«Сокол» Казань, как антипример маркетинга в спорте
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Немного слов и вопросов по казанскому Соколу, который скорее всего отправится в Небесную Лигу. Вернее не про сам клуб, а про маркетинг-стратегию и PR-кейсы, которые почему-то многие работники отрасли считают «творчеством и любовью к футболу». Среди хвалящих были и Нина Подгорнова (пиар-директор БК «Леон»), и Александра Савраева (директор холдинга СБК), и Никита Гиль из руководства ФНЛ, и Ярослав Сусов (блогер, пишущий про маркетинг в спорте) и т.д.
Сначала стоит сказать, что задача пиара - решить цель, куда-то привести. Если у клуба проблема с деньгами - значит конечная цель пиара так или иначе подвести к ситуации, получения этих денег. Для этого стратегия нужна, анализ. Сам по себе уау-эффект ничего не говорит о команде и почему в неё кто-то должен вкладывать.
Вот список активностей маркетологов Сокола:
1) Дважды продавали команду на Авито
2) Играли в форме из занавесок,
3) Собирали краудфандингом деньги на дорогу
4) Приезжали на матч на ПАЗике
5) Искали таролога с зарплатой 300 тысяч рублей в месяц.
6) Создали видео-продакшен, выпустивший кучу серых интервью (хотя скорее всего это делало медиа-агентсво «Родные», компания со стороны по-сути)
7) Похоронили клуб (сыграли последнюю игру рядом с кладбищем, устроив специальное питание: в меню – кутья, гороховая каша и кисель).
Вот где тут бизнес? Где деньги? Видим только процесс ради процесса и хайп ради хайпа. Маркетологи тупо реализовывали свои фантазии и осваивали бюджет пока он был. Просто интересно, кто в это время занимался поиском спонсоров? Скорее всего просто ждали, что они сами прибегут, как увидят такую медиа-движуху.
Причём, любая активность могла бы привести к спонсорам - производители занавесок те же. Это кринж только до тех пор пока бесплатно. Просто для пояснения - если вы хотите привлечь спонсора, то надо самому себе ответить на вопрос - что мы можем дать спонсору сами. Почему именно нам он должен дать деньги? В чём его выгода? Судя по уровню медиа-активности, сомневаюсь, что ответ был у любителей хайпа из «Сокола»
И вопрос - почему казанский клуб хоронили в христианских обычаях? Ответ есть - классическое «ой, а мы чет не подумали». Что первое в голову пришло, с тем и побежали - без анализа последствий. А может и поняли, что идея классная (с их точки зрения), потому что мексиканцы так делали (да, тут они не оригинальны), но если хоронить в мусульманских обычаях, то можно выхватить по всем фронтам, так как мусульмане критично относятся к приколам, связанным с их религией (это не плохо, не хорошо, а факт).
Самое смешное, что появилась информация, что они могут сохранить команду, так как появился потенциальный спонсор - абсолютно не удивлюсь, что история с похоронами была только для хайпа и очередного тупого пиара, а спонсор уже был найден. Получается, что команда восстанет из мертвых буквально - это издевательство над традициями будем честны. И встанет огромный вопрос ко всем блогерам спортивным маркетологам (а таких наберется с десяток), что оплакивают в ТГ закрытие команды - не по договренности ли они все разом начали освещать ситуацию в команде?
Всё это поверхностная работа, которая совершенно объяснимо ни к чему ни привела (и не преведет). Все активности связаны с тем, чтобы в индустрии спорта просто помелькать (даже в Медиалиге просто уау-эффект перестал работать - нужна именно стратегия). Но у регионального клуба будет спонсор из его Региона. Медиа-ативность должна в данном случае быть направлена внутрь региона, а не во вне. Какая значимость «Сокола» для Казани, если анализировать кейсы медиа-команды? А нет её. Потому что вся активность была только для того, чтобы про них написали в ТГ блогеры из Москвы и СПб (условно).
Из плюсов - повысили узнаваемость бренда, но узнаваемость такая, что отпугнула спонсоров, не прибавила доверия к бренду и не улучшила репутацию клуба. О какой репутации можно говорить, когда вы дважды продаёте клуб на Авито (не заколабившись причем с самим Авито, хотя если бы так вышло, то кейс можно было считать удачным, так как привел бы к какому-то результату). В дальнейших постах буду разбирать или обозревать прикольные активности команд мира (причем не топовых команд или не топовых лиг - для наглядности, что можно без больших бюджетов делать круто), чтобы не быть голословным.
P.S. Слишком много команд у нас существуют не по возможностям. Зачем «Соколу» было заявляться в профессиональную лигу, если у основного владельца нет стабильного дохода? Ведь под эту историю, этот проект откликнулись игроки и тренера. Торпедо, Чайка, Черноморец, Химки, Чертаново - все эти команды имеют одну и ту же проблему - не имеют многолетнего плана. Те же Черноморец или Химки могут существовать только как команда РПЛ, иначе спонсорам они не интересны. Да и Торпедо так же, иначе зачем было бы подкупать судью? Только в рамках отчаянного поступка, ведь если не выйти сейчас, то потом будет уже некому.