«Динамо» отметило разбан Карраскаля культовым кадром из «Сияния». А как снимали ту сцену с топором?
«А вот и Джонни!»
«Сияние» Стэнли Кубрика – это не только до блеска сконструированный хоррор, но и целый набор мемов, который живет в массовой культуре. Замороженный Джек Николсон, криповые близняшки в коридоре и еще несколько кадров четко возникают в голове даже у тех, кто не смотрел фильм.
Самая известная и цитируемая сцена «Сияния» – момент, где герой Джека Николсона топором вырубает в двери проем и показывается в нем с безумной физиономией. По-настоящему жуткий момент, но он миллионы раз фигурировал в мемах, так что уже кажется даже забавным.
«Динамо» перед игрой со «Спартаком» обыграло кадр по мотивам свежей истории. Полузащитник Хорхе Карраскаль изначально был дисквалифицирован, но КДК отменил красную карточку, и он сможет сыграть в дерби.
В соцсетях показали, что «Спартак» это напугает.
Рассказываем, как та самая сцена получилась, и почему она не кажется такой веселой, когда узнаешь все подробности.
Как снимали сцена с топором в «Сиянии»: импровизация, безумства, внезапная отсылка
Стэнли Кубрик – режиссер-перфекционист. И на важнейшую, но все же не слишком затяжную сцену, где писатель Джек Торренс налетает на жену Венди с топором, ушло три дня.
Вокруг бесконечных дублей «Сияния» хватает похожих фактов. Например, Николсон учил текст непосредственно перед мотором (сильно заранее не имело смысла – Кубрик постоянно что-то правил), а на сцену, где актриса Шелли Дюваль на лестнице отбивается от сходящего с ума мужа бейсбольной битой, потратили 127 дублей.
А перед сценой с топором Николсон, чтобы войти в роль, несколько минут кричал, прыгал и вел себя не слишком адекватно. Похоже, безумный блеск в глазах актеров – следствие режиссерского метода.
Но были и другие причины затянувшейся работы. Николсон легко выносил бутафорские двери, потому что в молодости наловчился с топором на курсах пожарной охраны. Быстро разлетающийся реквизит ломал весь саспенс. Тогда Кубрик предложил разрушать реальную дверь, и все получилось: через экран передалось, как Торренс с усилием пробивается к жене в ванную комнату.
Кульминация сцены – импровизация Николсона, его фраза «А вот и Джонни!»
Кубрик даже не понял, к чему Джек это сказал, но оставил как самый удачный дубль. Оказалось, Николсон выдал коронную фразу ведущего популярного в те годы вечернего шоу. Внезапная отсылка в итоге регулярно попадает в топы вроде «100 самых главных фраз в истории кино».
И в виде бонуса – факт, срывающий покровы: сцена не была идеей Кубрика. Он ее подсмотрел в немом фильме «Возница», где, впрочем, уровень накала и игра актеров далеки от кубриковских.
Съемки жестких сцен довели актрису Дюваль до отказа от серьезного кино. Почему?
Не такая попсовая деталь сюжета, в ней фигурирует не маньяк-писатель, а его жена. А точнее – актриса, которая в каком-то смысле и стала жертвой.
После «Сияния» у Джека Николсона было много заметных ролей, а Шелли Дюваль не стала суперзвездой. От хоррора она перешла к проекту с детскими сказками, там была кем-то вроде волшебницы-рассказчицы. А после – пропала из кино на 20 лет, чтобы вернуться к эпизодическим ролям. Никакой топ-карьеры, которую предвидела индустрия и кинокритики.
Оказалось, психологический перенапряг на «Сиянии» подкосил ее на долгие годы. Дюваль серьезно отдалась съемкам: сняла дом недалеко от студии и жила там с домашними животными, пока работа шла безумные для одного фильма полтора года.
Кубрик любезно и с интересом общался с Дюваль, поэтому она всегда отрицала, что на съемках над ней издевались. Впрочем, по ее же словам, методы, которые применял режиссер, не стоили того, чтобы просто снять фильм. Например, Кубрик просил Дюваль почаще размышлять о грустном и плакать. А людей со съемочной площадки иногда просил игнорировать актрису.
Отрешенность от общества и погружение в отчаяние помогли Дюваль достоверно сыграть женщину, которая сходит с ума. Но многие кинокритики этого сразу после выхода «Сияния» не оценили – посчитали, что она сыграла чересчур карикатурно.
Дюваль умерла в 2024-м. Журналисты Hollywood Reporter общались с ней в 2021-м и поделились двоякими ощущениями. С одной стороны, она бодрилась и в деталях помнила прошлое. Но на ней очевидно сказалось психическое заболевание (точно неизвестно, когда оно начало проявляться). Например, Дюваль рассказывала, что за ней следят инопланетяне, а актер Робин Уильям не умер, а постоянно меняет облик.
Признаки сумасшествия проявились не только в кино.