Феномен «Кофемании»: драки стулом и за Собчак, стакан воды за 650 рублей, раф на овсяном

Игорю Журавлеву – 59. Он родился в семье военного, в 1980-х окончил Военно-морское училище в Севастополе и хотел посвятить жизнь службе. Крушение Советского Союза обнулило мечты. Журавлев пошел в предприниматели.

В интервью он рассказывал, что в 1990-х занимался «достаточно серьезным бизнесом», но вышел из него и задумался о будущем. Долго вопрос не стоял: Журавлев любил вкусно поесть (сказалось голодное казарменное прошлое), поэтому начал изучать ресторанную индустрию.

Первая «Кофемания» была похожа на «Старбакс», основатель мечтал про 10 тысяч точек 

В 2000-м Журавлев поехал на кофейную конференцию в Монако, где выступали представители «Старбакса». Понравилась концепция кофеен-клонов, но он захотел сделать лучше: уйти от добавок и приправ и варить чистый спешелти-кофе: «Чтобы было вкуснее, понятнее, больше услуг, больше души». 

Загружаю...

Первая «Кофемания» открылась через год на пересечении Пушечной и Рождественки. В заведении не было официантов, кофе варили при клиенте как в американском вдохновителе, закуски разрешали брать с витрины и уносить с собой вместе с кофе. Несмотря на экспресс-формат, кофейня отличалась от тогда немногочисленных конкурентов: бизнесмен вложил 300 тысяч долларов в ремонт помещения, закупил модное кофейное оборудование и качественные зерна. Уровень сервиса был высоким уже со старта. 

Журавлев хотел открыть 20 точек за три года (в более поздних интервью – 10 тысяч за 10 лет), но переизобрел концепцию после запуска второй «Кофемании» – в здании Консерватории на Никитской. Основатель понял, что не готов обслуживать несколько десятков человек в формате фаст-фуда и ввел сервис «к столу». Когда позже его спросили, сложилась ли такая концепция спонтанно, он ответил: «[Вы] абсолютно в точку попали». 

Сейчас «Кофемания» – это больше 50 заведений в Москве и области. В меню есть не только кофе и закуски, но и горячие блюда, алкоголь, десятки чаев и «чаев без чая». Сеть приносит Журавлеву более 2,6 миллиарда рублей годовой выручки. 

«Кофемания» училась у иностранцев, создала моду на кофе и запустила напитки на альтернативном молоке

При поиске названия Журавлев сначала привлекал агентства, но с ними не клеилось. Как-то попросил креативных друзей накинуть идей. Один из них, сидя в бане, произнес: «Кофемания». 

Загружаю...

Кофе – до сих пор основа сети. На его продажи приходится 25-30% оборота. В линейке любого заведения присутствуют как минимум шесть видов: эспрессо, капучино, латте, фильтр, флэт, пикколо (порция эспрессо с небольшим количеством вспененного молока). Самый популярный – капучино.

За кофе с момента основания отвечает Глеб Невейкин – бывший сотрудник Coffee Bean, первой американизированной сети кофеен в Москве. Именно с ним Журавлев ездил на ту конференцию в Монако, а потом предложил набрать команду для первого заведения. 

Сейчас Невейкин возглавляет в сети департамент бариста – там создают новые напитки и учат сотрудников: 10 дней по 6,5 часов или с нуля за полтора месяца. По его словам, профессия бариста появилась в Москве благодаря «Кофемании»: «Мы вывели это слово в профессиональную плоскость, переняв опыт итальянских коллег». Журавлев подтверждает: «Не было такой специальности. Как профессия бариста начались с «Кофемании». 

Елена Волкова – сейчас операционный директор компании, а в 2001-м – одна из десяти первых десяти бариста, которых взял на работу Невейкин. Она вспоминает, что ее и коллег учили не по стандартной инструкции, а под руководством Томаса Полти, чемпиона мира среди бариста из Британии: «Это было уникальное обучение, я впервые столкнулась с настоящей культурой кофе. Наша цель заключалась в том, чтобы гости кайфовали от напитка и возвращались снова». 

Загружаю...

В разговорах о «Кофемании» сотрудники по разным поводам часто употребляют «впервые» или «мы были первыми». 

Невейкин говорит, что в «Кофемании» первыми начали наносить рисунки на кофе – этому научил легенда итальянского кофеварения Луиджи Лупи. В материале «Правил жизни» (бывший Esquire) к 20-летию сети указано, что «Кофемания» первой запустила напитки на альтернативном молоке (овсяное, кокосовое, соевое, миндальное), а сотрудница Ирина Пузачкова в 2003-м стала первым российским бариста в финале чемпионата мира в Бостоне, где за 15 минут приготовила четыре эспрессо, четыре капучино и четыре авторских напитка.

Журавлев считает, что «Кофемания» сделала популярным чай: «Мы ввели его в наш обиход, да и вообще, для российского потребителя. Такого чая, как манго-маракуйя, [не было]. Жасмин-манго, раф-кофе – это тоже наши рецепты, «Кофемания» их ввела и раскрутила. Сейчас весь мир пьет раф-кофе в разных его ипостасях».

Раф – напиток-мем последних трех лет. Во-первых, благодаря вечно улыбающемуся бизнесмену из Ростова Николаю Василенко, которого прозвали «человеком – лавандовым рафом». Во-вторых, из-за эмигрантов, которые жаловались на отсутствие привычных сервисов за границей: карикатурным символом их бывшего московского благополучия стал лавандовый раф. 

Раф действительно раскрутила «Кофемания», но напиток появился еще в 1996-1997-м, когда Невейкин работал в Coffee Bean. Один из постоянный гостей – Рафаэль или Раф – попросил придумать что-то новое. «Специально для него стали взбивать вместе кофе + сливки 11 % + ванильный сахар. Многочисленные друзья начали просить «кофе как Рафу», первое время так и называли: «Как Рафу». Затем упростили до «раф-кофе», – рассказывал Невейкин, который перенес рецепт на новое место. 

Загружаю...

Иногда стремление быть первыми выглядит нелепо. Например, Пузачкова рассказывала, как однажды в командировке в Японии посетила ночной рынок Цукидзи, где обнаружила консервированный белый персик: «Этот персик вдохновил нас на создание коктейля под названием беллини». Проблема в том, что коктейль Беллини создали около 80 лет назад в Венеции, где смешали игристое с персиковым пюре. Такой же состав указан в меню «Кофемании»: игристое, пюре персика, персиковый аперитив. Хотя, возможно, создание – это именно про привоз японских персиков. 

В «Кофемании» любят говорить о лучших ингредиентах и закупках за границей. Основатель говорит, что «за кофе летают в Эфиопию, Колумбию, Бразилию, Доминикану, Никарагуа, чтобы подобрать самые лучшие лоты. И конечно, зерно высочайшего качества, его нужно уметь хранить, довозить, жарить. Его нельзя хранить готовым три месяца, полгода, год, как на упаковках написано».

Возможно, лучшие зерна и уникальные персики – одно из объяснений, почему в «Кофемании» так дорого: 30 миллилитров эспрессо стоят 280 рублей; 250 миллилитров черного кофе – 610 рублей; 300-миллилитров капучино – 730 рублей.

Загружаю...

«У вас самый дорогой кофе в России?» – два года назад спросили Журавлева. «Наверное, да», – ответил он. 

Чай, кстати, еще дороже: пол-литра «Эрл Грей» – 890 рублей. 180 миллилитров того самого коктейля Беллини – 1250. 

В феврале 2025-го медиа обратили внимание, что платной в кафе стала даже вода. За маленький стакан просят 350 рублей, за большой – 650. Бесплатно наливают только при предъявлении таблетки, но в отзывах писали, что и после демонстрации лекарства пришлось платить (как и за кипяток, если хочешь подлить его в чайник с заваркой). 

Рациональное объяснение новшеству – снижение продаж бутилированный воды. Клиенты стали экономить и брать бесплатную воду в стаканах, поэтому заведение ввело прайс. 

Внутри «Кофемании» – серо, но сеть берет быстрым и качественным сервисом 

Несмотря на цены, интерьеры «Кофемании» не поражают. Даже флагманские пространства в центре Москвы выглядят, как едальни из начала 2000-х (разве что на Лубянке приятнее за счет светильников). 

«Я сначала не поняла, почему «Кофемания» – это место силы. Обслуживают, конечно, безупречно. Зато для сетевой кофейни дорого. И интерьер неизысканный. Москва в эпоху нефтяного благополучия много чем могла удивить – «Кофемания» смотрелась как кирха рядом с барочным собором: чистенько, бедненько», – писала кинокритик Зинаида Пронченко в колонке для «Татлера» о явлении «Кофемании». 

Загружаю...

Меню местами тоже напоминает столовую: грибной суп (990 р), котлета по-киевски (1900 р), пельмени (1200 р), картофельное пюре (650 р), сырники (870 р).

«Для меня «Кофемания» – парадокс, потому что это дорогой ресторан, который притворился дешевой забегаловкой, – объяснял ресторатор Александр Раппопорт. – Журавлев – маниакальный человек с точки зрения перфекционизма. Все что он сделал – находил уже созданное блюдо где-нибудь в Милане и отправлял туда шефа. То есть находит блюдо, которое ему нравится, доводит до совершенства, после этого тиражирует в свои кафе. 

Это кажущаяся простота, [но на самом деле] это шедевры. Несколько месяцев назад там появился картофельный омлет – слушайте, я такой только в Испании ел. Совершенно идеальное блюдо, гениальное. Если одним словом, то успех «Кофемании» – в перфекционизме. Этой концепции можно только завидовать». 

Журавлев не поддерживает сравнение с фаст-фудом для богатых, как еще называют его заведения. Он объясняет, что идея «Кофемании» – снизить нагрузку на посетителей, сделать поход в любой ресторан сети понятным и предсказуемым. 

«У нас можно выпить чашку эспрессо, а можно полноценно пообедать. Но мы добились того, что человек может прийти и уложиться в обеденный перерыв. А потом пойти дальше с хорошим настроением. Это пришло через обучение и стандартизацию сервиса, готовки, работы с продуктами», – рассказывал основатель. 

Загружаю...

Быстрое обслуживание – одна из фишек компании. По словам территориального управляющего Сергея Мельникова, внутренние стандарты – 10-12 минут от заказа до подачи. Если не укладываются в сроки, официант извиняется и объясняет причину: «Важно донести до человека, что мы ценим его время и берем на себя ответственность за задержку». 

Журавлев говорил, что оперативность связана с тем, что «Кофемания» – место встреч, деловых и не очень. А на встречах людям важно не сомневаться, что их обслужат быстро. В погоне за стремительностью в «Кофемании» ввели прописанные стандарты для каждого процесса, где в том числе указан тайминг изготовления блюд. За временем по мониторам следят шеф и су-шеф. «Если там стоит 10 минут, значит блюдо должно выйти к официанту через 10 минут, а не через 20–30», – пояснял Журавлев. 

«Можно ли сравнить «Кофеманию» с Макдональдсом?» – спрашивал журналист. «В каком-то смысле да, но «Кофемания» сложнее», – отвечал основатель. 

По мнению Пронченко, стандартизация – одна из причин популярности бренда: «Москва – это элитный жилой поселок (якобы городского типа). И «Кофемания» данную особенность с умом эксплуатирует. Вот живете вы на Чистопрудном. Замоскворечье для вас уже – как Бруклин. Но и в Бруклине, если нелегкая занесла, можно найти все тот же хеппи-мил – арбузный «Россини» и утку по-пекински. No worries, даже в Домодедово вас по лекалу накормят, с «Кофеманией» вы как будто не покидали зону комфорта». 

Загружаю...

Журавлев любит повторять, что 70% клиентов – постоянные посетители. В среднем они ходят в «Кофеманию» четыре раза в месяц. «Почему это важно? При 80% выручки от повторных продаж компания начинает выносить конкурентов с рынка, поскольку у нее отсутствуют высокие маркетинговые затраты на привлечение новых клиентов», – заключает основатель. 

В «Кофемании» дрались футболисты и мужья Собчак, туда ходит Мизулина и наркоконтроль 

«Кофемания» – бренд, который не выходит за пределы московского региона. Заведение в Сочи закрылось из-за сезонности и неудачной локации, кафе в Нью-Йорке работает под другим названием, про Петербург – пока только мысли. 

В Москве «Кофемания» есть в трех аэропортах, на Рублевке и в десятках локаций внутри города – от Крылатского до рынка на Ленинском проспекте. Но легендарными считаются только несколько мест в пределах центра. 

Первое из них не сохранилось – «Кофемания» на пересечении Пушечной и Рождественки закрылась в 2018-м из-за аварийного состояния дома. Следующая по возрасту – в здании Консерватории на Большой Никитской – до сих пор в деле. Именно в ней в мае 2025-го махал руками Федор Смолов. В ней в октябре 2018-го Кокорин, его брат и Мамаев с криками «Китаец, уезжай домой» отлупили стулом чиновника Минпромторга Дениса Пака и приехавшего к нему на встречу Дениса Гайсина, главу важного научного центра. 

Загружаю...

И Смолов, и компания из 2018-го пришли в «Кофеманию» после ночного загула – заведение в Консерватории работает круглосуточно. Пак и Гайсин встречались в 9 утра на деловой завтрак. 

Подобные завтраки – одна из причин тяги чиновников и бизнесменов к «Кофемании». Правда, в нулевые, когда завтраки только появились, на них никто не ходил. «Многие говорили: «Мы дома завтракаем». Я ждал, общался с друзьями и звал их прийти позавтракать. Постепенно начали приходить новые гости» – вспоминал Журавлев. 

Кроме тусовщиков и деловых людей, в Консерватории, по наблюдением Пронченко, «артисты определенного типа знакомятся с девушками определенного типа. Башмет с Мединским выпивают водочку. Режиссер Молочников предается (текст Зинаиды вышел до эмиграции режиссера – Спортс’’) юношеским мечтам о захвате Каннского и Авиньонского фестивалей – но это ближе к ночи, когда город засыпает, а мафия просыпается».

В соседней «Кофемании» на Кудринской заседают обеспеченные московские разведенки, на Покровке – чиновники из Госнаркоконтроля и ФМС. «Синие костюмы и коричневые аксессуары опустошают в обед запасы котлет из индейки с пюре и соусом лечо. Это моя районная «Кофемания», я знаю там каждого чиновника – кто пошел на повышение, кого отстранили», – продолжала Пронченко. 

На выходе из «Гранд Кофемании» на Лубянке в январе 2019-го подрались актер Виторган и режиссер Богомолов, на тот момент – действующий муж и будущий муж Ксении Собчак. Актер ударил режиссера по лицу, тот получил рассечение носа и вернулся в кафе в сопровождении охраны. 

Загружаю...

«[Они дрались] из-за любви, Алишер. К кому? Догадайся с трех раз. Из-за меня? Не знаю, у них спроси…» – уходила от ответа Собчак во время интервью с Моргенштерном (признан иноагентом). 

Другие важные «Кофемании» – на Трубной (для чиновников), в Хамовниках (для обеспеченных местных), в ГУМе (для модниц) и на Полянке, куда «Елена Мизулина приходит «на домашнем» – без укладки и жемчужной нити» и где прошло первое свидание наследницы ресторанной империи Саши Новиковой и артиста Федука. 

***

Журавлев задумывал «Кофеманию» для среднего класса. Много лет она ассоциируется с богатыми. Но, если забыть про цены, окажется, что «Кофемания» – для всех. 

Пронченко даже считает, что ее сделали именно клиенты, потому что «Кофемания» – «про казаться, а не быть»: 

«Мы – мегаполис, мы – секс в большом городе. У нас есть яппи, они собираются на деловые завтраки и обеды. У нас есть богема, она собирается бездельничать за аперитивом и дижестивом. У нас есть андеграунд, он собирается по ночам – ругать господ и бить посуду. У нас есть буржуазия, она собирается на бранч и даже водителя с тренером по теннису сажает за свой стол, чтобы сырниками с протертой земляникой побаловались».

Загружаю...

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев, Наталья Селиверстова, Антон Денисов, Кирилл Зыков, Виталий Белоусов; commons.wikimedia.org/Serpas1010; unsplash.com/Busra Salkım

Популярные комментарии
Король Норвегии
Новости СПОРТА, которые мы заслужили.
mr.pravda07861
Да какое это главное кафе светской Москвы? Это шоколадница за оверпрайс.
Дмитрий Куприн
нет, ну откровенно говоря, мне было очень интересно почитать. и про раф, и про котлеты, и про создание.... много же про этот боксерский ринг пишется... теперь понятно.
Еще 175 комментариев
178 комментариев Написать комментарий