«Я не хочу выиграть все в юниорке и закончить в 17-18 лет, потому что выгорю. Хочу долгую карьеру»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
17-летняя Софья Дьякова готовится всерьез закрепиться на международной арене.
В четвертый день чемпионата России по плаванию 2023 года на дистанции 400 м вольным происходит сенсация: 15-летняя Софья Дьякова из Татарстана обыгрывает титулованную Анну Егорову, так еще и в микст-зоне доминировала над старшими.
На следующий день Софья выигрывает «полторашку». Там основные соперницы были примерно ее же возраста, так что особой эйфории та победа не породила в массах, при том люди «из темы» разделились на два лагеря: «перед нами будущее российского стайерского плавания» и «да видели таких молодых, к 18 бросают».
Спустя всего два года после первой победы Софья — финалистка взрослого чемпионата мира на короткой воде, многократная чемпионка России и обладательница трех юниорских рекордов страны. Она круто плывет, классно говорит со СМИ, выкладывает красивые фотки и ставит перед собой амбициозные, но здоровые цели.
Интервью с Софьей Дьяковой. Велком!
О прогреве противостояний
— Ты в 15 лет выиграла свой первый чемпионат России (прим. — в 2023 году). С того момента был период, когда вы жестко во флеш-интервью обменивались колкостями с Анной Егоровой. Было ощущение, что супермолодая и дерзкая Соня Дьякова вообще авторитетов не видит. Как ты смотришь на ту себя спустя несколько лет?
— Меня очень забавляла такая наша дружба с ней. У нас положительные отношения, просто иногда колкие (улыбается). К Ане, что тогда, что сейчас, я отношусь как к человеку и профессионалу с глубоким уважением, потому что у нее крутая карьера.
— Тебя подстегивало, когда Аня отвечала тебе?
— Лично меня подобное общение прикалывает. Может кто-то на это смотрит негативно, но мне нравится, что мы подначиваем друг друга.
— Есть еще Ксения Мишарина. У вас схожие дистанции, вы много конкурируете, вы одного возраста. Почему вы не ведете себя так же остро в медийном поле, как с Егоровой?
— Однажды пробовала [прогреть противостояние], но почувствовала напряженную реакцию. Сразу подобное прекратила и не предпринимала новых попыток. Не хочу, чтобы это вызывало негатив. С Аней это работает в позитивном ключе.
О долгой карьере
— Довольно часто ты отказываешься от дистанций, можешь за 6 дней выйти только один-два раза за турнир. Почему?
— Не первый раз, кстати, такой вопрос. Кто-то говорит, что я эмоционально нестабильна, что я психую. Говорят, что я боюсь проиграть, что специально снимаюсь за день до старта. Я не хочу объясняться, но скажу, что все обговаривается с тренером намного заранее. Можем за полгода обсудить, что и где плывем.
Моя главная задача на карьеру — не выиграть чемпионат России, не выиграть чемпионат мира или Первенство мира. Вовсе нет… Главная задача — это, конечно, Олимпийские игры.
Я не хочу выиграть все в юниорке и закончить в 17-18 лет, потому что выгорю. Хочу долгую карьеру, мы с тренером к этому стремимся.
— Как думаешь, ты можешь быть подвержена звездной болезни?
— Я вообще не считаю, что я какая-то звезда. Не дошла до такого уровня. Выиграю Олимпийские игры и тогда, может быть, да. Сейчас вообще ничего такого нет. Просто плаваю и кайфую.
Первый финал первого чемпионата мира\n
— В конце 2024 года ты поехала на короткий чемпионат мира в Будапеште. Первый за 3 года для россиян и первый для тебя вообще. Расскажешь о тех эмоциях спустя полгода?
— У меня в Будапеште последние три дня не было стартов, я сидела на трибуне и офигевала от атмосферы. Это такой масштаб… еще рекорд, рекорд, рекорд… это очень вдохновляет и мотивирует.
Я плыла в самом первом финале турнира. По заявочному времени была 12-ой, так что на главный заплыв не особо рассчитывала. Знала, что надо плыть утром в макс, потому что если буду экономить силы, то ни в какой вечер не попаду.
Утром побила юношеский рекорд (России) на 400 вольным. Естественно, я выложилась полностью. Думаю: «Боже мой, что делать вечером, откуда силы брать?» Решила, что на огромное количество поздравлений отвечать не буду, кроме сообщений мамы и тренера.
Проблема была в том, что я очень люблю спать днем пару часов. В тот день вообще сна не было, очень переживала: лежала и представляла заплыв в голове.
Пришла на финал – там Саммер (Макинтош). Не скажу, что она мой кумир, но слежу за ней. В коллруме она рядом со мной. Про себя говорю: «Вау, какая я молодец, я тоже тут!»
Девчонки шутят между собой, смеются. Вспомнила наш коллрум на чемпионате России перед финалом. Туда лучше не заходить — все очень строгие.
Нас пригласили к выходу. Никто не понимал штуку с разворотом на представлении спортсменов. Я попала в финал 8-й, так что мне надо было выходить первой. Нам судья объяснил, что делать, но параллельно играла громкая музыка, так что я вообще ничего не поняла.
Повернулась спросить к девочкам, те ответили «You first, so you’ll try it». Чуть не упала на этой платформе. Потом начала снимать одежду на соседней дорожке. Этот заплыв я запомню на всю жизнь.
Когда начала плыть, эмоции стихли и пришла физическая боль. Напомню, что утром я проплыла по лучшему результату. Очень удивилась, когда по итогам финала увидела результат практически такой же, как и утром. Тогда поняла, что могу делать крутой результат несколько раз в день.
О медийности и моде
— Почему ты не очень активна в социальных сетях? Кажется, что для этого есть все данные: молодая, красивая, с титулами.
— Мне это не очень близко. Не люблю, когда люди знают, чем я занимаюсь каждый час. Смотрю на других и думаю: «Молодцы, развиваются в медиаполе». Сама тоже понимаю, что нужно это делать. На плавании жизнь не заканчивается, надо развивать медийку, это мне самой же в будущем пригодится.
Пока не могу себя заставить это делать. Может, как-нибудь потом.
— Думаешь, с возрастом придет? Или с каким-то большим титулом?
— Когда задумывалась о медийке, считала: «Блин, я же вообще никто. Ну выиграла чемпионат России. Вот что я буду рассказывать? Меня никто не будет слушать. Зачем мне это?». Сейчас актив вижу, хотя я не очень часто что-то выкладываю. Пока нет такого, знаешь, желания, рвения, но может со временем появятся.
— В твоих редких постах можно увидеть хорошие перелеты, дорогие бренды, красивые отели. Откуда это?
— Лет с 14 я начала хорошо зарабатывать на плавании. Не сказать, что я трачу все — что-то откладываю. При этом я люблю побаловать себя: сходить в ресторан с девчонками, погулять. Отдыхать тоже люблю, даже обожаю.
При этом, конечно, я не все сама себе покупаю. Спасибо большое родителям, что дают возможности. При этом какую-нибудь, например, брендовую сумочку могу сама себе купить.
— Историю покупок в Hermes не строишь?
— Мне не нравится, как позиционирует себя бренд. Будто за их цены, хочется чтобы в салоне за тобой ухаживали, а не ты пытался добиться к себе расположения.
— Как в тебе уживается привычка жизнь довольно комфортную жизнь, где за тобой ухаживают, и параллельно впахивать в бассейне, как конь, по много часов в день?
— Я вообще не поддерживаю девчонок, которые рождаются в обеспеченных семьях и абсолютно не хотят саморазвиваться за пределами роскошной жизни. Их единственное достижение – это то, что у них родители кто-то там…
Я такое не поддерживаю. Хочу всего добиться сама!
О таланте
— В тебе больше таланта или трудолюбия?
— Очень хочется сказать, что трудолюбия, но слышала теорию, что только талантливые начинают выигрывать все уже с юниорки.
Думаю, что важно подхватить этот момент, прижать спортсмена к стенке и объяснить, что не всегда так будет.
— С тобой так делали?
— Да, мой тренер. Она, конечно, физически меня к стене не прижимала, но дала четко понять в разговоре, что нужна долгая карьера.
— Когда тот диалог случился?
— Это было после первой победы на чемпионате России. Тогда пошли очень неприятные комментарии со стороны, мол, куча подобных побед было: молодые один раз выигрывают, потом не всплывают.
В тот момент я поняла, что хочу доказать, в первую очередь себе, что со мной эта теория не сработает. Это – для других, но не для меня.