Все о новой трассе «Ф-1» в Мадриде за $95 млн: вираж-бэнкинг– как на суперовалах США!

Знакомство с Madring.

Календарь «Формулы-1» продолжает расширяться и меняться – причем не только на Америку, Ближний Восток или Азию. Европа тоже временами напоминает о старых амбициях и даже подтверждает новые.

Например, Гран-при Испании с 2026-го переедет в столицу – Мадрид забрал гонку как минимум на 10 лет.

И 25 апреля подготовка наконец предметно сдвинулась: промоутер презентовал выдачу лицензии на возведение трека в городских чертах, и для нее даже заложили первый камень.

Амбассадором и советником этапа стал главный мадридец пелотона (родился, прошел всю первичную подготовку и начал гоночную карьеру) Карлос Сайнс: они с отцом выступают консультантами, лицами проекта и рекламными маскотами своих трибун.

Загружаю...

Теперь нельзя останавливаться и оглядываться: ведь Гран-при предварительно запланирован на сентябрь 2026-го, и нужно доделать ограды, барьеры, трибуны, паддок, вип-клубы, гоночное полотно – и получить омологацию от Международной автомобильной федерации. Для этапа в Майами похожий процесс провели за 14 месяцев – и тогда срок называли рекордно быстрым, а недоделки вскрывались и высмеивались буквально перед первыми трековыми днями.

У Мадрида как раз и остались максимум 14 месяцев. Надо строить очень быстро – может, потому главным шоу открытия и сделали гонку на строительных тракторах.

И что уже известно о треке?

● Название – «Мадринг» (Madring) – красивый отыгрыш имени города Мадрид. Mad – вообще давний «суббренд» всех больших городских событий: например, крупнейший музыкальный фестиваль называется Mad Cool (который проходит тут же неподалеку в районе Valdebebas – рядом и проложат главные красоты трека);

Загружаю...

● стоимость возведения – законтрактована тендером на 83,2 млн евро ($95 млн). Лимит бюджета заявлялся в 111 млн евро ($126 млн), но конкуренцией удалось сбить. Таковы будут ежегодные траты и возведение с разборкой временных конструкций для каждого сезона;

● за такие деньги промоутер получит трибуны на 112 тысяч зрителей и 15 тысяч вип-гостей – с теоретической расчетной максимальной посещаемостью в 450 тысяч за 4 дня ивента. Ожидается минимум 85 тысяч зарубежных посетителей;

● оттуда и расчеты правительства сообщества: более 8 300 новых постоянных рабочих мест и 450 млн евро ежегодного экономического эффекта;

● трек расположат в основном на территории выставочного центра IFEMA – там же дебютировала выставка «Ф-1», сорвав такое внимание, что ее даже продлевали на полгода. Окрестности района превратят в автодром, а еще более километра трека проложат по дорогам общего пользования;

● длина: 5,4 км;

● 22 поворота, максимальная скорость – свыше 340 км/ч (точнее сложно сказать, поскольку трек дебютирует с новым регламентом для моторов и шасси – прототипы таких машин еще даже не проверялись на треке);

● время круга – ориентировочно 1.32,5 секунды – стандарт нынешней «Ф-1».

Но самую мощь и главную фишку видно на официальном видео онборда-симуляции, опубликованного к презентации.

Загружаю...

Да, речь о 12-м профилированном повороте «13 La Monumental» – с уклоном 24% (наибольшим во всем календаре «Ф-1» – в «Зандворте» похожий только 18%), длиной 548 метров и рядом с трибуной на 45 тысяч зрителей. 5-6 секунд на скорости свыше 300 км/ч – как вам такое?

Да, это прямо как кусок американских супетреков-овалах США вроде «Индианаполиса» или не менее легендарной «Дайтоны»!

Конечно, не меньше впечатляют перепады высот в слепом пятом повороте, куда машины прибывают на пике разгона после 14 секунд с полным газом.

Загружаю...

И да, его так и запроектировали широким – по 12-13 метров в тех местах, где полотно не улетает в туннели. Обгонных возможностей будет достаточно. Трек точно не назвать «безликим» – ему хотя бы попытались придать фирменный характер.

Его проектировала Studio Dromo – авторы реновации как раз «Зандворта», а еще «Спа-Франкоршама» и «Яс-Марины» в Абу-Даби.

А почему строительство вообще так затянули?

Действительно: о переезде Гран-при в Мадрид известно с января 2024-го, но все контракты финализировали только в начале апреля. В чем же дело?

● Протесты и возмущения активистов окрестных районов: хоть большая часть автодрома планируется к строительству на отдалении от жилых кварталов, их обитатели все-таки вышли с опасениями и требованиями к пересмотру проекта.

Все аспекты проверяли и переоценивали год – в результате внесли несколько изменений по расположению поворотов и скорости в них для гарантированного соответствия нормам. Например, добавили несколько поворотов и исключили все гонки поддержки – чтобы «Суперкубок «Порше» громкостью 90 дБ (больше, чем у «Ф-1»!) не помешал проекту.

● Вопросы с финальной версией проекта вызвали задержки с поиском инвесторов: ведь Мадрид и IFEMA сразу пообещали исключительно частные вложения без средств государственного бюджета. А суммы предполагались немалые: 40-50 млн ежегодного лицензионного взноса для «Ф-1» и итоговые 95 млн только на трек (то есть без маркетинга, кейтеринга и прочих расходов).

Естественно, до разрешения разногласий никто не хотел подписываться – иначе можно было бы загреметь на рост трат или срыв контрактов с городом еще до реализации. Никто такого не хочет.

● Сама IFEMA тоже не могла все профинансировать – все-таки у Мадридского сообщества есть в ней доля, и любые непропорциональные вложения вызвали бы как раз политическую битву на тему растрат и нарушения обещаний.

Загружаю...

А политическая ситуация в Испании сейчас очень поляризована: Мадридом управляет главная оппозиционная партия Partido Popular, а против глав мэрии и сообщества уже рассматриваются несколько дел о потенциальных конфликтах интересов, коррупции и предоставлении выгодных контрактов родственникам и знакомым (как и против правящей социалистической PSOE).

Так что временами казалось, будто Гран-при вообще сорвется на первый год – начать просто не успеют. Но все-таки на ленточке процесс пошел.

Проект Мадрида – крутая точка роста для города

На первый взгляд, Мадрид после роскошного этапа в центре Вегаса, дорогущего этапа в Майами и грандиозных заездов в Джидде и Сингапуре кажется шагом назад для «Ф-1». Неужели серия просто польстилась на столичные деньги страны, желающей забрать национальный бренд из мятежного региона?

Проведение гонок в центрах городов действительно красиво и роскошно, но вызывает ненависть и неудобства у местных жителей с мелким бизнесом. Потому в Майами и не удалось прихватить главные достопримечательности – и местный бизнесмен-энтузиаст оборудовал почти частный трек рядом со своим стадионом. А в Монреале под автодром отдали целый насыпной остров.

Мадрид пошел другим путем – для него Гран-при «Формулы-1» вообще не имиджевый проект, а инвестиционный.

То, что на спутниковых снимках кажется промзоной и пустырями, на самом деле огромный парк имени Хуана Карлоса I. Рядом – новый район Барахас, тренировочные городки «Реала» и «Атлетико» (муниципальный центр имени Луиса Арагонеса).

IFEMA же – грандиозная попытка города сделать здесь выставочный центр и новый деловой квартал с небоскребами, офисами, резиденциями топовых компаний и местами для переговоров.

Ее открыли в 1991-м и выстроили на городские деньги: 31% IFEMA принадлежит мэрии, 31% – автономному сообществу Мадрид (это такая большая область, которая включает в себя не только столицу, но еще и множество окрестных городов), 31% – благотворительной организации Montemadrid Foundation (продвигает образовательные, культурные и экологические инициативы) и 7% – муниципалитету.

Загружаю...

Все активности в IFEMA проходят прежде всего с целью продвижения именно этого района и превращения его в новый деловой центр – для хотя бы небольшой разгрузки старых, более равномерного распределения инвестиций и более гармоничного развития всего региона.

Отсюда выбор и места, и типа застройки: IFEMA возвели в получасе езды от центра Мадрида практически на любом виде общественного транспорта (метро, автобус, городская электричка) или машине. В пяти минутах езды по автостраде – аэропорт Барахаса, предоставляющий беспрецедентные возможности для логистики.

И этот плюс – уже часть рекламной кампании Гран-при: «Вернитесь в любой город Европы в тот же день, беспрецедентная связность, 5 минут от аэропорта до центра города».

Однако за столько лет существования центра после миллионных вложений в залы, павильоны и инфраструктуру вскрылась одна печальная деталь: там все равно почти никто не бывает за пределами крупных событий вроде «Ферий», выставок или действительно грандиозных саммитов.

Далеко не все офисы, аудитории и павильоны активно работают, и в «обычный» день деловой центр не слишком-то похож ни на центр, ни на деловой.

Из-за недостатка целевого интереса бизнеса мощная и дорогая инфраструктура молотит впустую, принося городу скорее убытки, а стабильного центра притяжения не создается. Нет постоянной сферы услуг для района, нет потока посетителей, нет стабильности в спросе и налоговых поступлениях.

И в последние годы город наконец увидел шанс все изменить: создать у местности четкую ассоциацию, связать его со значимой вещью для миллионов человек и создать основания для посещения района не раз в год на какой-то концерт, а потенциально в любой момент побродить, потому что «прикольно, там же…»

Загружаю...

Да, метаидеей стала «Формула-1».

И неспроста: аудитория чемпионата в Испании на момент заключения сделки росла каждый год – например, в 2023-м она в среднем составила 3,5 млн на гонку. +84% по сравнению с 2022-м и почти в 3 раза выше, чем в США. Домашний Гран-при смотрели 10 млн человек только внутри страны. 882 тысячи человек с испанскими IP подписаны только на соцсети «Ф-1» – прибавка за 2023-й составила 23%. 4 млн уникальных пользователей с испанскими IP посетили сайт чемпионата – рост на 45% по сравнению с 2022-м (все – официальные данные, озвученные на презентации боссом серии Стефано Доменикали).

Именно совместный проект испанской столицы и «Ф-1» послужил первым толчком к интересу. Ведь именно здесь весной открылась первая в истории выставка серии – с рассказами о ее развитии, технологиях и сложности работы инженеров и гонщиков. Привезли даже сгоревшее шасси Ромена Грожана с той самой аварии в Бахрейне в 2020-м – и выставили в одном из павильонов с детальными объяснениями. Как эта штука спасает жизнь! Вышел словно полноценный сезон Drive To Survive, но вживую – мы делали репортаж из нее.

Билеты раскупались с нереальным ажиотажем: в итоге вместо начала перевозки экспозиции в следующую локацию в начале лета выставку продлевали до августа.

А за это время ее активно рекламировали вместе с локацией по всему городу – например, на автобусах.

Так начали создавать ассоциацию места и серии: здесь – дом «Ф-1» в Мадриде, здесь – дом «Ф-1» в Испании. И новый Гран-при уже рекламируют таким же образом.

IFEMA частично перестроят под паддок и здания боксов. Ранее полуиспользуемое место превратится в точку гоночного интереса и туристического притяжения – можно в любой момент погулять рядом с зоной, где катают болиды «Ф-1». И для местных жителей, и для огромного мадридского туристического потока – как из-за рубежа, так и внутрииспанского.

Загружаю...

Причем без вреда для остального города и с перспективой к постоянной сфере обслуживания – ведь контракт-то заключен на 10 лет, и планируется долговременная и устойчивая ассоциация.

А как вам трек?

Что еще почитать о локациях для «Формулы-1»?

Фото: Gettyimages.ru/Denis Doyle, James Gilbert, Justin Casterline

Популярные комментарии
Авторитетный игрок "Уорриорз"
На банковский счёт, куда поступали денежки.
Ответ на комментарий reddman
еще один автодром, где невозможно обогнать. Куда смотрели Сайнсы, когда консультировали проект
reddman
еще один автодром, где невозможно обогнать. Куда смотрели Сайнсы, когда консультировали проект
Roquetas de Mar
Безмерное количество похожих городских трасс в календаре, честно говоря, уже утомляет.
Еще 11 комментариев
14 комментариев Написать комментарий