Махачев и Топурия поднимутся в весе – это чит-код от UFC. Как они его используют?
Спасение Даны Уайта.
Босс UFC Дана Уайт сделал громкие анонсы: в июне Илия Топурия подерется с Чарльзом Оливейрой за пояс в легком весе, а Хамзат Чимаев с Дрикусом дю Плесси – в среднем. При этом Махачев поднимется в полусредний вес, где встретится с Джеком Маддаленой, но дата пока неизвестна.
Такие миграция по дивизионам не новая: в 2018 году Даниэль Кормье перешел из полутяжей в тяжи и стал чемпионом (тот же трюк через пять лет повторил Джон Джонс), а Конор Макгрегор еще в 2016-м ради боев с Нейтом Диазом из полулегковеса оказался среди полусредневесов, а потом дрался в легком весе.
В чем важность свежих анонсов?
UFC критикуют за дефицит звезд, самый перспективный чемпион – Топурия. Он мог законсервироваться в полулегком весе, но принял наилучшее решение
UFC не хватает хайповых чемпионов, а более глобально – звезд. Из-за этого громких турниров все меньше, а фанатов не интригуют даже титульники. Низкий интерес к новым чемпионам отражают соцсети: у Белала Мухаммада перед UFC 315 был миллион подписчиков (с учетом мусульманской и пропалестинской аудитории), а Джек Маддалена не пробил даже 250 тысяч. При этом на чемпиона-средневеса дю Плесси подписано всего 750 тысяч – несмотря на 9-0 в UFC и две успешные защиты.
Да, оценивать бойца по соцсетям не всегда релевантно, но это самый доступный способ понять, насколько он интересен фанатам. Большинство подписываются на бойца, а не на контент: если он раз в месяц выкладывает семейное фото, люди не отпишутся, а будут ждать. И то, сколько фанатов следят за бойцом, показывает, насколько ожидаем его следующий поединок. Если за пояс UFC дерутся бойцы, у которых вместе подписчиков меньше, чем у Шовхала Чурчаева, то соответствующим будет и резонанс.
Какие бойцы UFC сейчас популярнее всех в инстаграме? Ислам Махачев (10,2 млн), Хамзат Чимаев (9,6 млн), Джон Джонс (9,4 млн), Исраэль Адесанья (8,6 млн), Чарльз Оливейра (8,1 млн). Бойцы с именем, но сейчас – либо пассивны в медиа, либо проигрывают. Джонс затих и игнорирует Аспиналла, Чимаев дерется раз в год, Адесанья идет на серии поражений, а Оливейра – проиграл в последние годы Царукяну и Махачеву, растеряв чемпионскую ауру (до этого были 11 побед подряд).
Махачев – лидер рейтинга P4P, но не часть западной поп-культуры, в отличие от Хабиба и даже Хасбика. Бои Махачева превратились в формальность: фанаты уверены, что он победит любого в дивизионе. Даже реванш с хорошим борцом Арманом Царукяном не слишком интриговал – Махачев шел большим фаворитом у букмекеров.
В таких случаях говорят о «свежей крови», но с ней в UFC проблемы – старые звезды постарели, а новые не появляются с нужной скоростью. Сообщество бустит интерес по-своему: раздувают важность ветеранов, вернувшихся с серии поражений, и пиарит проспектов – новых Коноров и Хабибов. Зато Дану Уайта спасает внутренняя миграция бойцов, меняющих дивизион.
Дебют Джонса в тяжелом весе стал главным успехом 2023-го, пробив миллион продаж PPV (по данным менеджера Али Абдель-Азиза). Судя по неофициальным цифрам, UFC 285 – один из наиболее, если не самый успешный турнир, который возглавлял Джонс.
В 2025-м UFC по-прежнему спасает внутренняя миграция между дивизионами. Когда Топурия в феврале оставил полулегкий дивизион, туда вернулась жизнь. У Топурии не было конкурентов – он мог по кругу бить Волкановски, Холлоуэя и других. По-спортивному интриговал бой с Мовсаром Евлоевым, но в претендента верили преимущественно в России.
С уходом Топурии в полулегком весе – масса сюжетных арок. Во-первых, популярный экс-чемпион Алекс Волкановски вернул пояс: он нравится фанатам (3 млн в инстаграме), но не имел перспектив при Топурии. Вместо очередного грустного боя, в которой фанаты увидят кровь Волкановски, экс-чемпион – снова с поясом.
Уход Топурии реанимировал для UFC большое имя – теперь им можно кормить голодных претендентов. Прелесть медийного чемпиона в том, что он не только собирает хорошие PPV, но и делится хайпом с соперниками, делая их популярнее. Это вечный двигатель, в котором молодые высасывают из старых чемпионов медийность и становятся популярнее.
Теперь для того же Евлоева потенциальный титульник с Волкановски – шанс покорить западного зрителя. И это не единственный расклад: в полулегком весе снова интересно, а претенденты ждут боя со старым Волкановски (помним про Джина Сильву). Поэтому уход Топурии пошел дивизиону только в плюс, как и легкому, где он дебютирует уже в июне.
Внутренняя миграция может оживить сразу четыре дивизиона. Махачев и Топурия пошли за новыми вызовами, рискуя аурой непобедимых
Теперь Топурия вместо скучного и опасного титульника с немедийным Евлоевым в полулегком имеет массу хайповых вариантов. Бои Махачева с Оливейрой, Гейджи и даже Царукяном интриговали слабо – слишком крепкая вера в непобедимость чемпиона. Доминатора с четырьмя защитами, которого робко, но все чаще называют улучшенной версией Хабиба.
Топурия – другой: он не слишком крупный для легковеса, а дебют в весовой едва не провалил. Подравшись с Джеем Хербертом в марте-2022, не входившим даже в топ-15, едва не упал в нокаут – невиданная уязвимость для Топурии-полулегковеса. Поэтому не исключено, что Топурия столкнется с трудностями в новом дивизионе. Тем интереснее увидеть его бои с топами, которых Махачев уверенно прошел.
Коммерчески UFC выгодно, чтобы Махачев поднялся в полусредний. Да, бой с Топурией интересен фанатам и медийно – на двоих у бойцов 17,5 млн подписчиков в инстаграме. К тому же Топурия выглядит самым опасным соперником для Махачева в легком весе – рядом только Царукян.
Но Махачев – Топурия не станет ремейком Хабиб – Конор для UFC. Он не привлечет миллиарды долларов в компанию и миллионы фанатов на арены. Да, это хороший бой для PPV, но весьма рядовой в масштабах истории – бои Махачева продаются хуже, чем у Хабиба.
Негативных эффектов от боя Махачева – Топурии больше – UFC потеряет одного медийного чемпиона, генерирующего PPV. В лучшем случае бой выйдет близким, открыв дверь для реванша, в худшем – один из чемпионов проиграет и растеряет хайп. Как случилось с Алексом Перейрой, который проиграл Анкалаеву и стал тише.
Для UFC все складывалось идеально: Волкановски снова чемпион, Топурия ушел бы в легкий, Махачев – в полусредний. Но расклад зависел от боя Белала и Маддалены – возможно, Дана Уайт болел за претендента. Такой чемпион, как Белал, не только снижал интерес к дивизиону, но и тормозил хайповых претендентов. А еще – мог оставить Махачева в легком весе: тот отказывался подниматься в полусредний, если бы пояс остался у Белала (они мусульмане и вместе тренировались).
К счастью, все сложилось: Белал потерял титул, а полусредний вес – скучного чемпиона. Махачев поднялся в новый дивизион, где его ждет куча вызовов: от топового ударника Маддалены до хорошего грэпплера Брэди и самбиста-великана Рахмонова (он на 10 см выше Ислама).
Топурия тоже в плюсе – он уже в июне подерется за пояс с Чарльзом Оливейрой, хотя многих смущает, что соперником стал не первый номер дивизиона и недавний претендент на титул Арман Царукян. Оливейру не стоит недооценивать: это рекордсмен UFC по победам сабмишеном (16), который умеет нокаутировать. У него огромное преимущество в размахе – 13 см. Топурии непросто не только подобраться к нему в стойке, но и забороть, не попав на прием.
Это идеальный расклад как для UFC, так и для фанатов. Хотя мы лишились афиши Махачев – Топурия (не факт, что надолго), получили сразу три оживших дивизиона, которые до этого казались законсервированными. В полулегком Волкановски будет биться с проспектами, в легком Топурия – строить новое величие, а в полусреднем Махачев – доказывать, что он более великий, чем Хабиб.
Ожил даже средний вес, где наконец назначили титульник дю Плесси и Чимаева. Если судить по подписчикам в инстаграме, Чимаев сейчас – самый популярный боец UFC. Его эпоха может начаться уже в августе, а самым хайповым впервые за долгое время станет не легкий, а средний вес. Кстати, Чимаев тоже сменил дивизион в 2023-м, что пошло ему на пользу.
Осталось что-то сделать с Джонсом в тяжелом весе – и UFC может задышать по-новому.
Махачев лишится пояса через 44 дня. Что за необычное решение UFC?
Топурия или Маддалена – кто безопаснее для Ислама Махачева?
Фото: Gettyimages/Stacy Revere, Luke Hales; IMAGO/Louis Grasse / SPP, Louis Grasse/Keystone Press Agency, Oscar J. Barroso/Keystone Press Agency, Louis Grasse/Keystone Press Agency/Global Look Press