Главный плеймейкер «Спартака» – прессинг. Как он работает?

Очень интенсивная заметка.

Как-то Юрген Клопп произнес фразу, впоследствии ставшую культовой: «Ни один плеймейкер в мире не может быть так хорош, как отлаженный прессинг».

В том же направлении мыслит и Деян Станкович: «Мы хотим владеть мячом, использовать высокий прессинг, забирать мяч как можно скорее, чтобы иметь возможность наказать соперника», – сказал тренер на первой пресс-конференции в «Спартаке».

Тогда выступление Станковича могло показаться общими словами, но со временем приходит осознание, что серб очень близок к философии Клоппа. Для нынешнего «Спартака» давление без мяча уже давно не только значимый инструмент в обороне, но и полноценное средство для угрозы чужим воротам.

Загружаю...

Андрей Савин рассказывает, как устроен самый агрессивный прессинг в РПЛ.

Необходимая база: почему прессинг «Спартака» лучший в лиге?

До Станковича у «Спартака» был неплохой прессинг-фундамент. Несколько сезонов подряд входили в число лучших в РПЛ по интенсивности давления, а футболисты подходили для агрессивной манеры: нападающий Манфред Угальде еще до того, как раскрылся в роли бомбардира, поражал работой без мяча, были выносливые (Данил Пруцев, Даниил Денисов, Олег Рябчук) и физически крепкие (Срджан Бабич, Алексис Дуарте, Кристофер Мартинс и Тео Бонгонда) защитники и полузащитники.

Летние трансферы добавили качества: вингер Маркиньос цепок в отборе и дисциплинирован без мяча, полузащитник Эсекиэль Барко может недоработать на своей половине, но никогда не филонит в давлении у чужих ворот и старательно поджимает. Так Станкович укрепил фундамент и построил один из самых эффективных прессингов в РПЛ.

Прессинг Станковича в какой-то степени уникален для РПЛ. За последние 10 лет только одна команда превосходит нынешний «Спартак» по интенсивности давления – и то лишь незначительно (6,19 у «Краснодара»-2016/17). Правда, есть пара оговорок. Корректность данных может вызывать сомнения, так как модель могла поменяться. К тому же на высокий показатель интенсивности влияет реакция других команд: большинство соперников «Спартака» предпочитает не заигрывать с прессингом и почти сразу выбивает подальше.

Тем не менее напор позволяет отвоевывать мячи в опасных позициях и создавать угрозу. Перечисляем голевые примеры:

● Эсекиэль Барко накрыл Максима Витюгова в чужой штрафной и откатил на пустые Манфреду Угальде в матче с «Крыльями» (3:0);

● Наиль Умяров наказал Данила Глебова и Даниила Одоевского за смелые розыгрыши в игре с «Ростовом» (3:0);

Загружаю...

● Тео Бонгонда дожал «Пари НН» после ошибки Никиты Медведева (2:0);

● Барко в подкате выдрал мяч у Родриго Эшковала и ассистировал Угальде в матче с «Акроном» (4:0);

● Угальде накрыл Илью Лантратова и запустил разгром «Локомотива» (5:2);

● на 93-й минуте «Спартак» запрессинговал «Краснодар» (3:0) после аута на чужой половине, Пруцев поддавил Кевина, Барко продвинулся вперед и эффектно пробил в дальнюю девятку;

● первый гол Мартинса «Зениту» (2:1) пришел после зарубы Маркиньоса с Густаво Мантуаном, во втором Руслан Литивнов накрыл Александра Соболева у чужой трети.

Прессинг «Спартака» напрямую влияет и на рисунок матчей. Так перекрыли кислород «Зениту в первом круге (0:0) и не выпускали со своей половины во втором тайме дома, закрыли продвижение «Краснодара» и контролировали большую часть дерби с «Динамо» (2:2).

Детально: как это работает?

Основный принцип прессинга Станковича – персональное давление и лишение соперника самых перспективных вариантов. Если игрок замедлил, прессинг становится тотальным. Игра без мяча у Станковича лишена сложных ловушек и тонких приемов, все прозаично: атлетизм, дисциплина, жесткость, борьба. Не получилось отобрать/перехватить – фол, начинаем заново (чаще Спартака» нарушают только «Рубин» и «Факел»).

То же самое было и в предыдущих командах Станковича: структура могла отличаться, но основной упор – на физическом превосходстве в дуэлях 1-в-1. При чужих розыгрышах от ворот «Спартак» сохраняет тройку полузащитников для персоналки в центре – это мешает сопернику двигать мяч через середину и доминировать на подборах.

Загружаю...

Другая важная деталь – гибкая позиция правого вингера Тео Бонгонда. Он давит на центрального защитника и перекрывает направление передачи на фланг. В таком сценарии сопернику приходится рисковать, чтобы использовать свободу крайнего защитника – ЦЗ трудно отыграть налево или в середину из-за прессинга Бонгонда, а диагонали от вратаря требуют большой смелости и техники.

Если все-таки передача на фланг проходит, включается двухступенчатая подстраховка: правый защитник Даниил Денисов поднимается выше, а центральный защитник Алексис Дуарте смещается в край и подхватывает свободного вингера.

Данные представлены спортивной статистикой Яндекса

Организованное давление провоцирует соперника упираться в края и бездумно выбивать вперед. Мало кто в РПЛ может противостоять такому дисциплинированному напору: против отточенного движения «Спартака» необходимы тонкие и быстрые решения крайнего защитника и центральных полузащитников, но ситуация усугубляется постоянным присутствием оппонента, жесткой игрой и риском.

Аналогично в ситуативном прессинге. «Спартак» стремится разбирать 1-в-1 приоритетные варианты и зажимать на фланге. Вся команда смещается в зону мяча, а на подстраховке в глубине всегда должен быть свободный ЦЗ. Как, например, в ситуации перед ошибкой Мантуана: передача на Луиса Энрике невозможна из-за приема внутрь, пас в середину или назад подставляет партнеров под прессинг, а заброс в свободный полуфланг страхует Бабич.

Данные представлены спортивной статистикой Яндекса

Свободный игрок на противоположном фланге не смущает: довести до него мяч напрямую нереально из-за жесткой работы вингеров и крайних защитников, а на терпеливые переводы через центральных защитников «Спартак» отвечает прессингом Угальде и передвижением и передачей игроков по цепочке. 

Загружаю...

По сути весь механизм прессинга «Спартака» сводится к простому алгоритму: создать давление и разобрать ближние варианты, спровоцировать ошибку на фланге, вынудить выбить вперед и выиграть подбор.

А какие слабости прессинга «Спартака»?

«У нас довольно атлетичный футбол, поэтому, если один из нас не добежит, мы знаем, что система начнет рушиться», – рассказывал левый защитник Олег Рябчук. Поиск борьбы 1-в-1 связывает даже превосходящие в мастерстве команды, но подразумевает риск: если дуэль проиграна, партнеры выдергиваются на мяч и происходит эффект домино. Еще одна потенциальная проблема – манипуляция персональными ориентировками (например, крайний защитник соперника может заходить в середину, тогда вингеру будет трудно его перекрывать, а страхующему в глубине фулбэку – сложнее подхватывать), но пока никто в РПЛ этим особо не пользовался.

Второй минус: прессинг Станковича чересчур энергозатратный. К концу матча с «Зенитом» Кристофер Мартинс наелся и не накрыл Сашу Зделара на 83-й минуте – так запустилась атака с голом Луиса Энрике.

Давление Станковича требует отточенных своевременных движений и смелости, которая обязательно должна конвертироваться в остроту у чужих ворот или возврат владения. С этим у «Спартака» были проблемы в начале сезона. Тогда Барко давил на центральных защитников вместе с Угальде, а опорную зону приходилось страховать кому-то из ЦЗ. Не всегда получалось удачно: Руслан Литивнов, Никита Чернов и Миенти Абена зависали в полупозициях и позволяли своему игроку принять мяч и развернуть атаку. Этим пользовались «Оренбург» (0:2), «Локомотив» (1:3), «Ростов» и «Динамо».

Загружаю...

По ходу сезона Станкович решил проблему изменением структуры и внедрением в старт Алексиса Дуарте (агрессивнее остальных выдвигается вперед).

Третий смущающий фактор – адаптация новичков. Вингер Пабло Солари активен без мяча, но пока не до конца понимает требования в давлении. Форвард Ливай Гарсия – не прессингующий. Он приклеивается к своему ЦЗ, но не дает такой же объем в прессинге, как Угальде. В отличие от Гарсии Манфред совершает рывки от одного ЦЗ к другому (так команда сохраняет устойчивость против переводов – у вингеров появляется возможность закрыть ширину), давит на вратаря и считывает игровую ситуацию. Например, после ситуативных выдвижений Эсекиэля Барко на свободного центрального защитника Угальде опускается в глубину и перекрывает чужую опорную. Нередко большую часть различных прессинг-действий Манфред делает за 15-20 секунд – в этом его ценность для Станковича. Если «Спартак» останется с одним Ливаем Гарсией (например, в случае ухода Угальде летом), прессинговать как сейчас уже не получится.

Мой телеграм

Фото: Stupnikov Alexander, Feoktistov Alexander/Global Look Press

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
неКрасава
Популярные комментарии
Captain_Noname
Блестящий разбор. Лайк, подписка Это вам не вялое перечисление фактов миллиардом таблиц, склеенное слабым аналитическим текстом, как у Дорского. Это - качественно иной уровень мышления
a_sofa_knight
Хороший разбор, спасибо!
ciwwic
1. Лобановский использовал аритмию. Прессинг происходил периодами. +/- полматча жесткий прессинг, остальные полматча без него. 2. Барса времен Пепа использовала скорее бесковскую концепцию. Прессинг был несколько секунд сразу после потери мяча. Жесткого тотального прессинга не было. Расскажите Пепу, что он в Барсе использовал несовременную тактику, а он Вам покажет количество завоеванных в то время трофеев в ответ. Не является тотальный прессинг гарантией побед, если в противоположной команде есть пара техничных ПЗ, и один форвард-убийца
Ответ на комментарий Шурум-Бурум
Так всё -- таки время показало, что "футбол Лобановского" оказался, более современным чем "футбол Бескова".
Еще 25 комментариев
28 комментариев Написать комментарий