Виды аэростатов: рекорды, гонки и воздухоплавательный спорт

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

По запросам куратора Прожектора и первых читателей блога продолжаем образовательную миссию в сфере воздухоплавания на Спортсе. В пилотной публикации автор питал надежды на вопросы о соревновательной составляющей, однако они почти не оправдались. Сейчас у нас началось продолжительное турнирное межсезонье, а значит, мы можем не уповать на репортажи, спорт и соревнования, начнем наращивать массу и ставить базу.

NB! Автор блога не является пилотом, не проходил соответствующее обучение. Имеет большой практический опыт в командах подбора аэростата. Поэтому формат «для чайников» – то что надо!

2015, Великие Луки, 20-я Международная Встреча воздухоплавателей и 21-й Чемпионат России по воздухоплавательному спорту (фото из архива автора)

Аэростаты, если обратиться к энциклопедиям, это «летательные аппараты легче воздуха». По способам достижения этой задачи они делятся на три вида: тепловые, газовые и комбинированные.

Тепловые аэростаты (монгольфьеры) – самые распространенные в «быту» и мире спорта воздушные шары. Со времен их первого появления в 1782 году глобально ничего не изменилось (история их создания заслуживает отдельной статьи). Теплый воздух в оболочке из-за разницы температур внутри и снаружи устремляется вверх. Братья Монгольфье использовали смесь шерсти с мокрой соломой, чтобы наполнить свой аэростат. Сейчас используется газ (смесь пропана и бутана), который подается в блок газовых горелок. Именно на монгольфьерах проходят все массовые воздухоплавательные фестивали, на них же проводятся соревнования знакомой всем иерархии: Чемпионаты стран, континента, мира и даже аналог воздушной Олимпиады.

Загружаю...
Международная Встреча воздухоплавателей в Великих Луках и Чемпионат России по воздухоплавательному спорту 2023 (Фото: Евгений Вендт)

Газовые аэростаты (шарльеры) – подобные воздушные суда имеют герметичную оболочку и заполняются газом легче воздуха и их смесей. В августе 1783 года французский изобретатель Жак Александр Шарль успешно испытал свой аэростат, наполненный водородом. Именно на газовых аэростатах проходит легендарная гонка на Кубок Гордона Беннетта (история турнира с более чем 100-летней историей также достойна отдельной статьи). Задача аэронавтов «проста» преодолеть наибольшее расстояние. Мешки с песком, как способ подняться выше, как в старых добрых фильмах. Кстати, внешний вид газовых аэростатов за 100 лет глобально тоже не изменился.

Кубок Гордона Беннетта 1907
Кубок Гордонна Беннетта 2007

КОМБИНИРОВАННЫЕ АЭРОСТАТЫ (розьеры) – воздушные суда, которые поднимаются в воздух благодаря сочетанию двух принципов: нагретого воздуха и газа (смеси газов), который легче воздуха. В таких аэростатах используются две оболочки, что отличает их от других типов воздушных шаров. Этот принцип был разработан французским физиком Пилатром де Розье, его конструкция аэростата включала в себя верхнюю сферическую оболочку, наполненную водородом, и нижнюю цилиндрическую оболочку, заполненную горячим воздухом.

На аэростате подобного типа в 2016 году Федор Конюхов поставил абсолютный мировой рекорд наименьшего времени кругосветного полета (272 часа и 11 минут). Конечно, это тоже отдельная история. По мотивам этой экспедиции снят художественный фильм «Повелитель ветра».

Загружаю...
Аэростат «Мортон». https://www.flightradar24.com/data/aircraft/ra-2900g

Продолжаем задавать вопросы в комментариях и выбираем, что из выше анонсированного интересно в первую очередь. Чистого неба и воздушного шара над головой!

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Воздухоплавание на Спортсе
Популярные комментарии
KeKa
А из каких материалов делают оболочку аэростатов?
Дмитрий Иванов
В большинстве случаев оболочки изготавливают из полиамидных или полиэфирных тканей. В России их обычно называют капрон и лавсан. Для создания нижней части оболочки используют негорючие ткани. Из того, что у меня на слуху номекс.
Ответ на комментарий KeKa
А из каких материалов делают оболочку аэростатов?
monalasha
Здравствуйте! Может, немного не по теме вопрос, но раз уж представился случай задать на спортсе, то почему бы и нет)) Как Вы, уважаемый автор, смотрите на коммерческое использование аэростатов в подъёме на тросе? Есть у меня на малой Родине достопримечательность - магнит для туристов, там каждые выходные автомобилей по тысяче штук в день приезжает, плюс народ на автобусах возят. Поток просто бешеный. Вот думал купить аэростат поднимать людей для души. Ну и заработать можно попробовать немного. В принципе, даже новый воздушный шар не таких уж неприподъёмных денег стоит. Б/ушку вообще недорого можно взять. А пофоткаться на фоне замка в аэростате точно отбоя не будет, фоточки-то бомбезные с него получатся. И квадрокоптер есть, снимать можно дополнительно. Извините, что не по теме. Очень интересно мнение со стороны от разбирающегося человека. И ещё, спасибо за блог! Буду следить, удачи!!
Еще 3 комментария
6 комментариев Написать комментарий