«Ливерпуль» — клуб в трауре
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Вирджил ван Дейк, как всегда, шел впереди.
Капитан «Ливерпуля» шел медленно, слегка склонив голову, его руки сжимали венок из красных цветов в форме футболки. Цифра 20, номер Диогу Жоты на футболке, была выделена белыми цветами.
Рядом с ним был Эндрю Робертсон. Всего две недели назад шотландец присутствовал на свадьбе Жоты и его возлюбленной детства Руте Кардозу в церкви Игрежа-да-Лапа XVIII века в Порту и был запечатлен сияющим вместе со своим товарищем по команде и его невестой. В субботу он нес свой собственный венок, также в форме футболки. На этом венке был номер 30 в честь Андре Сильвы, младшего брата Жоты, который погиб вместе с ним в автокатастрофе в четверг в отдаленном уголке северо-западной Испании.
Почти вся команда «Ливерпуля» приехала в Гондомар, расположенный на окраине Порту, на похороны братьев. Они приехали поздно вечером в пятницу, чтобы присутствовать на поминках, под одобрительные аплодисменты местных жителей, собравшихся у часовни Сан-Косме, но не было слышно ни шуток, которые традиционно сопровождают процессию, когда футболисты собираются вместе. Все выглядели затравленными.
Арне Слот тоже был в Гондомаре. Он шел между Джо Гомесом и Алексисом Мак Аллистером, сцепив руки перед собой, и выглядел погруженным в свои мысли.
Прошло всего два месяца с тех пор, как Слот стал обладателем титула в своем первом сезоне в английском футболе, хотя кажется, что это было целую вечность назад. Он, должно быть, чувствовал себя хорошо подготовленным к решению большинства проблем, с которыми может столкнуться футбольный менеджер. Но ничто не могло подготовить его к такому — смерть любимого игрока первой команды, да еще при таких неожиданных, жестоких обстоятельствах.
Сама мысль о каком-либо возвращении к нормальной жизни сейчас кажется отвратительной — грубое, нежелательное вторжение в личное горе. Тем не менее, печальный факт остается фактом: за 35 дней до матча Комьюнити Шилд на «Уэмбли» Слот и его команда должны в какой-то момент столкнуться с вопросом о том, когда игрокам «Ливерпуля» следует снова задуматься о футболе.
Небольшая группа игроков должна была вернуться на предсезонное тестирование в пятницу. Это, по понятным причинам, было отменено, но поэтапное возвращение к тренировкам планируется начать сегодня.
Обычно первый день предсезонной подготовки — одна из самых веселых дат в календаре футболиста, когда можно вновь встретиться со старыми друзьями и обменяться историями о летних каникулах. На протяжении многих лет команда ливерпульских социальных сетей старалась запечатлеть атмосферу счастья после первого дня возвращения к работе.
Этот год будет совсем другим. Ливерпуль — город и клуб — был охвачен скорбью после смерти Жоты, и «Энфилд» стал временным пристанищем для тысяч скорбящих, которые пришли выразить свое почтение букетами цветов, воздушными шарами с номером 20, записками в форме сердца или просто постоять в тишине, размышляя.
Трудно поверить, что кто-то из команды Слота радуется перспективе возвращения. Киркби почувствует себя очень непривычным местом — неожиданная пустота в раздевалке, отсутствие знакомого голоса среди шума столовой. Многим людям потребуется немало времени, чтобы привыкнуть к новой печальной реальности. Ощущения уже никогда не будут прежними.
Футбол по своей природе — индустрия переменчивая. Игроки привыкли к тому, что друзья внезапно уходят из-за трансфера, окончания контракта или завершения картеры. Но во многих случаях они достаточно скоро встречаются вновь, либо как соперники в следующем сезоне, либо как друзья вне поля.
У игроков «Ливерпуля» не было возможности попрощаться с Жотой. Вместо этого все, что они могли сделать, — это попрощаться с ним в сердечных постах в своих аккаунтах в социальных сетях. Слова Мохаммеда Салаха в его аккаунте в Инстаграм хорошо подытожили это: «Товарищи по команде приходят и уходят, но не так, как сейчас».
Что еще почитать: Душераздирающая смерть Диогу Жоты
Вполне вероятно, что каждый игрок в команде сталкивался в своей жизни с потерей, будь то бабушка или дедушка, родитель, брат или сестра, член семьи или друг, и с последствиями, которые это влечет за собой. Но это коллективное горе. Все будут рядом друг с другом, переживая свою собственную боль и справляясь с ней.
И это горе непредсказуемо. Оно может обрушиться на людей, когда они меньше всего этого ожидают, или отступить, когда эмоции должны быть бурными. Каждый человек справляется с этим по-своему, и некоторым потребуется больше времени, чем другим.
Из-за этого возвращение к тренировкам становится сложной ситуацией. Для некоторых игроков футбол станет катарсисом — избавлением от мрачных мыслей. Они захотят вернуться на поле, чтобы почтить память Жоты, отвлечься от своих переживаний и облегчить боль. Многие, вероятно, уже представляют, как будут отдавать ему дань уважения, когда забьют свой первый гол.
У других все будет наоборот. Общая тема поздравлений, которые отдавали его товарищи по команде, заключалась в том, что они не хотели в это верить — Салах даже признался, что был «напуган» идеей вернуться в «Ливерпуль» и обнаружить, что Жоты действительно больше нет. Он будет не единственным таким.
Футболистов из-за их статуса несправедливо считают либо супергероями, либо роботами, которые, не задумываясь, отмахиваются от повседневных забот, когда надевают щитки и пересекают белую линию. Слишком легко забыть, что они обычные люди, которые могут быть одарены умением бить по мячу, но которым так же больно, как и всем остальным.
Еще одна черта, которую часто приписывают футболистам, — это смелость, которая позволяет им с головой окунуться в неистовство летающих бутс или пробить решающий пенальти, когда тысячи людей желают им поражения. Но то, что ждет игроков «Ливерпуля» в ближайшие недели и месяцы, требует совсем другого мужества, которое нельзя подтвердить действиями на футбольном поле. Кто-то будет расти, кто-то может уменьшиться; оба ответа требуют сопереживания.
Первые дни и недели будут самыми тяжелыми и насыщенными эмоциями. «Ливерпуль» оказал полную поддержку игрокам и персоналу, чтобы помочь им пережить этот период, и, по крайней мере, сейчас мы живем в эпоху, когда поддержка психического здоровья считается такой же важной частью ухода за игроками, как и физиотерапия.
До четверга главной задачей Слот» на старте этой недели было привлечение трех новых интересных игроков — Джереми Фримпонга, Флориана Вирта и Милоша Керкеза — и начало работы над системами и тактикой без креативного лидера Трента Александера-Арнольда. Также было непросто работать с обновленным тренерским штабом, включая Джованни ван Бронкхорста, поскольку они нацелены на сохранение титула Премьер-лиги.
Сейчас все это кажется неуместным. Главная задача Слота — поддержать своих игроков, у которых так внезапно и жестоко отняли товарища по команде и друга, и в то же время справиться с собственным горем. Это тяжелое бремя.
Звучит почти нелепо, но в воскресенье «Ливерпулю» действительно предстоит провести футбольный матч — товарищеский с клубом чемпионшипа «Престон Норт Энд».
Эта игра была отмечена в календаре, и болельщики были рады впервые увидеть рекордсмена клуба в плане суммы трансфера — Вирца. Теперь у нас будет еще одна возможность поразмышлять, вспомнить и почтить великолепие 20-го номера «Ливерпуля». Его песня, несомненно, прозвучит в Дипдейле, где, как ожидается, соберутся 5656 болельщиков «Ливерпуля».
Жота помог «Ливерпулю» одержать победу, и, в конечном счете, его товарищи по команде почувствуют, что готовы снова побеждать ради него.
Возможно, на это потребуется некоторое время.
Автор: Энди Джонс (источник)
Фото обложки: Октавио Пассос/Getty Images
Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!