Главный кузовной чемпионат Великобритании: Что это такое и почему о нем надо знать?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Введение
Что общего между Габриэле Тарквини, Иваном Мюллером, Джеймсом Томпсоном, Йоакимом Винкельхоком, Джейсоном Плато, Колином Теркингтоном и Эшли Саттоном? Они являются чемпионами Великобритании по кузовным гонкам (BTCC), и наш сегодняшний увлекательный рассказ будет посвящён этому чемпионату, который до сих пор является одним из популярных автоспортивных кузовных чемпионатов в мире.
BTCC является одной из старейших, самой популярной и самой престижной серией в мире для автомобилей класса «туринг», на протяжении многих лет проводился по различным национальным и международным правилам, включая Group 2, Group 5, Group 1, Group A (не путать с раллийным классом), Super Touring и Super 2000. Более низкий класс Group N (он же Super Production) проводился с 2000 по 2003 год.
- Виталий Баркарь, автор Telegram-канала «Безумный Джейми Уинкап в Бенде 2025 года»
Что такое Туринг и с чем его едят?
Чемпионат BTCC (British Touring Car Championship) является одним из самых престижных национальных чемпионатов по гонкам на автомобилях класса «туринг». Давайте попробуем разобраться в его истории. Но для начала посмотрим на то, что же из себя представляют автомобили этого класса.
Для соревнований используют стандартные кузовные автомобили, обычно четырех или пяти дверной компоновки, в которых модификациям подвергается различное количество узлов и агрегатов. Кроме того, современные гонки данного класса используют систему «баланса производительности». Но вообще, гонки данной категории не раз меняли регламент, согласно которому они проводятся. Теперь же перейдем к истории одного из самых знаковых чемпионатов – BTCC.
Зарождение, первые сезоны BRSCC.
Согласно официальной истории серии, идея зарождения в Британии национального чемпионата по гонкам на седанах принадлежит Кену Грегори, который в автоспортивном мире был известен, как менеджер Стирлинга Мосса. Он убедил британский клуб гоночных автомобилей организовать такой чемпионат, для повышения престижности гонок на данной технике.
Как и многие чемпионаты тех лет, чемпионат Британии по гонкам на седанах, в первом своем сезоне, получил разделение на классы согласно объему двигателей. Было выделено четыре категории: А - «до 1200 куб. см», B - «1201-1600 куб. см.», C - «1601-2700 куб. см.» и D - «2701 куб. см. и выше». Что касается очков то они были одинаковыми в каждой из зачетных групп, а это значило то, что любой гонщик мог стать чемпионом в общем зачете, но выступая в своем классе.
Дебютным сезоном чемпионата по этим правилам являлся сезон 1958-го года, однако первая гонка прошла 26 декабря 1957 года в Brands-Hatch. Сам же чемпионат состоял из пятнадцати этапов, но в окончательный зачет пошли только девять из них. Из известных широкой публике гонщиков на одном из внезачетных этапов выступил Майк Хоторн, который в той гонке и одержал победу в самом мощном классе, а также Грэм Хилл, выступивший на этапе в Brands-Hatch.
Определение первого чемпиона серии могло закончится курьезно, но проблему решил Маркус Чемберс – менеджер по соревнованиям компании BMC. А все из-за того, что Джек Сирс и Томми Сопвит набрали одинаковое количество очков. Было предложено провести две пятикруговые гонки на 1,5 – литровых Riley, между которыми пилоты менялись автомобилями. Таким образом, по итогам двух заездов победу с преимуществом в 3,6 секунды одержал Джек Сирс, выступавший весь сезон на Austin A105, он и стал первым чемпионом BRSCC (British Racing Saloon Car Championship), предшественника BTCC.
В следующем сезоне концепция не изменилась, однако чемпионом без всяких вопросов стал Джефф Урен, пилотировавший Ford Zephyr, это произошло из-за системы начисления очков, которая зависела от количества заявок в каждом из классов, а класс С стал самым массовым, таким образом Джефф набрал 46 очков, одержав шесть побед в «классе C». Интересным также было участие в сезоне шведской команды из четырех пилотов, которые пилотировали Volvo 122S.
В 1960-м году произошли важные изменения, руководство чемпионата отошло от привычного деления на классы, ограничившись объемом в «1000 куб. см.» и свыше. Кроме этого в автомобилях можно было дорабатывать множество узлов, включая коробку передач блок цилиндров и даже задний мост. В этом году было проведено восемь зачетных этапов, шесть из которых выиграл ставший чемпионом Джордж Шепард на Austin A40.
Чемпионат Британии по гонкам на седанах, потихоньку, переставал быть местечковым соревнованием «туманного альбиона», а стал привлекать все больше внимания, поэтому руководство чемпионата для упрощения подготовки команд решило перейти на регламент «Group 2», который уже использовался в европейских гонках на автомобилях подобного класса. Таким образом для участия в гонках у производителя должно было быть определенное количество таких автомобилей. Чемпионом по итогам девятиэтапного сезона 1961-го года стал представитель самого младшего класса – Джон Уитмор на Austin Mini Seven, а как интересный момент стоит отметить участие в этапе на Silverstone Дэна Герни, который уже был известен в США.
Первый командный чемпионат.
Чемпионат проходил с таким регламентом по сезон 1965-го года. За это время в гонках данной серии побеждали Грэм Хилл, Джим Кларк – уже участвующие в Формуле 1 и гонках спортпрототипов, а также Джон Фицпатрик, известный в будущем пилот британского туринга. Из интересных моментов стоит отметить титул Джона Лава, завоеванный на финальном этапе, который стал первым не британским победителем, завоевав титул 1962-го года, выиграв за рулем Mini семь гонок в «классе А». К концу этого регламента большинство команд уже стали заводскими, а на гонки в Британию все чаще стали приезжать представители США и ЮАР. В 1965-м году, также, впервые был разыгран командный чемпионат, победу в котором одержала Weybridge Engineering, представляющая «голубой овал».
Новый регламент.
В 1966-м году правила чемпионата сменились на «Group 5». Они предполагали более строгое визуальное соответствие гоночных автомобилей тем, что выпускались с конвейера, но в то же время разрешали доработку многих узлов автомобилей. Также сохранялось деление на классы по объему двигателя, но глобальных изменений в границах классов проведено не было.
Что касается очковой системы, то она оставалась все такой же с очками за первые четыре места в каждом из классов в формате 8-6-4-2. Помимо этого, одно очко давалось за лучший круг. В этом сезоне свой первый титул в гонках класса «Туринг» завоевал Джон Фицпатрик, одержавший шесть побед. Что касается командного зачета, то Lotus отыгрались за прошлый год и стали чемпионами. За заводскую команду тогда выступали Питер Аранделл, Джим Кларк, уже ставший чемпионом серии в 1964-м, и Жаки Икс.
Тип правил «Group 5» использовался в британском чемпионате по гонкам на седанах до 1969-м года включительно. За это время победы в гонках одерживали Фрэнк Гарднер, Джон Фицпатрик, Джон Роудс. Самым мощным классом чаще всего оказывался класс «D», где выступали автомобили с объемом от «2 000 куб. см». Чемпионами же в период этого регламента становились Алек Пул и Фрэнк Гарднер, который к тому же стал первым из пилотов чемпионата, который выиграл более одного титула, к слову, сделал он это подряд, в 1967-м и 1968-м годах.
Снова за старое или очередные новинки?
Новое десятилетие ознаменовалось в чемпионате Великобритании по гонкам на седанах принятием новых правил, хоть если вспомнить, то «Group 2» уже использовалась в серии за пять лет до этого, но она стала модифицированной. Обновления касались требований по омолагации, кроме того теперь начали учитывать количество сидений в автомобилях, что позволило прекратить появление Porsche 911 в данном соревновании.
В чемпионате все еще оставался момент влияния количества заявок на очки. Это позволило Биллу Макговерну выиграть титул, участвуя в классе А за рулем Impala, в то время как в других классах были более сильные автомобили, такие, например, как Ford Capri. За рулем которого в 1970-м, на некоторых этапах, выступали такие известные гонщики того времени, как Рольф Штомелен и Рауно Аалтонен.
В следующие два сезона ситуация повторялась, ведь Билл Макговерн оформил два титула подряд за рулем все той же Impala. Однако в конце регламента, в 1973-м ситуация в классах изменилась и вместо уверенной победы Макговерна на литровой Impala победу в чемпионате одержал Фрэнк Гарднер, который выступал в «старшем» классе за рулем семилитрового Chevrolet Camaro.
Вновь изменения.
В 1974-м году чемпионат вновь изменил правила на этот раз из-за расходов на участие в чемпионате. Поэтому чемпионат перешел на правила «Group 1». Классы в данном регламенте делились следующим образом: «до 1600 куб. см.», «1601-2500 куб. см.», «2501-4000 куб. см.» и «более 4000 куб. см.». Что касается участников то их становилось все больше, и для некоторых чемпионат становился трамплином. Если говорить про разборки за звание чемпиона, то победа вновь, спустя несколько лет, досталась представителю самого маломощного класса - «А». На этот раз кубок над головой поднимал Бернард Юнетт, выступающий за заводскую команду Chrysler на Avenger 1500 GT. В ходе сезона он сумел одержать девять побед в тринадцати гонках, опережая таких известных сегодня представителей автоспорта, как Том Уокиншоу, который впоследствии станет чемпионом Европы в туринге и выиграет суточный марафон в Спа.
Чемпионат продолжал существовать по таким правилам до 1983-го года, но давайте остановимся подробней на некоторых, наверное, самых интересных моментах периода. Во-первых, в 1975-м впервые с момента создания чемпионат в 1958-м был разыгран титул среди производителей, обладателем которого стали парни из Chevrolet, которые выставляли Camaro, однако британский производитель Triumph, который выставлял Dolomite набрал такое же количество баллов, но уступил по дополнительным показателям американским конкурентам. В 75-м интересная ситуация сложилась также и в личном зачете. Помните, в самом первом сезоне два пилота набрали одинаковое количество очков, а победитель определялся дополнительной гонкой, так вот, в 1975-м одинаковое количество баллов набрали сразу три человека – Энди Рауз, Вин Перси и Стюарт Грэм. Но титул смог завоевать Рауз, кстати, интересно, что он сделал это обгоном буквально на последнем круге, под финиш обойдя Брайана Мьюра.
В следующем, 1976-м году структура классов сохранила зависимость от литража, но чтобы избавиться от мощных американских представителей был введен верхний лимит в «3 000 куб. см». Но это не избавило британский чемпионат от американских машин полностью, ведь в самом мощном классе продолжали выступать трехлитровые Ford Capri, которые к слову были одними из самых популярных машин. Большое присутствие не помогло представителям «голубого овала» забрать титул, так как у них не было одного лидера, в то время, как Бернард Юнетт был крайне стабилен и участвуя в классе «А» смог выиграть трофей.
В 77-м Бернард Юнетт продолжил свои триумфальные похождения в чемпионате Великобритании по гонкам на седанах и одержав девять побед смог выиграть третий титул. Одержав эту победу, Юнетт ушел из чемпионата, сконцентрировавшись на тестах и выступлениях в некоторых ралли.
Перераспределения сил так и не произошло, а значит класс «А» все еще должен был оставаться лучшим для завоевания титулов. Так и случилось, а лидером на ближайшие два года стал Ричард Лонгман, продолживший выступать на Mini 1275 GT за Patrick Motor Group. В 1978-м и 1979-м он одержал двадцать одну победу в двадцати четырех гонках, также принеся Mini титул чемпиона среди производителей в 1979-м. В конце десятилетия началось увеличение присутствия в британских гонках представителей страны восходящего солнца. В «туманном альбионе» были представлены автомобили Mazda и Toyota, которые не были простой массовкой, а даже выигрывали гонки в своих классах.
В 1980-м расклад сил поменялся во многом благодаря переходу Лонгмана в более мощный класс «B», в котором он выступал на большинстве этапов сезоне. Но также все больше участников стали собирать и другие классы, например, «С», в котором и выступал чемпион этого сезона – Вин Перси, представляя команду Тома Уокиншоу и имея заводскую поддержку Mazda. Если возвращаться к статистике его выступлений, то он буквально «вынес» свою категорию, одержав победы во всех гонках, что возможно и повлияло на решение автопроизводителей из Хиросимы расширить поддержку, выставив полностью заводскую команду в следующем году.
При столь сильной поддержке команды Вин Перси провел этот сезон еще более убедительно. Он одержал девять побед в десяти гонках и один раз сошел, но тогда в зачет чемпионата шло девять лучших финишей. Таким образом он набрал максимум возможных очков, а именно семьдесят восемь. (Тут стоит пояснить, за победу давалось девять баллов, но если в классе на одной из гонок было меньше четырех участников, то победитель за нее получал лишь шесть очков).
Из известных широкой публике пилотов, которые выступали в чемпионате в 1981-м можно отметить Мартина Брандла, готовившегося переходить в открытые колеса. Стоит заметить, что гонщик одержал в том сезоне две победы в классе и еще раз поднимался на подиум.
Про 1982-й давайте проговорим коротко. Отметим лишь то, что Вин Перси взял свой третий титул не за рулем привычной ему уже Mazda MX-5, подходящей под класс «С», а за рулем Toyota Corolla, которая была менее мощной, а значит подходила под требования класса «B». Если говорить про сухие цифры, то в зачет чемпионата не пошли две победы на Silverstone Circuit, а почему? Все просто, Перси победил одиннадцать раз в одиннадцати гонок.
Новый виток, очередные изменения.
Новый, 1983-ий год принес с собой и очередной новый регламент, уже восьмой по счету. На это раз, все было основано на «FIA Group A», которая была создана год назад, но уже стала достаточно популярной в Европе. Данный свод требований предполагал разделение на три класса, вместо уже привычных четырех: «до 1600 куб. см.», «1600-2500 куб. см». и «более 2500 куб. см.» Автомобили во всех классах должны были выступать в серийных обвесах. Омологация также предусматривала производство не менее двух с половиной тысяч таких моделей за прошедший год.
Оставим технические моменты и вернемся к историям, происходившим на трасе, ведь они точно не оставят никого равнодушными. Лучшую подготовку в сезоне все также имели парни из команды Тома Уокиншоу, на этот раз они выступали на автомобилях Rover SD1, подходящего под требования класса «А». Стив Сопер, Питер Ловетт и Джефф Аллам одержали одиннадцать побед в одиннадцати гонках, а Сопер также набрал больше всех очков, что казалось бы должно сделать его чемпионом. Однако, Фрэнк Ситнер, выступавший за команду в прошлом сезоне и покинувший её после скандала решил «отомстить». Он пожаловался на несоответствие многих узлов автомобилей соперника, в том числе клапанов и колесных арок. В свою очередь Том Уокиншоу подал ответный протест, а разбирательства длились еще полгода, но в конечном итоге лидеры сезона были дисквалифицированы, а чемпионом признан финишировавший третьим в общем зачете Энди Рауз, который в этом году управлял Alfa Romeo GTV6 класса «B». Таким образом он оформил свой второй титул чемпиона. Что касается дисквалификации команды ТWR, то за ней последовало и прекращение заводской поддержки от Austin Rover вследствие их ухода из чемпионата. Говоря про 1983-й год в данном чемпионате, нельзя не отметить то, что здесь, на некоторых этапах, выступали такие известные гонщики, как Джонатан Палмер и Ханс-Йоаким Штук, который даже завоевал подиум в одной из гонок.
Следующие пару сезонов также выиграл Энди Рауз, одержав за эти два года шестнадцать побед. К слову, в каждом из этих сезонов он управлял разными автомобилями. Так, в 1984-м это был Rover SD1, точно такой использовала команда Тома Уокиншоу годом ранее. А в 1985-м он пересел на Ford Sierra XR4Ti, оснащенным турбиной, который был новинкой для британского чемпионата. Из интересных участников за эти два года можно выделить разве что Кунимицу Такахаши, известного японского гонщика, будущего основателя одной из легендарных команд Super GT – Team Kunimitsu, а также Жан-Луи Шлессера, известного сейчас не только благодаря кольцевым автогонкам, но и участию в ралли Dakar. Титулы в эти да года позволили Раузу стать четырехкратным чемпионом серии, что на многие годы вперед сделало его самым титулованным гонщиком. К слову, рекорд не побит и до сих пор, но у Рауза есть реальные преследователи, о которых позднее.
Сезон 1986-го года так бы и остался очередным сезоном этого чемпионата, если бы не один момент. Это был последний сезон «Чемпионата Великобритании по гонкам на седанах», ведь позднее он был переименован во всем нам хорошо сейчас знакомый BTCC. Победу в нем, управляя Toyota Corolla GT, одержал Крис Ходжеттс, который стал первым в большинстве гонок сезона. Если говорить про итоги года для прошлогоднего чемпиона, то у него сезон был неплохим, но три схода в Brands-Hatch, Snettertone и Silverstone, произошедшие по техническим причинам помешали ему включиться в борьбу за пятый титул.
Новый сезон в 1987-м году принес с собой не только интересные моменты на трассе, но и смену названия чемпионата. Теперь уже полноправно серия стала называться Чемпионатом Великобритании по гонкам на автомобилях класса Туринг (British Touring Car Championship, BTCC). Спонсором серии стала выступать шинная компания Dunlop. Кроме того, изменения коснулись и форматов гонок, теперь один этап предполагалось проводить, как гонку на выносливость длинной тридцать кругов, вместо стандартных пятнадцати. Данная честь в этом году выпала трассе Oulton Park. Ходжеттс вновь выиграл титул чемпиона, можно сказать, что сделал он это даже увереннее, чем сезоном ранее. Он также выиграл большинство гонок, в которых участвовал, в том числе и заезд в Oulton Park, и один раз финишировал вторым. Но почему мы говорим, что это было увереннее, чем год назад, если результаты были аналогичными? Все просто, ведь он не принимал участие в последнем этапе, а без уверенности в победе делать это – самоубийство.
Чемпионат следующего 1988-го года был похож на предыдущий, разве что этапов должно было быть на один больше. Что касается гонки на выносливость то теперь она «переехала» в начало чемпионата, на этап на трассе Donington Park и стала жестко регламентирована по времени, получив часовую продолжительность. Если говорить про структуру классов, то она, как и несколько лет до этого оставалась зеркальной от первоначального варианта. То есть, класс «А» теперь был самым мощным, а класс «D» самым слабым по производительности. Выше мы выяснили, что гонок должно было быть на одну больше, но почему же этого не произошло? Все просто, дело в том, что её отменили из-за различных задержек уже после квалификации, таким образом у нас стало тринадцать поулситтеров и двенадцать победителей. Стоит также сказать, что в восьми этапах того сезона принял участие будущий пилот Формулы-1 Роланд Ратценбергер, который одержал одну победу и еще трижды финишировал на подиуме, заняв одиннадцатое место по итогам года в общем зачете. Фрэнк Ситнер, за рулем BMW M3, после пяти безуспешных лет наконец-то становится чемпионом BTCC, финишируя на подиуме во всех гонках сезона, одерживая при этом одиннадцать побед.
Сезон 1989-го стал последним годом, когда в чемпионате использовалась система из четырех классов. Эндуранс сохранил свою прописку на трассе Donington Park, что касается титула то его забрал Джон Клиланд в борьбе Джеймсом Уивером. Он опередил своего соперника всего лишь на один балл по итогам тринадцати гонок. Касательно участия известных широким кругам гонщиков – их было меньше, однако в гонке на выносливость принял участие будущий чемпион Формулы 1 Деймон Хилл, это гонка стала единственной за карьеру в Британском Туринге для прославленного пилота.
Опять новые правила.
Сезон 1990-го года ознаменовал собой постепенный переход на новые правила, который начался с изменения классов. Из предыдущих классов остались лишь самые мощные – классы «А» и «B». Что касается гонок на выносливость, то их количество увеличилось до двух, сформировав тем самым отдельный кубок, примерно такой, какой сейчас существует в австралийских суперкарах. Если рассматривать число участников этого сезона, то мы видим, что большая часть пилотов предпочитала новый класс, однако пока что многие из них выступали в BTCC лишь эпизодически, а на полном сезоне из нового класса было заявлено лишь четыре машины. Если говорить про борьбу за титул, то её вели пять пилотов, выступающих на полном расписании, но кубок достался Роббу Граветту, который, выступая на Ford Sierra RS 500, выиграл большую часть гонок сезона, в том числе одержав победу в одной из гонок на выносливость в Brands Hatch. Фрэнк Ситнер не смог выиграть титул из-за своей нестабильности, причиной которой была более высокая конкуренция в классе «B».
Начало Супертуризма.
Сезон 1991-го года означал переход на правила, которые позже будут известны в мире, как «Super Touring». Давайте рассмотрим то, какими должны быть автомобили, чтобы подходить под эти требования. Во-первых, они должны быть не короче 4,2 метра и иметь четыре двери. Двигатель должен быть максимум шестицилиндровым, а его объем не превышать двух литров. Кроме того, запрещалось использование наддува. Помимо всего, в первые годы необходим был выпуск не менее чем 2500 таких автомобилей для омологации, позже эта цифра увеличилась из-за хитростей автоконцернов. Что касается цены на подготовку одного автомобиля, то в 1991-м году она составляла примерно 60 000 фунтов стерлингов. Относительно популярности BTCC в эти годы, стоит сказать, что она возросла благодаря закрытию чемпионата Европы по турингу.
Давайте перейдем к первому году по этим правилам, сезону 1991-го года. Он состоял из пятнадцати гонок на многих трассах Великобритании, включая двойные этапы на Brands Hatch и Donington Park. Из числа участников, известным многих болельщиков можно назвать, наверное, только экс-пилота Формулы 1 - Джонатана Палмера, который проводил свой первый и единственный полный сезон в BTCC. Что же касается зачетов, то вновь стал разыгрываться титул среди производителей, который выиграла BMW, в первую очередь из-за победы представителя марки – Уилла Хоя в личном зачете. В своем чемпионском сезоне он одержал три победы и еще шесть раз поднимался на подиум, оторвавшись тем самым от ближайшего соперника более чем на двадцать баллов.
Следующий сезон тоже не прошел без изменений, правда они касались не технического регламента, а календаря чемпионата, ведь BTCC впервые покинул пределы Англии проведя по этапу в Уэльсе и Шотландии, на трассах Pembrey и Knockhill. Помимо данных этапов был также введен зачет для частных команд, возможности которых не позволяли им бороться с заводскими монстрами.
Золотая эпоха.
Сезон 1993-го года можно назвать первым из «золотой эпохи» чемпионата, однако приход этого периода постепенный, ведь после закрытия WTCC многие поехали в итальянский чемпионат и лишь через четыре года «туманный альбион» стал постепенно собирать лучших представителей туринга. Так в этом сезоне участие в серии принимали немец Йоаким Винкельхок и швейцарец Алан Меню, известные в том числе по выступлениям в DTM. Немец даже выиграл титул в составе заводского коллектива BMW в борьбе со своим напарником по команде Стивом Сопером, которого опередил чуть более чем на десять баллов. Этот сезон можно назвать разогревом, а вот в следующем «вдарило конкретно».
В чемпионат пришла команда Alfa Corse – заводской коллектив Alfa Romeo c Габриэле Тарквини и Джанпьерро Симони в составе, кроме этого выступали такие известные лица, как Роберто Равалья и Ян Ламмерс. По итогам года в топ-6 чемпионата было только два человека, которые являются гражданами стран из «Содружества Наций». Титул, с внушительным отрывом, достался Габриэле Тарквини, а зачет производителей забрала итальянская марка. В том сезоне чемпионат получил целых восемь победителей гонок.
Нельзя сказать, что «золотая эпоха» это постоянный период нахождения в чемпионате гонщиков из разных стран. Скорее то соперничество на технике, которая является воплощением передовой конструкторской мысли. Такое в те годы в туринге было во многих чемпионатах, но некоторые выделялись сильней всего, BTCC был среди таких.
В 1995-м году чемпионат покинули некоторые зарубежные пилоты, а другие сократили свои программы, но пришли и новые лица, такие как Джонни Чекотто, присоединившийся к заводскому коллективу BMW. В серию также приходили новые марки, так, например, в этом сезоне дебютировала Honda. Alfa Romeo сделали потрясающий трюк для своего пиара на британской земле, посадив за руль своей машина британского экс-пилота Формулы 1 Деррика Уоррика. Титул во второй раз достался Джону Клиланду, который управлял Vauxhall. Кстати, в составе этой же команды первую победу в BTCC в том году добыл Джеймс Томпсон – будущая звезда туринга.
В следующем, 1996-м к чемпионату присоединились Audi с моделью A4 quattro. Состав пилотов у них был крайне сильный, так одной из машин управлял чемпион DTM – Фрэнк Билла, выигравший пять из восьми стартовых гонок. По итогу сезона немец одержал восемь побед и смог опередить Алана Меню почти на сто очков. В топ-6 чемпионата в этот раз был всего один представитель «Содружества Наций», однако новых имен среди этих иностранцев не было.
Дальше доминировать начали представители Renault, во многом из-за того, что Audi получили штраф в виде балласта. Пилоты представляющие французскую команду завершили чемпионат на первом и третьем местах. Швейцарец Алан Меню стал чемпионом, одержав тринадцать побед, и став абсолютным победителем четырех этапов чемпионата. Он оторвался от Фрэнка Биллы на 110 очков, а вот немец лишь на один балл опередил Джейсона Плато, который также представлял Renault.
В чемпионат на полном расписании вернулся Габриэле Тарквини, который, теперь, вместе с Джеймсом Томпсоном, представлял заводскую команду Honda, однако особых успехов пилоты японской марки не добились, они одержали лишь по одной победе и расположились в середине топ-10.
Сезон 1998-го года многие профильные журналисты называют одним из самых напряженных за многие годы, чуть ли не с начала чемпионата. Разница между победителем и вице-чемпионом составила меньше десяти баллов.
Год был полон на новые лица, так в составе Audi дебютировал Иван Мюллер, а за рулем Volvo напарником победителя сезона Рикарда Риделла был экс-пилот Формулы 1 – Джанни Морбиделли, из-за результатов которого Volvo так или иначе проиграли коммандный титул. В трех этапах сезона за рулем Ford Mondeo выступал чемпион мира Формулы 1 – Найджел Менселл.
Последний сезон в уходящем тысячелетии был достаточно малочисленным если смотреть на число пилотов, наверное, этот сезон можно назвать сезоном одной силы, ведь дубль в чемпионате завоевали Лоран Айелло и Дэвид Лесли, выступавшие на Nissan Primera. Из интересного, по итогам сезона Мэтт Нил получил приз в 250 тысяч фунтов стерлингов, как первый пилот не заводской команды выигравший гонку в чемпионате.
Чемпионат 2000-го года был последним по регламенту «Supertouring», дальше серия стала уходить в сторону от мировых стандартов вводя собственные правила, но сейчас не об этом. Также на это повлиял уход многих производителей из числа заводских команд в связи с увеличением затрат. Так в сезоне не выступили «заводы» Nissan, Renault и Volvo. Действующий чемпион Лоран Айелло покинул серию из-за выступления в DTM и Ле-Мане, однако за рулем Honda в том сезоне можно было наблюдать «мистера Ле-Мана» Тома Кристенсена. Что касается структуры чемпионата, то был введен класс «B», позволяющим выходить на старт машинам, подготовленным по регламенту «Super production».
Чемпионом по итогом года стал Алан Меню, выигравший второй титул. Он опередил Энтони Рида на два очка. Мэтт Нил вновь стал лучшим из не заводских гонщиков, что помогло эпизодически вступать за «заводы» в будущем.
Прощай Супер туринг или новые правила.
Перед разговором о сезоне 2001-го года надо разобраться в правилах в нем использующихся, это была так называемая категория «BTC».
Автомобили должны были быть с двумя или тремя дверьми без сложной аэродинамики и иметь стандартизированные детали, к которым относились колеса, диски, тормоза, коробка передач и дифференциал. В 2001-м году машины были поделены на два класса «T» для автомобилей Touring и «P» для автомобилей Production. Стоит сказать, что в гонках применялась своя система начисления очков для каждого из классов, но для возможности победы «BTC-P» над «BTC-T» организаторы вводили сложные ограничения с наименьшей дистанцией гонки для младшего класса, однако данная система оказалась чрезвычайно сложной для болельщиков и была отменена по итогам сезона.
Введение нового свода правил кардинально повлияло на производителей гоночной техники, так Ford полностью покинул чемпионат, Honda взяли год на разработку новой машины, а Vauxhall подготовил к сезону целых четыре Astra Course, которые были построены Triple Eight Racing. В серии также был представлен Peugeot с моделью 406 Coupe. Управлял им Мэтт Нил, который позже покинул серию и перешел в ETCC, также на французской технике выступал Стив Сопер – легенда BTCC. Чемпионат в этом сезоне также покинул Соединённое Королевство, проведя этап в Ирландии.
Переходя к самому сезону и его результатам можно заметить, что этот сезон был, по истине, «годом одной силы» - команды Triple Eight Racing, ведь весь топ-3 чемпионата был занят её представителями, которые к тому же выиграли все гонки сезона. Чемпионом из этой троицы стал Джейсон Плато, Иван Мюллер остался вторым, а Джеймс Томпсон занял третье место. В классе «Production» победу одержал Саймон Харрисон, набравший 227 очков.
В сезоне 2002-го года доминирование Vauxhall продолжилось, Джеймс Томпсон был переведен в заводскую команду Vauxhall Motorsport на место покинувшего чемпионат Джейсона Плато, в то время как места в Triple Eight Racing заняли Мэтт Нил и Пол О’Нил. Стоит сказать и про расширение списка производителей, поскольку Honda вернулась в чемпионат вместе с Энди Приолем и Аланом Моррисоном, а Proton присоединились к серии впервые. Изменения касались не только числа участников, но и количества этапов, так в этом году было всего десять уик-эндов.
Тройка чемпионата вновь осталась за представителями Vauxhall, но Иван Мюллер снова стал вторым, ведь титул завоевал Джеймс Томпсон, бронзовым призером стал Мэтт Нил. Интересностей по ходу сезона было не мало, так, например, Хайла Бриз была первой, кто впервые за многие годы закончил сезон с отрицательным количеством очков из-за штрафа за смену двигателя.
В сезоне 2003-го года, основные производители Vauxhall, Honda и MG перешли на три автомобиля в главном классе. Таким образом прошлогодние чемпионы расстались с Мэттом Нилом, который перешел в Arena Motorsport, которые выступали на Honda. В команде он заменил Энди Приоля, ушедшего в чемпионат Европы по турингу. За команду MG Sport & Racing в том сезоне начал выступать Колин Теркингтон, присоединившийся к Энтони Риду и Уоррену Хьюзу
Касаемо других изменений, то у серии сменился поставщик шин, им стал Dunlop, время на квалификацию было сокращено почти в двое, а её итоги теперь определяли лишь решетку первой гонки. Помимо этого, в высшем классе были введены обязательные пит-стопы.
Вновь в чемпионате стало много победителей, на этот раз семь гонщиков смогли встать на высшую ступень подиума за двадцать гонок, однако лидерами чемпионата по-прежнему оставались пилоты Vauxhall, Иван Мюллер выиграл первый титул в BTCC, Джеймс Томпсон стал вице-чемпионом, но гегемонию производителя в призовой тройке серии нарушил Мэтт Нил, ставший бронзовым призером. Из исторических событий можно отметить дебютную победу Колина Теркингтона на восьмом этапе в Brands Hatch.
В следующем сезоне чемпионат несколько изменил правила, разрешив автомобилям, построенным по регламенту «Super 2000» выступать в серии, это привело к приходу новых производителей, таких как SEAT. Их британское подразделение выставило две машины, для Джейсона Плато, который уже побеждал в серии и для молодой звезды марки – Робба Хаффа, который выиграл SEAT Cupra UK Championship. Но некоторые марки сократили свое присутствие до одной машины, так, например, сделала Honda, оставив машину лишь для Тома Чилтона. Другие достаточно «весомые» переходы случились между классами, так выступавшие в «Production» перешли в высшую категорию, так как второй дивизион ликвидировали. Помимо изменений с составом участником серию ждали и новые организационные моменты, такие как увеличение числа гонок на этапе с двух до трех. Также, для второй гонки теперь использовался реверс топ-10 из первой квалификации. Этот год снова прошел без большой борьбы за чемпионат, поскольку его вновь выиграли представители Vauxhall – Джеймс Томпсон и Иван Мюллер, ближайшим преследователем стал Джейсон Плато из SEAT, но даже он расположился в пятидесяти очках от пары лидеров, вероятнее всего отсутствие борьбы даже после смены регламента повлияло на спад интереса к серии в следующем сезоне.
Так, в 2005-м году поддержку в качестве заводских команд прекратили Proton и Honda, кроме того многие из частных команд решили не участвовать в серии дальше. Из производителей в чемпионате остались Vauxhall и SEAT, но их составы претерпели значительные изменения, поскольку команду действующих чемпионов покинул Джеймс Томпсон перешедший в чемпионат мира по кузовным автогонкам, его место занял Колин Теркингтон, ставший напарником Ивана Мюллера, к коллективу также присоединился Гэвин Смит. SEAT тоже потерял часть своих пилотов, так напарниками Джейсона Плато стали Люк Хайнс и Джеймс Пикфорд.
Но оставшиеся частные коллективы, видимо, в попытке поднять интерес к серии сами стали разрабатывать новую технику. Так, Team Dynamics заменили свои Honda Civic Type R на пару новых Integra собственной доработки, на которых будут выступать Мэтт Нил и Дэн Ивс. Изменения в 2005-м коснулись также и регламента тестов, так все команды теперь были ограничены четырьмя днями за сезон.
Лидирующая сила наконец-то сменилась, ведь чемпионом стал Мэтт Нил, опередивший представителей Vauxhall, всего же за в серии выступили лишь 18 пилотов.
В 2006-м году серию ждали значительные изменения, как с точки зрения состава пилотов, так и с точки зрения состава производителей. Так, Vauxhall покинула их главная звезда – Иван Мюллер, но в свой состав они получили не менее именитого пилота, им стал Фабрицио Джованарди. Колин Теркингтон также покинул команду, перейдя в RAC Team, а на его место пришел Том Чилтон. Единственными их конкурентами продолжили быть SEAT, которые на этот раз выставили модель Leon в чемпионате. Что касается пилотов данной команды, то ими были Джейсон Плато, Джеймс Томпсон и Даррен Тернер. Последние двое делили между собой машину по ходу сезона, попутно выступая и в WTCC. Другие команды постепенно присоединялись к BTCC, однако пока они оставались в качестве частных и не могли навязать серьезную конкуренцию. В чемпионате был поднят максимальный вес машин BTC и продолжала вводиться гибкая система баланса успеха.
Мэтт Нил вновь вел борьбу за титул и по итогам сезона, одержав восемь побед сумел сохранить первое место, опередив Джейсона Плато почти на пятьдесят очков, дебютант Фабрицио Джованарди стал пятым, а всего же по итогам сезона в серии приняло участие более двадцати человек.
Vauxhall, желая вернуться на вершину, перед стартом сезона в 2007-м году сменили модель автомобиля на Vectra C, в конечном итоге им это помогло. Составы сохранились, за Vauxhall продолжали выступать Чилтон и Джованарди, усиленные Аланом Меню на финальном этапе, а SEAT представляли Плато и Тернер, к которым на финал присоединился Том Коронель.
Team Dynamics, после пары лет первенства во всех зачетах с Honda Integra сменили модель и спецификацию автомобиля, перейдя на шасси по регламенту «Super 2000», собранное на основе Civic. Команда сохранила состав пилотов в лице Гордона Шеддена и Мэтта Нила, но они больше не имели права на очки зачета «Independents» из-за результатов в последние пару лет.
Колин Теркингтон продолжил выступления в Team RAC, но команда помела технику и теперь выступала на BMW 320si, которые купила у представителей WTCC. Партнером Теркингтона стал действующий победитель Renault Clio Cup – Том Онслоу-Коул.
В борьбе за титул было ожесточенное соперничество Джованарди и Плато, которые представляли Vauxhall и SEAT, соответственно. Оно длилось до самого конца сезона. В итоге чемпионский титул завоевал итальянец опередив своего соперника на три очка. На двоих они выиграли шестнадцать гонок, а это чуть больше половины всего чемпионата. А на подиуме кто-то из них стоял в двадцати шести заездах сезона. Чемпионат производителей выиграли Vauxhall, однако командный трофей забрал SEAT. Обладателем «Independents» впервые в карьере стал Теркингтон.
После успеха в 2007-м Vauxhall расширили свою команду до трех машин. Фабрицио Джованарди продолжил свои выступления за коллектив, а вот его напарники сменились. На этот раз вместе с итальянцем выступали Мэтт Нил и Том Онслоу-Коул. В это время их главные соперники по противостоянию «заводов» продолжили выступления двумя машинами, сохранив состав. Том Чилтон вынужденный покинуть Vauxhall присоединился к Team Dynamics, где по сути заменил Мэтта Нила, сделавшего противоположный переход. Новым напарником Колина Теркингтона в Team RAC стал Стивен Джелли, впервые дебютирующий в кузовах.
Был также очень интересный случай. Команда 48 Motorsport подавала заявку для участия в серии с Дарреллом Уилсоном и Мэтью Гором, но после многократных отсрочек дебюта пилоты так и не вышли на старт не на одном из этапов.
В этот раз чемпионом, также как и год назад, стал Фабрицио Джованарди, однако победа была добыта более уверенно, с преимуществом почти в сорок очков. Вице-чемпионом стал Мэтт Джексон, выступающий за семейную команду при поддержке дилера BMW в Великобритании.
Расклад сил в кубке производителей остался таким же, что и в прошлом сезоне, а вот в командном зачете победу в этот раз одержал Vauxhall. Что касается «Независимого» трофея, то его обладателем вновь стал Теркингтон.
2009-й год с какой-то точки зрения стал историческим для чемпионата, но об этом чуть позже, а пока что перейдем к изменениям в составе ведущих команд серии.
Vauxhall сохранили большую часть состава, заменив лишь Тома Онслоу-Коула на Эндрю Джордана, который проводил свой второй сезон в британском туринге. Уход SEAT из чемпионата фактически оставил единственную заводскую команду в лице Vauxhall. Лидер испанского производителя в этом чемпионате – Джейсон Плато подписал контракт с RML Group и теперь выступал на Chevrolet Lacetti. RAC Team сохранили состав и учитывая нестабильность «больших» коллективов, могли рассчитывать на борьбу за общий зачет.
Team Dynamics не имели постоянного состава, однако стоит отметить, что на финальные этапы чемпионата они подписали экс-пилота Формулы 1 – Джонни Херберта, однако он набрал лишь восемь очков в девяти гонках.
Перейдем к борьбе за титул. Вновь нас ждал крайне плотный сезон. Колин Теркингтон и Джейсон Плато боролись почти до самого конца, в итоге Теркингтон выиграл свой первый титул, опередив соперника лишь на пять баллов, ему также достался «Независимый» кубок, а Vauxhall одержал победы в чемпионате производителей и командном зачете.
В сезоне 2010-го года зрителей и участников ждало много изменений, во-первых, после нескольких доминирующих сезонов серию покинули Vauxhall, которым, видимо, стало не интересно. Во-вторых, некоторые из основных команд чемпионата потеряли своих спонсоров, что вынудило их расстаться со звездами.
Благодаря уверенному выступлению на Chevrolet Lacetti в прошлом году, Racing Silverline получили поддержку от завода, что позволило им выставить Chevrolet Cruze для Джейсона Плато и дебютанта BTCC - Алекса Макдауэлла. Их главными конкурентами стали Team Dynamics, наконец-то добившиеся поддержки со стороны Honda. Такое развитие событий заставило вернуться в семейный коллектив Мэтта Нила и его давнего партнера Гордона Шеддена, более того команда также обновила автомобили, теперь пилоты выходили на старт на Civic.
Вернемся к уходу Vauxhall, теперь Triple Eight (да-да тот самый отец гегемонов австралийских суперкаров) продолжили участие с этой маркой, но уже в качестве частного коллектива, потеряв тем самым и стабильный состав, за сезон с ними в чемпионате успели выступить шесть человек.
Как вы могли заметить основная борьба на «верхних этажах» чемпионата теперь проходила между Chevrolet и Honda. Титул завоевал представитель американского производителя – Джейсон Плато, набравший на тридцать очков больше своего соперника Мэтта Нила на Honda. Таким образом, плато стал двукратным чемпионом BTCC. Гордон Шедден также имел шансы на титул, но проблемы в концовке не позволили ему добиться успеха.
Победителем «Независимого» кубка стал Том Чилтон, который в основном зачете располагался даже ниже своего напарника Тома Онслоу-Коула. Оба командных кубка, забрали представители Team Dynamics, благодаря тому, что два их пилота финишировали в тройке чемпионата.
NGTC или регламент вновь меняется.
Сезон 2011-го года стал первым, в котором на старт были допущены автомобили, построенные по спецификации «NGTC». Это послужило постепенным выводом из использования в серии спецификаций «BTC Touring» и «Super 2000». Поскольку этот набор правил на долгие годы станет основным, то его надо рассмотреть подробней. Безусловно, как и большинство регламентов этот был направлен на оптимизацию расходов. Вот в каких частях происходили основные изменения.
Двигатель имел мощность более трехсот лошадиных сил при объеме в два литра. При этом в конструкции использовалась турбина и был применен непосредственный впрыск. При этом команды не обязаны строить свой собственный мотор по этой спецификации, а могут купить уже готовую силовую установку. Что касается коробки передач, то она использовала секвентальный режим. Если говорить про компоновку кузова, то это должен быть автомобиль с количеством дверей от двух до пяти, длиной не менее 4,4 метров. Машина на основе которой построен гоночный автомобиль должна свободно продаваться в Великобритании. В последствии после начала использования сообщалось, что машина с двигателем имеет стоимость примерно 225 000 фунтов стерлингов, а это в два раза больше того, что ожидали.
Состав заводских коллективов сохранился, однако Team Dynamics в этом сезоне использовали уже новый двигатель, построенный по регламенту «NGTC». Этот ход позволил команде упрочить лидерство и завоевать дубль в чемпионате, обеспечив Мэтту Нилу третий чемпионский титул. Соответственно, финишировав один-два, Honda также завоевала командный кубок и кубок производителя. Чемпионом среди «Независимых» участников стал Джеймс Нэш, представляющий Triple Eight.
В сезоне 2012-го года впервые после 2000-го года не использовались автомобили по регламенту «BTC-Touring». Основной упор был сделан на «NGTC» и «Super2000». Перед сезоном стало известно, что серию покинет Chevrolet, таким образом оставался один заводской производитель – Honda, но в этот момент Triple Eight получили поддержку от компании SAIC, которые выпускали автомобили под маркой MG, таким образом тройная восьмерка вновь стала заводским коллективом. Они подписали к себе ушедших из коллективов, выступавших на Chevrolet Джейсона Плато и Энди Нита, который, однако, не показывал должной скорости на протяжении сезона.
Победителем чемпионата, впервые в своей карьере стал Гордон Шедден, а его напарник Мэтт Нил был вторым. Снова благодаря усилию своих пилотов Honda взяла оба кубка. Джейсон Плато перешедший на новую технику остался лишь третьим, а что касается «Независимых» команд то лучшим пилотом из этих коллективов стал Эндрю Джордан, а командой соответственно Pirtek Racing.
В сезоне 2013-го года команды, которые продолжали использовать спецификацию «Super 2000» остались в меньшинстве, но они получили свой кубок, учрежденный в честь легенды этого чемпионата – Джека Сирса.
Основной костяк команд сохранился практически без изменений, разве что MG KX Momentum Racing сменили Энди Нита на Сэма Тордоффа, который готовился провести свой первый полный сезон в серии. Из изменений в составах команд стоит отметить возвращение Колина Теркингтона, который отсутствовал с момента завоевания своего титула в 2009-м, он присоединился к eBay Motors.
Что касается борьбы за титул, то впервые за несколько лет чемпионом стал представитель не заводского коллектива. Титул достался Эндрю Джордану из Pirtek Racing, он с командой также выиграл «Независимый» зачет, сумев при этом опередить сразу трех пилотов из «заводов». Преимущество над ближайшим преследователем после окончания сезона у него составляло всего семь баллов. Однако, благодаря уверенной езде обоих пилотов Honda все-таки забрала командные кубки. Трофей Джека Сирса завоевал Ли Вуд, набравший в общем зачете лишь восемь очков.
Сезон 2014-го был первым сезоном в котором участвовали только автомобили, построенные по регламенту «NGTC». Что касается трофея Джека Сирса, который в прошлом сезоне вручался лучшему гонщику на автомобиле по правилам «Super 2000», то в этом году данным кубком награждали независимого гонщика, который достиг наибольшего улучшения своих позиций относительно стартовой решетки в течении всего сезона.
Если возвращаться к составам команд, то заводские коллективы сохранили весь свой состав относительно прошлого года, а вот в других происходили изменения. Так в серию вернулись чемпионы Алан Меню и Фабрицио Джованарди, они провели полный сезон за Team BMR и Airwaves Racing соответственно.
Если рассматривать борьбу за чемпионат, то она велась в основном между представителями двух заводских коллективов, а также eBay Motors, пилоты которой управляли BMW 125i M Sport. По итогу, чемпионом во второй раз в своей карьере стал Колин Теркингтон, опередивший двух представителей заводских коллективов – Джейсона Плато и Гордона Шеддена. За тридцать гонок он набрал четыреста тридцать четыре очка и одержал восемь побед. Кубок производителей был взят MG, а командный титул достался коллективу Теркингтона – eBay Motors. Эта пара соответственно также стала лучшей в зачете «Независимых», а трофей Джека Сирса выиграл Дэйв Ньюшем.
Сезон 2015-го года принес в серию ряд изменений. Так трофей Джека Сирса стал призом для лучшего новичка сезона. Теперь команды должны были использовать мягкие шины от Dunlop, как минимум три раза в первой гонке, три раза во второй гонке и три раза в гонке номер три. В том сезоне число коллективов, которые имеют поддержку заводов увеличилось, так к Team Dynamics и Triple Eight добавились Infiniti Support Our Paras Racing, выступавшие на Infiniti Q50, а также West Surrey Racing выставляющие четыре BMW 125i M Sport под двумя разными брендами.
Такое расширение заводских команд привело к перестановкам в их составах. Мэтт Нил и Горден Шедден продолжили представлять Honda, в то время как состав MG поменялся, на место Джейсона Плато и Сэма Тордоффа пришли Джек Гофф и Эндрю Джордан. Тордофф перешел в West Surrey Racing, где стал напарником Роба Колларда, Ника Фостера и Энди Приоля, вернувшегося в чемпионат впервые с 2002-го года. Пилотами Infiniti стали дебютанты BTCC Дерек Палмер, Ричард Хоукен и Мартин Донелли. В составе пилотов этого сезона также можно выделить Николаса Хэмилтона (сводного брата пилота Формулы 1), он выступал как гостевой участник, поэтому не имел право на очки.
Что касается итогов сезона, то второй титул оформил Гордон Шедден, опередивший ушедшего в Team BMR Джейсона Плато на четыре очка. Третьим стал Мэтт Нил, который также, как и чемпион представлял Honda. Благодаря их результатам Honda вернула себе кубок производителей, но вот в командном зачете победу одержали ребята из BMR, которые также выиграли зачет «Независимых» коллективов. Если говорить про обладателя трофея Джека Сирса, то им стал Джош Кок, занявший в чемпионате шестнадцатое место, завоевав при этом один подиум.
Старт сезона 2016-го года, как и любой из многих стартов сезона в чемпионате принес изменения, в первую очередь в виде присутствия на решетке тех или иных производителей. Так, Team BMR перешли с Volkswagen CC, который они использовали в прошлом году на Subaru Levorg GT, при этом получив поддержку от японского автопроизводителя, то есть стали заводским коллективом с претензиями на высшие места.
Чемпионат же покинули несколько пилотов, в их числе Николас Хэмилтон, начавший карьеру телеведущего, а также Энди Приоль и Алан Меню. Пришедшие же пилоты в этом году были в основном новичками, которые впервые подбирались к такому серьезному уровню.
Основное соперничество в борьбе за титул велось между представителем Honda Гордоном Шеддоном и пилотом BMW Сэмом Тордоффом. В их соперничество пытались вклиниться представители Subaru и Ford, но серьезную конкуренцию они не смогли навязать, хотя локальные успехи у них были. В итоге, Гордон Шедден стал трехкратным чемпионом BTCC, но в это же время оба командых титула забрали ребята из BMW. Чемпионом среди «Независимых» коллективов стал Андрю Джордан, а Motorbase Performance стали лучшей из команд, которые не имеют поддержку завода. Самый удачный дебют по итогу вышел у Эшли Саттона, который стал обладателем трофея Джека Сирса, завершив чемпионат на тринадцатом месте, при этом одержав одну победу.
Юбилейный шестидесятый сезон чемпионата начался с того, что такие важные для серии производители, как BMW и Vauxhall объявили о возвращении в качестве заводских команд. Таким образом на решетке было пять заводских коллективов впервые с момента завершения эры супертуринга.
В тоже же время некоторые гонщики покидали серию, так прошлогодний вице-чемпион Сэм Тордофф решил покинуть коллектив и чемпионат, чтобы сосредоточиться на других проектах в разных сферах. Но пилоты не только уходили, так в чемпионат вернулись Том Чилтон, Стивен Джелли и Даниэл Ллойд. Помимо этого, было несколько дебютантов, которые пришли в BTCC после успехов в молодежных чемпионатах в Великобритании.
Если говорить про чемпионскую гонку, то в ней победил Эшли Саттон, став самым молодым чемпионом со времен Джона Фицпатрика в 1966-м году. Он опередил Колина Теркингтона и Тома Ингрэма, причем оторвавшись от них на приличное количество зачетных баллов. Командные трофеи забрали представители BMW, тогда как Том Ингрэм и Speedworks Motorsport стали лучшей парой без заводской поддержки. Лучшим из новичков стал Сенна Проктор, представляющий в этом сезоне вернувшийся в чемпионат Vauxhall.
Очередной год начался с изменений правил, так в 2018-м году право на получение трофея Джека Сирса имели только пилоты которым на момент начала сезона не удавалось занять призовое место в общем зачете серии или стать обладателем кубка Джека Сирса ранее.
Кроме нововведений в правила были также интересные статистические особенности, впервые с момента старта чемпионата победу в гонках по ходу сезона одержало семнадцать человек, таким образом рекорд был обновлен. Также, легенда чемпионата Джейсон Плато впервые с момента своего дебюта в 1997-м не сумел победить хотя бы в одной гонке, как позже признавался сам пилот это происходило из-за того, что Levorg не очень ему подходил.
Не очень хорошие новости начали идти сразу перед стартом сезона, так впервые со своего дебюта в 1996 оду Triple Eight не выставили ни одной машины. Позже в течении года, команда официально объявит о своем закрытии, таким образом чемпионат потерял одного из самых титулованных участников в командном зачете. Если говорить про людей, то серию покинул Гордон Шедден, перешедший в WTCR, а Дэйв Ньюшем решил сосредоточиться на карьере сына.
Борьба за титул в этом раз развернулась между Колином Теркингтоном, который представляет BMW и Томом Ингрэмом, выступающим на Toyota. Хоть Ингрэм и одержал больше побед, но благодаря стабильности титул выиграл Теркингтон, став трехкратным чемпионом серии. Благодаря выступлению других пилотов командные кубки также отошли в копилку баварцев, а Ингрэм с командой забрали трофеи для «Независимых» участников. Лучшим в кубке имени Джека Сирса стал Дэн Кэммиш, дебютирующий за рулем Honda от Team Dynamics. Пилот по итогам сезона вошел в топ-10 общего зачета.
Сезон 2019-го года стал знаменит одной вещью – рекордным четвертым титулом Колина Теркингтона, который он завоевал в составе Team BMW. Если говорить про других участников, то стоит отметить дебют в чемпионате экс-пилота Формулы-1 Марка Бланделла, а также возвращение Николаса Хэмилтона, который уже выступал в серии ранее. Помимо таких громких приходов были также и новички, мало известные широкой публике на тот момент.
Про титул в личном зачете уже было упомянуто, а вот что касается командных трофеев, то кубок производителей забрали парни из BMW, в то время как лучшей командой стали Team Dynamics, использующие Honda. Среди «Независимых» коллективов победителями стала пара Рори Батчера, который также получил приз имени Джека Сирса, и его команды - Cobra Sport AmD AutoAid RCIB Insurance.
Сезон 2020-го года в BTCC, как и многие вещи в других отраслях жизни подвергся изменениям, связанным с COVID. Так, в серии впервые практически за десяток лет в год прошло менее тридцати гонок. Кроме того, впервые в с 2002-го года в чемпионате сменится поставщик резины, таким образом вместо Dunlop поставлять колеса будет Goodyear.
Некоторые команды и пилоты, хотевшие вернуться в серию или дебютировать в ней не смогли это сделать, поскольку столкнулись с финансовыми трудностями из-за пандемии. Помимо этого, чемпионат покинули Subaru, но это произошло в плановом порядке из-за окончания их четырехлетнего соглашения с Team BMR.
Что же касается битвы за титул, то в ней участвовали Теркингтон, продолжавший представлять BMW, Дэн Кэммиш, выступающий за Honda, а также Эшли Саттон ушедший из BMR в Laser Tools Racing и выступающий теперь на Infiniti Q50. Бой остался за Саттоном, он опередил своих соперников чуть менее чем на двадцать баллов, таким образом став двукратным чемпионом BTCC. Командные регалии в очередной раз отошли представителем баварского автомобильного завода. А Майкл Крис стал победителем кубка Джека Сирса, при этом закончив сезон на семнадцатом месте.
В сезоне 2021-го года борьба Эшли Саттона и Колина Теркингтона продолжилась, однако фаворитом в ней уже был двукратный чемпион.
Очень большие изменения произошли в стане участников, так Team Dynamics потеряли поддержку завода Honda, что привело к их возвращению в «Независимый» зачет впервые с 2006-го года. Серию также покинут некоторые гонщики, среди которых Мэтт Нил, решивший взять годичную паузу. Однако, возвращений было больше. Мы увидели таких гонщиков, как Арон Тейлор-Смит, Джейсон Плато или Гордон Шедден. Кроме того, чемпион 2013-го года Эндрю Джордан принял участие в этапе на Silverstone в рамках теста гибридной Toyota Corolla GR.
Развязка в чемпионской гонки наступила достаточно рано, поскольку Эшли Саттон был стабильнее Колина Теркингтона и сумел завоевать больше побед, что соответственно принесло большее количество очков и позволило Саттону оформить третий чемпионский титул. Кубок производителей уже чуть-ли не традиционно достался BMW, а вот лучше командой стали Laser Tools Racing, за которую и выступает чемпион. Обладателем кубка Джека Сирса стал Даниэль Роуботтом, который занял девятое место в общем зачете, одержав при этом одну победу.
Гибриды.
Вы думали, что этот блок вновь начнется со слов о Эшли Саттоне и Колине Теркингтоне, а нет, сейчас надо поговорить про, наверное, важнейшее изменение последних лет в регламенте, а именно введение гибридной системы управления энергией, которая заменила систему балласта. После того, как мы узнали о технических изменениях стоит поговорить про изменения, связанные с заявочным списком. Так, например, Motorbase Performance выставит два из четырех своих автомобилей под спонсорством NAPA Racing UK, а их ливрея в дальнейшем будет ассоциироваться с успехами в чемпионате. Помимо этого, Excelr8 Motorsport и Team Dynamics примут участие в кубке производителей, где будут бороться в том числе с BMW.
За титул в этом сезоне велась тройная борьба со стороны Эшли Саттона, Тома Ингрэма и Джейка Хилла. Она была очень плотной, каждый из пилотов не один раз одерживал победы и поднимался на подиумы, но более стабильным был Том Ингрэм и как итог, это принесло ему первый чемпионский титул в BTCC. Вице-чемпионом стал Саттон, а Хилл завершил год на третьем месте.
Сезон 2023-го года начался с новостей об уходе одной из самых популярных команд BTCC последних лет – Team Dynamics. Однако коллектив объявил, что будет оказывать поддержку One Motorsport. Помимо таких новостей от команд, были также не очень радужные вести от гонщиков. Так, Джейсон Плато объявил о своем уходе из серии, а Гордон Шедден остался без места после новостей от Team Dynamics.
Если говорить про соперничество за титул, то в нем номинально принимали участия те же пилоты, что и в прошлом году. Однако, если объективно взглянуть на вещи, то можно заметить, что реальных конкурентов у Эшли Саттона не было, да им можно назвать Тома Ингрэма, но и он отстал от победителя почти на пять десятков очков. Таким образом, Эшли Саттон стал четырехкратным чемпионом BTCC, сравнявшись по этому показателю с Колином Теркингтоном. Лучшим коллективом стали парни из NAPA Racing UK, а лучшим производителем соответственно Ford. Приз имени Джека Сирса достался Эндрю Уотсону, который смог войти в топ-15 общего зачета.
Сезон 2024-го года стоит описать фразой борьба все тех же, но с другим итогом. Ведь Джейк Хилл наконец-то стал чемпионом BTCC, сумев обыграть в этой битве и Тома Ингрэма, и Эшли Саттона. Лучшей командой, как и год назад стала NAPA Racing UK, а вот титул производителей забрали себе баварцы, добившиеся рекордной десятой победы в этом зачете. Из важного также стоит отметить возвращение Team Dynamics в качестве технического партнера EXCELR8 по их многолетнему контракту.
Говоря о недавно завершившемся сезоне 2025 года стоит обратить внимание на борьбу за титул между Саттоном и Ингрэмом, ведь в начале сезона лидировал Эшли, а по итогу всех этапов кубок достался Тому. Вообще год был достаточно интересным, мы увидели, в том числе, и возвращение Хэмилтона. Также среди победителей находились не только представители топ команд, но и ребята из нижней части таблицы. Из новинок сезона главным был переход на полностью возобновляемое топливо. Кроме того серия перешла на турбонаддувом.
Следите в будущем за BTCC, друзья. Ведь здесь есть борьба местных звезд и гигантов мировой величины, а при такой борьбе скучно точно не будет никогда и никому.