ТОП-5 мотоциклов для тюнинга: лучшие модели для переделки
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Тюнинг мотоцикла – это не просто улучшение характеристик, но и способ создать уникальный стиль. Однако не все модели одинаково хорошо поддаются переделке. Мы выбрали 5 лучших мотоциклов для кастомизации, которые идеально подходят для тюнинга – от доступных классиков до мощных спортбайков. Также дадим вам советы по выбору мотоцикла для тюнинга и расскажем примеры удачных тюнинговых проектов.
Как улучшить мощность мотоцикла: тюнинг двигателя, прошивка и апгрейд
Почему именно эти модели: критерии выбора мотоцикла для тюнинга
Выбор мотоцикла для тюнинга – это не только вопрос вкуса, но и практичности. Опытные кастомайзеры обращают внимание на конструктивные особенности, доступность запчастей и потенциал для переделки. Разберём ключевые критерии и то, какие стили проще всего реализовать на популярных моделях.
Рассмотрим критерии выбора мотоцикла для тюнинга:
- Простота конструкции. Минимум электроники – чем меньше CAN-шины и сложной проводки, тем проще переделывать. Доступ к ключевым узлам – двигатель, рама, подвеска должны легко модифицироваться. Отсутствие сложных пластиковых обтекателей – мешают кастомизации мотоцикла. Примеры: Suzuki SV650 – простая V-образная двойка, минимум электроники; Triumph Bonneville – классическая конструкция, легко разбирается.
- Доступность запчастей. Оригинальные и неоригинальные детали – должны быть в продаже. Поддержка тюнинг-брендов (Yoshimura, Öhlins, Rizoma). Большое сообщество кастомайзеров – готовые решения и советы. Примеры: Yamaha XSR700 – огромный выбор выхлопов, подвесок, рулей; Honda CB650R – поддержка от японских и европейских тюнинг-ателье.
- Универсальность платформы. Возможность переделки под разные стили, от кафе-рейсеров до чопперов. Баланс мощности и веса, чтобы не пришлось полностью переделывать подвеску. Примеры: Kawasaki Z900RS – подходит и для ретро, и для спортивного тюнинга; Suzuki SV650 – можно сделать как трековый байк, так и боббер.
Тюнинг мотоцикла – это искусство, и выбор стиля зависит от базовой модели. Некоторые мотоциклы лучше подходят для одних направлений, другие для совершенно иных.
Разберем 4 популярных стиля и мотоциклы, на которых их проще всего реализовать:
- Кафе-рейсер (Café Racer). Минимализм, скорость, винтажный гоночный стиль 60-х. Нужно изменить клип-оны (низкий руль) + горб на сиденье; минималистичные крылья (обрезать или заменить); поставить круглую фару (например, от Motodemic) и установить спортивный выхлоп (Akrapovič, SC Project). Пример: Triumph Thruxton – заводской кафе-рейсер, но можно сделать еще круче. Лучшие модели для переделки: Triumph Bonneville T100/T120 – классическая база, простая рама; Yamaha XSR700/900 – нейкед-стиль, легко превратить в кафе; Honda CB650R/CB1000R – рядная четверка, дает агрессивный звук.
- Боббер (Bobber). Грубость, простота, отсутствие лишнего. Укороченное заднее крыло часто просто срезают. Необходимо: одиночное сиденье жесткое, без подушек, жесткая подвеска (хардтейл-стиль); голая рама – убирают все лишнее (багажники, декоративные детали). Пример: Harley 48 – почти готовый боббер, но можно убрать еще больше. Лучшие модели для переделки: Harley-Davidson Sportster – идеальная база, огромный выбор запчастей; Triumph Bonneville – можно сделать харлейоподобный боббер; Suzuki Intruder/VL800 – V-Twin, массивная рама.
- Скрэмблер (Scrambler). Универсальность, готовность к бездорожью, ретро-стиль. Нужно изменить высокий выхлоп, чтобы не задеть на бездорожье; поставить грубые протекторы и усиленные амортизаторы. Потребуется защита двигателя (скрэмблер-пластины). Пример: Triumph Scrambler 1200 – мощный и стильный, но можно добавить индивидуальности. Лучшие модели для переделки: Ducati Scrambler – уже скрэмблер, но можно улучшить; Yamaha XSR700 – высокий клиренс, простая подвеска; Triumph Street Scrambler – заводской вариант, но можно кастомизировать.
- Чоппер (Chopper). Длинная вилка, низкая посадка, агрессивный стиль. Лучшие модели для переделки: Harley-Davidson Softail – классика чопперостроения; Yamaha Virago 535/750 – доступная база для кастомных чопперов; Honda Shadow – V-Twin, много запчастей.
ТОП-5 мотоциклов для тюнинга: обзор и особенности
Тюнинг мотоцикла – это способ создать уникальный байк, отражающий ваш стиль. Мы выбрали 5 культовых моделей, которые идеально подходят для переделки: от классических Harley до японских ретро-мотоциклов.
Harley-Davidson Sportster
Классика тюнинга, огромное сообщество, множество запчастей, легко превращается в боббер, чоппер или каферейсер. Это один из самых популярных мотоциклов в линейке Harley, выпускающийся с 1957 года. Это классический круизер с характерным V-образным двухцилиндровым двигателем (V-Twin), жесткой рамой и агрессивным стилем.
Плюсы для тюнинга: простота конструкции – минимум электроники, легко разбирается; огромный выбор запчастей – от заводских (Harley-Davidson) до кастомных (S&S, Vance & Hines, Roland Sands); гибкость в стилях – можно сделать боббер, кафе-рейсер, чоппер, скрэмблер или трекер; доступность двигателей – моторы 883/1200 легко форсируются (большие поршни, турбо, чип-тюнинг); культовый статус – много вдохновения от известных кастомных мастерских.
Примеры успешных проектов: Iron X, Hooligan, Scrambler XL, Dragster.
BMW R-серии (например, R60/7, R90/6)
Photo by Andrey Nikolaev on Unsplash
Надежная база для каферейсеров и скрэмблеров, популярна у европейских мастерских. Классические мотоциклы с оппозитными двигателями (боксеры), выпускавшиеся с 1920-х годов. Модели R60/7 и R90/6 относятся к воздушной серии /5, /6 и /7 (1970-е), известной своей надежностью, простотой и характерным дизайном.
Плюсы: простота конструкции – минимум электроники, легко ремонтируется; выносливый мотор – хорошо реагирует на форсировку (большие поршни, распредвалы); универсальная рама – подходит для разных стилей (от ретро-кафе до брутальных скрэмблеров); огромное сообщество – много запчастей (OEM и кастом), чертежей и вдохновляющих билдов; кардан вместо цепи – меньше обслуживания, стильный вид.
Примеры успешных проектов: Cafe Racer R90, Urban Scrambler, Brat-Style R80, Tracker R100.
Moto Guzzi V7
Итальянская универсальная платформа, поддержка фирменных наборов для самостоятельного тюнинга. Современная классика от итальянского бренда, вдохновленная легендарной моделью V7 750 1960-х годов. Отличается характерным продольным V-образным твином, карданным приводом и ретро-стилем с современными технологиями.
Плюсы: уникальный двигатель – продольный V-Twin с карданом, легко поддается форсировке (чип-тюнинг, воздушный фильтр, выхлоп); простота конструкции – минимум пластика, легко разбирается; гибкость стилей – подходит для кафе-рейсеров, скрэмблеров, бобберов и неоклассики; огромный выбор запчастей – как оригинальных (Moto Guzzi), так и от тюнинг-ателье (Agostini, Mistral, Rizoma); культовый статус – итальянский дизайн и характерный звук мотора.
Примеры успешных проектов: Cafe Racer V7, Scrambler V7, Brat-Style V7, Tracker V7.
Honda CB-серии (CB750, CB500)
Доступность, простота, огромный выбор тюнинга, легко превращается в любой стиль. Легендарная линейка японских неоклассиков и уличных мотоциклов, выпускаемая с 1960-х годов.
Плюсы: надежность и доступность – запчасти есть даже для старых моделей; простота конструкции – минимум электроники, легко разбирается; гибкость в стилях – подходит для кафе-рейсеров, трекеров, бобберов и скрэмблеров; мощный потенциал двигателя – 4-цилиндровые моторы CB750 хорошо поддаются форсировке (турбо, big-bore kits); огромное комьюнити – тысячи готовых проектов и чертежей.
Примеры успешных проектов: Cafe Racer CB750, Scrambler CB500, Brat-Style CB750, Tracker CB550.
Yamaha XS650 или SR400
Японская база для ретро-тюнинга, легко найти детали, популярна среди новичков и профи. Один из первых японских мотоциклов с параллельным твином.
Плюсы: простота конструкции – минимум электроники; огромное сообщество энтузиастов; доступность запчастей (особенно для XS650); легкость модификаций.
Примеры успешных проектов: XS650 by Mule Motorcycles, SR400 by Wedge Motorcycle, The Black (Analog Motorcycles), SR400 by Brat Style.
Модель |
Тип двигателя |
Сложность доработки |
Стоимость донора (средняя, в руб.) |
Популярность у кастомайзеров по 5-бальной шкале |
Harley Sportster |
V-Twin, 883-1200cc, воздушн. |
Средняя |
350 000 |
5 |
BMW R100 |
Оппозитный, 980cc, воздушн. |
Высокая |
450 000 |
4 |
Honda CB750 |
Рядный 4-цил., 736cc, воздушн |
Низкая |
250 000 |
5 |
Yamaha XS650 |
Параллельный твин, 653cc |
Средняя |
200 000 |
4 |
Yamaha SR400 |
1-цил., 399cc, воздушн. |
Очень низкая |
300 000 |
3 |
Moto Guzzi V7 |
V-Twin, 853cc, воздушно-масл. |
Средняя |
550 000 |
3 |
Honda CB500 |
Рядный 2-цил., 498cc |
Низкая |
150 000 |
3 |
Примеры удачных тюнинговых проектов
Расскажем подробнее об известных тюнинговых мотоциклах.
Harley-Davidson Sportster
Проект: Ironhead Tracker (Thunderbike). Донор: Sportster XL883. Изменения: Установка 19» переднего колеса от Dyna; чисер-бак с алюминиевыми вставками; переделка подвески под flat-track стиль; высокий выхлоп Vance & Hines. Стиль: Гоночный трекер. Фишка: использование деталей от Harley XR750.
Проект: Brutal Cafe (Roland Sands). Донор: Sportster 1200. Изменения: обтекатель из карбона; односекционное сиденье с горбом; перевернутая вилка от спортбайка. Стиль: Кафе-рейсер. Фишки: гибридная конструкция руля, встроенный охладитель масла в подседельной части у Sportster
BMW R-серия
Проект: R90S Cafe (Bavarian Cafe Racers). Донор: R90/6. Изменения: реплика обтекателя как у R90S; сиденье в стиле 70-х; выхлоп 2-в-2 из нержавейки. Стиль: Ретро-кафе. Фишка: Сохранение оригинальной цветовой схемы
Проект: Urban GS (Hookie Co.). Донор: R100. Изменения: покрышки TKC80; алюминиевые боковые кофры; LED-оптика. Стиль: Нео-скрэмблер. Фишки: кастомная подвеска с увеличенным ходом, электронный спидометр в ретро-корпусе на BMW R-series
Moto Guzzi V7
Проект: V7 Racer X (Agostini). Донор: V7 III. Изменения: полная система выхлопа из титана; перепрошивка ЭБУ (+15 л.с.); спортивные фильтры. Стиль: Гоночный кафе. Фишка: Сохранение оригинальной двухцветной окраски.
Проект: Stelvio Scrambler (Garage 221). Донор: V7 Stone. Изменения: поднятый выхлоп; защита двигателя; усиленные пружины. Стиль: Эндуро-скрэмблер. Фишки: использование деталей от Stelvio, быстросъемные крепления для обтекателей у кафе-рейсеров
Honda CB-серия
Проект: CB750 Turbo (Honda). Донор: CB750 1982. Изменения: турбокомпрессор IHI; усиленная рама; спортивный обтекатель. Стиль: Рестро-мод. Фишка: один из первых серийных турбо-мотоциклов
Проект: CB500 Tracker (Diamond Atelier). Донор: CB500T. Изменения: чисер-бак, кроссовый руль; грязевые покрышки. Стиль: Флэт-трек. Фишки: полная переделка задней части рамы, модульная рама на CB750: возможность быстрой смены хвостовой части.
Yamaha XS650/SR400
Проект: XS650 Brat (Brat Style). Донор: XS650 1980. Изменения: сиденье на пружинах; укороченные крылья; минималистичные приборы. Стиль: Брат-стайл. Фишка: использование кожи ручной выделки
Проект: SR400 Mono (Wrenchmonkees). Донор: SR400 2015. Изменения: моноамортизатор; чисер-бак; голый минималистичный дизайн. Стиль: Модерн-классик. Фишки: полная переделка задней подвески, гибридная подвеска на XS650: сочетание пружин от Harley и амортизаторов от Yamaha R1
Фото лучших тюнинговых проектов можно найти:
- На сайтах тюнинг-ателье (Deus Ex Machina, Rough Crafts).
- В инстаграм-аккаунтах @bikeexif @pipeburn.
- На специализированных форумах (Advrider, Custom Fighters).
Советы по выбору мотоцикла для тюнинга
Расскажем как выбрать базу под стиль и бюджет.
Подбор по стилю:
- Кафе-рейсеры/Трекеры: Honda CB, Yamaha XS/SR, BMW R – жесткие рамы, простые двигатели.
- Бобберы/Чопперы: Harley Sportster, Yamaha XV – V-Twin, длинная база.
- Скрэмблеры: BMW R, Moto Guzzi, Honda XL – высокий клиренс, прочная подвеска.
- Ретро/Неоклассика: Triumph Bonneville, Moto Guzzi V7 – заводская эстетика, минимальный тюнинг.
По бюджету:
- До 100 тыс. руб: Старые Honda CB, Yamaha XJ, советские Днепр/Урал (но сложно с запчастями).
- 100–300 тыс. руб: Yamaha SR400, Harley Sportster 883, BMW R100.
- От 300 тыс. руб: Современные Moto Guzzi V7, Triumph Thruxton – меньше переделок, но выше стоимость донора.
Обратить внимание при покупке донора на следующие детали:
- Техсостояние. Двигатель: проверьте компрессию, стуки, масляные подтеки. Запуск на холодную. Рама: без коррозии и трещин (особенно у старых CB и XS650). КПП и привод: плавное переключение передач, нет шума в кардане/цепи.
- Доступность запчастей. Популярные модели (Honda CB, Yamaha SR) легче и дешевле ремонтировать. Редкие мотоциклы (например, Laverda) могут потребовать индивидуального изготовления деталей.
- Документы. ПТС без ограничений, совпадение номеров рамы/двигателя. Для старых мотоциклов (старше 20 лет) – риск распила.
- Потенциал для тюнинга. Простые конструкции (без сложной электроники, как на SR400) легче переделывать. Наличие поддержки сообщества (форумы, магазины запчастей).
Расскажем об ошибках начинающих тюнеров:
- Игнорирование состояния донора. Попытка сэкономить на убитом мотоцикле часто приводит к перерасходу бюджета на ремонт.
- Непродуманный план. Начинать тюнинг без четкого видения стиля – риск получить байк из несочетаемых деталей.
- Гонка за мощностью. Турбонаддув или Big Bore Kit на старом двигателе без усиления рамы/тормозов – опасно.
- Экономия на безопасности. Самодельные тормозные системы или ненадежные крепления руля/сиденья.
- Пренебрежение документами. Кастомизация мотоцикла должна быть узаконена (особенно рама, выхлоп, светотехника).
Harley-Davidson Sportster – король бобберов и чопперов. Прост в ремонте, но тяжеловат для кафе-рейсеров. BMW R-серия – универсал для кафе, скрэмблеров и туреров. Легендарная надежность, но дорогие запчасти. Moto Guzzi V7 – неоклассика с характером. Готовый стиль, но ограниченный потенциал для радикального тюнинга. Honda CB-серия – лучший выбор для новичков. Дешевые запчасти, море вариантов тюнинга. Yamaha XS650/SR400 – чистый лист для минималистов. Простота и легкость, но слабоваты для мощных проектов.
Если вы новичок, то начните с Honda CB400/CB750 или Yamaha SR400 – дешево, просто, много инструкций. Выбирайте модели без коррозии рамы и с рабочим двигателем. Если вы опытный райдер, то экспериментируйте с гибридными стилями (кафе-скрэмблер, боббер-трекер). Присылайте фото своих тюнинговых проектов в комментариях и делитесь опытом, который поможет другим райдерам.
Стоит ли покупать мотоцикл на аукционе? Риски, выгоды, советы