В американской деревне крушат мировые рекорды. Все на грани читерства, но засчитывается

6 июня 1986-го Юрген Шульт метнул диск на 74,08 м. До прошлого года казалось, что этот результат еще долго не перебьют.

80-е – анаболическая эра в легкой атлетике, и в мужском молоте, женском ядре и диске мировые рекорды с тех времен держатся до сих пор. Так было бы и с диском, если бы не одна волшебная деревушка в Оклахоме. И если бы не Калеб Сэл, который решил устроить революцию в отдельно взятой метательской дисциплине.

Итак, 74,08 Шульта в качестве мирового рекорда продержались до апреля прошлого года – 38 лет. Невероятно долго.

Загружаю...

Но если посмотреть таблицу лучших результатов в истории теперь, то лучший бросок в жизни Юргена не входит даже в пятерку.

Сейчас топ-лист выглядит так:

5. Мэттью Дэнни (Австралия) – 74,25

4. Миколас Алекна (Литва) – 74,35

3. Дэнни – 74,78

2. Алекна – 74,79

1. Алекна – 75,56

4 из 5 этих бросков были выполнены 10-13 апреля этого года (в том числе рекордный). Все – в деревушке Рамона (Оклахома). Пятый, прошлогодний, тоже там. Проживает в Рамоне менее 600 человек. Соревнования проходят в поле. Так в чем прикол? 

Да просто найдено место, которое идеально подходит для метания диска. Американский тренер и фанат метаний Калеб Сэл, давно живущий в Оклахоме и отлично знающий природу местных ветров, высчитал, что построить сектор в Рамоне – шанс привлечь внимание к малопопулярной дисциплине. 

В затею мало кто верил, но Калеб уверял всех: это лучшая возможность заставить мир вспомнить о диске, а Рамону сделать культовым местом. Вложил туда и душу, и собственные деньги. Хотя гарантий не было никаких.

Сэл далеко не первый, кто пытался открыть метательский стадион чудес. Так сложилось, что в метаниях официально признаются рекорды при любом ветре. Хотя в беге или прыжках в длину, если тебе дует в спину сильнее 2 м/с – результаты не ратифицируются. Поэтому в диске или копье хорошая погода – легальный допинг. И почему бы этим не пользоваться?

 

Загружаю...

● Так, в немецком Галле в мае ежегодно проводится старт по метаниям, для местных это всегда событие. Для диска там созданы особые условия: сектора расположены со всех сторон поля, под любой ветер. Но турнир проходит в один день, и вероятность сильного ветра именно в нужное время – не велика.

● Бывают соревнования в Калифорнии на базе в Чула-Висте. Там круг в центре поля и сектор выставляют под ветер – стойки с сеткой перемещают куда надо. Но в рекорды это тоже не конвертировалось.

● Призер Олимпийских игр и чемпионата мира Эхсан Хаддади рассказывал, что в его Иране есть место между горами, где всегда сильный сквозняк, и все хотел провести там турнир, чтобы побить мировой рекорд. Но дальше идеи не зашло.

А вот у Калеба Сэла – выгорело. 

Как его идея выглядит изнутри, нам рассказал один из участников турнира в Рамоне, который по некоторым причинам попросил не упоминать его имя.

– В полях в 10 минутах езды от Рамоны – пастбища. Там часто и достаточно сильно дует ветер. Почему? Я не вникал, вероятно, это связано с географическим положением — между теплым югом и холодным севером. Это практически центр Америки, частично территория индейской резервации. Вроде бы фильм «Убийцы цветочной луны» как раз об этих местах.

Загружаю...

Как проходит турнир: там все заточено на рекорды

– Уникальность подхода Кэлеба в том, что с марта он проводит соревнования каждый уик-энд – и они внесены в календарь World Athletics. Вероятность попасть на хороший ветер значительно выше, чем на других стартах.

Плюс на поле оборудовано шесть секторов под разные ветра. Бетонные круги сделаны идеально: достаточно гладкие для хорошей скорости вращения, в то же время цепкие – на случай, если пойдет дождь.

Формат соревнований тоже эксклюзивный:

● если заявляется несколько десятков участников, их делят на группы, чтобы у всех было по 6 попыток – это гарантирует всем максимум шансов;

● отдельно проводят соревнования для левшей, потому что им нужен противоположный ветер, ведь у них диск вращается в другую сторону;

● организаторы выбирают сектор строго под правый ветер, под такой нужно уметь подстраиваться, но потенциально это лучший вариант (посмотрите рекордную попытку Алекны – он метнул за сектор, за правый ус, но потом ветер сдул диск обратно в сектор, – это наилучшая траектория для рекорда, хотя и самая рисковая);

● точного времени начала соревнований нет до последнего дня – расписание составляется исходя из прогноза погоды;

● есть отдельные зачеты для ветеранов, детей, юношей и юниоров, плюс проводятся турниры по молоту, ядру и копью – то есть это фестиваль для метателей.

Загружаю...

На соревнования может попасть абсолютно любой. Заявки открываются за несколько месяцев до начала старта и закрываются за день. Стоимость – 60-130 долларов.

Почти каждый старт получается международным: рядом метают любители и спортсмены, которые отбираются на ЧМ или Олимпийские игры.

Финал – бронзовая серия. Как раз тот старт, где Дэнни и Алекна били рекорды.

Но именно туда можно попасть только по рейтингу World Athletics. В любом случае до и после есть турниры для всех. И столько соревновательных дней с таким количеством ветра дискоболы нигде и никогда не видели за все поколения. Да и вообще метания не избалованы деньгами, нас в мире немного, и в Рамоне все относятся друг к другу дружелюбно и с интересом.

А можно ли такой сектор сделать в России? В теории да, но у нас лишь один человек занимается диском профессионально

 – Если правильно использовать ветер, там можно добавлять к личникам метров по 5. Спортсмены на месте воспринимают это как уникальную возможность поставить личный, национальный, а некоторые даже мировой рекорд. Такой возможности у многих больше может не появиться за всю карьеру.

Понимаю, что со стороны это может выглядеть как читерство. Но если ветер правилами не запрещен, почему его не использовать? Плюс в диске всегда крайне высокие квалификационные стандарты на ЧМ и Олимпийские игры. Вот если сравнивать с бегом, там норматив обычно на уровне полуфиналов, а в диске – железно 5-6-е места, а иногда даже уровня бронзы.

Загружаю...

При этом бывает так, что за весь сезон ни одного старта с хорошим ветром – и отобраться практически нереально. Только по рейтингу, но там количество мест ограничено. 

Можно ли такое организовать в любой стране? Ну, смотрите, нужен не один сектор, а поле с 5-6 секторами, еще и в месте с ветрами. Плюс должно быть более-менее тепло – хотя бы плюс 10. В России в теории можно было бы поискать, например, в Ставрополье или на верхней базе в Кисловодске, но кому это нужно, если в стране 3 спортсмена, и только один из них занимается профессионально – Алексей Худяков?

Существует поле в Бресте на гребном канале, но там один сектор и в прошлом году был встречный ветер – это сразу минус 3 м. 

Наверняка в мире есть и более подходящие места, чем Рамона. Но чтобы все организовать, должно сложиться много факторов. Например, наличие группы сильных дискоболов в стране. И такой энтузиаст как Калеб Сэл. А вид спорта у нас – редкий. Поэтому происходящее сейчас – чудо для мира метаний.

В 2024-м пали два старейших рекорда легкой атлетики. А какие еще держатся?

Фото: instagram.com/throw_town_ramona; instagram.com/sealthrowingclubllc; РИА Новости/Григорий Сысоев; East News/Beate Oma Dahle / NTB / AFP

Популярные комментарии
Rainn
Ради таких статей я и захожу на спортс, спасибо!
Bigotud0
Ребят, это уже вторая отличная статья за сегодня после статьи про американский футбол. Прекращайте. Работать не даете)
Манагер22
многие большие дела держатся на энтузиастах
Еще 17 комментариев
20 комментариев Написать комментарий