Квотербеки, заработавшие больше, чем заслужили. Дак Прескотт
Продолжаю рассказ о квотербеках, которые блестяще монетизируют свою карьеру. Герой второго выпуска — Дак Прескотт.
Путь квотербека «Далласа» к большим деньгам получился извилистым и неочевидным с самого начала, ведь речь шла об игроке из 4-го раунда драфта. Более того, в качестве дублёра Тони Ромо владельцу и генменеджеру Джерри Джонсу куда больше нравились кандидатуры Пакстона Линча и Коннора Кука, но их успели забрать «Бронкос» и «Рейдерс» соответственно.
В подавляющем большинстве случаев квотербек из средних раундов, который не ходит в фаворитах у генменеджера обречён на быстрое забвение. Но Прескотту сразу после перехода в НФЛ несколько раз улыбнулась удача. Сначала второй квотербек в команде Келлен Мур (нынешний главный тренер «Сейнтс») сломал ногу. Затем «Даллас» не смог договориться с «Кливлендом» об обмене Джоша Маккауна. Наконец, в третьей игре предсезонки Ромо серьёзно повредил спину, и так Прескотт прошёл по красной ковровой дорожке в стартовый состав.
Дак сразу же заиграл очень уверенно. Он помог команде завершить регулярку с результатом 13–3, и «Ковбои» были на седьмом небе, ведь они вытянули главный счастливый билет в НФЛ — классный квотербек на дешёвом контракте.
Когда Прескотт получал награду лучшему новичку в нападении, то позвал на сцену своего одноклубника и главного конкурента в этой номинации — раннинбека Эзикиела Эллиотта. На самом деле, стоило прямо там отдать бегущему награду, потому что спустя несколько лет Зик окажет ему невероятную услугу.
В 2019 году оба молодых лидера нападения могли рассчитывать на крупное продление контракта. План «Далласа» состоял в том, чтобы сперва решить с квотербеком, а вопрос с Эллиоттом отложить на следующий год, использовав опцию пятого года по контракту (ведь он был выбран в первом раунде). Но Зик воспринял ситуацию в штыки, стал бойкотировать тренировочные сборы и шантажировал Джерри Джонса вплоть до 4 сентября, пока у того не сдали нервы.
Эллиотт получил 6-летний контракт на $90 млн ($50 млн гарантированы). Это решение имело два серьёзных финансовых последствия. Во-первых, «Каубойс» заплатили бегущему, который больше не был настолько же продуктивен, как в первые три сезона. 2019-й ещё более-менее соответствовал предыдущей планке, но дальше с каждым годом цифры были всё хуже и хуже.
Во-вторых, Прескотт получил рычаги влияния. В том же 2019-м «Даллас» предложил ему $33 млн в год, но квотербек мудро отказался, решив доработать контракт новичка до конца.
Весной 2020 года «Даллас» применил к Прескотту франчайз-тег, чтобы не пустить его на рынок свободных агентов. В первые три сезона Дак занимал под потолком зарплат меньше миллиона. На четвёртый сезон — $2,1 млн. А теперь занял $31,4 млн. Ваш квотербек уже не по жёлтому ценнику.
В пятом туре того сезона Прескотт получил травму и выбыл до конца сезона. Обычно травмы в контрактный сезон означают для футболистов потерю денег, но не в этом случае. «Даллас» слишком боялся остаться без франчайз-квотербека, поэтому Дак продолжал командовать парадом даже в статусе пациента.
Он опять мог выйти на рынок, поэтому Джерри Джонс применил второй франчайз-тег подряд ($37,7 млн), а затем отдал своему квотербеку всё, что только можно было (кроме, разве что, доли в клубе): 4 года, $160 млн ($40 млн в год). Важнее денег здесь срок контракта — Прескотт добился того, что мог теоретически выйти на рынок в 31 год, в самом расцвете сил.
Прескотт провёл отличный сезон–2021, затем посредственный сезон–2022 (и по качеству игры и из-за травм), и — главное для себя — великолепный сезон–2023, когда с 36 тачдаунами при 9 перехватах он финишировал вторым в гонке за звание MVP. А раз остался последний год по контракту, значит вновь пришло время тяжёлых переговоров. И Прескотт выдоил из Джерри Джонса всё, что недополучил, когда был парнем из 4-го раунда.
Те же 4 года, но уже $240 млн. Сплошные рекорды: самая крупная средняя зарплата в год ($60 млн), кэш за один сезон ($86,3 млн), кэш за первые три года ($174,1 млн) и подъёмные ($80 млн). А ещё запреты на обмен и франчайз-тег. Рычагов стало ещё больше!
О том, насколько это выдающийся контракт, говорят следующие продления. Джош Аллен через два года получил только $55 млн в сезон, хотя был более продуктивен, чем Прескотт. Брок Парди сейчас получил $53 млн, хотя Прескотт не выводил свою команду в Супербоул. Это говорит о том, что остальные генменеджеры посчитали соглашение Дака не новой нормой, а аномалией (пусть и не такой, как контракт Дешона Уотсона).
За период с 2021-го по 2024-й Дак Прескотт заработал $212,3 млн — это на $47 млн больше, чем любой другой футболист. При этом за последнюю пятилетку он провёл два реально крутых сезона, а вот суммарные показатели в трёх других (2020, 2022, 2024): результат 13–12, 43 тачдауна, 27 перехватов, 25 пропущенных матчей (49%).
Если Джо Флакко блестяще монетизировал один гениальный заплыв в плей-офф, то Дак Прескотт, выигравший два матча плей-офф за всю карьеру, монетизировал страх Джерри Джонса остаться без него.