Как ездить на мотоцикле в дождь: что нужно знать, чтобы не попасть в аварию
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Езда на мотоцикле в дождь увеличивает риск аварий в несколько раз по сравнению с сухой погодой. Сцепление шин с дорогой заметно ухудшается, как и видимость на ней. Соответственно, тормоза хуже работают и образуется риск короткого замыкания электрики. На высокой скорости присутствует риск аквапланирования, покрышка теряет контакт с дорогой из-за водяного клина. Промокшая обувь и перчатки водителя могут ухудшить контроль над дорогой из-за скользкой поверхности. Подготовьтесь заранее к поездкам в плохую погоду: нанесите антидождь на визор и зеркала, установите крылья-удлинители для защиты от брызг, обработайте электрические разъемы диэлектрической смазкой и наденьте водоотталкивающую одежду.
Можно ли ездить в дождь на мотоцикле: если идет сильный ливень, то лучше дождитесь его окончания и отправляйтесь в путь.
ТОП-5 ошибок при покупке мотоэкипировки: выбор, безопасность, комфорт
Подготовка мотоцикла к дождю
Езда на мотоцикле в дождь требует особой подготовки техники.
Вот что нужно сделать, чтобы избежать проблем и сохранить контроль на мокрой дороге:
- Проверка тормозной системы. Проверьте колодки, остаток должен быть не менее 2 мм. Тормозную жидкость замените, если она старше 2 лет. Диски очистите от грязи спиртовым раствором. Первые 2-3 км после старта просушите тормоза легким подтормаживанием
- Выбор шин и давления в них. Шины – главный фактор безопасности. Проверьте протектор: минимальная глубина должна составлять 3 мм (лучше 4 мм) и нет ли трещин и стертых участков на них. Снизьте давление на 0.1-0.2 атм от нормы для лучшего сцепления. Для частых дождей рассмотрите дождевые шины (например, Michelin Road 5)
- Защита электроники от воды. Обработайте разъемы силиконовым спреем или диэлектрической смазкой. Проверьте заряд аккумулятора (напряжение не ниже 12.6В)
- Смазывание цепи. Очистите ее и нанесите водостойкую смазку (например, Motul Chain Paste).
- Дополнительно защитите мотоцикл от влаги. Установите крылья-удлинители, защиту картера (если нет штатной), водоотражающий фартук на двигатель (для воздушников)
- Обработайте тормозные диски силиконовым спреем (не на колодки), хромированные детали воском.
Перед выездом в дождь прогрейте двигатель на 1-2 минуты дольше обычного, проверьте работу всех фар и поворотников, протрите зеркала и задний фонарь спиртовой салфеткой, закрепите все быстросъемные элементы (кофры, сумки).
А после поездки промойте мотоцикл теплой водой (особенно подкрылки и тормоза). После чего просушите цепь и обработайте свежей смазкой и проверьте все уплотнители на предмет протечек.
Такая подготовка снизит риски и сделает поездку под дождем значительно безопаснее. Помните, что на мокрой дороге тормозной путь увеличивается в 1.5-2 раза – всегда держите увеличенную дистанцию.
Как выбрать экипировку для поездки в дождь
Правильная экипировка для дождя поможет обеспечивать водонепроницаемость, сохранять тепло и не ограничивать подвижность. Поэтому для езды в таких погодных условиях ей желательно воспользоваться.
Мы подскажем, как выбрать каждый элемент мотоэкипировки:
- Куртка. Материал лучше выбрать: Мембрана Gore-Tex (водостойкость 20,000 мм+) или качественный ПВХ. Обязательно чтобы были уплотненные швы, ветрозащитная юбка и вентиляционные молнии. Дополнительно приобретите съемный утеплитель для холодных дождей. Лучшие бренды таких курток: Rukka, Klim, Rev’it! GT-R.
- Брюки. Выбирайте полукомбинезон с высокой талией (чтобы не затекала вода), где будет система соединения с курткой (например, молния по кругу). Материал выбирайте аналогичный куртке. Усиленные колени и седалище на них будет хорошим дополнением.
- Обувь. Идеальным вариантом будут высокие мотоботы с мембраной (например, TCX RT-Race). А также водонепроницаемые гамаши (надеваются поверх обычной обуви). Подошва нужна вибрам или аналоги (антискользящий профиль).
- Перчатки. Можно выбрать двойные водонепропаемые (например, Held Air N Dry). Верхний слой чтобы был из непромокаемой мембраны. Подбирайте их по своему размеру, чтобы они хорошо облегали пальцы руки и чувствовали поверхности предметов.
- Шлем. Можно подобрать модульный с водоотталкивающим козырьком, его удобнее закрывать в дождь. Нужна пинлок-система против запотевания и антидождевое покрытие (например, Foggy).
После поездки просушите экипировку в расправленном виде и не у батареи. Обработайте мембрану специальным спреем (например, Nikwax) и проверьте состояние уплотнителей
Лучшая дождевая экипировка та, в которой вы не чувствуете дискомфорта после 2 часов езды в ливень. Всегда примеряйте с учетом зимней/демисезонной одежды.
Как ездить на мотоцикле в дождь – техника управления
Расскажем вам о том, как ездить на мотоцикле в дождь, начиная с подготовки и до конца поездки:
- Подготовка перед выездом. Проверьте визор шлема, нанесите на него антифог и антидождевое покрытие. Наденьте желтые очки, они улучшают контрастность в серой дождевой дымке. Отрегулируйте зеркала и протрите их спиртовой салфеткой для лучшей видимости
- Старт и первые метры. Сделайте тест на сцепление, для этого плавно разгонитесь до 20 км/ч и слегка притормозите. Прогрев тормозов – 2-3 легких нажатия для испарения воды с дисков. Проверьте состояние трассы и в первые 5 минут езды оцените состояние асфальта.
- Положение тела. Сместите вес назад для лучшего сцепления переднего колеса. Локти прижмите к телу – это уменьшает парусность при боковом ветре. Колени плотнее к баку для контроля на поворотах.
- Техника руления. Не зажимайте руль, держите с минимальным усилием. Для коррекции траектории делайте плавные движения без резких поворотов. В поворотах наклоняйтесь телом, а не мотоциклом.
- Используйте комбинированное торможение (передним и задним тормозом) и периодически двигателем. Для просушки дисков делайте короткие нажатия (0.5 сек) с отпусканием тормоза. Избегайте блокировки колес, на мокром асфальте это мгновенно вызывает падение
- Перед поворотами снижайте скорость, затем поддерживайте постоянный газ с плавным добавлением тяги. Опасайтесь мест, где ест ливневые решетки, свежая разметка или масляные пятна.
- При движении по лужам держите руль прямо и держите постоянный легкий газ. Ноги держите на подножках, не свешивайте. При аквапланировании не тормозите, плавно сбросьте газ и дождитесь восстановления сцепления.
- Держите обзор дороги и дистанцию на ней. Увеличьте в 2 раза чем обычно расстояние от других машин. Часто проверяйте поворотом головы мертвые зоны, зеркала могут запотеть.
- В экстренных ситуациях плавно добавляйте газ, не бросайте руль и не используйте передний тормоз. При попадании в глубокую лужу, перенесите вес назад и поднимите ноги выше.
- После поездки просушите тормозные диски (несколько легких торможений). Очистите цепь от дорожной грязи, проверьте воздушный фильтр на влажность и обработайте визор и зеркала антидождем
На мокрой дороге категорически нельзя совершать резкие маневры и торможение, вас может легко занести. Не проезжайте лужи на высокой скорости (более 70 км/ч), это может привести к потере контакта с дорогой и повреждению электроники. Не двигайтесь по краю дороги, там обычно скапливается больше воды и могут быть масляные пятна. Не используйте также круиз-контроль, т.к. эта система не учитывает изменение сцепления.
Если дождь настолько сильный, что вы не видите края дороги, то остановитесь и подождите, чтобы избежать аварии и других проблем на дороге. А если все же попали в экстремальную ситуацию (занос, аквапланирование), то смотрите туда, куда нужно ехать, а не на препятствие. Тело автоматически скорректирует траекторию.
Типичные ошибки при езде на мотоцикле в дождь
Теперь поговорим о самых распространенных ошибках в езде в дождливую погоду:
- Неправильное торможение. Блокировка колес при экстренном торможении. Делайте комбинированное торможение (70% передний + 30% задний тормоз). Тормозите двигателем с понижением передач заранее.
- Слишком резкие маневры. Коэффициент сцепления снижен на 30-50% и высок риск падения. Все движения (руление, перестроения) должны быть плавные, с двойным запасом по времени.
- Пренебрежение особо скользкими зонами. Нужно пристально обращать внимание на проезд мимо дорожных разметок, металлических люков, ливневых решеток и на езду в первые 30 минут дождя. Нужно двигаться максимально осторожно и минимизировать наезд на эти предметы.
- Неадекватный выбор скорости. Вход в поворот слишком быстро или совершение обгона в условиях плохой видимости. Минимизируйте обгоны при сильном дожде и до поворот плавно снижайте скорость.
- Игнорирование подготовки мотоцикла перед поездкой. Нужно проверять глубину протектор, состояние тормозных колодок и снижать в давление в шинах.
- Неправильная позиция в седле. Нужно слегка приподняться на подножках на неровностях и переносить вес назад при проезде луж.
- Неподходящая экипировка. Используйте водонепроницаемые перчатки с протекцией, антифог и антидождевое покрытие для визора.
- Паника в критической ситуации. Смотрите в направлении движения, а не на препятствие. Не тормозите резко при заносе и плавно добавляйте газ.
- Близкое расстояние до других транспортных средств. В дождливую погоду при езде со скоростью 80 км/ч дистанцию желательно держать более чем 120 м. Чем выше скорость, тем дистанция должна пропорционально увеличиваться.
Внимательнее отнеситесь к подготовке перед поездкой в дождливую погоду. На вопрос, можно ли кататься на мотоцикле в дождь, мы ответим положительно, однако нужно быть аккуратным и ответственным. Если поездку отложить никак не получается, то обработайте первым делом визор шлема антифогом и антидождевым покрытием. Наденьте дождевую экипировку: водонепроницаемый костюм, непромокаемые перчатки, высокие мотоботы или бахилы. Убедитесь, что фары и стоп-сигналы работают – в дождь видимость критически важна.
Перед тем как отправиться в путь не забудьте снизить давление в шинах, проверить протектор и работу тормозной системы. На очищенную цепь нанесите водостойкую смазку, а на электроразъемы диэлектрическую смазку. В самой дороге уже снизьте на порядок скорость от привычной езды в сухую погоду. Увеличьте дистанцию, чтобы было минимум 3 секунды до впереди идущего ТС. Избегайте резких движений: плавные торможения, ускорения, повороты. Осторожнее с разметкой и люками – они становятся скользкими как лед. При езде по лужам держите руль прямо и резко не тормозите.
Шлем для мотоцикла: какие бывают и как выбрать
Как выбрать резину для мотоцикла: дорожная, спортивная, эндуро