Что случилось с Копмейнерсом в «Ювентусе»?
Голы исчезли.
В прошлом году Тен Копмейнерс выиграл Лигу Европы, отметился в символических сборных всех важных турниров и наколотил 15 мячей. Из полузащитников только Беллингем забил больше.
В этом его освистывают. Копмейнерс боится инициативы, прячется от мяча и редко забивает (5 голов). «Ювентус» заплатил за все 58 миллионов.
Разберем, как из самого забивного полузащитника Серии А превратиться в ее главное разочарование.
В Турине не учли, что у Гасперини голландец играл в особенной роли
Когда что-то идет не так, нужно вернуться в момент, где все было хорошо.
Копмейнерсу было хорошо в Бергамо.
В галактике Гасперини действо развивается на краях. Система основана на треугольниках-ромбах, в которые включены латераль, крайний защитник и ближайший опорник. Движение внутри запрограммировано. Центр опустошается. Исполнители, расположенные там, развернуты лицом к воротам и освобождены от активной игры.
Соответственно, во всех возможных сценариях Копмейнерс свободно сканировал и атаковал пустые пространства. Смотрите:
1. Если выходил одним из опорников в 3-4-2-1, включался в ромб только на ближнем краю. Если игра развивалась на противоположном фланге – наблюдал за смещениями обороны и атаковал вторым темпом.
2. Выходил одним из инсайдов в 3-4-2-1. В этом случае девяткой обычно был Джанлука Скамакка – редкий актив в плане связки линий и отыгрыша спиной к воротам. Ему свойственна тяга к мячу, и Гасперини ее использовал: часто именно форвард закрывал треугольник-ромб сверху. Инсайд (Лукман слева, Копмейнерс справа) оказывался вне розыгрыша и рыскал в поисках бреши.
3. Выходил ложной десяткой в 3-4-1-2. В этой схеме у Гасперини нет чистого нападающего. Две формальные девятки, Лукман и Де Кетеларе, на самом деле располагались очень широко и оставались инсайдами, замыкавшими естественно складывающиеся ромбы. Копмейнерс свободно стартовал из глубокой позиции, с которой хорошо просматривались все уязвимости.
Словом, в системе Гасперини игрок, который не задействован в активном ромбе, всегда расположен лицом к воротам в очень разреженной зоне и наделен широкими полномочиями в атаке вторым темпом.
Обычно этим игроком был Копмейнерс.
Эта особенность определила его результативность. Вот он забивает «Ювентусу»: наблюдает за розыгрышем на краю, отслеживает перемещения защитников. Когда Скамакка развернулся, Тен открылся за спины.
Вот его гол «Сассуоло». Снова ромб слева. Снова Копмейнерс в нем не задействован. Зато сканирует соперника из удобного наблюдательного пункта.
А вот мяч «Фиорентине». Копмейнерс выведен из игры, развернут лицом к воротам и наблюдает, к чему приведет атака. Через несколько мгновений использует прореху между двумя защитниками.
Кубковый гол «Милану». Бергамаски разыгрывают стандартную перепасовочку слева, Копмейнерс догоняет вторым темпом. Защитники видят только мяч, голландец – их и мяч одновременно. Если оборона сместится к пасующему – атакует дальнюю штангу. Если прижмется к воротам – отскочит под скат (так и случилось).
Сэкономим время: все остальные голы забиты в таком же стиле. Без исключений. Копмейнерс следит за игрой, находит прохудившееся место в защите, вбегает и забивает.
Подытожим. В прошлом сезоне голландец забил 15 голов. Один со штрафного, три с пенальти. Из остальных 11:
● девять в одно касание;
● все одиннадцать – если находился лицом к воротам в стартовой позиции;
● десять – в атаках, в которых не принимал участия. Только раз Тен забил после розыгрыша, в котором поучаствовал сам, однако ограничился минимальным вкладом: максимально быстро передал мяч дальше и продолжил движение лицом к воротам.
● ни одного, когда активничал в продвижении и перепасе.
Объективные обстоятельства: энергичный полузащитник пропустил предсезонку «Ювентуса»
Тен Копмейнерс не маг. У него нет особенной техники, отсутствует скорость. Ему никого не обвести. Но он очень динамичный и мощный. В игре Гасперини, оберегавшей его от сжатых пространств и постоянной работы спиной к воротам, эти качества компенсировали недостатки. Голландец был вездесущ. Он умно серфил по открытому полю, высматривая слабости противника, избегал неудобных ситуаций и забирал дуэли на атлетизме. В команде его нарекли РобоКопом. Выносливость позволяла весь матч держаться в зоне комфорта (в каком-то смысле мобильность и есть его зона комфорта) и паразитировать на чужих просчетах, а интеллект избавлял тренера от опасений, что неуправляемое движение приведет к хаосу.
В июне 2024-го он получил травму, от которой оправился к середине июля. А к концу первой недели августа Гасперини отстранил его от тренировок. Переход в «Юве» завершили ближе к осени – по сути, у Копмейнерса не было предсезонки.
Одно это сполна объясняет, почему он не похож на себя. Копмейнерс прибыл в Турин незнакомым с командой и неготовым к привычным объемам; и то, и другое тяжело наверстать в плотном графике без полноценных недельных циклов.
Остальное можно считать следствием, а можно – еще одной причиной. В октябре Копмейнерс сломал ребро: несколько матчей пропустил, несколько отбегал на обезболивающих. В конце ноября его свалил грипп. Выбора у поредевшего «Ювентуса» на тот момент не было, поэтому Тен так и играл с температурой – тоже около месяца.
Это сказалось и на его игре, и на наборе формы. В апреле у голландца воспалилось сухожилие – последствия беспокоят до сих пор.
Поэтому Робо задержался в Бергамо. В Турин пока доставили только Копа.
Тактические условия: Тен не просто вышел из идеальной роли в «Аталанте», но и попал в неудобную
Прежде чем продолжим, оцените таблицу ниже – она сравнивает смежные сезоны Копмейнерса по тем ключевым показателям, которые обусловили стоимость и возбудили туринских скаутов.
Дополним картинку. В «Ювентусе» Тен в 2,5 раза реже пасует в штрафную и в полтора раза просел по продвигающим передачам.
То есть Копмейнерс играет проще, безынициативно, меньше обостряет и угрожает. Но вопреки этому выдает прежние цифры и в ожидаемых голах, и в ожидаемых ассистах. При этом кратно меньше забивает и ассистирует.
Отчасти этот парадокс объясняется разницей между системами. Футбол Мотты основан на искусстве синхронного продвижения и нацелен на создание немногих, но качественных моментов. Игра Гасперини берет количеством при меньшем качестве.
В «Ювентусе» Копмейнерсу требовалось меньше обостряющих передач, чтобы найти партнера в действительно опасной позиции – отсюда те же значения при меньшем количестве. И понадобилось меньше моментов, чтобы набить те же ожидаемые голы. Если б не плохая реализация, он забивал бы как раньше.
Следовательно, вопрос, вынесенный в заголовок, состоит из двух:
1. Почему Копмейнерс упростил игру и не добирает до прежних объемов?
2. Что случилось с реализацией?
Часть объяснения мы нашли: плохая форма. Другая часть – новый тактический контекст.
Мотта играет иначе, чем Гасперини. Его ритм совпадает с правилом, однажды озвученным Гвардиолой: «Чтобы двигаться быстро, сначала надо двигаться медленно». Атака начинается от вратаря, соперник выманивается к штрафной и на переполненные края, где нечем дышать; действие происходит в ограниченном пространстве – это риск, но оправданный: раскрывается остальное поле. Чем больше игроков (своих и чужих) привлекается в одну зону, тем лучше – структура рушится.
В первые несколько месяцев Коп, начиная под нападением в 4-2-3-1, регулярно смешался направо – компенсировал смещения вингера. Позднее он заиграл в центре, в чистой роли при нападающем. Несколько матчей провел девяткой. А у Тудора выходил инсайдом в 3-4-2-1.
«Тен не годится в атакующие полузащитники, – уверен бывший защитник сборной Леле Адани. – Он должен играть как Нико Пас, с теми энергией и агрессией, с которыми врывался в переходные фазы при Гасперини. Тогда он забьет 10 мячей. А «Юве» сваливается в тесные зоны. Коп не Рикельме, ему нужно двигаться в стороне от чужой полузащиты, чтобы находить моменты. У него нет глаз на затылке, [чтоб отыскать пространство], когда цепляется за пас из глубины».
Контекст лишил Тена главного преимущества: возможности видеть поле из глубины и колоть в слабые места вторым темпом. Он начинал с высокой позиции и двигался от ворот. Его использовали для отыгрыша, открытия пространства, задействовали в перепасе, часто в тесных коробках, или ставили в изоляцию на краю – при том что Копмейнерс не тот игрок, который из нее выберется. Это не его футбол. Даже у Тудора в знакомой роли инсайда другие задачи: первая обязанность в очень простой вертикальной игре – обработать неподготовленный пас вперед.
Мотта догадался довольно скоро: «Копмейнерс играет в неудобной позиции. Заметьте, как он преображается, когда опускается глубже и видит больше поля». Но возможности Тиаго были ограничены. Иногда игроков оставалось впритык.
Позднее мнение подтвердил Коп: «Я играю иначе, чем у «Аталанте». Здесь мне приходится помогать даже при розыгрыше на нашей половине».
Резюмируем
В общем, Копмейнерс:
● упростил решения, потому что слабоват в игре накоротке под плотным прихватом, особенно сейчас, когда недостаток техники не восполнен мощью. К тому же прежде он играл в команде, которая больше времени проводила в атакующей трети – было больше возможностей для поиска вариантов в штрафной;
● реже отжимает мячи в прессинге, потому что хуже готов физически;
● находит меньше возможностей, потому что меньше двигается (плохая форма) и не видит поля – задействован в перепасе, часто спиной к воротам, в слишком высокой стартовой позиции;
● тем не менее при Мотте получал моменты лучшего качества (средняя острота удара на 10% выше, чем в прошлом году) и мог набить сопоставимые цифры, но провалился в реализации. Причина та же: слишком рассеивался на другие задачи и терял свежесть (ног и мысли) для завершения.
Бергамский Копмейнерс часто существовал вне системы, в очень удобной созерцательной роли. В Турине он – ее часть. Это не изменится. Тен наверняка прибавит, когда наберет форму и опустится глубже, в зону, из которой видны ворота в начале движения. Но есть ощущение, что ему не хватает козырей в конкуренции с Тюрамом и Локателли. Если для него не создадут особых условий, получится, что «Юве» отдал 58 миллионов за полезного ролевика.
И еще вопрос, стоит ли он этих условий.
***
Телеграм-канал Андрея Клещенка
Фото: Gettyimages.ru/Dan Mullan, Francois Nel, Enrico Locci, Francesco Scaccianoce