Безопасность на мотоцикле: главные правила, которые помогут избежать аварий
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В отличие от автомобилей, у которых есть подушки безопасности и зоны деформации, мотоциклы более уязвимы. Большинство аварий происходит из-за ошибок водителей авто, они не замечают мотоциклы ввиду их плохой видимости на дороге, пока те несутся на большой скорости.
Многие случаи аварий – результат столкновения с неподвижными объектами (столбы, отбойники). Потеря сцепления даже одного колеса на дороге может привести к падению. На скорости менее 20 км/ч резко снижается устойчивость, а на мокром асфальте тормозной путь увеличивается в 1,5–2 раза. Поэтому нужно обращать внимание на дорожные условия и объезжать в дороге металлические предметы, разметку, ямы, чтобы не занесло. Главные враги мотоциклиста – скорость, невнимательность и плохая подготовка. Безопасность на мотоцикле на 90% зависит от вас, и мы подскажем, как сделать риск аварии минимальным.
Шлем для мотоцикла: какие бывают и как выбрать
Главные причины аварий на мотоцикле и как их избежать
Аварии на мотоциклах часто происходят из-за сочетания человеческого фактора, дорожных условий и технических неисправностей.
Вот главные причины и способы их избежать:
- Потеря контроля из-за скорости. Большая скорость снижает время на реакцию, увеличивает тормозной путь и риск заноса. Поэтому соблюдайте скоростной режим, особенно на поворотах и мокрой дороге. Тормозите плавно, используя оба тормоза (передний – основной, и задний для стабилизации).
- Неправильное прохождение поворотов. Ошибки в траектории (слишком ранний или поздний вход), резкий газ или торможение в повороте. Смотрите в точку выхода из поворота, наклоняйтесь вместе с мотоциклом. Не тормозите резко в самом повороте и снижайте скорость до него.
- Ошибки других водителей. Водители автомобилей часто не замечают мотоцикл, т.к. могут быть слепые зоны, или им мешает невнимательность. Другие виды транспорта могут резко тормозить и выезжать на вашу полосу, или не уступить дорогу, даже если вы имеете приоритет на это. Поэтому всегда предполагайте, что вас не видят. Двигайтесь в пределах видимости других водителей, используйте светоотражающую экипировку, ближний свет или противотуманки даже днем. Не прижимайтесь к другим машинам, оставляйте место для маневра. Иначе может произойти авария машины и мотоцикла.
- Нарушение дистанции. Мотоцикл тормозит быстрее автомобиля, и водитель сзади не успевает среагировать. Держите дистанцию в 2–3 секунды до впереди идущего ТС и всегда контролируйте зеркала перед торможением.
- Плохое дорожное покрытие. Ямы, гравий, песок, мокрая разметка, люки могут негативно сказаться на управлении. Сканируйте дорогу на 10–12 секунд вперед. На опасных участках снижайте скорость и избегайте резких движений.
- Усталость. Если вы в уставшем состоянии выехали в дальнюю дорогу, то делайте перерывы в езде через каждый час.
- Неопытность и переоценка навыков. Новички часто не умеют правильно тормозить, входить в повороты или паникуют в аварийной ситуации. В таких случаях будет полезным пройти курсы мотошколы.
- Технические неисправности. Лопнувший трос сцепления, спущенное колесо, отказ тормозов – это все может произойти на дороге. Регулярно проверяйте: шины, тормоза, цепь, свет, уровень масла. Не экономьте на изношенных деталях (особенно покрышках).
Дополнительно обезопасьте себя экипировкой. Шлем одевать нужно обязательно и желательно иметь: перчатки, мотоботы, защиту спины и суставов. 70% аварий можно избежать, если заранее предвидеть опасность и быть дисциплинированным на дороге. Безопасность зависит от вашей подготовки и внимательности.
Как правильно выбрать экипировку и защиту
Выбор мотоэкипировки – это не просто вопрос комфорта, а ваша основная защита в случае падения или ДТП. Хорошая экипировка может спасти жизнь, поэтому подходить к ее выбору нужно серьезно.
Поговорим подробнее о каждом элементе экипировки:
- Шлем. Без него никуда, при падении голова страдает чаще всего, поэтому экономить на шлеме нельзя. Шлем не должен болтаться, но и не должен давить. Чем легче он будет, тем комфортнее будет его носить на лице (карбон дороже, но лучше).
- Куртка. Ее задача – защитить спину, плечи, локти и грудь от ударов и асфальта. Кожаные – лучшая защита от истирания (для спортбайков). Текстильные – с мембраной (для туризма, городской езды). Джинсовые с защитой – стиль + безопасность пассажира мотоцикла (для круизеров). Куртка не должна болтаться, но и не сковывать движения.
- Брюки. С их помощью защищаются бедра, колени и копчик. Кожаные – максимальная защита (для трека). Текстильные – с защитой и мембраной (для туризма). Джинсы с кевларом – стильно, но менее защищено.
- Перчатки. При падении руки страдают первыми и поэтому их тоже необходимо обезопасить. Выбирайте перчатки из кожи или качественный синтетики, где усиленные пальцы и костяшки из пластика или карбона. Там должен быть запястный фиксатор, чтобы не сломать кисть. Пальцы перчаток должны доходить до конца, но не упираться.
- Обувь. Обычные кроссовки не подходят. При падении ноги часто зажимает мотоциклом. Это могут быть мотоботы, мотокроссовые или ботинки «урбан». Выбирайте обувь с усиленной подошвой и защитой голеностопа, где будет жесткий носок и пятка.
- Дуги безопасности для мотоцикла. Это металлические конструкции, устанавливаемые для защиты двигателя, рамы, пластика и ног при падении. Они принимают на себя удар, минимизируя повреждения мотоцикла и снижая риск травм. Отлично подойдет, если вы новичок, часто ездите по бездорожью, либо у вас тяжелый и дорогой агрегат.
- Дополнительная защита для пассажира. Можно обзавестись протектором спины, который может быть встроен в куртку. Можно надеть наколенники и налокотники, если экипировка без них. От потливости и холода спасет подшлемник, в дождь – гидрокостюм, а от ветра – напульсники.
Хорошая экипировка стоит дорого, но дешевле лечения. Не экономьте на безопасности.
Мы добавили таблицу ниже, где сравнили основную экипировку и защиту мотоцикла по определенным параметрам и выставили их оценку по пятибалльной шкале.
Тип защиты |
Эффективность |
Удобство |
Стоимость (руб) |
Шлем-открытый |
2 |
5 |
5 000 – 30 000 |
Шлем-интеграл |
5 |
4 |
10 000 – 100 000+ |
Шлем-модуляр |
4 |
5 |
15 000 – 80 000 |
Кожаная куртка |
5 |
3 |
20 000 – 100 000+ |
Текстильная куртка |
4 |
4 |
10 000 – 50 000 |
Джинсы с кевларом |
3 |
5 |
8 000 – 30 000 |
Кожаные штаны |
5 |
2 |
15 000 – 60 000 |
Мотоботы |
5 |
3 |
Мотоботы |
Урбан-ботинки |
4 |
5 |
7 000 – 25 000 |
Перчатки кожаные |
5 |
3 |
5 000 – 20 000 |
Перчатки текстильные |
4 |
4 |
3 000 – 15 000 |
Стальные дуги |
5 |
3 |
10 000 – 30 000 |
Алюминиевые дуги |
4 |
4 |
15 000 – 40 000 |
Правила безопасности для начинающих мотоциклистов
Для новичков особенно важно соблюдать базовые правила безопасности на мотоцикле, чтобы избежать аварий и травм. Первые год-два на мотоцикле – это самый опасный период. В это время формируются привычки, а ошибки могут дорого стоить.
Расскажем, как себя вести в первые сезоны на дороге:
- Ездить нужно стараться только в хорошую погоду (без дождя, сильного ветра, ночных поездок).
- Выбирайте знакомые маршруты и без сложных перекрестков и оживленного трафика.
- Избегайте скоростных трасс (первые недели только город/пригород, до 60-70 км/ч). Не геройствуйте и если страшно, лучше снизить скорость.
- Нужно научиться предвидеть опасности и правильно вести себя в потоке. Следите не только за машиной впереди, но и за 2-3 авто дальше.
- Во втором ездовом сезоне можно начинать выбираться в длинные поездки, но каждый час желательно останавливаться и немного отдыхать. Можно добавлять ночные поездки и тренироваться водить в условиях легкого дождя.
Управление мотоциклом в городских условиях и на загородной трассе требует разных навыков и тактик. Разберем особенности управления мотоциклом в городе и на трассе. Город – это постоянные перестроения, светофоры, пешеходы и «мертвые» зоны. Здесь важно предсказывать действия других участников движения. Держите дистанцию минимум в 2 секунды до впереди идущего авто. Готовьтесь к экстренному торможению, пальцы держите всегда на рычаге сцепления и тормоза. Сканируйте дорогу и смотрите не только перед собой, но и на 2–3 машины вперед.
На трассе выше скорости, но меньше резких маневров. Однако здесь опасны заносы, усталость и обгоны. Соблюдайте скоростной режим – новичкам не стоит разгоняться выше 100 км/ч. Правильно обгоняйте и только с хорошим запасом расстояния и следите за ветром при обгоне фур, мотоцикл может затянуть под его колеса. Дистанцию нужно держать от другого транспорта не менее чем на 5 секунд.
Первые 3 000 км ездите осторожно и всегда в экипировке, даже на короткие дистанции. И не забывайте об уходе за мотоциклом, если будете поддерживать его в хорошем состоянии, то становится меньше риск, что он сломается в поездке.
Аварийные ситуации на мотоцикле: что делать, если аварии не избежать
Экстренное торможение и маневрирование — ключевые навыки, которые могут спасти жизнь. Разберем правильные техники и распространенные ошибки.
При экстренном торможении плавно нажмите на передний тормоз (70% усилия). Начинайте с легкого нажатия, затем увеличивайте давление. При наличии ABS нужно жать до упора (система сама предотвратит блокировку). А без него имитируйте работу ABS пульсирующим нажатием на тормоз. Подключайте плавным нажатием и задний тормоз (30% усилия). При торможении старайтесь выпрямить мотоцикл и вес тела перенесите назад. Всегда держите 1-2 пальца на рычаге тормоза в городе. На трассе смотрите на 12 секунд вперед (это 300 м при 100 км/ч). А после дождя увеличивайте дистанцию в 2 раза. Будьте аккуратнее с торможением, ведь может случиться блокировка колеса, а потом падение и серьезные повреждения.
Если избежать столкновения в дороге невозможно, и вы попали в аварию на мотоцикле, то нужно знать, как правильно падать, чтобы минимизировать вред здоровью. В первые мгновения оттолкните мотоцикл от себя, чтобы не прижало ногу или тело. Сгруппируйтесь и прижмите подбородок к груди, а руки к телу. Расслабьте мышцы – напряженное тело ломается легче. Если падаете на скорости выше 60 км/ч, то не пытайтесь затормозить руками – это гарантирует перелом. Лучше перекатиться, чем скользить на одном месте.
Если вы попали в аварию на мотоцикле, то важно сохранять хладнокровие и действовать последовательно. Не делайте лишних движений, при сильной боли в позвоночнике, головокружении, тошноте и онемении. Если можете двигаться, то немедленно уйдите с проезжей части. Включите аварийку и выставьте знак аварийной остановки на расстоянии 30 м.
Если мотоцикл попал в аварию и горит, то отойдите на безопасное расстояние. Попытайтесь потушить огнетушителем если нет угрозы взрыва. Вызовите на место ДТП экстренные службы (единый номер – 112)
Для повышения безопасности в дороге, всегда одевайте экипировку. Львиная доля смертельных ДТП с мотоциклистами происходит без шлема. На дороге будьте заметными и включайте ближний свет. Тщательно проверяйте мотоцикл перед поездкой, в особенности осмотрите тормоза, шины, цепь и свет.
А если поездка состоится в вечернее время или ночью, то запаситесь светоотражающими элементами. Соблюдайте дистанцию и смотрите за обстановкой дороги спереди, чтобы можно было заранее сделать какой-либо маневр. Не задерживайтесь рядом с машинами, в особенности с фурами. Тренируйте технику экстренного торможения с применением переднего и заднего тормоза. Если выполнять все наши рекомендации, то с большей долей вероятности вы сможете избежать аварий на дороге.
ТОП-5 ошибок при покупке мотоэкипировки: выбор, безопасность, комфорт
Как выбрать тормоза для мотоцикла: дисковые, барабанные, ABS