Оккупай, а то проиграешь: Борис Гройс и спорт

Слушал сегодня на ОккупайАбае Бориса Гройса. Он сравнил искусство и спорт как вещи противоположные и привел пример: если бегун на 100-метровке после выстрела стартового пистолета начинает бежать в противоположную сторону, то он – не спортсмен, а художник. Он не принимает общих правил, создает свою собственную альтернативную реальность. Он уходит от навязчивого дуализма «Коки» и «Пепси» - победы и поражения.

Несмотря на то, что я хотел бы прожить жизнь передвигаясь вдоль длинного бетонного забора с баллончиком красок, записывая на нем все, что когда-либо слышал от Бориса Гройса, в данном случае я с ним не согласен. За пределами его слов находится старая славная спортивная традиция болеть за лузеров. Причем не в той ее части, где болеют за слабых, желая им победы – а в более садомазохистской версии признания чести быть поверженным.

Прославлять проигравших в спорте – абсурдно именно в смысле спорта как такового, который существует для того, чтобы стремиться к победе. И вот здесь странность – радоваться поражению можно в том случае, если воспринимаешь спорт не как «вещь в себе» (чёрт, это сложная мысль, настолько сложная, что хочется как-то сбросить с себя ее философский накал и назвать Канта Cuntом) – а как часть человеческой жизни в целом.

Да, все это битническая, и буддистская, и эдуард-малофеевская хрень – все в конечном итоге сводится к поражению, сдаче позиций, неизбежному концу.

Дальше – новая странность. Гройс противопоставлял спорт и искусство, чтобы сказать – искусство может быть автономной областью, вырванной из обыденных законов жизни, оно способно навязать свои собственные правила – это он, переводя с его гройсовского, и понимает под смыслом и предназначением «оккупай»-движений. Создав для себя свои собственные правила, ты уже предохранен от опасности проиграть в общепринятом смысле. Ты сам и никто другой, собственно, уже и не может сказать, что в твоем положении значит «проиграть».

Но, думаю, именно таков для многих и современный спорт. «Благородство поражения» в нем как бы устраняет опасность страдать в случае если нужно принимать поражение всерьез.

Получается примерно так: и в искусстве, и в спорте как в самостоятельных проявлениях нашей жизни чаще всего мы стремимся не выиграть, а предохранить себя от горечи поражения. Выигрывать бывает стыдно («у нас все уверены, что если ты выиграл – значит, где-то сжульничал», - как говаривал Том Йорк) – но всегда можно не-проиграть.

Поэтому, я бы сказал так: в спорте, как и в искусстве мы часто ищем возможность укрыться от страха потерпеть жестокое последнее и неотвратимое поражение. Мы не отделяем спорт и искусство от окружающей нас жизни, мы судим их по общим законам. В этом отношении, среди всех видов спорта, которые мне известны, наиболее совершенны те, где можно сыграть вничью.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Пни лежачего
Популярные комментарии
Мучитель
То, о чём Вы пишете, имеет отношение к интерпретации спорта наблюдателем. Но спортсмен и художник противоположны ровно настолько, как это следует из примера. Спортсмен всегда подчиняется правилам дуализма - он выходит, чтобы выиграть или проиграть. Художник - нет. Дальше можно как угодно связывать их друг с другом и с жизнью. Это просто иллюстрация, схемка. В интересах наглядности спорт в ней не одушевлён, Борис Гройс наводит рентгеновский снимок интересного ему искусства на безразличный ему свет спорта, инструмент проявки. Интересный-безразличный не вообще, а в развитии конкретной идеи.
Михаил Калашников
Мне иногда кажется, что вот эта самая идея переживать за неудачников и ценить проигрыш - откуда-то из глубин христианской культуры, где даже сам Бог, собственно, однажды проиграл. Поскольку христианская культура влияет на искусство и всю нашу жизнь (даже тех, кто ее не признает) куда больше, чем кажется, то и в искусстве она в каком-то виде тоже есть.
Сергей Бондаренко
ага. Только тут целая степь дальнейших противоречий/выводов. Скажем, античное представление о красоте спорта или вся эта восточная самурайская штука с благородством поражения. Может быть, это даже более общая вещь - идея смертности в принципе.
Ответ на комментарий Михаил Калашников
Мне иногда кажется, что вот эта самая идея переживать за неудачников и ценить проигрыш - откуда-то из глубин христианской культуры, где даже сам Бог, собственно, однажды проиграл. Поскольку христианская культура влияет на искусство и всю нашу жизнь (даже тех, кто ее не признает) куда больше, чем кажется, то и в искусстве она в каком-то виде тоже есть.
Еще 6 комментариев
9 комментариев Написать комментарий