Почему погиб «Пахтакор»: три основные причины

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

11 августа 1979 года произошла третья авиатрагедия советских времен, связанная со спортивными командами. После гибели хоккейной команды ВВС (1950 год) и женской баскетбольной молодежки (1973 год), разбился футбольный «Пахтакор». Вспоминаем о той трагедии, ее предпосылках и последствиях.

«Пахтакор» бы выжил, не увеличь федерация футбола число команд в высшей лиге

В 1978 году федерация футбола СССР решила увеличить количество команд в сильнейших лигах. Таким образом, высшая лига увеличилась с 16 до 18 команд, а первая с 20 до 24.

Любопытно, что увеличить высшую лигу до 18 команд могли еще в 1977 году, когда «Спартак» вылетел в первую лигу. Когда председатель футбола СССР Анатолий Еремин пришел за советом к руководителю спорткомитета Союза Сергею Павлову, тот ответил, что «Ты начальник Управления футбола, тебе и решать. Скажешь – хоть завтра увеличим число участников чемпионата до 18 команд, и никаких проблем!» В итоге Ерёмин получил разрешение от Леонида Брежнева о возможности личного принятия решения, и оставил всё как есть.

Загружаю...

Если бы высшую лигу увеличили до 18 команд еще в 1977 году, то там остались бы московский «Спартак» и минское «Динамо», история советского футбола пошла бы по другому вектору, и пахтакоровцы остались бы живы.

Совершенно очевидно, что решение об увеличении команд принималось спонтанно и необдуманно. Как доказательство: первая лига, в которой играет 20 команд. В 1977 году оттуда вылетает три коллектива, и вместо них из второй лиги заходят три команды, победившие в своих Зонах (их всего шесть), а также в стыковых матчах. Тот же «Янгиер» проиграл стык краснодарской «Кубани». По итогам 1978-го снова проводятся стыки, в которых победили харьковский «Металлист», пермская «Звезда» и «Спартак» из Нальчика. Но и они, и уступившие им в стыках «Факел» из Воронежа, «Трактор» из Павлодара, «Алга» из Фрунзе, получают путевки в первую лигу. Тем самым, первая лига увеличивается с 20 до 24 команд. Если бы это решение было принято изначально, то не было бы никакого смысла проводить стыковые матчи, последний из которых датируется 15 ноября.

Если бы в высшей лиге 1979 года осталось 16 команд, как и ранее, пахтакоровцы остались бы живы.

В 1978-м в первую лигу вылетел днепропетровский «Днепр», вместо него лигой выше поднялись куйбышевские «Крылья Советов», ростовский СКА и минское «Динамо». Причем, минчане добились повышения в классе разгромив дома в последнем туре львовские «Карпаты» со счетом 3:0, и опередив их на одно очко — 53 против 52. .

В высшей лиге было слишком много команд с Украины

«Карпаты» тренировал Иштван Секеч, вспоминавший, что в этой игре поначалу не засчитали гол Степана Юрчишина, затем судья назначил пенальти, реализованный Александром Прокопенко, и удалил всё того же Юрчишина. «Белоруссия тогда отмечала какой-то юбилей, и союзная федерация хотела подарить местному «Динамо» место в элите. Судья Пономарев из Кишинева на 12-й минуте назначил сомнительный пенальти в наши ворота. Мы окружили арбитра, кто-то матом его послал. Пономарев разворачивается и мне красную карточку. Хоть я и слова не сказал», – это воспоминания Юрчишина.

Загружаю...

«Чиновник из Федерации футбола уговаривал меня, дескать, на будущий год ваша очередь...», — сетовал Секеч. Чиновников, кстати, можно понять. В высшей лиге в 1978-м было пять команд с Украины из 16, в целом. Да еще и во Львове наблюдалась турбулентность, когда многолетний главный тренер Эрнест Юст покинул команду по собственному, а Секеч пришел только в сентябре. Авторитет его перед тренером конкурентов Эдуардом Малофеевым был заметно ниже, и всё бы ничего, вплоть до «странного» судейства Юрия Пономарёва, которому исполнялось 50 лет, и это был его последний сезон со свистком. Удобно назначать такого судью которому никакие дисквалификации не страшны.

Если бы минчане не перешли в высшую лигу, пахтакоровцы не полетели бы 11 августа в Минск, и остались бы живы.

Правда Людас Румбутис из минского «Динамо» «алаверды» к претензиям львовян добавил, что у тех был невероятный административный ресурс, и с «Жальгирисом» они договорились, что если им понадобится победа в Вильнюсе, то они ее получат. Минск задействовал сотрудников по «динамовской» линии, которые задержали человека с крупной суммой денег. Не получивший от «Карпат» денег «Жальгирис» уперся, позволив львовянам сравнять счет только перед финальным свистком. И это потерянное «Карпатами» очко, оставляло Минску шанс на выход в высшую лигу. Что и случилось. Но знали бы посетители минского стадиона «Трактор», устроившие импровизированное файер-шоу из горящих газету, что выход их любимой команды в вышку это еще и очередной шаг к последующей гибели 17 пахтакоровцев. Защитник минчан Сергей Боровский вспоминал, что «Чувствовал себя как-то неловко. «Пахтакор» летел ведь именно к тебе. Получается, если бы игра проходила в другом городе, то и трагедия, возможно, не произошла бы».

Загружаю...

Уже на следующий сезон «Карпаты» катком проехались по турниру первой лиги, набрав на 8 (!) очков больше, чем серебряный призер — краснодарская «Кубань».

Если бы в высшую лигу 1979 года поднялись «Карпаты», пахтакоровцы остались бы живы.

В календаре трагического сезона отсутствовал квалификационный турнир для олимпийской сборной СССР, как хозяйки Олимпиады-1980. Ранее, на Олимпиаду 1976 года наша команда пробивалась, играя отборочный турнир. Туры футбольного чемпионата из-за этого не переносились, более того, два матча состоялись аккурат в дни игр олимпийской сборной, но кто знает, каким бы был календарь, в случае если бы советским футболистам потребовалось отбираться на Олимпиаду?

Если бы в 1979 году в программу Спартакиады народов СССР не вернули футбол, если бы олимпийская сборная СССР играла отборочные игры, то пахтакоровцы остались бы живы. Просто потому, что в чемпионате был бы совсем другой календарь, и не надо было бы 11 августа садиться в «обреченный самолёт».

Не случись всего перечисленного... Увеличение количества команд, либо это увеличение произошло годом ранее.... Повышение в классе минского «Динамо»... Возвращения футбола в программу Спартакиады... Футболисты просто не сели бы в тот злосчастный самолет, который столкнулся в небе с другим, под командованием пилота А. ТАРАНенко (выделено автором). Пахтакоровцам просто не надо было бы лететь 11 августа в Минск.

Трагедия в небе над Днепродзержинском (С 2016 года переименован в Украине на Каменское) как автогеном разрезала футбольный сезон 1979 года. Не только 17 представителей футбольного клуба из Ташкента «обстоятельства непреодолимой силы» затащили в салон самолета. Трагично выглядит судьба двух братьев, которых разлучила Великая Отечественная война. Три с половиной десятка лет они искали друг друга, и выяснили, что один жил в Польше, другой в Фергане, где они и встретились, после чего решили полететь через Минск, на место жительства второго из братьев, и побывать в Польше. То есть, в том самолет фактически был и гражданин Польши. Среди погибших были влюбленные, которые летели из Ташкента, где жили родители невесты, в Минск, знакомиться с родителями жениха.

Загружаю...

Что произошло в день трагедии и после нее

В день катастрофы «Пахтакора» внимание болельщиков было занято финалом Кубка страны, в котором московское «Динамо» по пенальти проиграло тбилисскому. Это уже второй подряд проигрыш по пенальти, после того, как годом ранее динамовцы уступили в серии 11-метровых австрийской «Аустрии» на стадии полуфинала Кубка Кубков. Тогда отличились Зураб Церетели и Андрей Якубик. Среди не реализовавших 11-метровый в московском финале был Алексей Петрушин, вскоре все трое перейдут в «Пахтакор». Кстати, в полуфинале москвичи с Петрушиным и Якубиком только в дополнительное время одолели «Карпаты» Иштвана Секеча 2:1.

В Минске всё было готово к матчу с «Пахтакором», в том числе и напечатанные программки, которые затем сняли с продажи, как и билеты на игру, и оперативно уничтожили. Но немногочисленная часть успела уйти в продажу, и любители спорта их сохранили. Купленные на матч билеты стадион решил не возвращать, позволив по ним пройти на матч следующего тура, 17 августа с ленинградским «Зенитом»,

С годами кажется, что после гибели «Пахтакора» главным тренером можно было бы назначить Юрия Пшеничникова, но он на тот момент был в Лаосе, тренируя там команду «Контхаб».

Загружаю...

Ташкент и Татарстан в августе 1979-го «сроднила» одна беда. Как впрочем, и спасения, подчас такие же неожиданные, как в случае с футболистами «Пахтакора». Если говорить о беде, то казанский журналист Евгений Макаров отметил, что «мы ничего не писали про авиакатастрофу «Пахтакора», несмотря на то что там погиб воспитанник казанского футбола Александр Корченов. Все-таки были определенные требования цензуры». А 29 августа, спустя 18 дней, потерпит катастрофу под Кирсановом, Тамбовской области, самолет Ту-124, летевший по маршруту Одесса-Киев-Казань. Погибли все находившиеся на борту 63 человека, крупнейшая катастрофа в истории самолета этой марки. Среди них Бэлла Гальцева и её 13-летняя дочь Ольга, члены семьи нынешнего президента БК Евгения Богачева... Значительно позже команду Богачева будет тренировать ташкентец Евгений Коваленко.

У Минска свои потрясения и трагедии. 24 августа, забив свой последний гол в карьере, уйдет из футбола Анатолий Байдачный. Ему не повезло все с тем же «Спартаком», которому минчане уступали 0:1, на 57-й минуте Байдачный размочил счет, на 59-й был заменен Людасом Румбутисом. Команда Константина Бескова, у кого в московском «Динамо» Байдачный начинал карьеру в команде мастеров, её же и прекратила в 26-летнем возрасте.

Беда не приходит одна. Минское «Динамо» косвенно принявшее участие в трагедии «Пахтакора» в конце сезона 1979 году само сталкивается с гибелью людей на футболе. Это 28 тур, домашний матч с московским «Динамо» 2:3, который проходит на небольшом (25 тысяч посадочных мест) стадионе «Трактор» поскольку главный стадион Минска на реконструкции перед Олимпиадой. Матч с московскими динамовцами начинается автоголом Александра Бубнова, продолжаясь хет-триком Валерия Газзаева, а заканчивается давкой, в которой по разным сведениям погибли один (четыре человека), и получили повреждения 12 (по другим данным 30 человек).

Загружаю...

P. S. То, чего на белом свете вообще не может быть. Изучая историю «Пахтакора», в частности, и прошлое спорта, в целом, можно узнать много чего интересного. 3 сентября 1968 года стрелки сборной СССР находились на предолимпийском сборе, готовясь поехать на Олимпиаду в Мехико. И вот на тренировке пулевиков в тире пистолетчик Игорь Бакалов из Минска застрелил стендовика (упражнение скит) Евгения Кондратьева из Ташкента.

Кондратьеву на момент смерти было 22 года. Другой стендовик из Ташкента Рустам Ямбулатов пришел в стрельбу примерно в его годы, тем не менее, стал членом сборной СССР, и на Олимпиаде в Москве-1980 завоевать серебряную медаль на стенде (упражнение трап).

11 августа 1979 года примерно в 800 километрах от места падения самолета, в Брянске будет казнена Анастасия Макарова, она же Тонька-пулеметчица, военная преступница и серийная убийца. Погибнет шашист Семен Корхов, про смерть которого сказано, что трагически, правда, «в день какой неведомо». Можно допустить, что он был в одном из двух самолетов, потерпевших крушение. Три дня спустя которого покончит жизнь самоубийством 47-летний Михаил Огоньков, один из участников уголовного дела об изнасиловании с участием Эдуарда Стрельцова.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Великий спорт времен СССР
Популярные комментарии
and_ru
Спасибо, интересно написано.
1 комментарий Написать комментарий