоруссии. Буду искать себя – методом проб и ошибок что-то да найду. В любом случае жизнь не заканчивается на футболе. 

Конечно, теперь встал вопрос с деньгами. Какие-то скопления были, но когда случился бан, начал учиться по-новому зарабатывать. Брался за разную работу – в такси, например, или помогал брату в транспортной компании. 

Считаю, в этом нет ничего зазорного. Мужчина должен любыми способами зарабатывать ради семьи.

Загружаю...

Сейчас, когда все вот так закончилось, ощущаю даже некую легкость. Поправил здоровье после изнурительных сезонов, когда играешь на уколах, не жалея себя. По-другому смотрю на мир – не глазами молодого футболиста, а человека, который хочет зарабатывать на жизнь другим способом. По-другому составляет расписание, строит планы. В футболе ведь как было? Вот у вас завтрак, тренировка, спортзал, восстановление, а в выходные игра. За тебя все продумают и сделают. 

Теперь могу больше времени уделять семье, развитию в других область, профессиях. 

– Каких? 

– Я закончил строительный вуз, планирую в этом развиваться. Есть идеи, которые не хочу озвучивать, пока не приступлю к реализации. 

Уверен, лучше учиться новому в 25-30 лет, чем в 40 после футбола хвататься за голову: что мне теперь делать? 

Поэтому, повторюсь, ни о чем не жалею. Благодарен всему, что со мной произошло. Иначе бы жизнь не научила тому, чему научила, пусть и через такие трудности.

Вообще, сейчас моя главная мечта – это семья и дети. Вот к ней и буду идти. Футбол очень люблю, но теперь хочу просто продолжать играть в него и получать удовольствие. 

Неважно где.

Телеграм-канал Циберкина

Телеграм-канал Терентьева

Фото: rubin-kazan.ru; instagram.com/fcsokol_kazan; fc-db.ru; fcmetallurg-lp.ru

Популярные комментарии
Андрей Тихонов
Краткое содержание: взял деньги у мутных людей, матч не состоялся, но умник вместо того, чтобы деньги вернуть, потратил их на свадьбу. У мутных людей, разумеется возникли вопросы. А игрок такой наивными глазами хлоп-хлоп.
Priest_Fan81
Никакой жалости и сочувствия, абсолютно.
Максим Савчук
Фантастический чувак. Даже ребята с пистолетами на его фоне выглядят адекватными.
Еще 50 комментариев
53 комментария Написать комментарий