Детали величия «Барсы», которые скрыты от глаз
Разбирался Терентьев.
«Барселона» снова сильная. Взяла три трофея при Ханси Флике и остановилась в одном долговязом шаге Франческо Ачерби от финала ЛЧ.
«Барселона» снова поражает воспитанниками. Ламин Ямаль, Пау Кубарси – среди лучших в мире.
«Барселона» снова непохожая ни на кого. Философия, шарм и много голов.
Такие завораживающие явления вызывают естественное любопытство – где и как они рождаются? Какова их природа?
Мы поговорили с тренерами и менеджерами, которые в разные годы ездили на стажировку в главный клуб Каталонии и своими глазами видели секреты его академии – «Ла Масии».
Герои материала:
● Владимир Кузьмичев, руководивший академией «Локомотива» шесть лет. С 2012 по 2014 и с 2016 по 2020 года.
● Ильшат Файзуллин, игравший и тренировавший в Испании, а с 2010 по 2013-й отвечающий в академии «Локомотива» за методическую часть.
● Владимир Бодров – главный тренер академии «Спартака» с 2008 по 2018 года.
Быт «Ла Масии»: бесплатные волонтеры, звезды рядом с детьми, интернат – идеальный минимализм
Владимир Кузьмичев: «Это был 2013-й год. Стажировка шла восемь дней – важно было посмотреть недельный цикл подготовки и игровой день. От самых маленьких возрастов до молодежного состава. Сходили даже на тренировку основы, поскольку у «Барсы» все готовятся в одном месте – как первая команда, так и маленькие воспитанники.
Это очень сильный ход. С 6 лет дети видят своих героев не только по телевизору, а могут пообщаться, пройтись по одной территории, в какие-то специальные дни даже поиграть в футбол.
Здорово.
В первый день нам показали всю инфраструктуру «Ла Масии» – четыре искусственных поля на случай плохой погоды, четыре натуральных поля (два из которых закреплены за основой). Интернат, учебные классы, зоны отдыха.
Интернат «Барсы» – идеальный минимализм. Не сказать, что шикарно, вау, в стиле Versace – нет, все скромно и прагматично. Только необходимое для работы, восстановления, отдыха. Дети живут по двое на комнату, в ней два стола, две кровати, шкаф, душевая. Телевизор только на этаже, где можно посмотреть матчи, поиграть в плейстейшн. Есть комнаты для настольного тенниса.
Бросилось в глаза, что дети – более раскрепощенные, что ли. Идут на любую тренировку как на праздник. Даже с учетом того, что есть приезжие, которых, казалось, жизнь вне дома, без родителей должна угнетать. Но они постоянно улыбаются, в хорошем настроении. В то же время – мощнейшая дисциплина в тренировочном процессе.
Лично меня интересовало, как «Барса» доводит не самых физически одаренных ребят до вершины мирового футбола.
За 8 дней, конечно, все ответы не найти. Но, думаю, секрет в том числе в людях, которые дают образование, умеют разглядеть у воспитанника лучшее качество, правильно его развить. Несомненно, футболист должен гармонично расти, но важно использовать свои лучшие качества.
Тренерский штаб в академии очень сильный.
Что интересно: помимо штатных сотрудников, привлекали большое количество волонтеров. Молодых тренеров, которые работают бесплатно. За образование и опыт от старших коллег. У них все серьезно – график, задачи, но цель не деньги, а получение постоянной работы.
Лучших «Барса» оставляет.
На каждый возраст (даже у самых маленьких) несколько тренеров – главный, помощник, тренер по физподготовке, врач, тренер по вратарям. Плюс на два возраста – аналитик».
Идеология «Ла Масии»: термин dar la luz (дать свет), который стал взглядом на футбол
Ильшат Файзуллин: «Запомнился разговор с одним из главных методистов академии, который рассказывал, откуда «Барса» взяла свой стиль. Все началось с термина dar la luz – «дать свет». Проще говоря, дать свет передачи, создать линию передачи. Если между мной и партнером соперник, мяч не дойдет. Я должен располагаться так, чтобы между был коридор.
Термин придумал Лауреано Руис [глава молодежного департамента «Барселоны», тренер U-19 и дубля в 70-е].
От этой идеи все и пошло – игра между линиями, динамичность, вступление в отбор после потери, пас, который должен дать свет атаке. Под новую философию стали подбирать игроков, где «физика» уже не была главным качеством.
На это ушло больше 10 лет, по словам методиста. Никто не шарахался, стратегий не менял. Работа подчинялась изначальной идее – в том числе селекция. Все игроки имеют индивидуально подготовленное качество: условно, есть те, кто дают скорость с мячом (нападающие), а другие дают скорость мяча (полузащитники).
И очень важен характер. Игрок под давлением должен не бояться принимать пасы, обводить, находить пространство. Если он начнет избавляться от мяча, чтобы не потерять, тогда не получится стягивать на себя соперников, освобождать зоны для партнеров.
Так термин разросся до философии.
Я тогда еще уточнил: «В России тренерам в академии больше трех лет не дадут» – «Значит надо скомпоновать идеи так, чтобы проблески работы появились через 3-4 года».
Мы столько и проработали в итоге в академии «Локомотива» – наш труд дал плоды. Все игроки, которые сейчас в основной команде и многих других клубах РПЛ, с нашего набора».
Владимир Кузьмичев: «Барса» – это процесс. Они никуда не спешат.
И в подборе тренеров, которые проходят от статуса волонтеров до людей на контракте. И в селекции – там нет такого, как в России, что академия проводит день открытых дверей, собирает мальчишек, дает упражнения и за одно занятие отбирает лучших.
В «Барсе» работают вдолгую: скауты с огромной насмотренностью, факультативные занятия, когда академия присматривается к ребенку. Четкие критерии, какие футболисты нужны – по физиологии, скорости мышления, умению усваивать информацию. Работе с мячом.
Все заточено на игровые упражнения. Даже в дни тяжелой нагрузки (обычно – в среду), даже если это группа 16-17-летних футболистов. Все через мяч, очень-очень интенсивно».
Ильшат Файзуллин: «В российских академиях привыкли ставить результат на первое место. Каким способом – вторично. В «Барсе» все наоборот – сначала как. Неправда, что им не нужны титулы на детском уровне. Но это «как» определяет все.
Поэтому они стараются распределять игровое время между всем составом – например, в выходные играют одни (на чемпионат города), а в середине недели (на товарищеских матчах) – другие. Есть 20+ человек, свое время должны получить все. Такой посыл. Чтобы была конкуренция — в итоге средний уровень игроков очень высокий, не только 7-8 лидеров.
К сожалению, в этом плане мы отстаем.
В 2010-х в России было такое правило [в детско-юношеском футболе]: если у команды двух футболистов забирают в сборную, игра переносится. Представляете? Ну хорошо, двое лидеров уехали, а что остальные 18-20 человек? Они инвалиды и ничего не могут сами?
Конечно, это удар по психологии. Оставшиеся дети думают, что они никто без уехавших [в сборную]. Сначала просто так думают, а потом свыкаются [с этой мыслью]. И пропадают».
Неожиданные детали: игра без мяча важнее всего, сумасшедшая интенсивность тренировок благодаря спортзалу
Владимир Бодров: «Все тренеры академии «Барсы» заточены на одну методику. Начиная от младших возрастов и заканчивая выпуском. Это огромный плюс.
Все тактические схемы так или иначе сводятся к 4-3-3. Например, играют малыши 7 на 7. Шесть полевых располагаются в формате 3-3. Причем каждые 7-8 минут фланговые нападающие меняются с фланговыми защитниками. Так учат разным ролям в схеме. Только позиции центрального нападающего и центральных защитников не располагают к перестановкам.
Но при этом важный посыл – не навредить.
Если на тренировке отрабатывали 2-3 варианта решения стандартной ситуации на поле, а ребенок в матче применяет четвертое, на него никто не будет кричать. Просто в перерыве скажут: «Смотри, твое решение не сработало. Давай вернемся к двум-трем, что мы готовили? Потом, может, родится что-то свое».
Много умной индивидуальной работы.
Выходят 6-7 нападающих – и отрабатывают стандартные варианты, которые чаще всего случаются в игре. Никто там не установит 5-6 фишек для обводки. Потому что в футболе таких ситуаций практически не бывает.
Установят две фишки (по продольной линии или наискосок), дадут задание – бить только с левой/правой, а передачи – только на дальнюю/ближнюю штангу.
Такой факультатив – полчаса. То же самое для защитников.
Но, наверное, главное, что я увидел, – интенсивность тренировок. Она реально поражает. Смотрели, как у 8-9-летних тренировка шла полтора часа: небольшие пространства, группы по шесть человек, с которыми, как правило, занимается волонтер (а два куратора следят со стороны), упражнения по 10-12 минут в сумасшедшем темпе.
Потом – две-три минуты разбора от тренера. И снова понеслась. Просто поражаешься, как им сил хватает.
В академии следят, чтобы характер вырабатывался не только с мячом, но и без. Второе они даже выше ставят. На максимуме отобрал мяч, а потом сразу же на максимуме провел атаку. Без тени сомнения, что может не получиться.
Вот это их философия.
Максимальная интенсивность тренировок, максимальное проявление себя при отборе. Например, лучших могут поставить в упражнение против четверых – чтобы они отбирали. Показывают остальным: «Смотрите, как надо. Вы должны так же».
То есть постоянно идет мотивация проявления характера – даже в тренировках.
Очень внимательно относятся к тренажерном залу – с 12 лет дети начинают: сначала с собственным весом, резиночками, подушечками, которые привязывают к икрам и голеностопам. У старших добавляется сторонние веса – штанги, грифы.
За всем процессом следит научная бригада.
Тренажерный зал еще и тематический. Перед выходом на поле тренер включает флешку с расписанным планом на тренировку. По минутам и рассчитанный на всех игроков. Если ты заболел, обязан за два часа предупредить, в план внесут изменения. Выходя на поле, дети уже четко представляют, что будут делать.
Это тоже прибавляет интенсивности. Минимум пауз. На мой взгляд, моторная плотность занятий процентов 80. Это много.
Они будто вообще не останавливаются – на автомате все делают. Что разобрано на видео. Кстати, на теорию нас не пускали. Может, [дети] стеснялись, может, еще что-то. Не знаю.
Отдельно проговорил бы про отбор. В «Барселоне» считают, что именно этот элемент заставляет футболистов быстро думать, принимать правильные решения, органично действовать с мячом.
Речь и от тех, кто отбирает, и о тех, у кого мяч. Взаимный процесс.
Как пример – четкое соблюдение границ площадки, даже у самых маленьких. В России иногда если футболист в воздухе вернул мяч в поле [на тренировке], игра может продолжиться, а в «Ла Масии» с этим строго. Категорично. Потому что граница поля – возможность тренировать чувство пространства, технику.
Бывает, что человек привык к маленьким поблажкам, прокинет с нарушением по флангу, все хорошо, а выходит на матч – не идет. Расскажу один пример: против нас на первенстве Москвы играл нападающий. Быстрый как пуля. Он сейчас в РПЛ.
Но мы его прочитали, сказали левому защитнику: «Ставь ногу на бровку и встречай. Пусть уходит в середину, главное не в бровку». Потому что там с ним бороться бесполезно, наберет скорость, накрутить, пробьет метров с 10. А в центре его встретят опорники – и все. Нападающий терялся.
Левая у него была не так хорошо развита, чтобы бить с 18 метров.
Или другой пример: как важно грамотно понимать пространство.
Был в спартаковской академии нападающий, который никогда не должен был играть в футбол. Скорости нет. Но он сейчас играет.
Мы ему ограничили зону работы: «Играешь от одного угла вратарской до другого, выйдешь за эту зону – сядешь на лавку. Потому что твой конек – игра головой, быстрая обработка мяча и удар с обеих ног. А скорости у тебя нет».
И он стал забивать. Дорос до основного состава».
Тренировка Месси вживую – каково это?
Владимир Кузьмичев: «В один день были на занятии основы – это период после того, как Тито Виланова ушел по состоянию здоровья (в 2012-м у тренера был обнаружен рак – Спортс”). Мы, кстати, встречали Тито на базе, он общался с нами, отвечал на вопросы.
Но в главной команде его заменил аргентинский тренер [Херардо Мартино].
Понятно, та «Барса» – суперуровень. Самым веселым показался Дани Алвес, громче всех был на тренировке. Но отметил бы другое – вообще никакой звездности. Мне так показалось. После все спокойно останавливались, фотографировались с желающими. У нас ведь штаб сфоткался.
Не было ощущения, что вот есть Месси и все остальные. Абсолютно нормальный открытый парень. Кстати, и личной охраны никакой не было – может, она у него потом появилась.
Владимир Бодров: «Мы были на тренировке, посвященной чисто тактике. Отрабатывали отбор мяча в середине поля в различных ситуациях. Это было при Луисе Энрике, ноябрь 2014-го.
Интересно, что в момент отбора концентрация была сумасшедшей. Ноль расслабленности. А когда отбор заканчивался атакой, уже были смех и шутки, если шла плохая подача или кто-то не забил.
Потом возврат в начало упражнения – и снова максимальная концентрация.
Ну Месси есть Месси. Запомнилось, что он был равным среди остальных. Не было такого, мол, ребята вы побегайте, а я постою, посмотрю. Так же носился, отрабатывал. Пахал!
Это не удивляет. Звездности вы за границей не увидите. Другой менталитет.
Хоть ты 10 «Золотых мячей» выиграешь, весь обшитый наградами, но все прекрасно понимают: без партнеров ты ничего не представляешь. Вот отправь Месси в другую команду, среднего уровня, он не был бы таким, каким мы знали его в «Барселоне».
И это пониманием у них очень четкое.
«Барселона» – это семья» – не просто пафосная фраза
Ильшат Файзуллин: «Барселону» делает особенной вера в свою идею. За столько лет они не изменили себе, несмотря на разное – были ведь моменты, когда все шло не очень, говорили, надо меняться, а они дальше идут своей дорогой.
Почему?
Наверно, из-за успеха. Из-за людей, приходящих на стадион ради стиля и разобравших абонементы на сто лет вперед. Там ты должен в очереди ждать, когда человек вернет место на трибунах или уйдет из жизни.
Вообще, после поездки пришло ощущение, что «Барселона» – это семья. Внутри спокойствие, открытость – во время стажировки к нам постоянно подходили сотрудники, просили не стесняться, спрашивать, что непонятно.
Единение.
Дети и звезды тренируются в одном пространстве. Рядом родители малышей, которые ждут в кафе. За теми, кто далеко живет, клуб отправлял такси (в 2023-м развоз на такси отменили – Спортс”). Ребенок без всякого затруднения может подойти к тренеру и спросить, что интересует.
Важный момент.
Там, где ты чувствуешь себя хорошо и комфортно, можешь проявить лучшие качества.
Владимир Бодров: «Со стороны «Ла Масия» может показаться обыденной. Музея тогда [в 2014-м] еще не было на территории базы, был компактный зал с кубками. Но, поверьте, если вы придете в любую школу города Москвы, увидите там неимоверное количество трофеев.
В «Барсе» этим не бравируют, показуха не для них. Это братство, где уважают друг друга. Как пример: может, мне показалось, но на тренировках у них практически нет подкатов. Понятно, могут выбить мяч в прыжке, преградить удар, но прыжков сзади, сбоку нет.
Тренеры говорят: «Наша задача, во-первых, с раннего возраста научить детей отбирать мяч, а не выбивать его куда попало [в подкате]. Во-вторых, научить доводить атаки до логического завершения».
Но, мне кажется, это еще и про уважение.
Атмосфера «Ла Масии» – то, что надо прочувствовать.
Все улыбчивые – игроки, тренеры. Сплошной позитив. Нет такого, чтобы тренер кричал. Это категорически запрещено. Вообще не используются свистки, только голосовые обращения. «Стоп», например. Про отказ от свистков еще и голландцы нам рассказывали, была у них такая фраза: «Мы что, полицейские? Это лишний стресс для детей – что случилось что-то сверхъестественное».
Родители понимают, не каждый ребенок станет футболистом. Не каждый даже сможет закрепиться в академии. Но отношение друг к другу на первом месте.
Когда ты работаешь на максимуме, в сумасшедшей интенсивности, дисциплине, динамичности, но при этом в тебе взращивают понимание, что друг другу надо помогать, работать вместе, это со временем перерастает в братство.
Кто-то старший, кто-то младший.
Такое отношение идет с малых лет. Оно генетически заложено в тех, кто прошел «Ла Масию».
Академия «Барсы» – фабрика звезд. Почему она молчала 10 лет?
Чары этой «Барселоны». Самый лиричный текст Лукомского
Титул «Барсы» – вопреки здравому смыслу
Фото:Gettyimages/Jasper Juinen, Alex Caparros, David Ramos; instagram.com/xavi; East News/AP Photo/Cesar Rangel; Siu Wu/Siu Lau, imago sportfotodienst, Joaquin Corchero/Keystone Press Agency; instagram.com/fcbmasia