Самой страшной гоночной катастрофе – 70 лет: в Ле-Мане погибло более 80 человек

11 июня 1955 года на французской трассе «Сарт» близ Ле-Мана стартовала ежегодная 24-часовая гонка. Ожидания местной публики были велики: с почти непобедимым звездным «Мерседесом» наконец-то собирались побороться итальянская «Феррари» и английский «Ягуар». 

И предположения фанатов подтвердились: в течение первых двух часов представители трех ведущих команд отчаянно вели борьбу за лидерство и попеременно отбирали друг у друга лучший круг заезда. 

Будущий чемпион «Ф-1» Майк Хоторн за рулем зеленого «Ягуара» настолько увлекся сражением с «Мерседесом» Хуана-Мануэля Фанхио, что перестал замечать сигналы из боксов – команда активно зазывала гонщика на пит-стоп. 

Загружаю...

«Миф о превосходстве «Мерседеса» едва не заворожил меня… А затем я очнулся и подумал: «Черт возьми, и почему это немецкая машина должна быть впереди британской?!» – рассказывал Майк позднее. 

Катастрофа пришла с волной первых пит-стопов

Когда Хоторн все-таки отправился на пит-стоп – случилась трагедия.

● Маневр гонщика «Ягуара» (№6) стал неожиданностью для ехавшего позади Ланса Маклина на «Остин-Хили» (№26). Да, Хоторн по традиции поднял руку, сигнализируя о смещении вправо, но сделал это настолько резко и поздно (на зеленой машине были усовершенствованные тормоза), что Маклин инстинктивно дернул руль влево, стремясь избежать возможного столкновения с соотечественником, и потерял контроль над своей машиной, которую тут же вынесло на центр трассы. 

● Ехавший следом за этой парой на «Мерседесе» Пьер Левег (№20), 49-летний ветеран французского автоспорта, на скорости свыше 200 км/ч уже не успел ничего поделать и зацепил заднюю левую часть «Остин-Хили». 

Загружаю...

● Понятие «безопасность» в 1955 году было условным: гонщики не были пристегнуты (поскольку считали, что лучше вылететь из машины в случае аварии, а не быть сдавленными покореженным металлом), а трассу от трибун в Ле-Мане отделял насыпной вал высотой 1,2 метра. Машина Левега после контакта с другим болидом взмыла в воздух, влетела в вал и взорвалась.

● Перед аварией Левег успел поднять руку, сигнализируя об опасности, и, возможно, тем самым спас жизнь напарнику по команде, Фанхио – аргентинец чудом пролетел в пыли мимо разлетающихся в разные стороны автомобилей. 

● Куски «Мерседеса» Левега улетели в зрителей и убили десятки человек. Блок двигателя, радиатор и передняя подвеска проредили толпу почти на 100 метров, а крышка капота обезглавила плотно зажатых людей, как гильотина. 

● Начался пожар, однако тушение «Мерседеса» водой лишь ухудшило ситуацию – болид был сделан из сплава с содержанием магния, который при контакте с водой синтезировал водород. В результате машина горела несколько часов. 

Загружаю...

● Левега выбросило из кокпита – при ударе о землю гонщику проломило череп, он погиб мгновенно.

«Мертвые и умирающие были повсюду. Были слышны крики боли и отчаяния. Я стоял в оцепенении, боясь представить и осознать случившееся», – ужасался гонщик «Ягуара» Данкан Хэмилтон. 

● По официальным данным, в катастрофе погибло от 80 до 84 человек, еще от 120 до 178 получили ранения, однако некоторые исследователи считают, что жертв намного больше. 

Загружаю...

Как ни странно – гонка после этого ада не завершилась. Организаторы побоялись остановить заезд, чтобы не возникли заторы на дорогах, которые помешали бы службам спасения. «Мерседес» снялся с «24 часов Ле-Мана» лишь через несколько часов – по слухам, из-за давления извне. 

24-часовую гонку выиграли Майк Хоторн и «Ягуар». 

Кто виноват? 

Споры и поиски виновного длились годами, но ни к чему не привели.

Маклин считал первопричиной трагедии резкие маневры Хоторна (тот в автобиографии полностью снял с себя ответственность), а затем обвинил соотечественника в клевете. Но до решения суда не дошло – Майк Хоторн погиб в автокатастрофе в 1959-м. Некоторые пилоты полагали, что почти 50-летний Левег вообще не должен был управлять такой мощной техникой – он попросту не мог справиться с пилотажем в критических условиях. 

Ужаснувшаяся Швейцария полностью запретила автогонки в стране – и сняла запрет только в 2022 году, а «Мерседес» покинул автоспорт до 1985 года (пусть решение уйти и было принято раньше, именно трагедия в Ле-Мане привела к отречению от спорта на столь долгий срок).

С организационной точки зрения стоящих выводов из трагедии в Ле-Мане сделано не было. Гонщики и зрители продолжили погибать в беспощадных авариях, и лишь в 1970-х после титанических усилий Джеки Стюарта начался настоящий прогресс.

Загружаю...

Фото: Gettyimages/Bert Hardy / Stringer, Fox Photos / Stringer, Keystone / Stringer, Mirrorpix / Contributor

Популярные комментарии
Павел Макаров
"Гонка после этого ада не завершилась". Победитель ехал в машине с шампанским, охренеть можно. За 70 лет отношение к человеческой жизни поменялось сильно. Вчера вон на футболе зрителю стало плохо, так матч вообще прервали на полчаса, если не больше.
nikitikusenechka
Галимова считают погибшим, но делают сноску, что скончался от травм в больнице. В той катастрофе был один выживший - это чудом уцелевший бортинженер, а не Галимов
Ответ на комментарий Yegor A
Как я понимаю - это особенности подсчёта при катастрофах, различных терактах и прочих неприятностей такого рода. То есть у официальных служб нет данных о том, действительно ли человек оказался, пардон, в замесе или нет. И если человек потом, например, закончит свой путь в больнице, то он в определённых подсчётах не будет считаться погибшим именно в катастрофе. Определить такие моменты и сейчас сложно, а 70 лет назад уж тем более! Самый наверно явный пример близкий к спорту, это гибель «Локомотива» в 2011 году. Часто просто пишут что вся команда погибла в авиакатастрофе. Однако, формально в ней есть один выживший - хоккеист Галимов, который позже умрёт в Москве. И его в погибшие в авиакатастрофе никто не записывает - во всех данных фигурирет - один выживший.
Yegor A
Как я понимаю - это особенности подсчёта при катастрофах, различных терактах и прочих неприятностей такого рода. То есть у официальных служб нет данных о том, действительно ли человек оказался, пардон, в замесе или нет. И если человек потом, например, закончит свой путь в больнице, то он в определённых подсчётах не будет считаться погибшим именно в катастрофе. Определить такие моменты и сейчас сложно, а 70 лет назад уж тем более! Самый наверно явный пример близкий к спорту, это гибель «Локомотива» в 2011 году. Часто просто пишут что вся команда погибла в авиакатастрофе. Однако, формально в ней есть один выживший - хоккеист Галимов, который позже умрёт в Москве. И его в погибшие в авиакатастрофе никто не записывает - во всех данных фигурирет - один выживший.
Ответ на комментарий Александр Максаков
"По официальным данным, в катастрофе погибло от 80 до 84 человек" Почему количество погибших так часто неизвестно наверняка?
Еще 18 комментариев
21 комментарий Написать комментарий