Бельгийское трио 80-х, заставившее болельщиков мечтать
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В футболе довольно много романтики. А в футболе прошлого ее еще больше. Вспомним время, когда 2 полуфиналиста Чемпионата Мира под руководством соотечественника заставили болельщиков «Лилля» поверить в завораживающую магию игры.
Жорж Хейленс тренировал первую команду «догов» в течение пяти сезонов (1984-1989). Известный специалист, который держал на протяжении 60 лет на пару с сыном спортивный магазин в Брюсселе, кормивший экипировкой «Андерлехт» и национальную сборную Бельгии, должен был вывести клуб на новый уровень в то время, когда бюджеты французских команд росли пропорционально их амбициям. Прекрасная пора странной финансовой политики и больших надежд.
В 1986 году Жорж собирался покинуть «Лилль» после хорошего предыдущего сезона. По его итогам, «доги» остановились на 10-й строчке. «Монако» был близок к соглашению с Хейленсом:
«Руководство узнало о контакте с «монегасками» и вызвало меня на заседание совета директоров. Мне предложили продление на три года и двух бельгийских легионеров: Ванденберга и Десме. Я подписал контракт в тот же день».
Руководство сдержало обещание, подписав Эрвина Ванденберга в 1986 году. В то время он вызвал немалый ажиотаж своим переходом. «Барселона» предложила Эрвину более выгодный контракт, но он предпочел «Лилль» из-за близости к родной Бельгии. Возможно, местное пиво сыграло не последнюю роль.
Эрвин Ванденберг в то время был на слуху: обладатель «Золотой Бутсы» 1980 года, пятикратный лучший бомбардир бельгийской лиги, финалист Евро-1980, полуфиналист Чемпионата Мира 1986 года, обладатель и финалист Кубка УЕФА в составе «Андерлехта» (в 1983 и 1984 годах). Он вошел в историю бельгийского футбола благодаря голу в ворота Аргентины в матче открытия чемпионата мира 1982 года.
Филипп был в первую очередь известен, как отличный плеймейкер и созидатель. Десме помог бельгийскому «Варегему» завоевать Суперкубок страны и принять участие в полуфинале Кубка УЕФА в сезоне 85/86. Филипп имел репутацию заядлого шутника в родном клубе:
«Я любил разыгрывать: разрезать гетры, мазать сумки вазелином, прятать бюстгальтер в сумку Люки Миллекампа — его жена была в ярости. Бросать его голым в снег на глазах у молодых игроков и их матерей. Я помню, как он кричал: “Впустите меня”».
Филипп Десме присоединился к «догам» чуть позже Ванденберга. Хоть его остроумие практически не увидело просторы севера Франции, зато он отыгрывался на еде:
«Я любил сухари со скумбрией и стейк с чипсами. Но я варьировал: в один день стейк с чипсами, а на следующий — чипсы со стейком. За день до игры я составлял такое меню: в обед — яблочный пирог, вечером — большая пачка чипсов с соусом и кебаб».
Жорж Хейленс позднее вспоминал:
«Нам приходилось присматривать за ним каждый день. Я спрашивал его: во сколько он придет домой, во сколько ляжет спать, сколько пива выпьет. Филипп иногда вел себя, как сумасшедший».
Сезон стартовал сказочно: 12 забитых мячей, добытых бельгийским дуэтом в 10 первых встречах, возвысили «догов» на 5-ю строчку в чемпионате. Болельщики были в восторге, а соперники в ужасе. Эрвину Ванденбергу понадобилось 13 дней или 4 матча, чтобы забить 6 мячей в составе северного гранда. Медиа много говорили о новом взрывном дуэте. Однако, вскоре Эрвин перестал радовать публику результативными действиями. В следующих 28 турах парни настреляли на двоих 9 голов, что впрочем не помешало Филиппу Десме выиграть ассистентскую гонку и занять 7-е место в рейтинге лучших снайперов чемпионата с 13 мячами, по итогам сезона. «Лилль» остановился на 14-й строчке, но смог дать своим болельщикам зрелище.
В сезоне 87/88 дуэт к рождественской паузе отметился всего 10-ю голами. Тогда же, конголезец Гастон Мобати вытеснил Филлипа Десме из стартового состава. Молодой африканец стал новым партнером для Эрвина Ванденберга, продолжавшего показывать высокий уровень. «Доги» закончили сезон на 11-й строчке, упустив возможность войти в топ-10 в последнем туре. Индивидуальные успехи игроков атаки все также вызывали гордость: Эрвин, став лучшим бомбардиром в команде, отметился 11 раз, молодой Гастон Мобати забил 10, а Филипп Десме закончил сезон с 8 голами. «Лилль» продолжал играть в открытый и острый футбол. Было ясно, что следующий обязан стать успешным.
Филипп Десме вернулся в стартовый состав к началу сезона 88/89, вытеснив сильно сдавшего Мобати. По итогам 21 игры дуэт отметится 14 забитыми мячами. Эрвин Ванденберг продолжал блистать: пропустив 7 матчей, игрок набрал 22 балла по Г+П. Выдающиеся выступления позволили закончить чемпионат с показателем 0,7 результативных действий за игру. «Доги» стали 3-ми в списке самых результативных команд в сезоне 88/89. Показательным стал разгром «Лаваля» 8:0 в заключительном туре. Жорж Хейленс в свой последний сезон на севере Франции подарил болельщикам место в десятке лучших: «Лилль» закончил чемпионат на 8-й строчке.
Грустный конец замечательного путешествия
В 1988 году Бернар Гардон стал спортивным директором «Лилля». И, к несчастью, ему не была по душе зарубежная политика клуба. Через год Жорж покинул команду, но не смог смириться с этим за более чем 30 лет, вспоминая каждый раз о своем уходе с горечью:
«Не имея никаких предложений от руководства «Лилля», я связался с Льежским «Стандардом». Президент Девайли был против моего ухода. К сожалению, тогдашний спортивный директор был не в восторге от философии «заграницы». Я забыл его имя (Бернар Гардон), что говорит о том, как мало он меня интересовал»»
В 1989 году Филипп Десме покинул «Лилль» по окончании контракта. Причиной стало отсутствие интереса со стороны руководства клуба и уход Жоржа Хейленса. Игрок позже вспоминал:
«Нам (ему и Эрвину) надоело, что наши усилия сводились на нет трансферной политикой, которая не удовлетворяла желаний тренера. С уходом Хейленса я больше не получал удовольствия от игры».
Эрвин Ванденберг тоже захотел покинуть клуб, но Бернар Гардон заблокировал его бесплатный переход в «Антверпен», несмотря на нежелание бельгийского клуба платить за трансфер. Кроме того, Бернард не стеснялся публично критиковать Ванденберга:
«Эрвин пришел к нам три года назад. Он подписал контракт на 5 лет, а теперь хочет уйти и находит 1000 отговорок, что не делает ему чести. Когда говорят, что у французских игроков нет профессиональной совести — это ничто по сравнению с Ванденбергом».
Атмосфера в коллективе была ужасающей, а Эрвин стоял на своем, демонстративно дуясь на тренировках. Игрок никуда не ушел, но был полностью демотивирован. Талант Эрвина по-прежнему мог приносить результат, но потеря энтузиазма вносила сильные коррективы.
Жорж Хейленс, со своей стороны, продолжал поддерживать контакты с «Лиллем». В 2011 году он, по слухам, стал главой скаутского отдела в Бельгии и Нидерландах. В 2010 он рассказал прессе свое мнение о «Лилле» тех лет:
«Мы всегда хорошо играли против больших команд, но не могли справиться с маленькими. Иначе «Лилль» вошел бы в пятерку лучших во Франции. Мы не попали в Еврокубки, несмотря на победу над «Лавалем» со счетом 8:0. Я помню это, как будто вчера. На стадионе висели баннеры, призывающие меня остаться в клубе, а президента — уйти в отставку. Я до сих пор благодарен болельщикам за их огромную поддержку».
«Лилль» мечтал стать чемпионом в 80-х, но оставил фанатам небольшую горечь несбывшихся амбиций. Так или иначе, те 3 года в исполнении бельгийского трио останутся в истории. Эрвин Ванденберг и Филипп Десме забили 60 голов в Лиге 1 (21 в сезоне 86/87, 19 в 87/88, 20 в 88/89) — одна из лучших связок в истории команды. «Доги» были в числе лучших по качеству игры, но до Олимпа не хватило пары шагов.
Телеграм: @Lille_Metropole