«Ливерпуль», «Эвертон» и почему мерсисайдское дерби теперь не особо говорит по-скаузерски

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Когда Дэвид Мойес впервые возглавил «Эвертон», мерсисайдское дерби приобрело особую остроту.

В синем углу тогда были Тони Хибберт, Лейтон Бэйнс, Росс Баркли, Джек Родуэлл и Виктор Аничебе. В красном — Стивен Джеррард, Джейми Каррагер, Мартин Келли, Джон Флэнаган и Джей Спиринг.

Когда команды сталкивались на «Энфилде» или на «Гудисон Парк», никому не было пощады, хотя у этих игроков была как минимум одна общая черта: все они были местными мальчишками и выросли с обостренным чувством того, что игра в мерсисайдском дерби значит для района и его жителей. Их присутствие придавало этому поединку, который и так является самым часто играемым дерби в английском футболе, дополнительную пикантность.

Однако с годами местное присутствие в нем уменьшилось, а на 245-м матче, который пройдет сегодня на «Гудисоне», представительство может упасть до современного минимума.

Трент Александер-Арнолд, правый защитник «Ливерпуля», который играл постоянно в этих дерби, получил травму и может пропустить свой первый матч Премьер-лиги против «Эвертона» за последние 13 игр.

Загружаю...
Трент Александер-Арнолд и Кертис Джонс — местные парни «Ливерпуля» (Карл Ресин/Getty Images)

 

Кертис Джонс будет бороться за место в составе «Ливерпуля» с Райаном Гравенберхом, Алексисом Мак Аллистером и Домиником Собослаи, а поскольку Тайлер Мортон находится в глубоком запасе, а Джейден Даннс не сможет принять участие в матче после недавнего перехода в аренду в «Сандерленд», скорее всего, именно «Эвертон» будет вынужден взять на подмогу одного из местных игроков.

Джеймс Гарнер, родившийся в близлежащем Биркенхеде, является наиболее очевидным кандидатом на роль игрока стартового состава, поскольку еще один великий игрок команды, 18-летний уроженец Ливерпуля Харрисон Армстронг, перешел в «Дерби Каунти» на правах аренды, совершив всего три выхода на замену в Премьер-лиге в этом сезоне.

Тенденцию к снижению числа местных талантов в этом дерби продолжается, и это далеко от тех времен конца 1990-х и начала 2010-х годов, когда почти половина игроков на поле говорила со скаузерским акцентом.

Что еще почитать: Воспоминания о мерсисайдском дерби на «Гудисон Парк»: Страсть, острота, экстаз, агония и реклама Tic Tac

 

На графике ниже представлены матчи Премьер-лиги между «Ливерпулем» и «Эвертоном» с 1992 года, а также количество игроков местного происхождения, попавших в составы команд.

Для целей данного исследования мы определили, что «местный» — это родившийся в столичном графстве Мерсисайд, которое охватывает город Ливерпуль, простирается на запад через реку до полуострова Виррал, на север до Саутпорта и на восток до Сент-Хеленс. Уроженцы Чешира, такие как Майкл Оуэн и Джарелл Куанса, не были включены в список.

С годами количество местных игроков в мерсисайдском дерби сократилось

 

Примечание: Под местными уроженцами понимаются те, кто родился в радиусе 30 километров от »Энфилда» или стадиона «Эвертона». Матчи только в эпоху Премьер-лиги (1992-)

Загружаю...

Источник: SOCCERBASE

Тенденции очевидны: середина девяностых стала пиковым периодом для местных талантов. За «Эвертон» играли Гари Аблетт, Джон Эббрелл, Дэйв Уотсон, Тони Грант, Майкл Бранч и Майкл Болл, а за «Ливерпуль» — Стив Макманаман, Робби Фаулер, Джейсон МакАтир и запасной вратарь Тони Уорнер.

Вскоре за ними последовали Фрэнсис Джефферс и Уэйн Руни, оба дебютировавшие за «Эвертон» в 16-летнем возрасте, хотя и с разницей в пять лет: нападающие, родившиеся в Крокстете, учились в одной школе и дебютировали за сборную Англии в одном и том же матче.

Другие приходили и уходили, и с тех пор в каждой игре «Ливерпуля» или «Эвертона» участвовал как минимум один игрок, имеющий местные связи. Лишь однажды, в апреле 2016 года, одна из команд, «Ливерпуль», не включила в свой состав ни одного игрока местного происхождения.

Однако за последние шесть лет эти показатели начали снижаться.

Только пять местных жителей — Александер-Арнолд, Джонс, Гарнер, Том Дэвис и Энтони Гордон — выступали за какой-либо из клубов, что все больше свидетельствует о сложности пробиться на элитный уровень.

В частных беседах с нами многие люди, работающие в сфере подбора игроков на северо-западе Англии, где находится Ливерпуль, говорили, что соседние регионы, такие как Большой Манчестер и Йоркшир, предлагают большее разнообразие молодых игроков по сравнению с Мерсисайдом, поскольку в этих регионах больше населения и туда переезжает больше людей.

Кроме того, резерв талантов, доступных клубам Премьер-лиги, сейчас настолько велик, что основное внимание уделяется воспитанию лучших игроков, независимо от того, откуда они родом, а не тех, кто живет у вас на пороге.

Из местных представителей, имеющих потенциал в «Ливерпуле», самым прогрессивным является Мортон, который провел два сезона на правах аренды в Чемпионшипе с «Халл Сити» и «Блэкберн Роверс», где он сыграл 79 матчей, хотя за «Ливерпуль» он отыграл всего два матча в Премьер-лиге и является шестым полузащитником в старшей команде.

Загружаю...
Мортон — местный уроженец, но до первой команды «Ливерпуля» ему еще далеко (Ян Крюгер/Getty Images)

 

У «Ливерпуля» сильная и процветающая академия, несколько выпускников которой выступали за первую команду в этом сезоне, а многим другим прочат блестящее будущее, но большинство этих игроков — иногородние.

20-летний Джеймс Макконнелл был подписан из «Сандерленда». 17-летний Трей Ньони перешел из «Лестер Сити», а 18-летний Амара Налло — из «Вест Хэм Юнайтед». 18-летний Трент Коне-Доэрти был замечен играющим за «Дерри Сити» в Северной Ирландии, а 16-летний Рио Нгумоа, пожалуй, самый интересный из всех, перешел из «Челси» в сентябре — трансфер, который взволновал столь же многих в «Ливерпуле» в Киркби, как и огорчил тех, кто был разочарован его потерей в предыдущем клубе.

Такие игроки, как Бен Доак, Кэлвин Рэмзи, Оуэн Бек, Стефан Байчетич, Калум Скэнлон и Лука Стивенсон, которые в этом сезоне ушли в аренду, также были подписаны из других стран для усиления академии в предыдущие годы.

За последние 12 месяцев «Эвертон» начал активную работу по набору игроков в академию, намереваясь пополнить запасы игроков ниже уровня первой команды.

Нападающий молодежной сборной Нидерландов Мартин Шериф и универсальный полузащитник Айзек Хит играли в матче Кубка Англии против «Борнмута» в выходные, из-за того, что травмы продолжают сказываться на составе первой команды Мойеса.

20-летний Хит был одним из двух игроков, перешедших в «Лидс Юнайтед» в 2018 году — Стэнли Миллс, сын бывшего игрока сборной Англии Дэнни, который в январе перешел в «Оксфорд Юнайтед» на постоянной основе.

Айзек Хит перешел в «Эвертон» из «Лидса» (Фото Бена Робертса/Getty Images)

 

Нападающий Омари Бенджамин, игрок сборной Уэльса до 19 лет, перешел в команду бесплатно прошлым летом, когда истек срок его контракта с «Арсеналом». Кроме того, «Эвертон» приобрел Уильяма Тамена из «Бертон Альбион», гамбийского полузащитника Франсиса Гомеса из нигерийского «Спортинг Верхов», Брейдена Грэма из североирландского «Линфилда» и Джастина Кларка из «АФК Уимблдон»,

Загружаю...

Эти пополнения помогли укрепить команду, в которой уже есть талантливые вратари Даг Лукьянцикс, уроженец близлежащего Саутпорта, и Джордж Пикфорд (не родственник Джордана), которого взяли из «Блэкберна».

Джеймс Вон, бывший нападающий «Эвертона», который сейчас возглавляет отдел по набору игроков в академию, сказал Inews в ноябре, что «местная сеть сейчас становится очень, очень сильной», но есть ощущение, что «Эвертону» придется продолжить работу по набору игроков после нескольких лет недостаточного инвестирования в академию, вызванного тяжелым финансовым положением клуба. Это, скорее всего, будет связано со скаутингом на местном, а также национальном и международном уровнях.

Что еще почитать: Наилучшая расплата «Ливерпуля»

У каждого профессионального футболиста из Мерсисайда есть своя история, связанная с его воспитанием. Многие из них включают уличный футбол и игры с приятелями.

Руни, например, сначала играл в детской команде паба «Западные подходцы», где его отец был постоянным клиентом. Джеррард, который, как и Гордон, много лет спустя играл за команду «Уистон Джуниорс», часто скользил по гравию в поместье Блюбелл в Хьютоне, на восточной окраине Ливерпуля.

Бранч как можно больше чеканил мяч, идя от своего дома в Эйгберте до близлежащей лавки с рыбой и чипсами, а Грант вспоминает, как ездил на тренировки в «Эвертон» на четырех автобусах, и люди из общины помогали ему, если он вдруг заблудился в пути.

Вот уже 10 лет назад Джефферс в интервью британской газете «Индепендент» рассказал о среде, в которой он вырос, и объяснил, что, по его мнению, изменилось с тех пор.

Загружаю...

«Когда мне было девять или десять лет, моей маме приходилось искать меня на улицах, — говорит он. — Сейчас дети приходят домой из школы и сидят за компьютерами. Я был с теми, кто выходил на улицу, независимо от того, были ли они моими товарищами или нет, если у них был футбольный мяч. Теперь все немного иначе. Мир изменился».

Джефферс дерется с Сандером Вестервельдом во время мерсисайдского дерби в 1999 году, Джейми Каррагер пытается вступиться (Майкл Стил /Allsport)

 

Футбол по-прежнему пользуется огромной популярностью, и существует множество новых инициатив, направленных на то, чтобы современные дети играли в безопасной, дружественной обстановке, но это уже не то, что было раньше. Парки и улицы Ливерпуля больше не заполнены играющими в футбол детьми, хотя эта проблема характерна не только для этого города.

Марк Хорлик, менеджер по развитию и привлечению футбола Футбольной ассоциации Ливерпуля, раньше был скаутом клуба с «Энфилда» и рос в одной команде с некоторыми членами семьи Руни.

«Как только я смог ходить, у моих ног оказался футбольный мяч, — рассказывает Хорлик в интервью. — Я ежедневно спорил с мамой о том, стоит ли мне идти играть после школы, пока я прихлебывал чай. Потом я выходил на улицу до тех пор, пока не загорались фонарные столбы».

«Сейчас дети играют в футбол иначе, но в городе он процветает. Если раньше в команду можно было попасть только в девять или десять лет, то теперь дети играют на искусственных полях третьего поколения, небольшими командами — иногда три против трех, четыре против четырех или пять против пяти — и все это с учетом их способностей. Молодежные лиги активно развиваются, но нам нужно больше возможностей и инвестиций. Это поможет лигам развиваться».

Назойливые родители — еще одна общенациональная проблема, как объясняет Стивен Уорнок, выросший в Ормскирке, в пределах вышеупомянутой зоны охвата, и прошедший через ряды «Ливерпуля» в первую команду. Сейчас он живет в Кросби, на севере города, и говорит, что родители регулярно обращаются к нему за советом. Он всегда дает один и тот же ответ.

Загружаю...

«Я призываю детей играть со своими товарищами, потому что если они достаточно хороши, они добьются успеха, — говорит он. — Я не мог попасть в академию, пока мне не исполнилось девять лет. Сейчас дети играют в футбол с пяти лет, и при такой высокой конкуренции внутри возрастной группы они сдуваются, потому что это очень тяжелая работа».

«Я думаю, что они слишком рано перегорают и слишком быстро теряют элемент веселья».

 

Бесспорно то, что болельщики по-прежнему ценят наличие местного героя, за которого можно поболеть, особенно в матчах с соседями.

Болельщики «Ливерпуля» поют Трент Александер-Арнолду песню, в которой есть строчка «Скаузер в нашей команде», и, несомненно, с особой любовью относятся к тем, кто родился в городе или в его окрестностях, а затем перешел в высшую футбольную лигу.

Тем не менее, поиски следующего выдающегося скаузера продолжаются.

В прошлом году, когда эти два клуба встречались, Гарнер из Биркенхеда, который находится в 30 км от «Гудисона», на другом берегу реки Мерси, был единственным местным, игравшим за «Эвертон». Только Александер-Арнолд из Вест Дерби вышел в стартовом составе, и глухое молчание вокруг его контракта говорит о том, что он может не появиться в таких матчах после апрельского ответного поединка на «Энфилде».

Когда в ноябре они играли друг с другом на уровне команд до 21 года, в команде «Ливерпуля» было шесть местных ребят, а центральный защитник Джек Тирни был единственным представителем «Эвертона» из этого района.

Сотрудники обоих клубов делают все возможное, чтобы игра в их академии была не только приятной, но и познавательной. Об этом свидетельствуют истории успеха многих игроков.

Загружаю...

Для жителей Мерсисайда особенно важно, когда игроки приходят изнутри.

 

Автор: Грегг Эванс (источник)

Дополнительные участники материала: Патрик Бойланд

Фото обложки: Оуэн Хамфрис, Ник Поттс, Робби Джей Барратт, Питер Бирн via Getty Images; дизайн: Имонн Далтон

 

Приглашаю в свой телеграм-канал — переводы статей о футболе и порой просто новости и еще много всего интересного!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Живи красным!
Популярные комментарии
vitalis
ну, блин... элементарное знакомство с ситуацией показало бы, что виноваты, конечно, англичане, но там был весь комплекс проблем, из за которых на Эйзеле вообще нельзя было играть. Считать можно что угодно, никто не узнает никогда, что было бы если бы было. С другой стороны, именно случившееся сподвигло англичан создать АПЛ, переделать все главные стадионы на только сидячие и т.д., и т.п.
Ответ на комментарий Шурум-Бурум
Будь я болельщиком Эвертона, я бы люто ненавидел Ливерпуль за то, что его фаны сделали в 1985 - ом на Эйзеле. Сами себе напрочь уничтожили репутацию, так ещё и загубили на 5 лет всякое движение в Англии. Эвертон Ховарда Кендалла 1984-1987 годов был потенциально мощнейшим клубом того времени, в чём - то мощнее Ливерпуля, считаю, был сильнее командной игрой, было меньше ярких звёзд, уровня Раша и Барнса. Но линия защиты была надёжнее и Саутхолл в воротах чудил намного меньше, чем Гроббелаар. Кто знает, чем бы закончился Кубок Чемпионов 1985-1986 если бы от Англии выступал тогда праймовый Эвертон...а тут 5 лет отсидки и уже ни о каких успехах в Европе речи не шло. В том числе Ливерпуль понял это вернувшись в 1991 в Европу. Время старого британского конкурентного футбола ушло в прошлое. Сэру пришлось долго мучаться в Манчестере, что бы слепить что-то победное из Юнайтед.
Шурум-Бурум
Да, Беглин и Хансен снесли Бонека за полтора -- два метра до линии штрафной. А у меня, кстати сохранился номе "Футбол. Хоккея" с отчётом о том финале.
Ответ на комментарий vitalis
я видел эту игру по телевизору - специально ездили в Каунас, где много у кого польское тв тянуло. единственное, что помню, так это пенальти, с которого Платини забил гол, был за фол в метре от штрафной... с тех пор я за Ливерпуль :)
vitalis
я видел эту игру по телевизору - специально ездили в Каунас, где много у кого польское тв тянуло. единственное, что помню, так это пенальти, с которого Платини забил гол, был за фол в метре от штрафной... с тех пор я за Ливерпуль :)
Ответ на комментарий Шурум-Бурум
Это понятно, там такой убитый Эстадио был, что вообще, непонятно, как допустили до игры. Но, видишь, как вышло, скаузеры попали под раздачу сами и всёх подставили. Хотя, финал был очень осторожным по качеству игры, Ювентус просто особо не рисковал, а "красные", такое ощущение, были уверены, что матч им выиграть тупо не дадут. Атаковали, но все время с оглядкой на судью, плюс на 4 -- ой минуте Лоуренсон, один из лидеров обороны вылетел с выбитым плечом.
Еще 8 комментариев
11 комментариев Написать комментарий