Такой недопуск на Олимпиаду – абсурд. Спортсменов судят, но никто не говорит за что
От вчерашних новостей из ISU не по себе.
Не сказать, что они шокировали – мы переживали что-то такое и перед Пхенчханом-2018, и перед Парижем-2024. Но менее неприятно от этого не становится. Отряд наших фигуристов, конькобежцев и шорт-трекистов отцепили от Милана задолго до отбора.
Ситуация в принципе напряжная, но особенно сильно меня бесит положение стороны, принимающей решения: никто ничего не объясняет и ни за что не отвечает.
Ничего невозможно оспорить, потому что мотивировка скрыта. И если, в теории, спортсмен случайно поставил лайк не тому посту – это приговор его карьере. Но если какой-то дядя в дорогих часах случайно не так интерпретировал пост атлета и лишил его главных соревнований в жизни – ему за это ничего не будет.
Фейс-контроль с опцией «отказать без объяснения причины» – вообще удобная штука. Если тебе кто-то не понравился, это дает возможность развернуть человека, сославшись на неведомые правила заведения. Не то чтобы каждый это обязательно сделает, но даже понимать, что можешь – уже добавляет властности. На такое подсаживаются.
МОК, кажется, подсел в 2018-м. Когда мимо Пхенчхана прокатили десятки спортсменов. Это выглядело дико и тогда, и сейчас, спустя 7 лет.
Не пустили в Корею Виктора Ана – легенду мирового спорта. Ноль реакции на его открытое письмо Томасу Баху. Хотя круче Вити в этом виде никогда не было, он как Фелпс для шорт-трека.
Руслан Захаров до сих пор хочет спросить у Томаса: а что с ним было не так в 2018 году? В Сочи-2014 Захаров стал олимпийским чемпионом в шорт-треке, в Пекине-2022 добежал до серебра в коньках. И между этими Играми, в 2018-м, он был абсолютно тем же Русланом Захаровым, что до и после, но почему-то именно тогда комиссии он не понравился. И никто никогда не объяснит ему – чем конкретно. Может быть, ушами или прической. Кто знает?
Руслан хотя бы отыгрался в Пекине.
А сколько людей та история перемолола? Многие сейчас помнят конькобежца Дениса Юскова? Он годами творил магию на 1500 м, бил рекорды мира, выигрывал старты пачками и должен был поставить логичную точку в Пхенчхане. Но остался вне игры. А сколько еще таких атлетов? А тренеров?
Этой схемой – допустим, кого сами захотим и ничего вы нам не сделаете – пользовались и в легкой атлетике (никто так и не понял, почему праймовый Тимур Моргунов пролетел мимо Токио в 2021-м), и перед Парижем год назад, и теперь вот перед Миланом.
Для принимающих решения это идеальный расклад. Рисуй что хочешь – никто и слова не скажет. Гарантированная броня от критики и разбирательств. Ну, разве что в России поворчат, но на это можно не обращать внимания, списав на заинтересованность страны в процессе.
Как по мне – в мире могут быть ситуации, когда допуск спортсменов на некоторые старты идет через сито. Но при каждом таком случае должны быть: 1) четкие критерии и 2) понятные объяснения принятого решения.
Если все прозрачно, то и бояться нечего, и вопросов ни у кого не будет. Черное – это черное, а зеленое – зеленое, так?
Пока же мы гадаем: а могли ли забанить Александра Галлямова из-за ироничных постов-обращений к Баху в телеге? Если да, то в МОК, получается, тоже негласно ввели закон о неуважении к власти? И правильно ли, что прицепом пострадала Анастасия Мишина?
Таких вопросов, догадок и подозрений – сотни. И они точно не добавляют доверия к принимающим судьбоносные решения.
Есть же причины, по которым эти решения приняты – так назовите. Что скрывать? Спортсмены – публичные люди, мы должны знать, что не так с конькобежками Дарьей Качановой и Ангелиной Голиковой? Где накосячили остальные? Вдруг там реально что-то настолько страшное, что вопросы у всех отпадут.
Пока же это похоже на тот самый «Процесс» Кафки. Когда обвиняемые до последнего не знают, за что их судят, и все вокруг просто принимают это как данность.
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Павел Бедняков; Cao Can/XinHua/Global Look Press