1938: когда футбол уходил на войну

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Введение

Неужели чемпионат мира 1938 года — самый «непрославленный» из всех? 1930‑й вошёл в историю как самый первый. 1934‑й упоминают всякий раз, когда речь заходит о политике Муссолини и том, как футбол вдруг стал слегка театральным. А турниры 1950, 1954 и 1958 годов оставили после себя по целой главе в футбольных анналах. Всё, что было потом, давно обросло видеохрониками: величайшие моменты крутят по телевизору с завидным упорством, будто это не матчи, а заклинания.

Но вот 1938‑й… Кроме того факта, что этот чемпионат стал последним на долгие 12 лет из-за начала Второй мировой войны — кто вообще помнит, что там происходило?

Франция тогда принимала турнир — частично в благодарность за то, что именно она когда‑то помогла вообще его придумать. Южноамериканские страны, между тем, считали, что теперь их очередь устраивать праздник, и в знак протеста ни Уругвай, ни Аргентина не приехали.

Испании тоже было не до футбола — у неё на тот момент была война внутри собственной квартиры. Австрия квалифицировалась, но затем её аннексировал Адольф Гитлер, и команде пришлось отказаться от участия. Более того, нескольких австрийских игроков просто поставили перед фактом — теперь они, мол, играют за Германию. FIFA осталась с лишним местом и, подобно уставшему преподавателю, умоляла Англию занять последнюю, 16‑ю строчку. Но англичане упрямо хранили нейтралитет — будто турнир проходил на другой планете. Так и получилось: вместо 16 команд — всего 15, без всяких групп, прямиком в плей-офф. Швеции, к слову, повезло — они прошли первый раунд без игры.

Загружаю...

Италия, разумеется, была действующим чемпионом. Правда, многие до сих пор сомневались, насколько честной была их победа четырьмя годами ранее — слишком уж заметен был теневой продюсер в лице Муссолини. Побеждать теперь, вдали от родных трибун, предстояло совсем другим способом — без шпаргалок в подтяжках.

Тем не менее, Италия не проигрывала с ноября 1935 года. За это время они, между прочим, и олимпийское золото ухитрились урвать. Команда была в ударе — словом, именно их все и хотели обыграть (и желательно — не по очкам, а по-настоящему).

Тренер

Витторио Поццо оставался у руля с чемпионата 1934 года и подходил к новому турниру с бодростью человека, который искренне верил: эта сборная у него получше прежней будет. Настроил он команду соответствующе — не столько обещаниями побед, сколько твёрдой уверенностью, что они уже лучше, чем были.

Поццо по-прежнему считался тонким тактиком и в придачу — выдающимся мотиватором. Перед полуфиналом с Бразилией он выяснил, что южноамериканцы заранее арендовали единственный самолёт из Марселя в Париж — ну, чтобы комфортно добраться на финал, куда, по их мнению, они попадут без лишнего шума. Поццо съездил к ним на базу, устроил небольшой скандал по поводу самолёта, вернулся к своей команде и сказал примерно так: «Вот они там уже ногами в облаках, думают, что финал их. А вы — возьмите и докажите, что не всё в этой жизни можно забронировать заранее».

Загружаю...

Тем временем из Рима продолжали поступать сигналы, что Муссолини всё ещё норовит вмешаться в тренерскую работу. Кроме указа о том, что перед матчами нужно выполнять фашистское приветствие (что смотрелось довольно не по-спортивному), он также настоял, чтобы в четвертьфинале с Францией итальянцы вышли в чёрных футболках. Это было впервые и в итоге — единственный раз в истории, когда сборная Италии играла не в привычной форме, а будто в форменной печали. Всё потому, что французы, как хозяева, выбрали синие цвета.

Самым же странным распоряжением Муссолини стало требование выпускать на поле ветерана Эральдо Монцеллио — защитника, который двигался по полю с той же скоростью, что и каменная статуя (и то при условии землетрясения). При этом всем было очевидно, что более молодой и подвижный Альфредо Фони из «Удинезе» смотрелся куда убедительнее. Но у Монцеллио было одно неочевидное преимущество — он был личным тренером по теннису и футболу для детей дуче. И попробуй тут возрази.

К счастью, после довольно унылого выступления Монцеллио в первом матче против Норвегии, глава итальянской федерации футбола вмешался — и Поццо дали наконец свободу выбора. Он сразу поставил Фони, и больше к теме возвращаться не пришлось.

Тактика

Убедительных доказательств того, что тактическая схема Италии претерпела серьёзные изменения по сравнению с победой четырьмя годами ранее, не так уж много. Но игра у этой команды стала более изящной: техника, короткий пас, умные перепасовки у чужой штрафной — словом, футбол не только эффективный, но и с намёком на эстетику.

Команда, кстати, стала заметно более итальянской — хотя и не без маленьких географических отступлений. Так, в центре обороны играл Микеле Андреоло — уругваец, который блистал на Кубке Америки 1935 года и вполне успешно занял ту же позицию, что раньше держал аргентинец Луис Монти. То есть традиция полусредне-южноамериканских центрхавов сохранилась, просто с немного другим акцентом.

Загружаю...

Зато фланги теперь были стопроцентно местные. На правом краю Амео Бьявати не уставал подавать — скорее всего, если бы в то время считали кроссы, он попал бы в какой-нибудь All-Star. А вот с левого фланга Гино Колаусси не столько навешивал, сколько забивал. Один гол в четвертьфинале, один в полуфинале — и сразу два в финале. С учётом того, что ради турнира он отложил собственную свадьбу, результат получился более чем свадебно-оправданный.

Ключевой игрок

Звезда чемпионата четырёхлетней давности, Джузеппе Меацца, всё ещё дирижировал в полузащите — он, к слову, был одним из всего четырёх, кто остался в составе с 1934 года. Компанию ему составляли запасной вратарь Гвидо Мазетти, уже упомянутый Монцеллио и атакующий полузащитник Джованни Феррари. Правда, на этот раз Меацца играл скорее роль первой скрипки… второго плана.

На авансцену вышел Сильвио Пиола. Он дебютировал в сборной год спустя после победы в 1934‑м, а затем завоевал титул Capocannoniere — лучшего бомбардира Серии А, когда его «Лацио» стал чемпионом в сезоне 1936/37.

Пиола был настоящим центрфорвардом полного цикла: умел забивать, конечно, но и техникой не обделён, и альтруизмом. По слухам, в полузащиту его можно было бы ставить без особого ущерба. Он не только сам завершал атаки, но и помогал партнёрам вырываться вперёд, варьировал позиции, тонко раздавал передачи — словом, играл не только ногами, но и головой (в смысле мышления, хотя и удар головой у него был недурен).

Он забил пять мячей на этом турнире, и почти каждый оказался на вес золота. В первом матче с Норвегией именно он принес победу в дополнительное время, добив мяч с подбора. В четвертьфинале с Францией, когда хозяева сравняли счёт 1:1, Пиола оформил второй и третий мячи — оба классические голы наконечника, после подач с правого фланга от Бьявати. Всё как по нотам, только вместо оркестра — кроссы и замыкания.

Загружаю...

А в финале против Венгрии он был одновременно дирижёром и солистом: сначала организовал комбинацию, которая вывела Италию вперёд 2:1, а затем сам забил четвёртый, окончательный гол, снова с передачи Бьявати. Правда, в полуфинале его слегка пожурили — за то, что слишком ярко продемонстрировал фол со стороны бразильского защитника Домингоса да Гиа и заработал пенальти. Хотя тогда ещё слова «симуляция» не знали, но смотреть на это было... выразительно.

Пиола до сих пор остаётся лучшим бомбардиром в истории Серии А — 274 гола, что на 24 больше, чем у Франческо Тотти. Особенно впечатляет этот результат с учётом того, что три сезона он потерял из-за войны, а один провёл вообще в Серии B, аккурат посреди карьеры.

Звёздные его годы прошли в «Лацио», «Торино» и «Ювентусе», а началась и завершилась его карьера в более скромных клубах — «Про Верчелли» и «Новара». Сегодня обе эти команды выступают в третьем дивизионе, Серии C, но память о Пиоле там бережно хранят: стадионы обоих клубов названы в его честь — Stadio Silvio Piola. Стоит только представить, насколько нужно было запомниться, чтобы два города в 25 километрах друг от друга решили: «Ну и что, что одинаково — зато по делу».

Финал

В решающем матче Италия обыграла Венгрию со счётом 4:2 — звучит как настоящий триллер, но на деле матч был не таким уж стремительным. Многие отчёты того времени отмечали, что игра проходила немного рвано, без цельного ритма. Отчасти виноваты в этом сами итальянцы, которые предпочли действовать из глубины, полагаясь на контратаки — ход весьма нетипичный для футбола 1930‑х, когда обычно шли в атаку всем скопом и сразу. Но эффективность такого плана в этом финале сомнению не подлежала.

Загружаю...

Это, кстати, первый финал чемпионата мира, от которого до нас дошли внятные телекадры с ключевыми моментами — можно даже разобрать лица, а не просто угадывать, кто там бегает. И на этих кадрах совершенно ясно: главная звезда вечера — Сильвио Пиола.

Он забил два мяча, но ещё до того создал первый гол для левого вингера Колаусси — с глубины, навесом с правого фланга, на который Гино ответил шикарным ударом с лёта. Венгрия тут же отыгралась: примерно такой же гол оформил крайний полузащитник Паль Титкош. Но Пиола быстро вернул Италии преимущество — об этом моменте мы ещё скажем пару слов. А затем Колаусси оформил дубль: на этот раз он забежал за спины защитникам и хладнокровно пробил мимо вратаря — 3:1, и Италия дышала уже спокойнее.

После перерыва венгр Георг Шароши замкнул навес с правого фланга, сократив отставание, но итальянцы тут же повторили тот же номер в своём исполнении: Бьявати снова сделал точную передачу, а Пиола в третий раз за турнир сказал «спасибо» и отправил мяч в сетку — 4:2, и Италия во второй раз подряд стала чемпионом мира.

Ключевой момент

Можно выбирать любой из двух голов Пиолы в финале — оба достойны того, чтобы войти в учебник.

Второй мяч, забитый под занавес, окончательно закрыл вопрос о победителе. Но именно его первый гол, сделавший счёт 2:1, стал образцом той самой комбинационной игры, которой Италия так приятно удивляла на протяжении всего турнира. Пиола отдал передачу на Джованни Феррари — инсайд-райта, который почему-то оказался в левом полупространстве и, казалось, вот-вот выйдет один на один. Но Феррари внезапно решил перевести мяч направо, на Меаццу. Скажем прямо — решение было, мягко говоря, неочевидным, если не сказать «вредным». Но Меацца выкрутился как артист: сделал финт, изобразив удар, запутал защитника, а затем покатил обратно под удар Пиоле. И тот не промахнулся.

Загружаю...

По меркам 1930-х годов — это была настоящая мини-симфония пасов: красиво, неожиданно и с толком.

А теперь неожиданный поворот…

Италии откровенно повезло, что в полуфинале она не столкнулась ни с одним из двух лучших нападающих Бразилии. История тут немного закрученная.

Первым выбором у бразильцев был легендарный Леонидас — лучший бомбардир турнира с семью мячами. Но четвертьфинал против Чехословакии затянулся до переигровки, которую назначили всего за два дня до полуфинала с Италией. Леонидас, получивший ещё в матче с Польшей травму, сыграл в обеих играх против Чехов и был, мягко говоря, не в форме. Поэтому его решили не ставить на матч с итальянцами.

Эта новость вызвала бурю в Бразилии: по слухам, тренер Адхемар Пимента просто приберегал Леонидаса для финала. Финал, как известно, так и не настал. Леонидас сыграл лишь в матче за третье место и снова забил — чем невольно подлил масла в теорию о «сохранённом нападающем».

Казалось бы, логичным решением было бы выпустить Леонизио Фантони — в Италии его знали как Фантони III, ведь он с 1934 года играл в «Лацио» вместе с братом и двоюродным братом (да, и они тоже были Фантони, поэтому их нумеровали как римские легионы).

Фантони III получил итальянское гражданство, и, как говорил Поццо, призывая игроков с иностранными корнями: «Если они могут сражаться за Италию, они могут играть за Италию». Сражаться, правда, оказалось буквально. Пока его кузен Фантони II успел даже быть вызванным в сборную, Фантони III неожиданно получил повестку — не в сборную, а в армию.

Загружаю...

К тому моменту он был только что женат — на венгерке, с которой познакомился в Риме, и к тому же тяжело переживал смерть брата, Фантони II, погибшего от травмы в матче Серии А. Перспектива фронта ему совсем не улыбалась. Тогда «Лацио» (возможно, со вздохом и молчаливым пониманием) оплатил ему билет на корабль до Бразилии. Формально трансфер не был оформлен, но Фантони III просто решил не возвращаться. А потом начал играть за бразильский клуб — на документы, мягко говоря, не оглядываясь.

Никаких международных разрешений он не получил, но и реакция из Италии, вроде бы, не последовала. Хотя… на самом деле последовала — просто в форме лёгкого намёка: без официальной жалобы, но с таким взглядом, от которого и ФИФА, и бразильцы поняли, что лучше Фантони III на поле не выпускать. Так его участие в полуфинале и закончилось — не начавшись.

Вместо него вышел креативный инсайд Жозе Перасио под девятым номером — человек с фантазией, но не с голевым чутьём. И, как показала игра, Италия выиграла 2:1 с гораздо меньшими сложностями, чем счёт позволяет предположить.

А были ли они действительно сильнейшими?

На этот раз всерьёз сомневаться в победе Италии трудно — даже несмотря на вечные споры, а были ли тогда на турнире все лучшие команды мира.

Да, в первом раунде им здорово повезло: Норвегия трижды попадала в штангу и, будь матч чуть менее упрям, итог мог бы быть совсем другим. Но дальше Италия прошла уверенно: обыграла хозяев — Францию, затем очень приличную сборную Бразилии, и наконец в финале — Венгрию, причём не только по счёту, но и по качеству игры.

Сохранив титул, Италия как будто вошла во вкус — чемпионаты мира стали для неё почти привычным делом. Вот только привычка эта оказалась с отсрочкой: после триумфа 1938 года итальянцы не появлялись в матчах на вылет вплоть до 1970-го. Целых 32 года. Видимо, просто решили, что пауза делает победу слаще.

Загружаю...

Оригинал статьи - How Italy won the 1938 World Cup: Piola magic and a missing Brazilian - The Athletic

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Заметки Саймона Купера
Популярные комментарии
Нурхан Мухамбетов
Насколько помню, последним участником довоенных ЧМ дожившим до наших дней был французский вратарь Рене Лльенсе, отсидевший ЧМ 1934-38 на скамейке, умер в 2014. Из чемпионов мира 1938 дольше всех прожил Пьетро Рава - даже застал победу сборной Италии на ЧМ 2006.
1 комментарий Написать комментарий