Бомбардировки Роттердама, смертельный фейерверк и первый за 120 лет трофей клуба – топ-5 лучших ультрас-акций недели
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Всем привет!
О будущем данной рубрики с еженедельным ультрас-обзором наиболее ярких и интересных перфомансов с европейских и мировых трибун мы, скорее всего, поговорим в заключительном выпуске на следующей неделе, а пока давайте по традиции заглянем в минувшие 7 дней и выделим самые яркие и необычные перфомансы и акции, произошедшие на разных стадионах Европы. Сегодня будет немного истории Второй мировой войны, одно трогательное событие из Англии и малоизвестная трагедия в Нидерландах. Поэтому приступаем непосредственно к обзору.
Go!
Акция №1. Бомбардировки Роттердама.
Начнем обзор с Нидерландов, где чемпионат можно считать завершенным — там остались лишь стыковые матчи за право остаться в высшем дивизионе, а также плей-офф, в котором между командами с 5-го по 9-е место (вообще должно было быть с 5-го по 8-е место, но седьмым финишировал клуб «Гоу Эхед Иглс», сенсационно выигравший Кубок страны) будет разыграна путевка в Лигу Конференций. На прошлой же неделе было сыграно сразу 2 тура, в одном из которых «Фейенорд» принимал на своем поле давно вылетевший «Валвейк».
Сама по себе игра не представляла никакого интереса, поэтому заострим все свое внимание на фанатах хозяев, презентовавших впечатляющий перфоманс «За наш Роттердам!», состоящий из двух частей. В первой из них ультрас развернули 3 больших баннера с изображениями некоторых мест и достопримечательностей (в том числе и стадион «Де Кип») своего города в черно-белых тонах.
Такие траурные тона были выбраны неспроста — все дело в том, что 14 мая 1940 года город подвергся бомбардировкам со стороны Люфтваффе, понеся серьезные потери. Все началось с того, что ранним утром 10 мая немецкие парашютисты высадились близ городов Дордрехт, Гаага, Мердейк и Роттердам. С Дордрехтом и Мердейком немцы разобрались довольно быстро, а вот штурм Гааги, как и Роттердама, провалился. Высадившиеся в южном пригороде Роттердама немецкие парашютисты рассчитывали быстро и победоносно захватить этот голландский город, но им дали жесточайший отпор морские пехотинцы, оборонявшие мост через реку Ньиве-Маас и не давшие немцам войти в Роттердам, за что впоследствии получат прозвище «черные дьяволы». Потерпев неудачу на земле, немцы решили атаковать с воздуха: через 4 дня, а именно 14 мая, немецкие самолеты сбросили на центр города почти 100 тонн бомб. Так как Роттердам основан аж в 1340 году, то многие здания в городе оставались деревянными, из-за чего столь массированная атака вызвала многочисленные пожары. Примерно 11.000 зданий и 24.978 жилых домов были уничтожены, 85.000 жителей остались без дома, а порядка 1.150 человек погибло. Столь относительно небольшие жертвы объясняются тем, что к моменту бомбардировок большинство жителей города уже покинули его.
Для голландцев атака оказалась полной неожиданностью, ведь накануне они по сути капитулировали перед немцами после ультиматума, выдвинутым генералом Рудольфом Шмидтом, который заявил, что если роттердамцы будут продолжать оказывать сопротивление, то город будет уничтожен немецкой авиацией. Голландия, не имевшая ПВО, ультиматум приняла, но практически тут же около 30 бомбардировщиков провели разящую атаку и уничтожили центр Роттердама. Немцы в последствии объяснят это тем, что пилотов данных самолетов просто не успели уведомить о капитуляции Роттердама. Тем не менее, после такого удара Нидерланды капитулировали окончательно, дабы избежать уничтожения остальных своих городов. Так голландцы довольно быстро разочаровались в собственном решении соблюдать нейтралитет во время Второй мировой войны (как они соблюдали его и во время первой), отказавшись среди прочего от поставок оружия из Франции.
Бомбардировка Роттердама стала поворотным моментом и для Великобритании, которая до того момента избегала бомбардировок Германии, но уже на следующий день устроившей авианалет на Рурскую область. Сама же Голландия была захвачена Германией всего лишь за 6 дней, а высадка немецкой армии близ Роттердама стала частью общей кампании фашистов по захвату Нидерландов, Бельгии и Франции. Бельгия продержалась под натиском немцев 18 дней, а Франция — 43 дня. Оккупации Голландии продлилась до последних дней войны и закончилась лишь за 4 дня до общей капитуляции Германии, 5 мая 1945 года. Но невозможно не вспомнить фантастическую историю канадского солдата Лео Мажора, в одиночку освободившего город Зволле от фашистов за 3 недели до освобождения страны целиком.
Несмотря на то, что Роттердам подвергся сильнейшей атаке, уже в скором начались работы по его восстановлению. Для начала было принято решение о полном сносе остатков зданий в центре города, за исключением некоторых из них, представлявших историческую и культурную ценность для Роттердама. Так, например, среди прочих уцелела церковь Лоренскерк, изображенная на баннере болельщиков «Фейенорда».
Остальные же руины были расчищены, а город со временем расцвел, причем расцвел по-новому, так как было принято решение отстраивать центр Роттердама в новом стиле, хотя обычно в таких случаях производят возвращение довоенного вида исторических зданий и кварталов. Коснулись новшества и порта Роттердама: сильно пострадав во время войны, к 1950 году он вновь начал полноценно функционировать, а в 1962 году стал самым крупным в мире. Это звание он удерживал до 2004 года, когда на первый план вышел порт в китайском Шанхае. Роттердам же остается самым крупным портом Европы и сегодня. Именно такое чудесное преображение родного города, возрожденного из пепла, и отобразили ультрас «южных», вывесив баннер с панорамой городских достопримечательностей в цветных тонах.
Дополнительный эффект перфомансу придавало и аудиосопровождение перфа, в котором диктор стадиона «Де Кип» Питер Хаутман зачитывал информацию по событиям 85-летней давности. Для самого Питера это также был особенный момент, ведь в январе стало известно о его серьезной болезни, поэтому он объявил, что данный сезон станет для него последним в качестве диктора роттердамского стадиона. Ультрас «Фейенорда» отдельными овациями проводили своего друга, верой и правдой служившего клубу более 25 лет.
Сам же «Фейенорд» одержал дежурную победу со счетом 2:0 и спокойно финишировал третьим, хотя теоретически даже мог бы зацепиться за золото, если бы за 3 тура до конца обыграл дома ставший в итоге чемпионом «ПСВ». Но «Гордость Юга», ведя 2:0 к 10-й минуте на своем поле, умудрилась трижды пропустить во второй половине встречи, причем решающий гол на 9-й добавленной минуте. Команда из Эйндховена же в какой-то степени сотворила сенсацию: уверенно лидировав в чемпионате, «ПСВ» в какой-то момент забуксовал и позволил «Аяксу» не только догнать и перегнать себя, но и оторваться на целых 9 очков за 5 туров до финиша. Но амстердамцы умудрились разбазарить это преимущество, благодаря чему во второй раз подряд стал чемпионом Нидерландов.
Акция №2. Текстильщики из Польши.
Переместимся в Польшу, где в таком же мало что решающем матче «Видзев» посреди недели принимал столичную «Легию». Хозяева досрочно обеспечили себе сохранение прописки в высшей лиге, тогда как «легионисты», проиграв ставшему в итоге на минувших выходных чемпионом «Леху», безнадежно отстали от первой тройки и уже ни за что не боролись. Тем более, что будущий евросезон Варшава спасла себе тяжелой победой в финале Кубка Польши над «Погонью» за счетом 4:3. В итоге самый титулованный клуб страны откровенно доигрывает сезон и готовится уже к следующему, так что футболисты и фанаты «Видзева» резонно рассчитывали на удачный исход игры, состоявшейся в четверг. Кибицы «Красной Армии» даже подготовили шикарную оправу под лозунгом «Лодзинская ткацкая фабрика фанатизма», на которой человек вручную и с помощью швейной машинки вяжет красно-белый шарф.
Этот баннер является отсылкой к текстильным традициям города Лодзь, в котором базируется «Видзев». Все началось с переезда в Лодзь немца Людвига Гейера, который и переехал туда ради того, чтобы организовать производство текстильной продукции. Лодзь тогда входил в состав Российской империи, поэтому немец запросил кредит у правительства на возведение фабрики. Запрашиваемая ссуда была одобрена, поэтому в период с 1835 по 1839 год в южной части города на улице Петрковской была возведена текстильная фабрика, которая известная как «Белая фабрика». Такое название она получила из-за того, что ее здание было одним из немногих полностью отштукатуренных, а улица Петрковская до сих пор является не только главной улицей Лодзи, но и одной из самых длинных торговых улиц в Европе, так как имеет протяженность в 4 километра и 200 метров. При создании производства Гейер смотрел на шаг вперед, поэтому фабрика получила первый в Польше паровой двигатель мощностью и могла считаться механизированной. Фабрика была очень успешной, поэтому к ней достраивались дополнительные цехи сначала в 1847 году, а затем и в 1886 году. Более того, Лодзь зачастую ставили в один ряд с мировым центром текстильной промышленности и называли польским Манчестером. Но, разумеется, в этом заслуга не только «Белой фабрики», но и 600 других ткацких или хлопчатобумажных предприятий или фабрик по переработке хлопка. Еще под русским покровительством в 1866 году в городе появилась железнодорожные пути, что сильно облегчило транспортировку производимых здесь товаров, а также способствовало бурному экономическому росту. Тем не менее, это не помешало возникновению в Лодзи антирусских настроений и последующего восстания против российской власти, закончившегося неудачей и усиление русификации города.
Во время Второй мировой войны немцы изменили название улицы Петрковской на Адольф Гитлер Штрассе, а по окончании войны текстильная промышленность в городе стала сходить на нет. В 1960 году фабрика частично была переоборудована под музей текстильной промышленности, но его восточное крыло продолжало функционировать как текстильный цех. В 1990 году, с падением коммунистического режима в Польше, фабрика окончательно перестала работать, а в 2002 году полностью превратилась в музей, который существует и сегодня, а само здание в знак исторической памяти сохраняет свой первоначальный архитектурный вид. 10 лет назад власти объявили «Белую фабрику» объектом культурного наследия Польши.
«Легия» же выиграла 2:0, не смотря на 2 удаления и не засчитанный гол «Видзева» в самой концовке игры.
Акция №3. Первый трофей за 120 лет, посвященный умершему фанату.
Прошлой осенью мы уже упоминали на страницах блога английский «Кристал Пэлас» — тогда, правда, речь больше шла о стадионе «Селхерст Парк», так что теперь можно детальнее остановиться на истории самого клуба. Тем более, что повод потрясающий — «стекольщики» спустя 9 лет снова вышли в финал Кубка Англии, а их соперником в субботу был грозный «Манчестер Сити». Но сначала поговорим о предматчевом перфомансе от ультрас-группы «Holmesdale Fanatics», которая организовывает поддержку на матчах лондонского клуба и является единственной в Британии, которая придерживается итальянского стиля суппорта не только с красивым пением, но и с эффектными перфомансами. Одни из таких стал перф «Уэмбли» будет трястись… и это будет прекрасно!», посвященным как раз главному матчу за трофей, который мог стать первым в истории «орлов».
На самом же баннере были изображены 3 преданных болельщика клуба, вернее это отец и 2 его сына. Отца зовут Марк Уэллинс, а детей — Доминик и Натан. Сам кадр сделан во время выездной игры против «Манчестер Юнайтед» в 2011 году, во время четвертьфинального матча Кубка Лиги на «Олд Траффорд». Столичная команда, тогда выступавшая в Чемпионшипе, на пути к матчу против команды Алекса Фергюсона смогла последовательно пройти в турнирной сетке «Кроули Таун», «Уиган», «Мидлсбро» и «Саутгемптон». В Манчестере же на табло долгое время горели нули, пока полузащитник Даррен Эмброуз не подхватил мяч в метрах 30 от ворот и дальним ударом вогнал мяч в девятку. Гостевой сектор, состоявший из трех тысяч человек, пришел в неописуемый восторг, а камеры выхватили из всей массы гостевых болельщиков отца с двумя детьми, которым на тот момент было 9 и 6 лет.
Спустя несколько минут Федерико Македа сравнял счет с пенальти, который сам и заработал, но в дополнительные полчаса игры Гленн Мюррей после подачи со штрафного переправил мяч в ворота вечного третьего вратаря Бена Эймоса. В полуфинале были запланировано уже противостояние из двух матчей и для «Пэлас», проделавший столь нелегкий путь, соперник в лице «Кардиффа» уже выглядел легкой добычей. Но вышло наоборот — команды обменялись домашними победами со счетом 1:0, а в серии пенальти чуть более удачливыми оказались валлийцы. Но в финале, кстати, удача от них уже отвернулась: ничья 2:2 после 120 минут игры против «Ливерпуля» и обидное поражение в серии 11-метровых.
Что касается отца семейства, Марка, то судьба его оказалась трагической — в 2017 году у него диагностировали последнюю стадию рака и спустя всего лишь 5 месяцев его не стало. Уэллинсу было лишь 49 лет, но за это время он успел главное, а именно привить безумную любовь к родному клубу обоим своим сыновьям, которые, конечно же, присутствовали и на финале против «Ман Сити». Болеет за «Кристал Пэлас» и его жена Линн, но в субботу на «Уэмбли» ее не было.
«Мы часто пересматриваем этот эпизод и очень благодарны, что попали тогда в кадр. То, что он был запечатлен на камеру, является лучшим моментом нашей жизни. Когда в матче с «МЮ» счет стал 1:0 в нашу пользу, единственное, на что мы сподобились — это вдруг заплакать. Заплакать то ли от радости, то ли от страха. Но какой это был гол! Когда мы вышли со стадиона, то телефон отца просто разрывался! Мы оба мало что помним из того вечера, но гол и наши слезы на руках у отца помним так, будто это было вчера. Это был величайший гол, который мы когда-либо видели вживую», — наперебой делятся воспоминаниями два брата, которые теперь с гордостью продолжают дело своего отца.
Но спустя 5 лет манкунианцы взяли крайне болезненный реванш, обыграв «Пэлас» в финале Кубка Англии в 2016 году — за несколько месяцев до смерти Марка. Примечательно, что путь к решающему матчу для обоих клубов оказался облегченным, ведь ни одни, ни вторые не сыграли с кем-то из грандов: лондонцы прошли «Саутгемптон», «Сток Сити», «Тоттенхэм», «Рединг» и «Уотфорд», тогда как «красные дьяволы» преодолели барьеры в виде «Шеффилда Юнайтед», «Дерби Каунти», «Шрусбери», «Вест Хэма» и «Эвертона». Помучиться «МЮ» пришлось лишь с «Вест Хэмом»: на «Олд Траффорд» сыграли 1:1, а в переигровке класс подопечных Луи Ван Гала оказался все-таки выше.
После матча Марк Уэллинс готов был полностью сгрызть свои ногти от злости и досады, ведь это был уже второй проигранный финал Кубка Англии, причем в обоих случаях триумфатором оказался «МЮ». В первый раз манкунианцы обыграли «Пэлас» еще в 1990 году. Причем лондонцы тогда были в полном порядке — год спустя они финишируют третьими в чемпионате, обойдя «Манчестер Юнайтед», но пропустив вперед «Ливерпуль» с «Арсеналом». До полуфинала «стекольщики» сняли скальпы с «Портсмута», «Хаддерсфилда», «Рочдейла» и «Кембридж Юнайтед», «МЮ» же прошелся по «Ноттингем Форест», «Херефорду», «Ньюкаслу» и «Шеффилду Юнайтед».
Полуфиналы получились сверхдраматичными: лондонцы лишь в дополнительное время сломили сопротивление великого «Ливерпуля» со счетом 4:3, а вот «дьяволы» после 120 минут игры едва унесли ноги от «Олдема Атлетик». Пенальти тогда были не предусмотрены (играли лишь дополнительные 30 минут), так что в этом противостоянии была назначена переигровка. И после 90 минут жесткой борьбы на табло снова горел ничейный счет. Снова плюс полчаса игры и уже там на 114-й минуте воспитанник «МЮ» Марк Робинс, который практически за клуб не играл и после «Олд Траффорд» скитался по доброй дюжине команд, смог вывести подопечных Алекса Фергюсона в финал. Что было на «Уэмбли»? Конечно же очередные 120 минут, где опять были зафиксированы все те же 3:3, причем манкунианцы тогда были в роли догоняющих. Спустя 5 дней состоялась переигровка, где минимальную победу одержал уже фаворит.
Жаль, что субботним соперников «Пэлас» был не «МЮ», а другой клуб из Манчестера, представляющий его синюю часть. Но настрой лондонцев на матч был такой, словно это не финал кубка, пусть и важнейший, а матч жизни и смерти. Эберичи Эзе быстро открыл счет, чем окончательно прибил «стекольщиков» к собственным воротам — об этом говорит и статистика владения мячом до перерыва: 19 против 81%. Это давление подопечных Пепа Гвардиолы вылилось в пенальти, который не смог реализовать Омар Мармуш. После перерыва сценарий повторился: лондонцы снова забили быстрый гол (который был отменен после просмотра ВАР), а гости продолжали осаждать штрафную площадь Дина Хендерсона. Но команда Оли Гласнера смогла героически отстоять минимальное преимущество и выиграть первый за 120-лет клубной истории трофей!
После матча владелец клуба Джон Текстор выглядел самым счастливым человеком на планете, ведь в субботу он мог вообще остаться без еврокубков: «Лион» вполз в Лигу Конференций лишь благодаря чуду имени «Гавра», который вырвал гостевую победу и «Страсбурга» на 9-й добавленной минуте и спас себя от вылета, ну а бельгийский «Моленбек» и вовсе выступает во 2-м по силе дивизионе страны. Есть еще «Ботафого», но он выступает, как вы понимаете в Кубке Либертадорес.
Теперь же, после завоевание исторического трофея, «Кристал Пэлас» может расслабиться и со спокойной душой доигрывать чемпионат, где у него остались матчи против «Вулверхэмптона» и «Ливерпуля», которым тоже уже ничего не нужно. Будет крайне интересно понаблюдать за этим самобытным столичным клубом в Лиге Европы на будущий сезон.
Акция №4. Фанаты, отдавшие жизнь за Родину.
Мы с вами сегодня уже говорили о невероятной развязке в чемпионате Нидерландов, где «Аякс» умудрился разбазарить 9-очковое преимущество в самой концовке сезона и упустить чемпионский титул. Нечто похожее происходит и в Хорватии, где еще пару месяцев назад загребское «Динамо» безнадежно отставало от лидировавших «Хайдука» и «Риеки», но за последний месяц ситуация в турнирной таблице перевернулась с ног на голову. А теперь, когда до конца сезона оставалось 2 тура, команды решили поиграть в поддавки друг с другом, оступаясь на ровном месте. Но обо все по порядку и начнем мы со столичного дерби, в котором «Динамо» принимало «Локомотиву» — да, хорватские железнодорожники носят именно женское название. Ультрас же «синих» решили пройтись по военной тематике, подготовив к дерби красочное хорео «Всем болельщикам «Динамо», для которых война началась 13 мая 1990 года на стадионе «Максимир», а закончилась возложением их жизней на алтарь хорватской родины» с изображением фаната клуба сначала на стадионе и в фанатской одежде, а затем — в военной униформе во время боевых действий.
13 мая 1990 года состоялся матч между местным «Динамо» и белградской «Црвеной Звездой», прославившийся на весь мир грандиозными беспорядками между «Делие» и «Bad Blue Boys» (ну и полицией в качестве третьей стороны), апофеозом которых стал легендарный удар с разбегу в прыжке Звонимира Бобана по боснийскому полицейскому Рафику Ахметовичу. После того эпизода Бобан стал национальным героем Хорватии, а в Сербии, наоборот, его объявили врагом страны.
В последствии данный матч стал считаться отправной точкой в войне на Балканах, которая продолжалась на протяжении всех 90-х годов. Отдельно и еще раз останавливаться на той войне сейчас не буду — если интересно, можете просто перечитать большой фрагмент недавнего поста про геноцид в Вуковаре, где довольно подробно описаны предпосылки для возникновения националистических настроений в Хорватии. Сегодня же я предлагаю раскрыть завесу тайну над другой трагедией Хорватий во время войны, только теперь произошедшей во время Второй мировой войны. А поводом для этого послужил еще один перф от ультрас-группы «Bad Blue Boys», развернутый в начале второго тайма и гласивший «В честь и славу павшей хорватской армии. Май 1945 года. В память о павших хорватах. Май 1945 года».
Хорео была посвящено так называемой трагедии в Блайбурге, произошедшей в мае 1945 года. К тому моменту уже было очевидно, что нацистская Германия и ее союзники терпят крах и что война вот-вот закончится. 8 мая Германия капитулировала, а вместе с этим перестала существовать и независимая Хорватия, провозглашенная таковой весной после того, как часть Югославии оказалась оккупированной немцами. Первое лицо Хорватии, Анте Павелич, бежал от расправы в Австрию — туда же в панике перебежали и хорватские солдаты в надежде сдаться британской армии, к тому времени оккупировавшей часть территории Австрии и конкретно город Блайбург, ставший временным пристанищем для всех беглецов.
Вместе с хорватскими военными переместились в Австрию и военные из Словении и Черногории, а также большое количество мирных жителей — все они рассчитывали на то, что силы западных союзников, особенно британские, обеспечат защиту вчерашних пособников фашистов от надвигающейся мести партизан и сторонников коммунистического режима. Но британцы, ссылаясь на февральскую конференцию в Ялте с участием Рузвельта, Черчилля и Сталина заявили, что на нее было решение о том, что судьбу военных, воевавших на стороне нацистов и взятых в плен, должна определять армия, представлявшая антигитлеровскую коалицию. А, так как к тому моменту югославские партизаны уже считались официальными представителями нового югославского правительства и признавались союзными войсками, британцы отказались принять капитуляцию пленных военных в Блайбурге и 15 мая 1945 года передали их партизанам. Те же решили отправить обратно (кого-то на поезде, а кого-то и вовсе пешком) обратно через Словению, Хорватию и Боснию. Так как пеший путь проходил в крайне нечеловеческих условиях, то часть из пленных просто умирала в дороге.
Другие же прошли через мучения голодом, различными болезнями и постоянным избиением со стороны конвоиров. По возвращению на территорию Югославии подавляющее число из них были казнены и тут же захоронены: в 90-х годах были обнаружены многочисленные места массовых убийств и почти все они находились в Словении, где в вырытых траншеях и глубоких ямах были обнаружены тела больше 32.000 человек. Еще больше 1.000 человек казнили в самой Хорватии. Точное число жертв таких массовых казней или пешего пути домой до сих пор не установлено, так как теперь это просто невозможно, но большинство ученых оценивают число жертв от 45.000 до 70.000 человек, включая солдат и мирных граждан разных национальностей, в основном хорватов и словенцев. Общее же число пленных оценивается в 120.000 человек.
После окончания войны обсуждение блайбургских событий в социалистической Югославии на протяжении долгих десятилетий были запрещены, а любое упоминание о них рассматривалось как политическое преступление. Считается, что отказ Югославии от исторического признания тех событий и систематическое подавление попыток разобраться в туманном прошлом внес свою лепту в национальный раскол, годами копившийся внутри страны и вылившийся в Балканскую войну в 90-х годах. После раскола страны хорваты прямо говорили, что Югославия, победившая фашизм, сама совершала тяжкие преступления, в которых не хотела и не хочет сознаваться. И что сами хорваты никогда не позволят забыть о тех блайбургской трагедии. Примечательно, что те события получили название в честь города, где произошла капитуляция, но не было никаких массовых казней в самом Блайбурге.
«Динамо» же не смогло на своем стадионе обыграть «Локомотиву» с предпоследнего места и, казалось бы, лишилось шансов на 8-е чемпионство подряд (и 19-е за 20 лет), но «Риека» поддержала такую игру в поддавки и проиграла в Сплите местному «Хайдуку», позволив «Динамо» догнать себя в турнирной таблице. Теперь «Риека» и «Динамо» имеют по 62 очка, но клуб из Загреба идет вторым, так как уступает единственному чемпиону кроме «Динамо» за последние 20 лет («Риека» сенсационно выиграла чемпионат в 2017 году) по личным встречам. «Хайдук» идет третьим и еще сохраняет призрачные шансы на золото — отставание составляет всего лишь 2 балла. Остается последний тур, в котором «Риека» и «Динамо» дома примут соответственно «Славен» и «Вараждин», а «Хайдук» отправится в гости к вылетевшему «Шибенику». Развязка сезона состоится в воскресенье вечером.
Акция №5. Смертельный фейерверк.
Как обычно, закрываем обзор той же страной, с которой сегодня и начинали, то есть возвращаемся в Нидерланды, где «Твенте» принимал на своем поле «АЗ» из Алкмара. Оба клуба в этом сезоне выступали неважно, из-за чего выбыли сначала из борьбы за чемпионство между «Аяксом» и «ПСВ», затем перестали претендовать на бронзовые медали, которые в итоги забрал упоминавшийся сегодня «Фейенорд», а в конце концов и не смогли конкурировать с «Утрехтом» за Лигу Европы. Так что и «Твенте», и «АЗ» прочно осели на 5-й и 6-й строчке, периодически меняясь ими по ходу чемпионата. Как я уже говорил ранее, эти места дают право сыграть в плей-офф за Лигу Конференций, так что очный матч в предпоследнем туре сезона можно считать генеральной репетицией к предстоящим матчам навылет.
Но для ультрас «Твенте» игра, а вернее день игры с «АЗ», был особенным, ведь 25 лет назад в Энсхеде состоялась одна из самых больших трагедий в истории этого провинциального с населением чуть больше 150 тысяч жителей. Группировка «Vak-P» презентовала плашечный перфоманс в мрачных тонах на весь стадион и выложенной огромными буквами и цифрами датой «13 мая 2000 года».
Именно в тот день 25 лет назад, 13 мая, в районе 15 часов дня в Энсхеде произошел страшный взрыв на складе фейерверков, расположенном прямо в жилом районе города. Все началось с возгорания в центральном здании склада, откуда огонь перекинулся на улицу на 2 контейнера, которые использовались незаконно для хранения дополнительных запасов пиротехники. В результате возгорания этих контейнеров пиротехника и салюты, хранившиеся в них, начали хаотично стрелять в разные стороны, вызвав серию ужасающих взрывов на основном складе, где лежали 177 тонн фейерверков. Если переводить мощность взрывов в тротиловый эквивалент, то первый взрыв силой был около 0,8 тонны, а последний уже в 5 с лишним раз больше — от 4 до 5 тонн, который люди слышали на расстоянии 30 километров. Пожар был такой силы и такого масштаба, что на его тушение были стянуты силы со всех ближайших областей и регионов, в том числе и из соседней Германии. Погибшими были признаны 23 человека (из них 4 пожарных) и почти 1.000 человек получили ранения разной степени тяжести. 400 домов оказались полностью разрушенными, а еще 1.500 — сильно поврежденными.
Всех этих жертв можно было бы избежать, если бы склад находился не внутри города, а за его пределами. Хотя поначалу так и было: склад построили в 1977 году в пригороде Энсхеде, но с годами город разрастался и в конечном итоге склад оказался окруженным квартирными домами социального жилья. Особый цинизм ситуации придавал тот факт, что местные жители даже не знали об опасном соседстве со складом фейерверков, а чиновники попросту бездействовали, так как не желали оплачивать расходы по перемещению предприятия в другое место.
Удивительно, но компания «S.E. Fireworks», владевшая складом и являвшаяся основным поставщиком пиротехники в стране, ранее неоднократно подвергалась плановым проверкам и каждый раз эксперты высоко оценивали состояние пожарной безопасности на предприятии. Более того, последняя такая проверка была проведена за неделю до катастрофы: тогда здания «S.E. Fireworks» снова с успехом ее прошли, а фейерверки, хранившиеся на складе, были признаны качественными и пригодными к использованию. Но проверки проверками, а на деле все было не столь идеально — считается, что огонь смог так быстро перекинуться за пределы главного здания из-за того, что внутренние двери, являющиеся противопожарными и которые в случае пожара должны были сдержать и локализовать огонь, оказались открытыми, что позволило пламени молниеносно вырваться за пределы офиса. Другим грубым нарушением оказались те самые 2 контейнера, которые использовались незаконно, были расположены слишком близко друг к другу и не были разделены земляными ограждениями. Все это привело к уничтожению целого района Ромбек (спустя годы его восстановили), эвакуации 10 тысяч жителей, а также фактическому сожжению 15 улиц, из-за чего 1.250 человек остались без крыши над головой. Ущерб тех событий оценивается в полмиллиарда евро.
Другим неприятным последствием оказался выброс в воздух асбестовой пыли, так как огонь распространился и на близлежащую пивоварню, имевшую асбестовую крышу. За несколько последующих лет после пожара и взрывов был замечен высокий рост обращений граждан, проживавших рядом со складом, в медицинские учреждения. Все они жаловались на утомляемость, тошноту, головную боль и появившиеся желудочно-кишечные заболевания. Сама же пивоварня была полностью уничтожена пожаром и ее возвели с нуля в месте неподалеку от предыдущего лишь в 2004 году.
Спустя неделю были арестованы 2 топ-менеджера «S.E. Fireworks», Руди Баккер и Вилли Патер. Оба пытались скрыться от правосудия, но сдались буквально на следующий день. Казалось, что за такое им должен было светить самое суровое наказание в виде многолетнего срока, но с них обоих сняли обвинения в халатности, поэтому они получили смешные полгода тюрьмы и штраф в 2.250 евро. Главным же виновником стал Андре Де Фриз, которого обвинили в умышленном поджоге — за это судья впаял ему 15 лет тюрьмы. Но спустя год Апелляционный суд Арнема и вовсе оправдал его и выпустил на свободу — было решено, что причиной возгорания стало короткое замыкание. На саму же компанию «S.E. Fireworks» было подано более трех с половиной тысяч исков, за которые компания выплатила суммарно смехотворные 8,5 миллионов евро. Ну и еще одним последствием трагедии стала массовая проверка аналогичных складов по стране, но было выявлено и закрыто лишь 3 из них, который оказались незаконными.
Жители же Энсхеде, несмотря на то, что власти помогли им восстановить свое жилье, все равно навсегда получили огромную незаживающую рану в своем сердце и ужасные воспоминания о том дне. Ультрас «Твенте» в своем перфомансе выложили не только ту страшную дату, но и процитировали в своем баннере первое четверостишие из стихотворения «Энсхеде плачет» голландского поэта Виллема Вильминка: «Район, в котором было много невзгод, но также было много добрых историй, шуток и дружбы. Мы потеряли этот район навсегда».
Также та катастрофа оказалась увековеченной в компьютерной игре «Emergency 4: Global Fighters for Life», задача которой сводится к управлению экстренными службами (полицией, пожарными, спасателями, скорой помощью и другими) во время различных аварий и происшествий на улицах города. Взрыв и пожар в Энсхеде же стал прототипом миссии «Взрыв на фабрике фейерверков».
Почтить память жертв трагедии у футболистов «Твенте» не получилось: команда Джозефа Остинга уже к середине 1-го тайма вела 2:1, но в итоге проиграла 2:3, уступив место в первой пятерке как раз гостям из Алкмара. Но, как я уже говорил ранее, оба коллектива ждут матчи плей-офф за право сыграть в Лиге Конференций на будущий сезон, где их соперниками станут «Херенвен» и «НЕК» из Неймегена, который в конце месяца будет отмечать 23-ю годовщину смерти своего самого эпатажного болельщика и спонсора, пранкера с лицом ребенка — Барта Де Графа.
Ну а у нас на этом на сегодня все. В конце как обычно призываю вас делиться своим мнением о прочитанным в комментариях, ставить плюсы данному посту (если, конечно, понравилось и было интересно), а также подписаться на блог «100% фанатский стиль!», чтобы не пропускать вот такие еженедельные обзоры мирового фанатизма.
До новых встреч!